Александра Инина. Обзор стихов-победителей 235-239

Семь Дней 3
Александра Инина. Страница на Стихи.ру: http://www.stihi.ru/avtor/cln15

1. Василий Толстоус "Приходит бархатное время..."
http://www.stihi.ru/2016/11/16/12278

«Тем кто любит колбасу и политику лучше не знать как их готовят» (с.)  Согласна с фразой «и нет судьбы и нет управы на тех, кто болен головой», она понравилась. Остальное можно трактовать в любую сторону и только Аврора в конце дает понять где же относительно политической баррикады находится автор. Не нравятся фразы «понял кое-что о смысле времен, зовущих в палачи» (такое загадочное кое-что…то, что зовут в палачи видимо недостаточный аргумент.. есть еще в этом некое кое-что)), «переполненные выси набиты теми, кто молчит» (не дай бог разверзнутся.. да простит меня автор..  но чересчур гротескно), «сдавив завистливостью взора готовит петлю каждый гном» (гном здесь семантически чужд и также чрезмерно гротескно).

***             
Приходит бархатное время
и руку на сердце кладёт.
Оно неласковое с теми,
кто птицей рвётся из тенёт,
кто понял кое-что о смысле
времён, зовущих в палачи,
ведь переполненные выси
набиты теми, кто молчит.
И нет судьбы, и нет управы
на тех, кто болен головой.
Исчезли те, что были правы,
а кто уехал – тот живой.
Сдавив завистливостью взора,
готовит петлю каждый гном.
Одна надежда, что «Аврору»
ещё не отдали на слом.

2. Елька22 Бисса  http://www.stihi.ru/2016/12/02/5768

Сама идея мне понравилась. Начало не очень хорошо. Звезды – уже умножение сущностей. И почему странных?  Почему мир качнулся? Да, додумать можно – кто-то хотел быть выше, но как-то надо точнее провести линии – должны не требовать.. но… и мир не устоял. Концовка на «отлично». Хотелось бы и все остальное увидеть дошлифованным до «отлично» )

Был мир бесхитростен и прост,
как чистый лист бумаги,
парил союзом странных звёзд:
слона и черепахи.
   
Не важно, кто на ком стоял,
и кто был ближе небу,
переплетясь во всех слоях,
владычества не требуй.
   
Качнулся мир, не устоял,
простое стало ложным,
разбилась чаша бытия,
а повод был ничтожным.
   
Мой слон посудный,
без тебя
застыла черепаха
…стекало время за края
и падало с размаха.

3. Владимир Узланер. Письма http://www.stihi.ru/2016/11/14/12270

Нежное и лиричное  стихотворение, но в поэзии тавтология еще вреднее чем в прозе (письма, записки). До рефрена не дотягивает – то письма, то записки. Сбои ритма, из зеленых и синих – сарафан, из красных платье…. Город, шелест голоса, платье, смех – умчался как поезд скорый? Последние две строчки хорошие.
Ты ушла, но остались письма...
Много писем из дальних мест,
Нежных слов паутинный бисер,
И "прости", как прощальный жест.

В осень вышел я, там - вместо листьев
Наших писем валил листопад,
Разноцветный, в морозной выси,
Только выбыл их адресат.

Из записок зелёных и синих
Ветром выткался твой сарафан,
Тот, который так часто носила,
Но чей образ истлел и пропал.

А из красных был выстроен город,
Шелест голоса, платья, смех,
Но умчался, как поезд скорый
Вместе с ветром прошедших вех.

А слова превратились в пунктиры,
Их уже никогда не прочту.
Эти письма - заплатки мира,
Заполняющие пустоту.


