Я вновь оказался на Каме

Рифкат Гарайханович Гардиев
"...В чем секрет простого счастья?
В сердце я нашла ответ:
Верю я, что в жизни этой
Каждый день и каждый час
Нужно просто быть поэтом,
Чтобы свет в душе не гас!"

Эти пронзительные и искренние строки принадлежат начинающей поэтессе из Санкт-Петербурга. Я услышал их во время третьего Всероссийского турнира незрячих поэтов, который прошёл 9-10 февраля в Перми, и почему-то сразу запомнил, хотя вряд ли могу похвастаться цепкостью памяти, но тут словно что-то сдвинулось во мне. Простые и незатейливые слова, казалось, задели какие-то струны в душе, о существовании которых или не подозревал вовсе, или забыл напрочь. Сюда и вправду съехались люди, озарённые внутренним светом: они на время забыли о своих личных проблемах и трудностях, окунулись в очарование поэзии, щедро делились с окружающими своим внутренним миром.

Казалось, сама эта овеянная древними легендами земля раскрыла свои объятия навстречу гостям из многих регионов России. Судите сами: буквально всех конкурсантов встречали на железнодорожном вокзале представители краевого Правления, помогали приобрести обратные билеты, сопровождали до гостинницы и Дома культуры ВОС, организовали замечательную экскурсию по городу.

Я приехал на конкурс с некоторым опозданием: Казанский поезд прибывает в Пермь лишь к половине двенадцатого дня по местному времени, тогда как начало конкурса было намечено на десять часов. Несмотря на то, что организаторы турнира знали о времени моего приезда, я изрядно волновался: боялся пропустить самые интересные выступления. Еще находясь  на ступеньках вагона, я услышал звонкий женский голос: "Вижу, вижу! Это спускаются мои пассажиры!" Под такой ликующий и жизнерадостный возглас я, преодолев пятьнадцатичасовой путь, вновь оказался на берегу Камы! Дело в том, что город, где я живу последние 23 года, тоже находится на этой чудесной реке, но на многие сотни километров ниже по течению. На привокзальной площади нас ожидала комфортабельная автомашина, и мы помчались по улицам этого старинного города. Встречавшие нас Наталья Алексеевна Кощеева и водитель Володя Медведев оказались весьма разговорчивыми: их певучий уральский говор настраивал на лирический лад. Не смогли испортить нашего настроения и многочисленные пробки, которыми, как нам рассказал Володя, отличаются в последние годы центральные улицы Перми: Город старинный, улицы узкие. Когда их строили, все ездили на конных экипажах. Кто же мог предвидеть, что наступят такие времена, когда центр города заполонят автомобили!Но вот наконец и улица Краснова, дом 18. знакомый звук радиомаячка. ступени, ведущие в краевой Дом культуры незрячих - этот очередной великолепный памятник нашему светлому прошлому! Чуть больше четырех месяцев назад я уже побывал здесь вместе с командой КИСИ "Провинциалы". О той поездке остались самые добрые воспоминания: ведь нам тогда удалось, преодолев затянувшуюся полосу неудач, наконец-то выступить неплохо и занять второе место!

Вместе с сопровождавшей меня в этой поездке О.Калиниченко входим в зрительный зал, стараясь не производить лишнего шума, рассаживаемся на задних рядах. Пока мы добирались до Дома культуры, оказывается, уже начался второй этап турнира: в зале вовсю идёт интеллектуальный конкурс. Таким образом, я полностью пропустил начало турнира, где каждый участник должен был в течение двух минут представить свой автопортрет. Обидно! Но долго расстраиваться по этому поводу некогда: председатель жюри В.Д.Бухтияров во всеуслышание заявляет о моём прибытии (видимо, Наталья Алексеевна сообщила ему об этом) и приглашает меня подключиться к интеллектуальным состязаниям. Новшеством этого турнира явилось то, что в литературной викторине могли принять участие не только конкурсанты, которые в данный момент были на сцене согласно жеребьевке, но и все остальные, чья очередь или ещё не наступила, или уже прошла. В случае, когда вопрос, пройдя по кругу участников, находящихся на сцене, не находил верного ответа, В.Д.Бухтияров обращался к залу. Авторы верных ответов могли "дарить" свои баллы, правда, уменьшив их наполовину, понравившемуся конкурсанту. Таким образом, участниками викторины становились все зрители, а исход состязания становился еще более непредсказуемым. Сидя на заднем ряду, я с волнением слушал знакомые по Глазовскому турниру голоса Татьяны Расуловой и Надежды Усовой (Костромская обл.), Дениса Танцырева (Челябинская обл.), Валерия Кузнецова (Владимирская обл.), Людмилы Плотниковой (Кировская обл.), Леонида Старикова (Пермь). Я и сам не заметил, как подключился к этому захватывающему действу, стал давать верные, а порой и неверные ответы.

