Под стенами Троицы

Павел Спивак
Самый лучший подсказчик – совесть.

Самый лучший путь – путь правды.

Самый надежный способ – законный.

Самый лучший Закон – всеобщее благо.



ПОД СТЕНАМИ "ТРОИЦЫ"
(автобиографический очерк)

Вся моя жизнь – от рождения и до сегодняшнего дня, так или иначе, связана с моим родным городом - городом святого и преподобного Сергия Радонежского.

Родился я в октябре 1961 года в тогдашнем городе Загорске, известном на весь мир не только Троице-Сергиевой Лаврой, но и благодаря Загорской матрешке и знаменитой Богородской резьбе по дереву.

Это было славное время советского периода - с партийно-командным управлением и хозяйствованием, когда при всеобщем дефиците и скромном образе жизни, мы имели в равной степени возможность бесплатно получать социальные блага и условия по своим способностям и труду. Когда государство гарантировало бесплатное образование и медицинское обслуживание, работу, право на отдых и на иные недоступные сегодня преимущества…

Это был достаточно стабильный период советских преобразований и достижений, связанных, прежде всего, с нашими работающими гигантами - градообразующими предприятиями оборонного комплекса, предприятиями военно-космической отрасли, а также учреждениями научно-исследовательского и производственно-технического назначения, на которых трудилось подавляющее большинство наших родителей, родных и знакомых.

Мои родители тоже начинали свою трудовую деятельность на Загорском оптико-механическом заводе. Родная бабушка посвятила ЗОМЗу более тридцати лет своей жизни, а дед много лет отдал Загорскому заводу школьного приборостроения №6. Позднее – мама стала работать медицинской сестрой и доросла до старшей медицинской сестры Центральной рабочей больницы №3, а отец – работал художником-оформителем и возглавил один из цехов Загорской художественно-промышленной мастерской. Родная тетя – одна из первых сделала в Загорске матрешку в технике росписи с выжиганием, технология которой получила в последующем свое развитие и стала даже народно-традиционной.

В условиях среднестатистических возможностей и, проживая вблизи стен Троице-Сергиевой Лавры - во дворе гаражей Центрального узла связи – у меня сформировался характер человека, влюбленного в свой старый провинциальный город – с тесными улочками и деревянными резными наличниками окон одноэтажных домов, с запахом и видом вертикально дымящих заводских труб и величественной панорамы Лавры, открывающейся с Блинной горы.

Как и все мальчишки той далекой поры – мы в шумных дворах играли в войну, устраивали бесконечные футбольные баталии и гоняли зимой консервную банку по льду Келарского пруда.

Учился я тогда в Загорской средней школе №3 /бывшая КИМ/, в которой училась позднее и моя родная сестра Наталья, а до нас - обучались все без исключения мои самые близкие и родные, за исключением отца.

Школьный стадион у школы «Спартак» был для нас всегда любимым местом встреч. Здесь мы занимались физической культурой и спортом, а также делали свои первые шаги на лыжах и коньках…

Активными и усердными пионерами и комсомольцами мы таскали со всего города мешки с макулатурой в школу, собирали металлолом, ходили на субботники, рисовали стенгазеты и учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…

Помню, как я, учась тогда в третьем классе, прогулял почти неделю школьных занятий. Учился всегда хорошо и незаметно для себя - расслабился. В детстве я очень любил рисовать простым карандашом и акварелью. Ибо невозможно не любить наш родной Сергиев Посад – не рисовать его, не слагать о нем стихов, и не петь о нем - песен.

По дороге в школу, иногда я прятал от родителей свой портфель в бывшем городском парке культуры и отдыха, пересекал, как придется - речушку Кончуру, а затем залезал на крутой косогор пятой школы /ныне музей игрушки/ и часами рисовал виды Лавры. Позже, учась в Московском архитектурно-строительном техникуме, мне это здорово пригодилось. Я мог свободно по памяти рисовать и делать наброски церковной русской архитектуры, воспроизводя их во всех подробностях и деталях. Но, не смотря на все мои муки творчества и за любовь к родине – я все же пострадал. А как же иначе? За прогулы в школе отец - таки показал мне свой офицерский ремень и даже ознакомил с ним, пройдясь по отдельным мягким и насиженным на любимом холме местам. С тех пор память у меня стала лучше, рука тверже и склонность к творчеству не пропала, а лишь усилилась.