4. Василий Толстоус. "В седьмом поту даётся хлеб насущный..."  http://www.stihi.ru/2016/12/04/12771

Все, что нам надо знать о реках здесь есть)  Но у вредного редактора по течению повествования возникают вопросы..  Стоит ли идти, если зовет река из мелей и излучин? Гонит нужда по такой реке.. может быть?  И берега в скалах.. и мели и излучины – и по этому мчатся ковчеги.. вереницей. По мелям …. По мелям далеко не умчатся. Конфигурация начавшаяся после омутов канувших времен озадачивает. Они надеются, что то, что они куда-то несутся – это марево и сон и оно закончится, а то, что они донесутся куда-то вдруг окажется не сон… При этом «утихнет зов на поиски сокровищ» Вот с сокровищ и надо было начинать..  манили-то сокровищами выходит, а не мелями и излучинами. И при чем тогда Ной, который спасал себя и зверей и никаких сокровищ не жаждал? Но читаем дальше и узнаем, что пока другие рыщут в океанах, один из каравана бросит швартовы и поднимет стяг в некоем месте Почему в этом непонятно.. но там где рыщут другие точно туманы и дожди. Что там где мы пристали – неизвестно. Хлеб вырастим – узнаем).   Ладно… Эпичное произведение)
***
В семи потах даётся хлеб насущный –
в краю, где сушь и в скалах берега.
Зовёт река – из мелей и излучин –
стремиться вслед за долей наугад.
И вижу я: в ковчегах, как при Ное,
мы сквозь года, без карт и якорей,
несёмся, заколдованы судьбою,
предсказанных не ведая путей.
Ковчегов наших мчится вереница
над омутами канувших времён,
с надеждой, что, мол, это только снится,
закончатся и марево, и сон,   
что не затихнет бег уставшей крови,
неведомыми силами заклят,
умолкнет зов на поиски сокровищ,
и явится надёжная земля.
Пока другие рыщут в океанах,
где берега в туманах и дождях,
пусть наш ковчег, – один из каравана, –
швартовы бросит и поднимет стяг.
А чем страна отысканная лучше,
и выдастся ли родины милей –
поймём, когда разломим хлеб насущный,
что вырос на освоенной земле.

5. Михаил Эндин "Планета крутится..." http://www.stihi.ru/2016/12/02/8244

«Планета вертится.. круглая.. круглая.. (с.)))
Крутится кругла режет слух.
Куда? Вокзал – не хорошо. Они тут лишние, особенно неуместны после «загнав такси» Диалог с таксистом априори перед поездкой, не после того как «загнав».
И еще одно место не нравится – про полустанки. Оно слишком общее.
В остальном хорошее.

Планета крутится, кругла,
вокруг своей оси.
А я спешу, почти загнав
вечернее такси.
«Куда?»...«Вокзал!»...мой поезд скор
и рвётся сгоряча
бежать, лететь во весь опор,
на стыках грохоча.

Планета крутится, кругла,
вокруг своей оси.
А за окном — ночная мгла
и мрак на небеси.
И только искрами огня
мелькает резкий свет
на полустанках, где меня
и не было, и нет.

Планета крутится, кругла,
вокруг своей оси.
Я из вагонного угла
бегу почти без сил.
Твоё окно...входная дверь,
как точка на пути,
и что-то главное теперь
должно произойти.

Недаром столько вёрст назад
я начал этот путь
затем, чтобы в твоих глазах
сегодня утонуть.
...а дождь стекает со стекла
в предутреннюю синь...
Планета крутится, кругла,
вокруг своей оси.

6. Узланер Владимир. Снеговой шар http://www.stihi.ru/2016/12/07/9786

Было бы хорошее стихотворение, если бы не трагифарс в начале и неточности по ходу текста.
Он помнит снег, в конце снег позабыт. Снег нельзя отнести в категорию позабытого так как старик о нем помнит. Зрительно я представляю – антикварная игрушка, шар с домиком и снег. И в этой сфере позабыт старик. И идет снег. Если позабыта сама игрушка, то позабыта вся маленькая планета, а не только он и снег.
........Никого не будет в доме,
 ........Кроме сумерек. Один
........Зимний день в сквозном проеме
........Не задернутых гардин.
 ...................Борис Пастернак

Завывает, завывает предвечернею порой.
В самой сказочной избушке - наш несказочный герой.
Сколько помнит: снег - от века, без начала, без конца.
От младых ногтей Вселенной, сотворения творца.

