1 глава книги Новый путь. параграф 1-3

Юлия Стрелецкая 2
Юлия Стрелец
 
Новый путь
ИЛИ
Многогранность любви.(версия 11 января 2017 года)

Для жаждущих тепла - зажгут костры,
Для ищущих ответ - напишут книги,
Для тех, кто любит - оживут миры,
А чудеса - для тех, кто их увидит.
Игорь Желнов.
 
Как и зачем написана эта книга.
 
Эту книгу я написала для того, чтобы поделиться своими мыслями и помочь думающим людям  найти ответ на глобальные или "вечные" вопросы. Например: как попытаться сделать жизнь лучше, как устроена человеческая индивидуальность, что такое любовь и какая она бывает, какая религия лучше, что такое молитва, как познать себя, как стать счастливым, что ждет нас в вечности и другие.

    Моя собственная точка зрения в чём-то может показаться вам необычной, ведь каждый человек индивидуален, если это не подавлять искусственно, путь его жизни и мысли в некотором роде уникален.
Множество цитат, надеюсь, подтолкнет вас к тому, чтобы почитать и те книги, на которые я опиралась. Мудрость и знание о жизни заключены во многих книгах и мне хочется помочь людям найти именно те самые книги, которые помогут разобраться именно им в чем-то важном, подскажут ответы именно на их вопросы.

       Я написала эту книгу, чтобы облегчить чьи-то поиски истины, мудрости, любви и счастья. И сделала это из человеколюбия. Эта книга написана с любовью к вам, люди! Мне хотелось в ней говорить с каждым, как с добрым другом и помочь хотя бы добрым словом, советом, подсказкой. Примите мою книгу как своеобразную заботу о себе.

       Читайте мою книгу с любой главы и любого параграфа, если вам так хочется или вы срочно ищите ответ на наболевший вопрос. Многое будет понятно при такой форме чтения, но не все, потому что существует связь между частями книги. Лучше всё же читать по порядку. Иногда я буду напоминать, в каком месте книги я упоминала то или иное понятие.

       Я назвала книгу "Новый путь", подразумевая путь своей души, путь своей мысли. Но, надеюсь, что эта книга будет и для вас новым путем. К чему - выбирайте сами. Но хочется, чтобы это был путь к счастью, лежащий через чистую и нежную любовь и нелицемерную, искреннюю веру в Бога.

       Второе название книги - "многогранность любви", потому что если бы не любовь к людям, то не было бы этой книги. Любовь - это источник радости и счастья, без нее не бывает хорошей семьи, даже святости не бывает без любви к Богу и людям. Но любовь бывает бесконечно разной в этом несовершенном мире, и не всякая ее грань хороша. Об этом я буду писать неоднократно, и в каждой главе хоть немного, но будет говориться о любви.

       Я прошу прощения у читающих, если что-то написала не так, как оно есть или должно быть, если кто-то не нашел ответа на важный вопрос, если будет трудно понять мою мысль.  На самом деле даже в хороших книгах бывают серьезные ошибки. Поэтому слегка критическое отношение к написанному - это нормально.
Первая версия писалась с 2001 по 2004 примерно годы, тогда было написано две больших главы, первая из которых частями издавалась в журнале Всяк с 2002 по 2005 годы. 2015 год начало написания второй версии книги, переработка ранее написанного. Цитаты берутся уже не только из книг, и не только из журналов, но от православных друзей известной сети «В Контакте». Моя страничка полна православных высказываний.
В 2003- 2004 годах 2 глава была посвящена религии. А в новой версии книги 2 глава – о счастье, а 3 – о религии.
 
Глава 1
Введение.
 
В начале было Слово,
и Слово было у Бога,
и Слово было Бог.
Евангелие от Иоанна,
1 глава
 
§1. Начало начал.
 
       Что такое начало начал? Я буду выражаться образно, потому что это характерно для моего мышления, к тому же так больше понятий и ситуаций можно объяснить. Итак, если сравнивать душу со зданием, то начало начал - это фундамент.

