Праздник света

Александр Савченко 2
"Народ, сидящий во тьме, увидел  свет  великий,  и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет" (Мф.4:16).
 "...посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной" (Лк.1:78-79).
 "Вдруг предстал им Ангел Господень, и  слава Господня осияла их" (Лк.2:9)

 У каждого человека есть день рождения. У  Христа  –  это  не просто день, который мы не можем точно зафиксировать, потому-то и празднуют его 25 декабря или 7 января в зависимости от Григорианского или Юлианского календаря.
 
 Рождение Христа –  это величайшее событие в истории человечества, и его  называют не Днём Рождения, а Рождеством. Рождество Христово – это праздник света, поскольку «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы» (1Ин. 1:5). Рождество – это луч света в  мрачном царстве греха, печали и смерти. Это событие стало началом новой эры, эпохи благодати Божьей. Христос родился в 4-м или 5-ом  годах  до н. э. Это новая точка отсчёта для Его второго пришествия. Когда Он придёт снова? Обычно исходят из масштаба, упомянутого Петром, что у Бога один день как тысяча лет. А что, если это – образное выражение, своего рода фразеологизм? Да и откуда правильно вести этот отсчёт? Скорее всего, его  следует  вести  от года открытого выступления на нашего Спасителя на служение, от момента крещения в Иордане, или от года Его смерти на Голгофском кресте. Таким образом, время Его второго пришествия выпадает ориентировочно на 2026-2030 годы.

 Разумеется, не наше дело знать времена и сроки, тем  более,  что ни дня, ни часа этого события не знает никто. Точное время нового прихода Христа не известно ни людям, ни ангелам, и все попытки  установить эту дату заканчивались позорными конфузами.

 «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего...» (Гал. 4:4). Человечество погрузилось во тьму языческого идолопоклонства. Апостол Павел свидетельствует,  что  люди  духовно  одичали  настолько, что не прославляли Бога, "и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих и омрачилось  несмысленное  их  сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога  изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим..." (Рим.1:21-23).

    Вместе с тем языческое  многобожие  побуждало  людей  искать истинного Бога, и они даже памятники ставили, вроде  того, который апостол Павел обнаружил в Афинах – "Неведомому Богу". Впрочем, римский поэт Вергилий воспевал  Божественного  Младенца, Который обеспечит мир между народами  и  вернёт  на  землю "золотой век". Недаром Его назовут "Эммануил", что значит «с нами Бог». Он воссоединит землю с небом, человеческое  с  божественным, временное с вечным. И вот наконец, как пишет апостол Иоанн, эта мечта осуществилась, и "Слово стало плотью", Бог стал Человеком, Сын Божий – Сыном Человеческим , то есть Богочеловеком. Бог, являясь Духом по своей сущности,  умереть  не  мог.  Но "Слово стало плотью".

   Как наша мысль, нематериальная сама по себе,  недоступна нашим ближним, так и Бог до времени дистанцировался от  человека. Была черта или граница, преступив которую,  человек  не  мог  остаться в живых. Но как  мысль  материализуется  в  речи,  овеществляется в словах, так и Бог воплотился и стал доступен  и  близок нам.  Слово стало плотью, Бог – Человеком, чтобы умереть за нас  и таким образом, удовлетворить божественное правосудие.

   Есть примитивно-бытовое восприятие Рождества.  Оно  ассоциируется в сознании с пушистым белым снегом, рождественскими подарками и песней "Тихая ночь". Оно оставляет всего лишь  светлые  детские воспоминания и мечтательные грёзы.

    Необходимо углублять своё понимание Рождества.  И  тогда  мы осознаем, что рождественская ночь была необыкновенной, ведь она положила начало подвигу Богочеловека на грешной земле. Под таинственным небесным шатром, скрытый  покрывалом  ночи, родился в мир Сын Божий, зародилось новое семя христианской веры. И без этой веры жить нельзя, так как она является фундаментом нашей надежды. В то время, как многие люди безмятежно спали, в  вифлеемском хлеву забилось сердце Сына Божьего. В Вифлееме, то есть в "доме хлеба" незримо проросло истинное пшеничное зерно, которое потом  пало в землю, умерло и принесло много плодов.

    Христос воплотился, чтобы, родившись уже в наших сердцах, верою вселяясь в них, научить нас смирению, победе над  эгоистичным  "я", избавить от уныния, отчаяния и страха, обеспечить смысл жизни  на земле и подарить вечную жизнь на небе. А Вифлеем – это сердце человеческое. Рождаясь в нём,  как  в яслях, Божественный Младенец возрастает до нашего преображения в образ Божий. Сокровище это обитает в глиняном сосуде человеческого тела. Сердце, таким образом, становится храмом Духа Святого или  молитвенным домом, в котором совершается богослужение, а с алтаря возносится хвала и благодарение Богу. «Да даст вам по богатству славы Своей крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:16-17).