Перед службой в Советской Армии – по окончании архитектурно-строительного техникума в 1981 году, я выдержал серьезный конкурс и поступил в Московский архитектурный институт, и успел поработать несколько месяцев техником-архитектором в Московском проектном институте «Союзкурортпроект». Из которого меня и проводили мои коллеги-проектировщики прямо в воздушно-десантные войска в советскую Прибалтику. Вернулся я домой через два года с 32-мя прыжками с парашютом в звании гвардии старшины запаса.

Подрастала моя сестричка, мама - как медсестра, зарабатывала по тем временам совсем немного и мне, как старшему мужчине в доме /с отцом на тот момент мама разошлась/, предстояло взять ответственность за свою семью - укреплять семейный бюджет и помогать растить и воспитывать родную сестру. Переведясь на заочное отделение в МАРХИ, я пошел работать в милицию - в уголовный розыск и учился совмещать несовместимое – милицейскую службу дни ночи и знакомые мне муки архитектурного творчества…

Через год – в 1984-м я поступил в Минскую Высшую школу МВД СССР и стал её слушателем. На втором курсе обучения оказался в составе специального батальона милиции по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Закончил академию МВД СССР в 1988 году и, вернувшись снова в родной Загорский районный отдел милиции, в декабре месяце добровольцем принял участие в спасательных работах в зоне бедствия армянского землетрясения в городе Спитак. Секретарем комсомольской организации ОВД и будучи членом бюро ГК ВЛКСМ в 1989 году - был избран депутатом Загорского /Сергиево-Посадского/ совета народных депутатов.

В своей депутатской деятельности приходилось заниматься исполнением многочисленных наказов избирателей и решать вопросы законности, правопорядка и защиты прав граждан.

Горбачевская перестройка и оттепель начала 90-х прошлого века ознаменовалась для меня сменой работы – увольнением из органов, созданием собственных производственных предприятий и кооперативов, депутатством, женитьбой и рождением первых моих двух сыновей.

Был такой период в моей жизни, когда пришлось поработать и постоять за станком, работая старшим мастером церковных мастерских Лавры у отца-эконома Георгия. Горжусь этой отметкой в своей трудовой книжке. Сегодня отец Георгий - митрополит и является епископом в Нижегородской епархии.

Период работы в производственных мастерских Троице-Сергиевой Лавры запомнился мне особо. Архитектурные навыки пригодились мне при обретении новых знаний и освоении прикладных производственных специальностей по обработке цветных металлов, обработки металла давлением и резанием – это токарное и фрезерное дело, сверление, штамповка, гальванопластика и полировка…

Несколько позже, я применил знания, приобретенные в церковных мастерских и на том же Загорском оптико-механическом заводе - в постсоветский период в 1994 году, когда разворовывался и распродавался за бесценок с завода последний стратегический запас цветных металлов, я с отцом и со своими товарищами создал производственный кооператив на базе 49-го цеха. Закупал на заработанные деньги в Александровском районе производное сырье - профилированную и листовую медь, латунь и алюминий и ввозил на завод, а не вытаскивал с него.

Покойный ныне директор завода ЗОМЗ Леонид Федорович Сочилов, помню, в то время даже недоумевал, как нам удалось на базе арендованного цеха площадью чуть более 200 квадратных метров, создать производство первоклассной и уникальной по своей художественной ценности церковной утвари. Но радость наша не была долгой. Знаменитый Софринский свечной завод в лице его бессменного руководителя, преградил нам путь, отвоевывая свое исключительное право по производству церковных изделий. И, не смотря на то, что наше производство благословил сам Патриарх всея Руси Алексий Второй, пришлось свернуть уникальное в своем роде производство и искать новую нишу в предпринимательстве.

Позже, я со своими компаньонами создал собственное токарное производство и цех по деревообработке. Матрешечный бизнес не обошел нас стороной, коснулся и меня лично. В своем кооперативе нам удавалось производить очень редкие и красивые экземпляры матрешек – под индивидуальный заказ. Одна моя 21-местная матрена в авторском исполнении была подарена премьер-министру Швеции Улаву Пальме. Пасхальное резное яйцо – дарохранительница представлено даже в музее Софринского свечного завода. Но самым уникальным творением того периода стал большой ларец с двуглавым орлом и портретами династии Романовых, с резьбой по дереву из ценных пород, с золотым теснением и украшенный полудрагоценными камнями. Ларец был изготовлен к 300-летию Дома Романовых и уехал к королю Бельгии прямо во дворец…

Но однажды - в 1996 году, неожиданно для себя, я как юрист был приглашен на работу в районную Администрацию в Юридический отдел. Более двенадцати лет отдал я работе в исполнительной власти. Работал в командах Василия Гончарова, Анатолия Упырева и Сергея Персианова. Одним из самых интересных периодов работы на должностях муниципальной службы был период реформирования органов местного самоуправления, формирования и избрания новых Советов депутатов и Глав городских и сельских поселений.

