Князь-викинг или коган-робичич?

Светлана Каплун
    Не собиралась смотреть «Викинга». Зачем? Отзывы говорят сами за себя. А сегодня всё-таки сподобилась. Потому как увидела вот это:  «Викинг из лубяной избушки. А кто сады Семирамиды ожидал увидеть?..» - http://rusnext.ru/recent_opinions/1483865740

    Спорными словами автор свою статью заканчивает: «А декорации к фильму — это не красивое фэнтези. Это упрямые реалии того материального мира, который мы научились побеждать…»

    Ну какие реалии?!

    Давайте посмотрим на цветовое решение фильма: полутьма и грязь. Уважаемые! В окно на небушко взгляните. В берёзовую рощу прогуляйтесь, прежде чем вещать, что Русь – это сплошные мрак и болто.

    Давайте оценим музыкальное сопровождение художественного фильма… А нет в нём музыки! Одна убогая како-фония. Да и русские-народные песни в те времена, наверное, ещё не пели. Как говорится, дёшево и сердито. Сплошные «немцы»!

    Итак. Псевдоцвет. Псевдомузыка. Может, с историчностью дела обстоят лучше? Что автор статьи говорит? «Про исторические детали фильма судить не берусь: если профессиональные учёные не пришли к единому мнению, то искусство представляет ещё большую свободу интерпретации. Речь пойдёт не о деталях — о главном…»

    Да уж… Сомневаюсь, что профессиональные учёные долго будут приходить к общему мнению по поводу лысых, безбородых, полуголых волхвов! А теперь о главном… Собственно, такая свободная интерпретация нашей истории полностью перечёркивает любые претензии данной фильмы на историчность. Так что, достопочтенный автор, перед нами самое что ни на есть некрасивое фэнтази. Некрасивое, недостоверное и неэтсетичное.  Неэстетичное до блевотины, которую пытаются преподнести нам как достижение российской культуры. Спасибо, не надо такой культуры. Ибо это всего-лишь низкопробный продукт пропаганды той идеологии, которая официально в нашей стране отсутствует.  Зато у нас появился прекрасный шанс оценить, что эта идеология из себя представляет, если ради неё приходится так безбожно извращать историческую действительность! Ложь, помноженная на ложь, и ничего больше.

    Что говорит Рогнеда в фильме? Что не хочет идти за сына рабыни. Это вместо  «не хочу розути робичича». А почему? Так ведь двусмысленно! Робичич – сын рабыни или сын раби (раввина)? Между прочим, «раби» и «раб» вполне могут оказаться из той же серии, что «босс» и «босота». Зрада, короче говоря! Вот и изменили, т.е. свободно интерпретировали.

    Что ещё можно сказать по «Рогнеде»? «Она при всех не слушается отца, когда тот велит ей замолчать, а затем, так же, не слушается и мужа. Ходит всегда с распущенными волосами, без головного убора. Причёска её не меняется, какая была в девичестве, такая же остаётся и в замужнем положении…» (Из петиции.) Конечно, очередная свобода интерпретации в псевдоисторической фильме.

    «На какой бюджет был рассчитан «Викинг» — это тоже не моя печаль. А вот недовольство тем, что на экране мелькают грязные улочки, прокуренные по-чёрному княжьи покои и стены городов из необструганных брёвен, — для меня лично непонятно. А мы что, на Руси десятого века Колизей ожидали увидеть? Или висячие сады Семирамиды? Как, по мнению критиков, выглядели наши города тысячу лет назад: неужели широкие мощёные авеню, окружённые мраморными колоннами?..» Во-первых, за столько лет съёмок этого фуфла, бюджет, надо думать, возрастал как у Зенит Арены. Действительно, зачем этим интересоваться? Во-вторых, как города выглядели…

    «…Киев — столица Руси — вряд ли мог выглядеть столь архаично и быть столь грязным. Показанные в фильме укрепления Киева, состоящие из вертикально поставленных бревен, не находят подтверждения по археологическим данным. Они, напротив, демонстрируют укрепления конструктивно более сложные, состоящие из городен — деревянных срубов, наполненных землей… Основные действующие лица — князья и их приближенные, но мы почти не видим ни крашенных одежд и дорогих шелков и парчи, ни наборных поясов, ни женских княжеских головных уборов. Все это представлено в многочисленных археологических находках и доступно в публикациях и музейных собраниях…» (Сергей Каинов). Так что там с бюджетом? Дёшево и сердито?

