Уроки добра

Рифкат Гарайханович Гардиев
«Вы нас просто ошарашили!» - Заявили нам одиннадцатиклассники, двое рослых, крепко сложенных юношей. Они сами подошли к нам, чтобы выразить своё восхищение и пожать наши руки. А между тем удивить современную молодёжь чем-либо трудно. Этот разговор произошёл после того, как мы, представители инвалидных организаций города, встретились в одной из школ со старшеклассниками. Для себя эти встречи мы назвали «Уроками добра». Мы провели эти уроки в рамках месячника белой трости, который начинается с 13 ноября, т.е. с Всемирного Дня слепых, и заканчивается вместе с декадой инвалидов. В этом году подобные встречи проводились и в рамках весенней недели добра. Хочу подробно рассказать читателям журнала об этих встречах, может быть, наш опыт окажется кому-то полезен, ведь не за горами осень, и вновь начнутся наши традиционные мероприятия к Всемирным Дням слепых и инвалидов.

Как возникла идея?

Наверняка те незрячие, которые хотя бы раз побывали в Волоколамске, обратили внимание на отношение местных жителей к инвалидам. Я там побывал трижды: в 1982 году как учащийся факультета организаторов производства ИПК ВОС, в 1988 году как председатель т.п.о. ВОС на трехнедельных курсах повышения квалификации и, наконец, в 2004 году как участник семейного конкурса «Три в одном». Находясь в этом подмосковном городке, я всегда удивлялся тому, как местные жители помогают незрячим при их самостоятельном передвижении будь то на улице, в магазине, на вокзале. Это не сердобольная жалость, не высокомерное пренебрежение, а ненавязчивое внимание к нормальному человеку, которому чуть труднее, чем остальным. Как у горожан сложилось такое отношение к незрячим, я не знаю, могу лишь предположить, что это связано с многолетней и весьма успешной деятельностью школы восстановления трудоспособности слепых.

Более двадцати лет я живу  почти в таком же городке: провинциальный тихий уголок примерно с такой же численностью населения. Но у нас к инвалидам относятся всё же иначе: не хочу обидеть своих земляков, но при взгляде на нас, незрячих, у горожан возникает некое отчуждение, отторжение. «Слепенький», «убогий», «увечный» - эти идущие от века определения инвалидов особенно сильны у людей пожилого возраста. Но ведь эти пожилые люди когда-то тоже были детьми. Вот мы и решили, что лучше всего идти к детям и со всей возможной откровенностью рассказать им о себе. Между прочим, для нас  самих этот шаг был вовсе нелёгким: как мы будем выглядеть перед детской аудиторией? Не станем ли мы предметом жалости? Лично мне, когда председатель городской организации ВОИ В.А.Хуснутдинова пригласила принять участие в подобном уроке, казалось, что я, солидный руководитель, к тому же достаточно пожилой, буду выглядеть каким-то наглядным пособием в воспитательном процессе. Однако мои сомнения быстро прошли, мы выработали для себя примерный план этой встречи, решили, кто о чём и насколько подробно будет говорить. Хочу заранее сказать, что у нас прошло около двух десятков встреч, но не было ни одного провала.

Кто проводит урок?

На «Уроки добра» мы приходим вчетвером: инвалид 2 группы по зрению В.А.Хуснутдинова, инвалиды 2 группы по общему заболеванию Е.П.Гатина и Ф.Я.Мухаммадиева. Я же являюсь инвалидом 1 группы по зрению. У каждого из нас за плечами достаточно богатый жизненный опыт, есть определённые достижения в различных областях. Елена Гатина страдает повышенной ломкостью костей (не знаю, как это называется по-медицински), в её ноги вставлены металлические спицы, и она с трудом передвигается на костылях. Несмотря на это она очень активна и жизнерадостна, завоевала множество медалей на различных спортивных соревнованиях. Фания Мухаммадиева однорука, но прекрасно вяжет и вышивает, и её изделия не раз становились лучшими на выставках прикладного искусства инвалидов. Валентина Хуснутдинова – кандидат в мастера спорта, многократная чемпионка и призёрка первенств ВОС по армрестлингу. О себе могу сказать следующее: в 2004 году вышла моя книга «Это больше, чем игра», богато иллюстрированная и подробная история участия нашей команды в кубках КИСИ; а в этом году увидел свет сборник моих стихов «Тепло сердец вам возвращаю». Таким образом, мы представляем две достаточно большие группы инвалидов: «опорников» и незрячих. Мы долго думали, стоит ли привлечь к участию в подобных встречах глухонемых, но нам показалось, что активная жестикуляция глухонемых и сурдопереводчика будет отвлекать детей.

Ход урока

На этих встречах нас как правило сопровождают педагоги. Чаще всего это классный руководитель, но если в одном помещении находятся дети из нескольких классов, присутствует завуч или даже директор школы. Нам довелось выступить в нескольких сельских школах, где учатся от 50 до 80 детей, так вот, в этих школах для встречи с нами в актовом зале были собраны все учащиеся школы. Встречу открывает педагог, но мы заранее предупреждаем, что представлять себя будем сами. Таким образом, мы сразу же берём инициативу в свои руки. В ходе всего урока мы стремимся держать детей в напряжении; Для того, чтобы постоянно поддерживать интерес к тому, о чём идёт речь, приносим с собой и показываем множество наглядных пособий: наград, книг, образцов изделий и т.д.