В администрацию района по разным причинам возвращался дважды. Между этими возвращениями довелось поработать в прекрасном коллективе ООО ПСК «ЭКОСТРОМ» заместителем директора у небезызвестного Иосифа Альбертовича Деяк, и совместно с ним поработать над осуществлением интересных и масштабных инвестиционных проектов – по реконструкции и строительству пансионата «Буран» в дер. Трёхселище, по освоению песчаного Голыгинского и торфяного месторождения в деревне Федорцово. В этот период оформлялась береговая линия озера Торбеево, создавалась современная спортивно-оздоровительная база аква-комплекса, а также закладывался Центр Досуга Молодежи по ул. Дружбы в городе Сергиев Посад.

К сожалению, Иосифа Альбертовича Деяк сегодня с нами нет. Но добрая память о нем живет, а взрослые сыновья – Александр и Алексей Деяк продолжают начатое им дело - как производственники и строители, как благотворители и меценаты. Алексей Деяк продолжил дело отца и как депутат в городском совете депутатов.

В 2007 году – в период бесконечных судебных разбирательств между неуступчивыми и амбициозными Главами района – я был вынужден покинуть администрацию Сергиево-Посадского района в очередной раз, и уволился по сокращению штатов. Мне трудно давалось сосуществование в разных командах - Василия Гончарова и Анатолия Упырева. Это разные идеологии и стили управления, и даже разные судьбы. Не способный на предательство и подленькое лавирование между струек, принял для себя решение – уйти.

В 2007 году я основал и возглавил производственно-строительную компанию «СОЮЗ-ПРЕМЬЕР», в которой работаю и по настоящее время. Компания занимается малоэтажным строительством. В 2009 году предприятие принимало активное участие в строительстве базы технологического оборудования на стройке федерального значения ГАЭС - 2.

Очень многого не удалось реализовать, работая в исполнительной власти. Очень многих системных ошибок можно было бы избежать и не допустить, окажись власть мудрее, терпимее и народнее…

Ни разу власть, в лице Гончарова-Короткова не приняла мои предложения помощи и содействия. Ни одно предложение мое ими не было рассмотрено. На любые попытки моего взаимодействия с администрациями города и района, власть упорно не желает ни видеть, ни слышать голоса своих избирателей и отмахивается от вполне здравых идей и предложений.

Сегодня противостояние и неприятие властей дошло до состояния, когда политический компромисс становится невозможен, а человеческий ресурс доверия к власти – исчерпан. Долг человека и гражданина обязывает и подталкивает меня идти вперед и самому браться за дело. Отец пятерых детей, ликвидатор–чернобылец, я отложил все свои насущные дела, решил вступиться за всех нас и дать настоящий бой коррупционерам, лицемерам и предателям на местах.

Спустя время, многое переосмыслив и, набравшись необходимого опыта, знаний и сил - я с командой единомышленников и при поддержке Вас - моих земляков-избирателей, готов реализовать задуманное и обеспечить нашему району и каждому из вас – стабильность, надежность и гармоничное развитие на основе законности и правопорядка, разумности и человеческой доступности исполнительной власти.

Меня часто спрашивают, что подвигло меня принять участие в выборах Главы Сергиево-Посадского муниципального района? Я отвечаю – это единственно реальная возможность самим отстоять свое право находиться и жить на родной земле и самим решать свою судьбу, не побираясь как проштрафившиеся попрошайки – на задворках. Необходимо вернуть уважение к себе и принимать помощь извне не как данность, а как исключение – благодарно, и обязывающее местную власть впредь быть умнее, мудрее и рачительнее.

На мой взгляд, не должно быть среди руководителей Сергиево-Посадского района людей случайных, занесенных ветром, или исключительно по разнарядке, и кармическая, незримая связь с высшими духовными силами и, прежде, с именем основателя Троицкой обители, святого Преподобного Сергия Радонежского - обязательно должна присутствовать тоже. Духовная столица православия того заслуживает и покров пресвятой Богородицы над ней простерт, видимо, не случайно.

Власть должна быть эффективной, профессиональной и ответственной. И наконец, власть в нашем районе должна стать нравственной основой развития. А вор должен сидеть в тюрьме! И такую власть, как издревле водилось на Руси, обрести всем миром – нам по силам. И да пребудет с нами светлый образ нашего соотечественника и земляка святого Преподобного Сергия Радонежского!


Сентябрь, 2013 год