    Чем ещё автор оправдательной статьи пытается убедить нас в достоверности фильмы?

    «…Ко времени Крещения 90% русских, возможно, не имели даже таких избушек-курятников, какие откопали археологи в Берестье. Потому что 90% русских были тогда кочевниками леса, занимаясь не осёдлым, а подсечным земледелием. Природа не позволяла собирать устойчивые урожаи на одном месте — приходилось каждые три года перемещаться с участка на участок, вырубая всё новые и новые делянки леса, удобряя всё новые и новые временные поля перегоревшей золой.

    Что означал такой образ жизни? Адский труд и никакого благоустройства. О каком благоустройстве может идти речь, если через пару лет предстоит перебираться на новое место? При таком способе существования «сараи» и «заборы», снятые в «Викинге», покажутся номерами люкс. Ушедшая под корни землянка грела надёжнее и строилась проще…»

    Очевидно, автор не доверяет скандинавским сагам, именующим земли кочующих по лесам русских «страной городов»! Да, топоним Гардарики впервые встречается в географическом сочинении последней четверти XII в. Но! До этого времени (в X—XII веках) на всем Скандинавском полуострове для обозначения Руси использовалась форма Gardar. Так Русь представлена в скальдических стихах IX—XII веков, а также в рунических надписях на камнях. (Вики).

    Желая развеять дремучее невежество наших так называемых культурных деятелей, предлагаю небольшой экскурс по зодчеству на Руси.

    «В северной Руси дома всегда строили деревянные, и не потому, что не умели строить каменные, а потому, что деревянный дом теплее, микроклимат в нем лучше, чем в каменном, ну и потому, что на Руси леса хватало…

    Можно говорить о традиционном русском типе дома, который, по всей вероятности, связан с этносом варягов руси. Этот тип распространен в виде широкой полосы от побережья Белого Моря вдоль рек Онеги, Ваги, Северной Двины, Сухоны, Согожи, Костромы, Волги от Углича до Нижнего Новгорода. На юг этот тип достигает широты Москвы и Нижнего Новгорода.

    Второй, назовем его угро-финским типом, распространен в республике Коми (бассейн реки Вычегды), отчасти в Архангельской и Вологодской областях, а также в Карелии. В этнографической литературе этот тип домов называют северорусским.

    Третий я условно называю словенским типом. Это дома с двускатной крышей, четырехстенные или пятистенные, но если пятистенные, то переруб (пятая стена) расположена не вдоль дома, а поперек, и по фасаду дома переруба не видно. Этот тип домов распространен в Новгородской, Псковской и западной части Тверской областей, а также в Смоленской области, на юге Карелии и в узкой полосе немного южнее Москвы.

    Четвертый тип домов по характеру крыши я называю половецким или кыпчакским типом. Это чаще всего глинобитные, саманные, а в северной части деревянные четырехстенные дома с четырехскатной крышей. В этом типе можно различить два подтипа: 1 - четырехскатная крыша без конька и 2 - четырехскатная крыша с коньком. Дома второго подтипа больше по площади, в них, вероятно, жили более богатые люди…

    Предполагаю, что наиболее древним типом дома, сложившимся несомненно на севере, был русский тип. Дома этого типа более сложны по устройству крыши: она трехскатная, с карнизом, с очень устойчивым положением стропил, со светелкой, обогреваемой дымоходом. В таких домах дымоход на чердаке делал изгиб длиной около двух метров. Этот изгиб трубы образно и точно называется "боров", на таком борове в нашем доме в Всехсвятском, например, зимой грелись кошки, от него и на чердаке было тепло. В доме русского типа никакой связи с полуземлянкой нет…