Урок начинается с того, что В.А.Хуснутдинова представляет нас детям. Кстати, на этих уроках именно ей отведена наиболее ответственная и сложная роль – она является ведущей этих встреч. После этого она задаёт вопрос, что называется, в лоб: «Дети, как вы думаете, каких людей называют инвалидами?» В классе наступает напряжённое молчание, но не надолго, наиболее активные и смелые дети начинают поднимать руки, но чаще слышатся выкрики с мест: «Тех, у кого больные ноги!», «Глухих!», «Слепых!», «А ещё бывают инвалиды 1, 2 и 3 группы!». «Дети, вы всё сказали правильно: инвалидами называют людей, страдающих  тяжёлыми болезнями, которые мешают им в повседневной жизни и работе. Мы сегодня расскажем вам, как живут эти люди, с какими трудностями они сталкиваются и как их преодолевают; о том, как можно им помочь, чтобы облегчить условия их жизни» - Подводит итог этой краткой дискуссии ведущая. Затем она предоставляет слово мне.

Моё выступление продолжается минут 5-7. Вот его примерное содержание: «К сожалению, я лишён возможности видеть ваши лица, улыбки, цвет ваших глаз или волос. Я не вижу, во что вы одеты, для меня тайной является и убранство вашего класса: картины на стенах, цветы на подоконниках и узоры на обоях. Я могу лишь догадываться о размерах этого помещения по отражённому звуку голосов, а также о том, много ли вас в этом зале, если, конечно, вы начнёте шуметь (как правило, при этих словах в классе наступает идеальная тишина)». Затем я начинаю рассказывать о своём детстве, о Лаишевской школе для слепых и слабовидящих детей. «В этой школе учатся такие же дети, как и вы. Точно так же они любят бегать и прыгать, поддразнивать друг друга, дают друг другу какие-то прозвища. Но у них есть существенное отличие: они или совсем не видят, или видят очень плохо. Несмотря на это в школе преподаются все предметы: математика и русский язык, история и литература, а также физкультура и трудовое обучение». Для того, чтобы детям было понятно, как читают и пишут слепые, я рассказываю о шрифте Луи Брайля. На эти встречи я беру письменные принадлежности: прибор, грифель и бумагу. Для наглядности тут же пишу чьё-либо имя из присутствующих детей. Этот процесс всегда вызывает живой интерес, в одной из школ после урока меня окружили первоклашки и наперебой стали просить, чтобы я написал их имена. Пришлось написать и оставить этот листок в школе на память о нашей встрече. В качестве примера брайлевской книги я показываю журнал «Наша жизнь» и тут же зачитываю замечательные слова Н.Островского, которые вот уже много лет являются эпиграфом журнала. «Дети, а каких незрячих литературных героев вы знаете?» - обращаюсь я к ученикам. Вот тут можно услышать самые разнообразные ответы. Наиболее читающие могут вспомнить «Слепого музыканта», мальчика из «Тамани» М.Ю.Лермонтова, но ни разу дети не назвали Павла Корчагина. Бывают и курьёзы: в одной из школ, задав этот вопрос, я услышал : «Герасим!» У детей вызывает интерес и рассказ о том, как их слепые сверстники занимаются на уроках физкультуры. «За сколько секунд вы пробегаете стометровку?» – Спрашиваю я у детей. Они называют какие-то цифры, а я говорю о наших осенних и весенних спартакиадах, в которых принимали участие практически все ученики нашей школы. У нас не было освобождённых от уроков физкультуры по состоянию здоровья. Во многом благодаря этим урокам мы, незрячие, научились не бояться большого пространства, что так важно при самостоятельном передвижении как по улицам больших городов, так и по сельской местности. Благодаря этим урокам я до сих пор занимаюсь активным спортом: достаточно успешно участвую в соревнованиях по армрестлингу и тяжёлой атлетике, а также увлекаюсь зимним закаливанием и моржеванием. В конце своего выступления я совсем кратко говорю об обществе слепых, о том, сколько незрячих проживает в нашем городе, об их работе, увлечениях и достижениях.