А снежинки будто смотрят в щели сомкнутых гардин,
В горечь недопитой водки, недоеденных сардин.
И щебечут, и смеются над безумным стариком,
Что живёт здесь неприкаян, ни при деле, ни при ком.

Вышел он во двор, шатаясь: Сколько баллов за 'бортом'?
И ловил снежинки, щурясь, старческим беззубым ртом.
Здесь, на маленькой планете - позабыт и он, и снег.
Антикварная игрушка, погребённый дом и век.

7.Владимир Узланер. Воспоминание о музыкальной школе

http://www.stihi.ru/2016/11/15/7660

Добротное стихотворение, не на отлично, но на твердое четыре (нет ярких образов, повествовательность). «за крутящимися табуретами» ? И ломка голоса выделена.. словно это самое основное достижение.
Я услышал за чьими-то окнами звуки сольфеджио,
Там кому-то отстукивал такты учитель насмешливо.
Та-ра-ра-ра-ра-ра - вёл учитель и ритм, и мелодию.
Помню - как я старался понравиться их благородию.

Там по нотам ступают (мои, может?) пальцы неспешные,
Спотыкаясь, наощупь, барьеры беря неизбежные.
Мир нетвёрдых ударов по клавишам, робкого пения!
Неизбежные выкрики старших на будущих гениев.

Здесь рождаются в нотах фальшивых, в поту, в дисгармонии
Концертины, этюды, прелюдии, фуги, симфонии!
А суровые дяди с портретов глядят кабинетные,
Мы - негнущиеся за крутящимися табуретами.

Мы менялись не только в душе, мы прошли ломку голоса -
На щеках - первозданная мягкая стелется поросль.
Это месиво, варево непостижимо сакральное!
Мне случайно припомнилась школа моя музыкальная.

8.Владимир Узланер. Возрастное http://www.stihi.ru/2016/12/14/6796

Хорошее стихотворение примерно того же уровня, что и предыдущее.  Скорее не конкурсное, для ближнего круга. Лучшее - второе четверостишие. В первом и третьем на мой вкус пафоса многовато.

.................. Хорошо быть красивыми, быстрыми
.................. И, кострами дразня темноту,
.................. Любоваться безумными искрами,
.................. И как искры сгореть -- на лету!
.................................... М.Цветаева

Кто сгорел, тот навеки останется
Молодым - и о том не жалей!
Ведь за ними божественный тянется
Столько лет искры тающей шлейф.

Хорошо разбазаривать глупости,
И смеяться над болью в боку,
И над чьей-то хрустальною хрупкостью,
И вовек не изведать тоску.

Вы, ушедшие в вашем величии
В том далёком своём далеке,
Стали вспышками памяти, притчами,
Светлячками в увядшей руке.

9. Ольга Королева. Каморка Лешего http://www.stihi.ru/2016/12/14/8234

Замечательное стихотворение. Индивидуальное, живое, в меру детализированное и выдержанное в рамках своего стиля. Отлично. В конце детали собираются в образ, прямо о котором не говорится ни слова. Прекрасно.
Тайно глянуть к Лешему в окошко –
Месяц поднырнул под облака;
Около печи горшкам и плошкам
Высветил округлые бока;

Вызревшей рябины тронул кисти,
В кадку дождевую бросил блик;
Сдвинул горстку плавающих листьев,
Свежею водой обрызнул лик.

Леший встал с печи, пошел сутулясь;
Зашуршал в дремучей кладовой;
Кринку с медом вытащил и туес
С розовой мукой берестяной;

Тесто замесить позвал два ветра,
Зерна подсыпая и траву
(Месяц соглядатаем при этом
В кадке оставался на плаву);

В погребе, упавшей веткой треснув,
Мшистою рукой открыл сундук:
Вырвался туман, поплыл над лесом
Чистым рушником из слабых рук.

Вскоре испеченным караваем
Красно стало устьице печи:
Ринулись – от края и до края –
По каморке Лешего лучи.


*Мутовка - лопаточка, палочка с кружком или спиралью на конце, служащая для взбалтывания или взбивания(жидкостей, муки с водою или молоком и т.п.).