    Мы считаем, что русский тип дома возник на южном побереже Белого моря очень давно, создал его этнос варяги-русь. Распространяться на юг русский стиль начал в IX-X веках, когда варяги-русь то ли были приглашены на княжение в Ладогу, то ли захватили Ладогу и Белозеро силой, чтобы контролировать водные торговые пути. Теперь об этом можно только строить гипотезы…

    Дома словенского типа возникли в результате трансформации полуземлянки по мере продвижения ильменских словен на север. При этом многое ( в том числе и некоторые способы постройки домов) словене переняли у карел и вепсов, с кем неизбежно вступали в контакт. Но с севера пришли варяги русь, раздвинули угро-финские племена и создали свое государство: сначала Северо-Восточную Русь, а потом и Киевскую Русь, перенеся столицу в более теплые края, потеснив при этом хазар…» (Традиционные типы домов на Руси. А.В. Галанин).

    Так о чём же главном хотел поговорить с нами автор статьи? Наверно, об этом:

    «… Нелегко сразу ответить на вопрос: почему мы беднее всяких немцев, америкосов и прочих голландцев? Почему от них к нам везут айфоны и внедорожники, а не наоборот? Или, формулируя по-иному: если мы такие умные, почему мы такие бедные?..

    …Жить в России, предпочитая великие блага человеческого духа благам земным, материальным может только народ, сменивший систему координат, отказавшийся от притяжения мамоны ради небесного света. Жить в России, невзирая на грязные дороги, лубяные избы и заснеженные дебри, с верой, что не богатство главное в жизни, может только народ-христианин. Сила духа может преодолеть и грязь, и бездорожье, и бедность, выстроив великую державу там, где по дохристианским, телесным понятиям никакой державы вовсе быть не могло…»

    Наивный человек! Статистикой он тоже не интересуется.

    «РФ стала первой во всем мире в рейтинге неравенства доходов (результаты исследования консалтинговой компании New World Wealth). На долю 10% россиян приходится почти 90% национального богатства (Credit Suisse).

    В 2015 году 15 россиян вошли в список самых богатейших людей в мире, среди них Владимир Потанин (Норильский никель, состояние 14,7 миллиардов долларов), Леонид Михельсон (газовая компания Новатек), Виктор Вексельберг,  Алексей Мордашов (бывший владелец Северсталь), Генадий Тимченко (совладелец Новатэк). В общей сложности 15 российских миллиардеров имеют в своем распоряжении 156,5 миллиарда долларов (Bloomberg).

    Первое место среди российских миллиардеров занял Леонид Михельсон (акционер российской газовой компании "Новатэк", состояние 14,4 миллиардов долларов). Второе место занял Михаил Фридман (совладелец крупнейшей российской инвестиционной компании "Альфа-групп", состояние 13,3 миллиарда долларов), Третье место занял владелец металлургического холдинга "Металлоинвест", мобильного оператора "Мегафон" и издательского дома "Коммерсантъ" Алишер Усманов (его состояние составило 12,5 миллиарда долларов) (Forbes).

    Руководитель компании «Газпром» Алексей Миллер возглавил рейтинг самых высокооплачиваемых топ-менеджеров РФ, получивший за год - 17,7 миллионов долларов. Второе место занял глава «Роснефти» Игорь Сечин, чью годовую зарплату Forbes оценил в 13 миллионов долларов (Forbes)…»
    Как нафантазировал автор? Отказавшийся от притяжения мамоны ради небесного света…

    Не ищите небесного света в «Викинге»! Там одна проплаченая блевотина.




Иллюстрация: вверху - фильм и реальность, середина - дома русский и половецкий, внизу - дома финно-угорский и словенский Х-го века (Новгородская область, п. Любытино).



    P.S. А как же баня?!! Про баню-то я совсем забыла! Сейчас господам киношникам и с ними подписавшимся кое о чём напомню!