А вот и первый перерыв, искренние рукопожатия и горячие объятия с поэтами, которых я помнил ещё с Глазовского турнира. Их оказалось не так много, большинство же составляли новички. Как выяснилось, на конкурс прибыли 22 самодеятельных незрячих поэта.

После перерыва мне было предложено прочесть свой автопортрет. Я прочитал те самые двенадцать строк, которые согласно Положения о турнире, загодя направил организаторам для заочного отбора. Мне казалось, что моя домашняя заготовка достаточно удачна, но В.Д.Бухтияров оказался более придирчивым, чем я ожидал. В четверостишии

"Татарин, пишущий по-русски,
Я не забыл родной язык.
Преграды, стрессы, перегрузки
Открыто принимать привык!"

 ему не понравилось слово "стрессы". "Оно выбивается из контекста стихотворения и звучит совершенно неуместно. Я бы советовал найти ему русский аналог", - Заявил он. Я тут же возразил ему: "Владимир Дмитриевич! Именно слово "стресс" наиболее точно отражает то состояние, в котором я нахожусь после вашего критического замечания!" Эта небольшая перепалка ничуть не выбила меня из колеи. Наоборот, на протяжении всего турнира меня не оставляло ощущение праздника.

Интеллектуальный конкурс продолжался до конца первого дня турнира. Наиболее запоминающимся было выступление Галины Макаровой (Вологда): она сумела набрать на этом ээтапе 16 баллов! Она проявила чудеса литературной эрудиции, смекалки, быстроты реакции. Никто из нас не смог даже приблизиться к ее результату!

На другой день каждый конкурсант в течение 7 минут представлял литературно-тематическую композицию из собственых произведений. Многие читали стихи под музыкальное сопровождение, и они звучали более лирично. Денис Танцырев, Римма Яковлева (Владимирская обл.), Александр Шушков (Красноярск) спели свои песни под аккомпонемент гитары. Тематика стихов была весьма разнообразной: Валерий Кузнецов читал детские стихи, Леонид Стариков - эпиграммы. Мне особенно запомнилась любовная лирика Майи Московкиной из Удмуртии:

"...Ты уехал, небо опрокинулось,
Даже поезд не оставил след!
Ни гудка прощального, я двинулась
Под руку с тоской на белый свет!"

Никого не оставили немного парадоксальные строки Рифата Ямбушева (Орловская обл.), а вот стихи Антона Нечаева (Красноярск) остались многими, к сожалению, непоняты.

Я предложил на суд жюри композицию под названием "Весенние мотивы", состоящую из собственных переводов с татарского языка незрячего поэта из Елабуги Фазыла Шаеха. Счастлив, что они были оценены жюри по высшему баллу.

Апофеозом турнира стала «Поэтическая мастерская», участниками которой стали семь конкурсантов, набравших максимальное количество баллов по итогам трёх этапов. Согласно жеребьевке на сцене рассаживаются Елена Лагиза (Челябинская обл.), Надежда Усова, Галина Макарова, Леонид Стариков, Александр Шушков и Татьяна Расулова. Мне достался седьмой номер, и я замкнул эту достойнейшую группу незрячих поэтов. Все, что происходило далее, является скорее проверкой техники стихосложения. Безусловно, на этом этапе присутствовали элементы шоу, трюкачества. Настоящие стихи не могли родиться при подобных условиях, ведь, как известно, служение муз не терпит суеты. Прежде всего, нам предстояло в течение 5 минут сочинить оду на заданную тему, которая заранее никому не была известна. Полагаю, что сами судьи придумали тему для нас буквально на ходу: поскольку финал конкурса происходил 10 февраля, а это, осмелюсь напомнить, день памяти А.С.Пушкина, нам предложили посвятить оду Арине Родионовне, няне великого поэта. Не берусь судить о том, что испытали при выполнении этого задания другие финалисты, но меня не оставляло ощущение некоего святотатства. Но задание-то выполнять надо! И вот после отведенных пяти минут я прочел нечто, начинающееся со слов "Любил поэт веселье, вина, но все ж в стихах воспел Арину". И еще несколько строк в том же духе. Видимо, творения других были на том же уровне, так как жюри оценило все оды примерно одинаково. Затем мы получили не менее сложное задание: в течение трех минут написать эпиграмму на графомана. Как ни странно, это задание мне удалось выполнить неплохо: мне показалось, что в сложившейся ситуации лучше всего написать эпиграмму на самого себя:

Во мне живет тот графоманский зуд,
Когда стишата хочется на суд
Преподносить налево и направо.
Но, рассудив логически и здраво,
Я умолкаю. Я, увы, не Пушкин!
Увы, нет рядом нянюшки старушки!"