       У каждого свой фундамент. Фундаментом может быть что-либо из духовных ценностей, только основательное, хорошо продуманное и прочувствованное человеком. Я еще вернусь к теме духовных ценностей. Важно, чтобы основание было твёрдым. Конечно то, какой будет жизнь "хозяина дома"  будет зависеть от того, какие духовные ценности он закладывает в фундамент. А также еще и от того, насколько он последователен при выстраивании своей жизни, здания своего мировоззрения. Понятно, что непоследовательность и нетвердость, тем более отсутствие фундамента будут создавать проблемы.

       В фундаменте моей души главное - это любовь. Она пронизывает все здание моей души. Правда, любовь может быть очень разной, и об этом я еще напишу в 4 главе. Для меня основное - любовь к Богу, людям, своей семье, к самой себе.

       Я считаю, что любовь, вера в Бога и семья - это те три кита, на которых можно построить счастье и даже счастливое общество, ничего при этом не разрушая (кроме отжившего свое и вредного). Вот мое основание.
       Задумайтесь, что же  главное в вашем фундаменте, на каких 3 китах вы хотите строить свою жизнь, устраивать здание своей души? Или вы строите сразу на 7 холмах? Если Вы ответите себе на этот вопрос, то это будет серьёзным шагом в познании самого себя.

       Если Вы поймете, что фундамент недостаточно основательный, то сможете его укрепить со временем, если постараетесь. "Чем тверже будет положено основание, тем прочнее будет здание и легче созидать его", - писал Святитель Иннокентий.

       Только я Вам советую во все, что только можете, а особенно в основание своей души заложить хоть капельку любви. И не отрекайтесь от того, что сочли главным. А если отрекаетесь - то пересмотрите всё мировоззрение, всю свою жизнь. Чтобы не получилось, что основание отдельно от всего здания.

       Пусть же никто из вас не "уподобится человеку безрассудному, который построил свой дом на песке, и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое" (Евангелие от Матфея, глава 7, стих 26-27).  Да не случится этого с вами!
       В этой главе я напишу о разных вещах, о которых считаю нужным писать в первую очередь.
 Версия октября 2017 г.

 
 
 Постигнешь мысль - себя постигнешь ты
И будешь властен над самим собою.
В. Сидоров

§2. Как познавать себя.
 
       Не зря древние советовали познать себя! Это путь к познанию мира, новым возможностям. Надо понять себя, чтобы найти своё место в жизни, ценить свои достоинства и бороться с недостатками, найти себе друзей по душе, измениться, в чем возможно, в лучшую сторону.
       Мы все думаем или думали в своей жизни на тему: что такое человек и в чем смысл жизни. А это тоже желание познать себя и жизнь вокруг себя. Жизнь так многогранна, что в ней надо понять, что для тебя главное, какому делу ты будешь себя посвящать, найти своё место в жизни.
       Давайте же познавать себя, чтобы найти свою цель, свою заветную любовь и счастье! Впрочем, я думаю, что нет ни одного нормального взрослого человека, который не занимался бы познанием себя, не думал бы об этом.
       Многие с любопытством читают гороскопы. Иногда при их составлении человек прибегает к магии и подобным опасным вещам.  Не зря же это путь,  не благословлённый православной церковью, а проще говоря, греховный. К тому же, что это не лучший способ познания себя - слишком все условно и обобщенно. А иногда гороскопы просто придумываются автором, составляются по интуиции. Это могут быть общие слова, которым бессмысленно придавать большое значение.
       Гораздо больше нам может помочь психология. Есть хорошие тесты, которые позволяют нам оценить свои особенности, способности, иногда и проф. пригодность. Конечно, не все тесты хорошо составлены, не всегда дают точные и правильные ответы на вопросы. И, кроме того, в них невозможно учесть абсолютно все индивидуальные особенности. К тому же психологические тесты - это как бы "статика души", т.е. она может показать привычное или нормальное для вас состояние, характерные черты, но совершенно не учитывает, что вы можете сильно меняться во времени (иногда и за очень короткий срок).
       Но все же лучше изучать свою душу при помощи психологии и философии, чем совсем не изучать. " ...любые явления, с которыми человек сталкивается в своей повседневной жизни, имеют и психологический план, осуществляющийся по своим законам, которые нельзя безнаказанно игнорировать" - писал Л.П. Гримак в книге "Резервы человеческой психики".
Есть много психологических типов личности. Вот основные четыре: взрывной холерик, жизнерадостный сангвиник, спокойный флегматик, склонный к печали меланхолик. Они используются даже в медицине. Есть деление по степени открытости окружающим: экстраверт - общительный, открытый и интроверт - более закрытый, сдержанный, в крайнем проявлении - замкнутый. Обычно интроверты доверяют лишь самым близким, они ранимее, осторожнее. Не стоит заставлять интроверта открывать душу, если он не хочет. Что касается меня, то я экстраверт и комбинирую в себе многое из разных типов личности, но больше всего во мне холерика. Про меня говорили, что я человек настроения. Отчасти это так и до сих пор. Но последние годы настроение все больше радостное, творческое. А вокруг себя я вижу много людей настроения.
Еще бывает различная степень властности, эмоциональности, любви к новизне, способности переключаться с одного дела на другое, скорость мышления, кто-то медлительный, кому-то трудно доводить  дело до конца, кто-то не любит читать книги и размышлять, а кому-то эти же вещи – как хлеб насущный. Кто-то неловкий в силу каких-то глубинных причин (например, плохо развитого мышечного чувства) и т.п.
Только надо осторожно относиться к советам психологов, потому что они могут быть совсем не такими, как законы совести, призывы любви, каноны веры. Кроме того, как пишет А. Рогозянский в вступлении к книге "Начало христианской психологии. Опыты самоиспытания" : "…нынешнее психологическое знание желает принять на себя ту роль, которая на протяжении многих столетий принадлежала исключительно Церкви: наставлять, утешать, разрешать душевные противоречия и нестроения во взаимоотношениях с ближними". Нельзя перекладывать роль Церкви на психологию, но кое-что взять из психологии, с большой осторожностью, думаю, что можно.
 
