Нет солдата без рода и племени...

Елена Талленика
Медальон, почерневший от времени:
Сохранилось одно лишь отчество.
Год рожденья -  строка раздвоена.
Цифры сыростью повело...
Нет солдата без роду и племени.
Сыну Родины – эти почести
Здесь, стоявшему насмерть воину,
Под прицелами  вражьих стволов.

Следопыты склонили головы.
Над останками: камень  и серый мох.
Группа  крепких парней молчит
Представляя, как яростно бой вели...

Их ровесники: зелено- молодо.
Гимнастерки истлевшей обрывок плох.
Из земли...
          и так черен, как ночь в ночи; 
Невредима лишь бляха;  той - срок велик.

Группа «Поиск»... сапер:  « И для этих двух
Через многие годы салют прогремит.
Обелиск им поставим...»  - и, не таясь,
слез не пряча, добавил: « от  Родины» .

«Все, что знаем, расскажем;  как стоек дух:

Расстегнув гимнастерки и сняв ремни
Перед строем фашистов стояли, смеясь
а страшиться должны были, вроде бы!»

Фотографию держит, а в горле ком.
Не уйти от вопроса: «А смог бы я...?»
В мирной жизни плечистый, кулак силен.
«А  стоять перед смертью вот так смогу?»
неба синяя бездна  для глаз - высоко!
Сердце рвется наружу, стучит – буян...
Ствол полярной березки – листом зелен
Белоснежен и тонок...и всё врагу?!»

Смотрят прямо в прицелы,  не прячут глаз.
По мужицки и дерзко – руками в бок:
«Расстреляете двух! А за всех - отомстят!
Только землю родную оставить жаль...
Заполярные сопки не скроют вас!
День  войны -  для уменья не малый срок.
Егерями фашистскими чёрен склон?
От возмездия  не убежать!»


Жизнь простого солдата - цена побед.
Приняла, как героев сыра - земля.
Год рожденья -  строка раздвоена.
В медальоне солдатском истлевший лист...
Полегли,  чтобы дети не знали бед...
Не уйти от вопроса: «А смог бы я...?»

Про, стоявшего насмерть воина,
так рассказывал журналист...:



О подробностях боя стало известно благодаря Дмитрию Дуличу из «Заполярного рубежа». Он взялся переводить книгу Вильгельма Гесса «Арктический фронт 1941 года». Согласно ей, 30 июня егеря заметили движение на высоте 122. Командир 2-й роты выслал разведгруппу, чтобы узнать - противник это или остатки немецкого взвода, который шел левее. Добравшись до высоты, дозор попал в засаду – на сопке сидели русские: 4 егеря погибли на месте, 1 умер от ран. Командир немецкой роты решил во что бы то ни стало овладеть высотой 122. В 5 часов утра, воспользовавшись утренним туманом, егеря атаковали.

- Завязался тяжелый рукопашный бой с противником, который оборонялся за каменными глыбами и из хорошо замаскированных позиций. Отдельные русские притворялись мертвыми в ходе боя, чтобы снова открывать огонь, но уже в спину, - цитируют немецкого мемуариста на сайте blockhaus.ru - Потери второй роты были очень высоки. Атака с целью захвата высоты 122 стоила роте 16 погибших и 11 раненых, что было больше, чем потери за всю Польскую кампанию.

В ходе боя немцы смогли захватить двух красноармейцев. После короткого допроса их расстреляли, дотошно задокументировав казнь.

Имя бойца в гимнастерке установить не удалось. А солдата в шинели (справа) зовут Сергей Корольков.
Этих самых расстрелянных бойцов и нашла группа «Заполярного рубежа». После похода реконструкторы подумали, что раз эта территория один в один соответствует фотографии, то наверняка там можно найти и тела тех двух солдат, что запечатлены на снимке.

- Наш поисковый отряд «Эхо» пришел через неделю на высоту 122. По старому фото мы и нашли как раз на том месте останки двух красноармейцев, - рассказывает один из реконструкторов Александр. - Во время поисков запищал металлоискатель, у одного из бойцов «зазвенел» пояс, у другого - пуговицы.
В процессе эксгумации были обнаружены личные вещи погибших, их экипировка (ремни, куски шинели, ботинки). Более того, в шинели сохранился «смертный медальон» одного из красноармейцев, что позволило установить его личность. Это был Сергей Макарович Корольков 1912 года рождения. Родом из деревни Хмелище Великолукской (ныне Псковской) области. Поисковику Сергею Сафронову удалось выяснить, что Корольков с 1931 года жил в Кировске, работал бурильщиком на руднике. В 1940 году у него родилась дочь, но через год – 23 июня 1941 года - Сергей Макарович ушел на фронт. Успел провоевать около недели в составе или 135-го стрелкового полка 14-й стрелковой дивизии 14-й армии Северного фронта, или 23-го укрепленного района Северного флота. Считался пропавшим без вести.

Второй расстрелянный, что так стойко держится на снимке, скорее всего, из той же военной части. Имя его установить пока не удалось… Впрочем, возможно, это его медальон, слишком близко лежали останки. Но ясно одно, благодаря таким людям как красноармеец Корольков и его товарищ, немцам и не дали дойти до Мурманска.

Тела погибших поисковики спустили с высоты и временно захоронили в лесу. Сейчас решается вопрос о том, где будет происходить торжественное погребение красноармейцев - в Долине Славы или в Апатитах.».

Интернет: http://www.kazan.kp.ru/daily/26111/3006714

Фото: blockhaus.ru