    "Еще сам Геродот повествовал, о том, что скифы, проживавшие на Украине, пользовались баней. Они устанавливали три палки наклоненные друг к другу, и обволакивали эту «постройку» войлоком.   Потом, устанавливали посреди образовавшегося «помещения» чан и бросали в него раскаленные камни. Забравшись в эту баню, они бросали в чан конопляное семя, от чего поднимался сильный жар...

    Прокопий Кесарийский, историк, живший в 5 веке нашей эры, писал о том, что баня была неотъемлемой частью жизни древних славян. В банях они отмечали все торжества, омывали ребенка, что только появился на свет,  и таким же образом провожали покойника в мир иной. В то время баня «строилась» примерно так: в углу (в доме) сооружали очаг из камней, а где-то вверху открывали окно для выхода дыма, там же стояла емкость с водой, которой обрызгивали раскаленные камни. Каждый человек брал в руки веник и размахивая им по сторонам притягивал к себе жар.

    В России  парную баню в 5 веке называли мыльней или влазней.  Уже в то время люди пользовались этой благодатью. Независимо от того богат человек или беден, он мог себе позволить очистится в бане.  Баня была утешением от проблем, сглазов и невзгод. Немного позже приглашать человека в баню стало основой гостеприимства.  Для начала гостя звали «очистится» и лишь потом угощали напитками и едой...

    Когда древлянские послы прибыли на переговоры с княгиней Ольгой, она приказала растопить для них баню. Ничего не подозревавшие послы спокойно мылись с дороги, когда слуги Ольги закрыли их снаружи и они заживо сгорели..."

    Это в средневековой Цеевропе христиане веками не мылись да своих карманных собачонок вшам скармливали и на всю округу благоухали! Это как же надо свою родную берёзовую Русь ненавидеть, чтобы заподозрить её в подобном же?!

    "«Повесть временных лет» говорит о том, что баня впервые была упомянута в 1 веке нашей эры. Произошло это, когда Святой Апостол Андрей, после проповедования евангельского учения в Киеве, отправился в Новгород, его глазам предстало «настоящее чудо». Люди заходили в баню нагими и «нагревались» там до цвета вареных раков, после чего обливали себя водой и до изнеможения били друг друга вениками. Этот обряд происходил ежедневно. Для Святого Апостола Андрея это было дикостью, он это комментировал так «люди радостно мучают сами себя».  Также, исходя из описания Нестора, можно узнать о том, что в 906 году между Русью и Византией был заключен договор, речь в котором шла… о бане. Там было указано, что по приезду византийских купцов их должны напоить, накормить и разрешать парится в бане, сколько им будет угодно..."

    Вроде как рановато для Новгорода получается. Пришлось подробнее изучить ситуацию. И вот что открылось:

    "...первый список «Повести временных лет» — так называемый Древнейший свод 1039 года, а также Начальный свод 1095 года и «Чтение о Борисе и Глебе» Нестора Летописца прямо заявляют, что на Русь апостолы «не ходили» и что они в наших землях «не быша». Но уже с 1116 года сын Всеволода Ярославича, Владимир Мономах, приказал игумену Выдубицкого монастыря Сильвестру внести в «Повесть временных лет» русский вариант легенды об апостольской миссии Андрея Первозванного... Так появился рассказ о путешествии апостола Андрея из Крыма в Рим через Ладогу... Из Киева апостол прибыл в Новгород, где удивлялся тому, что местные жители любят, моясь в банях, бить себя «молодыми прутьями», обливаться квасом и студёною водой. Рассказ ученикам Иисуса в Риме ограничился только банями, и римские слушатели «слышаще, дивляхуся»... В древнейших списках и вариантах этой легенды нет никаких-либо упоминаний об успехах проповеди Андрея Первозванного. В связи с этим профессор Московской духовной академии Е. Е. Голубинский иронизировал: неужели апостол приходил в наши земли только для того, чтобы увидеть русские обычаи пользования банями..."

    Зря иронинировали, профессор! Это сам Мономах нашим "зрадоносцам" доморощенным из глубины веков кулаком грозил. Чтобы не думали, что исторический фильм снять, это как два пальца обо***ть.