Ещё следует понять, что психология – это не цельная наука, а собрание разных психологических школ. И в разных школах разные термины, подходы к проблемам, методы, не всё приемлемо для православного человека.
Но я знаю еще один путь познания себя. Для человека, склонного философствовать или анализировать всё в жизни, хорош путь познания через философию и размышления о своей душе.
Не надо много читать философских книг, но читая, подумайте хорошенько, как вы относитесь к той или иной философской школе, как можете использовать её идеи в жизни. Для начала ответьте себе на вопрос: идеалист вы, материалист или дуалист. Лично я - идеалист. Полагаю, что и все настоящие христиане - идеалисты, потому что верят Евангелию, а там сказано: "Вначале было Слово, и Слово было Бог", следовательно, по Библии - идея первична, а материя вторична. Впрочем, излишнее увлечение философией вредно, достаточно знать базовые понятия, школы и наиболее ярких авторов.Если философия не связана с вашей профессией, то излишнее увлечение этой сферой знаний может привести к неэффективной трате сил и времени.

Для примера размышлений для самопознания я проанализировала свои качества (свойства, черты характера) и некоторые из них записала.
       Жизнерадостная
       Эмоциональная
       Общительная
       Упорная
       Любвеобильная
       Оригинальная
       Задумчивая
       Противоречивая
       Романтичная
       Доверчивая
       Впечатлительная
       Любознательная
Поэтичная
Творческая
С годами я становлюсь всё менее и менее доверчивой, особенно с малознакомыми людьми.
       Свои достоинства и недостатки стоит тоже записать, но так, чтобы кроме близких их никто не видел.
       При изучении собственной личности неплохо прислушиваться к тому, что говорят друзья, родные, хорошие знакомые и даже враги. Но только с учетом того, что нам иногда льстят ради чего-то и излишне ругают в гневе. С особо близкими людьми можно обсудить свои качества, достоинства и недостатки, выяснив заодно, какие недостатки их особенно расстраивают. Можно попросить изложить их письменно. Один священник таким способом рекомендовал подготовиться молодому человеку к исповеди – чтобы домочадцы написали ему недостатки, в смысле – грехи.
       Думаю, что не сходятся люди, у которых нет общих черт характера, качеств, общих интересов. И чем больше у людей общего, тем легче, а иногда и интереснее им общаться. Очень объединяет людей наличие общих ценностей, общие религиозные взгляды, сходство взглядов на жизнь.
Тема данного параграфа очень перекликается с более поздним по созданию 4 параграфом «О понимании» (боюсь даже, что немного его перегрузила). Ведь мы лучше понимаем самих себя, вглядываясь внимательно в окружающих и внимательно изучив себя, беспристрастно сравнив с близкими, мы можем совершить свои духовные открытия, лучше понять их.  И благодаря этим открытиям, возможно, вы научитесь радостнее и полноценнее общаться, больше удовольствия доставите любимым людям и себе и приблизитесь к счастью, жизнь заиграет новыми красками.