Затем нам предложили за две минуты написать собственное продолжение известного всем с детства стихотворения "Буря мглою небо кроет..." Мне показалось, что наиболее "стильным" были строки Надежды Усовой (увы, не запомнил!) Поиграли мы и в "Буриме": за минуту сочинили четверостишие на заданные рифмованные слова. А напоследок пермские поэты преподнесли свой сюрприз, предложив нам придумать за 30 секунд продолжение следующей строки: "Власть настоящая - Всевышний!" Мне показалось, что единственно возможным продолжением этого догматического утверждения могут быть слова "Здесь рассуждения излишни". Их я и произнес по истечении отведенного времени. Жюри и эту фразу оценило по высшему баллу, несмотря на то, что Пермское двустишие в оригинале звучало иначе: "Власть настоящая - Всевышняя, а власть земная некудышная!" Выяснилось, что не только я, но и все финалисты расслышали задание не совсем верно! По итогам пяти финальных конкурсов я оказался лидером, опередив Леонида Старикова всего на пол-очка! А ведь именно он вплоть до последнего конкурса лидировал, лишь заключительное задание для него оказалось не слишком удачным. Вызывает уважение то обстоятельство, что местные судьи не стали "вытягивать" своего, что нередко происходило при выступлениях в других регионах. Таким образом, вторую ступень пьедестала заняли Леонид Стариков, Надежда Усова и Александр Шушков. Третьими стали Елена Лагиза, Галина Макарова и Татьяна Расулова. Вручая мне диплом победителя, В.Д.Бухтияров не приминул заметить следующее: "Надежда Усова и Александр Шушков пишут лучше, чем ты. Тебе удалось обойти их лишь по технике стихосложения!" Наверное, он произнес эту фразу намеренно, чтобы я не возгордился и не забронзовел под лучами собственной славы. Принято!

Я рад, что стал последователем таких замечательных людей, как победитель первого турнира незрячих поэтов Леонид Авксентьев (Карелия) и победитель второго турнира Анатолий Кобзев (Красноярск). Первый из них является лауреатом международной премии "Филантроп", второму же  после триумфа в Глазове открылась дорога в Союз писателей России.

Мой рассказ об этом великолепном празднике поэзии был бы неполным, если бы я хоть вкратце не обмолвился о тех, кому мы обязаны великолепными условиями для выступления,проживания, отдыха и общения конкурсантов. Сотрудники краевого Правления ВОС Наталья Алексеевна Кощеева, Наталья Армосовна Гилева и Валерия Николаевна Байгузина во главе с Николаем Александровичем Бухавцевым были неизменно вежливы и предупредительны с нами. Особых слов благодарности заслуживают работники краевого Дома культуры. Их профессионализм во время ведения конкурсов помогал нам легче преодолеть вполне естественное в подобной ситуации волнение. Особенно запомнился звукооператор Александр Горшунов, который понимал нас буквально с полуслова.

Надолго запомнятся нам и вечера, проведенные в гостиннице "Профсоюзная". В первый вечер звучали чудесные песни Риммы Яковлевой и Александра Шушкова, известных в кругу незрячих своими авторскими песнями. Эти талантливые барды спели нам не только свои песни, но и буквально с первых звуков подхватывали мотив незнакомых им прежде песен, привезенных из самых отдаленных уголков страны. А второй вечер затянулся далеко заполночь, мы никак не могли расстаться, читали друг другу стихи, пели любимые песни, много говорили, шутили. Две замечательные финалистки из крошечного городка из российского нечерноземья с коротким названием Нея, которые даже живут на одной улице, до сих пор кажутся мне доказательством необходимости проведения подобных турниров,

Рифкат Гардиев,
Г.Чистополь, Республика Татарстан
(Опубликовано в журнале «Наша жизнь» № 5 за 2007 год)