В защиту средних рядов

Вадим Чернов 3
...Пусть нет звезды тусклее, чем у них,
Уверенно дотянут до кончины -
Скрываясь за отчаянных и злых,
Последний ряд оставив для других -
Умеренные люди середины...

...Ах, славный полк!.. Да был ли славный полк,
В котором сплошь одни головорезы?!

                В.С. Высоцкий
 


        Строки из песни Владимира Семёновича Высоцкого приведены здесь не в качестве эпиграфа, ибо идея в предлагаемом тексте противоположна той, которую вложил в своё произведение великий (не побоюсь этого определения) автор, творчество которого я ГЛУБОКО УВАЖАЮ и ПОЧИТАЮ. Вместе с тем, я не могу согласиться с его точкой зрения, в которой высказывается сожаление по поводу умеренности – и даже её подспудное обвинение, за её живучесть. В то же время мне не хотелось бы, чтобы моё несогласие воспринялось читателем, как использование имени замечательного поэта в меркантильных целях. Это обыкновенное, рядовое возражение в извечной дискуссии, которая, возможно, от сотворения мира ведётся убеждёнными, в чём-то, людьми. Убеждение – не константа: оно может измениться, если человек не одержим фанатизмом; но для этого должны быть приведены ВЕСОМЫЕ доводы.


Историею славного полка,
Талантливо поведанной поэтом,
Кто слышал, тронут был наверняка,
Не допуская мысли, что при этом,
        Бегущих вспять, отнюдь не молодцы
        Расстреливали в спины без ответа.
        Погибли под картечью храбрецы,
        А выжившие, – пусть не подлецы, –
        Но, в общем, так себе – ни то, ни это.
Унижен, кто не храбр, – в который раз;
В который раз отваги пыл прославлен…
И вспыхивает жертвенный экстаз
От спичек, точно выверенных фраз,
А тем, кто в середине – счёт предъявлен.

Трудней всего презреть не смерть, но ложь.
В запале боя умереть не сложно,
А вот отвергнуть "честь" идти под нож
Для многих оказалось невозможным.
        Хотя мы все умрём, когда-нибудь,
        На жертвенность пора вводить цензуру.
        Обманутых же, не в чем упрекнуть –
        Кто принял залп в восторженную грудь,
        Кто плоть свою швырнул на амбразуру.
"Не сотвори кумира" – сей завет
Начертан в Книге Вечной не напрасно.
История предшествующих лет,
Дала нам недвусмысленный совет –
Фетиша быть рабом, всегда опасно.

Но что для нас старозаветный стих? –
Замшелый образ канувшего мира.
По-прежнему опознаём "своих"
В контексте их служения кумиру.
        Что толку в том, что враг надменный бит,
        Что толку от поверженной твердыни,
        Когда победа тлением смердит,
        Когда внутри людей огонь горит
        Не разума, но суетной гордыни?
Мы щедро храбрым воздадим хвалу,
Что в брани подвизались на пределе;
Оставшихся у смерти на балу
Возвысим, но презренье и хулу –
Не проявившим рвенья в ратном деле!

Умеренных – их в этом нет вины –
Природа создала не для примера.
Они – хребет, и как хребет нужны
Утратившим в горячке чувство меры.
        И бренный мир не вылетит в трубу:
        Без внешнего эффекта, из трясины,
        Героев, трусов, – закусив губу, –
        Всех вытащат на собственном горбу
        Уверенные люди середины.
Звезда их не блестит, – что спорить зря?
Стезя их – осторожность и терпенье.
Но – их невыразительность коря –
Мы существуем им благодаря:
Мир держится на них от сотворенья.

Пока в душе не скалит зубы волк,
Сочатся болью совести порезы,
Не быть нам сформированными в полк,
В котором сплошь одни головорезы.

                23.01.07. Кл. Анмандыкан