Человек как флейта, человек как фляга,
В нем душа как песня, как хмельная влага.
С чем сравнить Хайяму душу человека?
С огоньком, который прячет тело - скряга.
Омар Хайям

§3. КАК УСТРОЕНА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. О ДУШЕ И ДУХЕ.
 
       Для продолжения познания себя предлагаю рассмотреть и сравнить две концепции человеческой  индивидуальности,  взятые из двух очень разных источников. Один источник - брошюра Воскресенского Б.А. "Общая патопсихология", которую нам в медицинском институте дали для прохождения  цикла психиатрии. Другая книга написана православным  священником и замечательным врачом Лукой Войно-Ясенецким  "Дух, душа и тело".
       Б.А. Воскресенский пишет: "Одна из концепций  человеческой индивидуальности - трихотомическая  концепция". Ее графическое изображение на рис.1.
 
Мы видим, что согласно этой теории человеческая индивидуальность состоит из духовных ценностей,  психических процессов и тела. рис.1
 У Луки Войно-Ясенецкого концепция человеческой личности заложена в самом названии книги: в человеке есть дух, душа и тело. Удивительно, что столь разные авторы дают очень схожие по сути концепции. Духовные ценности соответствуют понятию духа, душевные процессы соответствуют душе, тело есть тело. Это сходство наводит на мысль, что эти концепции в принципе верны.
      Теперь давайте расшифруем понятия, которыми  пользуются оба автора. Начнем с самого приземленного - тела. "Под телом (внутренний круг) понимаем физическое существо человека, все органы организма в их взаимосвязи  и взаимодействии" - сказано у Воскресенского.
      Войно-Ясенецкий уделяет большое внимание глубоким  связям между духом и душой, душой и телом, духом и телом.  Например, он пишет: "Все, что происходит в организме, и  самое анатомическое строение его, кладет глубокий  отпечаток на психику". Тело - материально и вот что святитель Лука напоминает нам о свойствах материи: "Движение составляет сущность материи"; "Вечной материи  нет".
      Вот что пишет Воскресенский о психических процессах:  "Психические (душевные) процессы и состояния (средний  круг) - это мышление,  воля, память, внимание и др.  Определение  особенностей этих функций, структур, 'кирпичиков', или 'органов' душевной деятельности создают психические индивидуальности,  характеры,  варианты психического облика". Фактически здесь говорится о душе. Но у этой характеристики есть недостаток: среди душевных процессов почему-то не названы эмоции, хотя они составляют важнейшую часть психики человека.
      Святитель Лука пишет о том, что есть по меньшей мере  2 значения слова "душа": первое - соединенные при жизни  человека душа и дух, второе - как психические процессы, связанные с телом. Вот как описывает он последнее значение: "душу можно понимать как совокупность  органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательных высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям". Вот его пояснение первого понятия: "Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность; но можно и в людях видеть различные степени духовности".
Самая малоизученная и таинственная часть человеческой индивидуальности, которая, на мой взгляд, важнее всего - дух или духовные ценности. Вот что сказано  об этом в брошюре "Общая психопатология": "Духовные ценности (наружный круг) - это прежде всего моральные, нравственные устои человека, его направленность, ценностные ориентации, познавательные и эстетические способности, это собственно личность человека, это по существу человек как член общества". Понятно, что именно эта часть определяет очень многое, в частности отношение к жизни, именно с нее начинаются грехи, пороки и такие болезни как алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.
      В книге "Дух, душа и тело" определение оказалось более сложным для понимания: "Дух есть сумма нашей души и части ее, находящейся вне границ нашего сознания".