Затем ведущая задаёт очередной «каверзный» вопрос: «Дети, скажите, кто-нибудь из вас ломал ноги?» Как правило, несколько детей тут же поднимают руки. «Скажите, как вы ходили? Легко ли вам было передвигаться?» «Было очень трудно» - Отвечают дети. Кто-то говорит о том, что ему помогала ходить по дому мама, кто-то ходил на костылях, а одна малышка сказала, что могла передвигаться лишь «на попе». «А наша Лена всю жизнь вынуждена ходить на костылях. Теперь вы понимаете, как ей трудно! - Говорит ведущая, - А теперь скажите, кто из вас ломал руки?» В каждом классе есть дети, которые отвечают на этот вопрос утвердительно. «Как вы одевались, застёгивали пуговицы, шнуровали ботинки?» - Продолжает спрашивать ведущая. Естественно, дети признаются, что им было трудно самостоятельно проделывать самые необходимые вещи. «А как вы думаете, - Продолжает ведущая, - Можно ли одной рукой почистить картошку?» Дети дружно отвечают, что это невозможно. Правда, иногда бывают и исключения, если кто-либо из присутствующих скажет, что это возможно, его просят подойти к столу и показать, как он сумеет это сделать. «А вот наша Фания Ясавиевна легко справляется с этим делом, а также множеством других дел, имея лишь одну руку. Вот посмотрите!» И действительно Ф.Я.Мухаммадиева берёт в руку нож, кладёт картошку на заранее приготовленную салфетку, чтобы она не катилась и не скользила по столу и в несколько ловких взмахов ножом очищает её. «Это совсем не трудно, - Говорит она, - Нужно только очень хотеть, чтобы твои дети и муж были всегда вкусно накормлены и чисто одеты. Я могу не только очистить эту картошку, но и накрошить её для любого блюда». И вправду, у Ф.Я.Мухаммадиевой «золотые руки», вернее, «рука». Ученики воочию убеждаются в этом, посмотрев на салфетки и коврики, изготовленные её рукой. «А может ли слепой очистить картошку?» - Спрашивает ведущая. Дети теряются: если скажешь «Да!», то могут опять вызвать к столу и заставить чистить картошку с завязанными глазами; но ведь и не поверить нельзя! Мало ли на что ещё способны эти инвалиды! «Убедитесь сами!» - Говорит ведущая и даёт мне в руки нож и картошку. Я также легко справляюсь с этим привычным делом, правда, иногда подводят «глазки», но я честно предупреждаю об этом детей. Под восхищённые реплики детей ведущая рассказывает о том, как я во время республиканского первенства по туризму за три дня в одиночку вычистил три ведра картошки. Этот факт и вправду имел место: «Чтобы не быть вам обузой, поручите мне чистку картофеля!» - заявил я, когда решили меня включить в состав команды. Правда, кроме этого ещё пришлось пилить дрова и наощупь разложить костёр, но с этим я тоже справился. Кстати, тогда наша команда заняла первое место!

Затем В.А.Хуснутдинова подробно рассказывает о спортивных достижениях инвалидов, показывает публикации в журналах, посвящённых этой теме. Она приходит на уроки с множеством своих медалей, завоёванных на различных спортивных соревнованиях. «Смотрите, - Говорит она, обращаясь к детям, - Я смогла выиграть эти медали, будучи уже достаточно взрослой и являясь инвалидом. А вы ещё так юны, у вас здоровые руки и ноги, вы хорошо видите и слышите. Берегите то, что вам дано от бога – ваше здоровье. Всячески укрепляйте его, закаляйтесь, занимайтесь спортом. Если у вас будет столько же медалей, как у меня, вам будут открыты двери в любое учебное заведение. Но самое главное – будьте добрее и милосерднее друг к другу. Человека отличает от животных не только наличие разума, но прежде всего доброта и милосердие». После этого каждый из нас добавляет несколько слов о том, в какой помощи больше всего нуждаются на улице слепые, хромые, безрукие.

На этом наш урок заканчивается.

Отзывы педагогов.

«Простите, до нашей встречи я вряд ли сказала бы вам об этом. Я боялась, что перед нашими «продвинутыми» детьми вы будете выглядеть жалко. Вы сумели покорить их своей открытостью и простотой изложения».

«То, о чём вы сегодня говорили, нельзя почерпнуть ни в одном школьном предмете. Спасибо вам!»

«В нашей школе, как и в большинстве других, есть больные дети. Надеюсь, что после этой встречи дети станут относиться к ним совсем по-другому».

«Дети, вы сегодня увидели вполне сложившихся, уверенных в себе людей. Кто из вас сможет с уверенностью сказать, что дожив до их возраста добьётся таких же успехов?»

Заключение.

Уверен, что опытный педагог, прочитав эту статью, не сходя с места сделает несколько замечаний: во-первых, он обратит внимание на то, что вряд ли этот объём информации можно изложить в рамках одного академического часа. Согласен, и вправду наши уроки продолжались значительно больше отведённых 45 минут. Дети слушали нас, не замечая звонка на перемену. Вторым его замечанием может стать то, что мы превращаем встречу в некий балаган, шоу, клоунаду. На это я могу ответить, что каждый педагог должен быть немного актёром, и каждый урок представляет собой театр одного актёра. Настоящий педагог добивается того, что дети и сами становятся постепенно участниками некоего действа, направленного на достижение конкретной цели. Но ведь и мы не даём скучать детям, вызывая их время от времени к активной дискуссии. Впрочем, наверное, то, что мы делаем, не лишено недостатков. Надеюсь услышать ваши суждения.

Рифкат Гардиев,
Республика Татарстан,
Председатель Чистопольской м/о ВОС
(Опубликовано в журнале «Наша жизнь» № 10 за 2006 год)