10. Николай Бошинцев "Читали ль вы" http://www.stihi.ru/2016/12/14/5820

         )) Прелестно. Одна поэтесса была дальнозорка, нетбук тормозил  , а стихов до черта
Но все же прочла лонг от корки до корки и за откровенность влепила пятак)

           Жеманная дама была близорука,
            Она не читала стихи с ноутбука.

            Печальный парнишка в потёртом плаще
            Печатных стихов не читал вообще.

            Всклокоченный пёс и андроид из стали,
            Наверное, вовсе стихов не читали.

            А я, многомилие строк прочита,
            Понять в этом мире не смог ни черта.

11. Ольга Домрачева юдищноеhttp://www.stihi.ru/2016/12/11/7682

Можно сказать, что отличное… ) но мне не нравятся мальвовые глаза..  но их можно потерпеть) Озноб выписан мастерски.
дня за пазуху припрятав цветик аленький,
ходит вечер по округе в белых валенках –
пляшут снежные бесята
в глазах его мальвовых.
ступает мягко,
но с каждым шагом
заползает десятая…
сотая мышь сомнения в твоё сердце.
а вечер поёт, протяжно, метельно:
нааастенькааа, гдеее же тыыы,
гдееетыыы?
идииизимовааать со мнооой…
оправдываешься: нет, нет,
не настенька я – зина, валюша,
или ещё кто,
может быть поля...
да юдищу, в общем-то, всё равно.
и сто двадцать шестая мышь /жаба, змея ли/
тебя изнутри душит,
сердечные обитатели когтями колют,
вьются,
раздвоенными языками жалят.
падаешь в бездну,
опустошённый, чумной,
безвольный.
стонешь: маттушкка, баттюшкка...

открываешь глаза – в квадратах оконных блюдец
остывает парное молоко субботнего утра.
в чашке дымится духмяный травяной отвар –
муж добавил в него мёд.
подносишь к губам, вдыхая аромат,
думаешь: любит…
пить минуты мелкими глоточками,
и то, что с вечера в тебе бесновалось, болело –
заживёт.



12. Ольга Домрачева. время глухих снегов http://www.stihi.ru/2016/12/22/4748

Здравствуйте рыбы) Я уж думала как же это так? Ан нет.. рыбы форева) Но стихотворение замечтальное. Противопоставление маленького и теплого живого холодной безликой толпе/зиме
время глухих снегов, зыбучих ночей
зря воробей-беспризорник пытает чья ты
ты чей
мимо плывут человеки плотва плотвой
носят по силе боль и по слуху вой
под чешуёй холодны случайны


зреет на черной ветке
кромешный день
плачет по-детски
взбалмошный воробей
че;ййачейчей
чейчеййа;


падает
тонет тихо созревший плод
только плывет куда-то
сумрачный город-плот
где поджимая лапки
под крышей глухой зимы
птаха канючит: чьи; мы,
чьи мы; чьи мы;


13. Светлана Илларионова - скала - http://www.stihi.ru/2016/12/22/10012

Когда знаешь автора и знаешь на что он способен невольно в лонге сравниваешь его стихи не со стихами других авторов, а с его же стихами. Моя беда в том, что я читала стихотворение про засолку огурцов и это – высший пилотаж. Вот это конкретное – не конкурсное стихотворение. Оно много говорит мне, но должна ли я выносить это всем? Я не знаю. Когда геолог говорит я – скала. Это совсем не то что поэт говорит я – скала. Вынос мозгов чужероден.
Господи, я – скала. Много веков назад
мною владел страх: как там, на небесах?
Бился в висок пульс рвущейся изнутри
боли. За упокой чаячий хриплый крик.
Это вынос мозгов. Господи, помоги, –
вены забила кровь, пазлы сложились вкривь.
Выгнуться силы дай, смерти смотря в глаза,
пустит побеги пусть выжившая лоза.
Дождь от земли – вверх, радугой над холмом.
Ветер уносит прочь гор поминальный звон.
Стелет туман канву будущих строк и строф.
Кто-то средь них найдёт след неземных миров.
Камня не оброню лишнего на пути.
Благоволи спасти место, где я плюс  ты.