 Для меня, как Истины носителя,
 Очень много значит Рождество:
 Рождество – рождение Спасителя
 В Вифлееме сердца моего!
 Рождество – не дата, а событие – 
 Необычное по красоте.
 Это тайны вечности открытие
 В воплощённом Логосе-Христе!

 По-новому начинает биться это сердце, по-новому пульсирует  сознание. Воистину, "был Свет истинный, Который просвещает всякого  человека приходящего мир". Солнце правды несёт исцеление в Своих лучах. И в сердцах верующих людей становится уютно, тепло и светло. “Свет к просвещению язычников". Мысленно представим себе человека, оказавшегося в завале шахты или  среди  обломков  здания, рухнувшего при землетрясении. Можно сказать, в  могильном  склепе находится этот несчастный, почти заживо погребённый.  Надежда  на спасение тает с каждым часом. И вдруг раскопки завершаются успешно, и этого человека выводят из жуткой темницы на свет Божий. Как он рад этому освобождению!

    Или больной, страдающий хроническим недугом,  вдруг,  в  результате радикальной операции получает исцеление. Может быть, его глаза поразила катаракта, и он ничего уже не видел, но после  хирургического вмешательства прозрел.
    Как ликуют эти люди! Они свободны  и  здоровы!  Пожалуй,  их торжество невозможно переоценить. В Евангелии от Иоанна (6:15-18)  рассказывается,  как  на  Генисаретском озере становилось темно, а Иисус не приходил. В жизни  часто  бывает темно вследствие скорбей и тяжёлых болезней, лечить  которые современная медицина не всегда может.  И  тогда  из  груди  рвутся горькие слова: "Что унываешь ты, душа  моя,  и  что  смущаешься?" (Пс. 42:5). И ответ находится тут же: "Уповай на Бога; ибо  я  буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего" (Пс. 42:6). Тьма – это отсутствие света. Свет же является  антагонистом тьмы, и куда он приходит, там уже тьмы нет.
    Свет разума просвещает тьму невежества, изгоняет мрак  предрассудков и суеверий, приподнимает завесу над будущим.
    Не случайно апостол Павел восклицает: "Встань, спящий,  воскресни из мёртвых, и да осветит тебя Христос!" (Еф. 5:14). Ведь Господь  пришёл  обратить нас от тьмы к свету, от власти сатаны к Богу (Деян. 26:18)

    Есть притча о двух близнецах, мирно возрастающих в  материнском чреве. Один – верующий, другой –  скептик и  агностик. По мере приближения их к выходу из материнского  организма,  верующий брат заявляет:
    – После нашей "смерти" мы будем жить в новом прекрасном  мире. Мы будем видеть и слышать. Близнец-атеист возражает:
    – Чепуха все это. Ты ищешь что-то для приглушения страха смерти. Существует только мир, в котором мы сейчас обитаем. Другого – нет.
 Вдруг чрево начинает содрогаться в конвульсиях, как при землетрясении. Верующий брат оказывается в мрачном тоннеле, в  конце которого виден свет и новый мир. Другой – пытается удержаться,  скорбит и воспринимает как трагедию выход из тьмы.

    Согласно Фрейду и Юнгу мы постоянно, большей частью  в  подсознании, мыслим о смерти.
    Ален Уотс утверждал: "Нет ничего более притягательного, чем мысль о смерти. Поскольку человеку известно,  что  он  умрёт, он создал искусство, науку, философию и религию. Нет ничего, что так побуждало бы мыслить, как мысль о том, что и мыслям придёт конец". Долина смертной тени – мрачная долина. Но в конце  её  брезжит свет. Свет Рождества и свет  Воскресения  Христова. "Умирая, человек рождается в загробную жизнь так же, как младенец рождается в жизнь земную", – писал Фламмарион. Христос просвещает нас божественным светом свыше. Он разъясняет смысл жизни и смерти. И  если  человек,  воображающий  себя просвещённым, не понимает того, что сделал для него Отец Небесный в Лице Сына Своего,  смиренно  принявшего  образ  маленького ребёнка и затем умершего за наши грехи  на  Голгофе  и, наконец, триумфально воскресшего из мёртвых для нашего оправдания, то  касательно вечности и духовных  предметов  этот  человек – весьма тёмная , непросвещённая личность. Но мы, христиане, "знаем, что Сын Божий  пришёл  и  дал  нам свет и разум..." (1Ин. 5:20).

   Слава Богу за то, что Он есть свет и нет в Нём никакой тьмы. В Нём – «жизнь, и свет человеков». Он освещает всё скрытое во  мраке. И Его Рождество – это великий праздник света.