Получается, что дух - это нечто, очень сложное в познании. Еще проливают свет на сущность духа следующие слова Войно-Ясенецкого : "Дух человеческий имеет начало в Духе Господнем".
      Думаю, что самая чистая и нежная любовь на земле имеет начало именно в человеческом духе. И потому она кажется неземной, потому что эта способность любить - от Бога.
      Конечно, понятия духа и духовных ценностей, а также души и психических процессов отличаются друг от друга, но при этом обе концепции имеют много сходства и как бы дополняют друг друга. Это два взгляда на один и тот же вопрос, на одну и ту же проблему - познания человека.
      Но есть серьезная разница - часть функций, которые материалисты приписывают мозгу, в Библии отводится для сердца. "Сердце, по священному Писанию, есть орган общения человека с Богом, а следовательно, оно есть орган высшего познания" - такой вывод делает Лука Войно-Ясенецкий. Конечно, для того, чтобы разобраться в этом, полезно самому почитать его книгу "Дух, душа и тело". Это небольшая по объему, но интересная и очень своеобразная книга, пересказать ее очень трудно.
      Хочу заметить, что болезнь может начаться с любой части человеческой индивидуальности, и поскольку они очень тесно связаны между собой, то легко переходит с души на тело - и формируются психосоматические заболевания (бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, некоторые кожные заболевания и др.), с тела на душу - и возникают психические реакции на болезнь или перегрузку (невроз, психоз, депрессия и др.), а из-за плохого состояния духа нас могут постигнуть очень многие болезни и беды. Например, некоторые дерматологи и психиатры говорят : «Иногда кожа становится зеркалом души.» Например, экзема и нейродермит могут возникнуть на фоне стресса и из-за него. Дух очень тесно связан с душой и из-за проблем духовного плана легко возникают проблемы с душой вплоть до серьезных психических заболеваний. Поэтому надо стараться сохранить здоровье не только телесное, но душевное и духовное. И народная поговорка говорит, что почти «все болезни от нервов».
  Думаю, что духовное и душевное здоровье даже важнее, чем телесное, потому что душа и дух - больше тела, дух бессмертен в отличие от тела. И к тому же больную душу еще труднее излечить, чем больное тело.
      Святой Симеон Новый Богослов писал: "Тело, будучи сложено из многих, и притом из неодинаковых частей, которые сами составлены из четырех стихий, когда занеможет, имеет нужду в разных врачевствах, и притом составленных из разных трав. А душа, напротив, будучи невещественна, проста и несложна, когда занеможет, одно врачевство врачует ее - Дух Святой, благодать Господа Иисуса Христа". Сложность заключается в том, что атеисты, агностики, сектанты и маловерные люди вряд ли самостоятельно будут искать истинной благодати, которая исцеляет душу. Для ее обретения надо трудиться, но труд этот своеобразный - пост, молитва, посещение храма, исповедь, духовная брань и др.
      Душа человека в широком понимании этого слова, к  сожалению, не может быть изучена до конца. И все же с душой профессионально занимаются некоторые люди. Психологи занимаются здоровой душой, а психиатры - больной. Поскольку они в большинстве своем материалисты, то человеческим духом они либо не занимаются, либо касаются его вскользь, считая, что духовные ценности - личное дело каждого. Такие специалисты работают в основном с тем, что Воскресенский назвал психическими процессами.
      По-настоящему человеческим духом занимаются только священники. Церковь многие века заменяла функции психологов (о чем я уже писала во 2 параграфе) и тогда помощь психиатров требовалась гораздо реже. Слава Богу, в наше время появились православные психиатры, которые, заботясь о душе, помогают восстановить духовное здоровье. Например, Авдеев Д.А. В соавторстве с Невяровичем К.А. он написал много книг на темы душевного здоровья в широком смысле этого слова. Одна из них так и называется "Наука о душевном здоровье".