14. Алекс Трудлер. "Господин можжевеловой бури" http://www.stihi.ru/2016/12/22/6142

Легкое и прозрачное, можно даже сказать – слегка легкомысленное)) в начале и в конце проявляющее контрастную глубину.  Отличное стихотворение.
Господин можжевеловой бури,
повелитель черничных тревог,
ты всегда благосклонно нахмурен,
если непредумышленно строг.

По окраинам мира, с печалью
рассовав по карманам следы,
ты спешишь за малиновой далью
в заповедный притон чехарды.

Канарейку сжимая в ладони,
черепашку вертя на весу,
от невидимой глазу погони
ты уйдёшь в двадцать пятом часу.

И поднимется миростроитель,
а за ним легконогая лань,
чтобы добрый и ласковый зритель
протянул изумлённую длань,

чтобы рухнул последний вояка,
рассмеялся великий немой:
как незряче ты выйдешь из мрака
по нехоженой тропке прямой.

Голова отделится от тела,
а душа пробудится от сна,
чтобы вновь рисовать неумело
неразборчивые письмена.

Лейтенант оловянных кадетов,
монсеньор паровозной тоски,
ты опять появляешься где-то,
серебром оправляя виски.

И хрустит под ногами солома,
провожая небесную грусть.
Ты исчезнешь, порывом влекомый,
ну, а я за тебя остаюсь.

15.БроВасёк Снегопад http://www.stihi.ru/2016/12/27/8599

С одной стороны неплохое, нежное и невесомое.. но мощь снов для меня несколько читательно неседобна. И в конце не очень хорошая двусмысленность. Вернуться в рай – первый вариант:  попасть в обстановку приближенную к раю по удовольствию и второй вариант – умереть.
Оксане с любовью
______________________

Всюду: меж крыш и деревьев,
снов, вдруг утративших мощь —
Ангельски-белые перья
Снежно врываются в ночь...

Ты мне ответь, дорогая,
Слышишь ли: сквозь снегопад
Тот, кто нас выгнал из рая,
Просит вернуться назад?
__________

 16. Виктор Колесников 6 На белёном холсте декабря http://www.stihi.ru/2016/12/23/10421

В первом четверостишии слово лишь делает неуместной зарю.  Оно предполагает что на белом только шиповник. Можно вместо как поставить да – «да повязкой на ране заря..»  В остальном - хорошая пейзажная лирика.
На белёном холсте декабря
Лишь кровавый шиповник проступит.
Как повязка на ране, заря
Кровянится сквозь снежные струпья.

Птица редкая молча взлетит,
Оставляя колючую осыпь.
Там, где цвёл незабудкой зенит,
Ветер низкие тучи проносит.

Нахлобучим треух до бровей.
Рукавицы подтянем плотнее.
До февральских лазурных полей
Доживём, добредём, доболеем.

17. Ольга Домрачева  Каштанка http://www.stihi.ru/2017/01/01/1178

Отличное стихотворение. Образное, философское, самобытное. Реализм переходит в метафизику, земное в надмирное естественно и легко.
– Дышит неровно ветер, видно бежал далече, –
Думает вслух Каштанка и, разевая пасть,
Длинно зевает. Мордой тычется в волглый вечер.
Любит собака осень, осень собаке в масть.
Старой дворняге костью в глотке стальное лето
С жаркой конфоркой солнца – варишься курой в щах.
А от прохладной влаги сердце собачье млеет.
Видит она сквозь дрёму рыжих своих щенят.
Те на соседском клёне ветру вдогонку лают
Так, что трещат и рвутся тонкие поводки.
Вот над землёю кружат пёстрые пёсьи стаи.
Цепью гремит Каштанка, следом взлетая к ним.

******************************


Первое место Каштанка Ольги Домрачевой
Второе Ольга Королева Каморка Лешего
Третье Алекс Трудлер Господин можжевеловой бури