10. Предстоятели и Предстоящие...

Владимир Фокас 2
ПРЕДСТОЯТЕЛИ И ПРЕДСТОЯЩЕЕ.

Сколько же мы не знаем… Например, откуда берутся поэты, сказочники, пророки, прорицатели, Вестники, из чего родится фантастика, миф, сказание?  И кто может сказать, откуда приходят такие люди, как писатели-фантасты Г. Л. Олди?

Дмитрий Евгеньевич Громов, инженер-химик, мастер восточных боевых искусств, имеет II кю (коричневый пояс) по каратэ (школа ГОДЗЮ-рю); актер театра-студии «Пеликан» с послужным списком порядка десятка ролей, из них половина — главных…

Олег Семенович Ладыженский – Поэт, режиссер, член МАНОКК (Международная ассоциация национальных объединений контактного каратэ-до), имеет черный пояс, II дан, судья международной категории. С 1992 по 1994 г. — вице-председатель ОЛБИ (Общества любителей боевых искусств), на сегодняшний день - старший инструктор школы ГОДЗЮ-рю.   

Олди - исследователи, достойно продолжившие дело братьев А. и Б. Стругацких.  Люди, талант которых настолько невероятен, огромен и непривычен, что многими из нас воспринимается как пророческий, неземной, свободно проникающий и в прошлое, и в будущее; талант, идущий самыми разными мирами и почти не знающий преград… Это дар фантастов, поэтов, художников, иногда - философов.

Почему так необычно и поэтично Слово Библии? Что оно - весть, направленная нам из прошлого в будущее, из будущего в прошлое или то, что было с нами всегда и будет всегда?

Кто такие  Предстоятели и Предстоящие? Возможны ли они вне религии и вне Церкви? Нуждается ли Дух в том, чтобы ему выдали особое разрешение и позволили  ходить среди людей из дома в дом, из души в душу? Что мы оставили позади и что еще предстоит? И что такое ПРЕДСТОЯНИЕ вообще?  ЗАСТУПНИЧЕСТВО?  ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО? ПРЕДВИДЕНЬЕ?  ДОБРОВОЛЬНОЕ НЕСЕНИЕ КРЕСТА?

И сказал Предстоятель:

«У каждого человека есть свой  крест, – это духовный крест, который состоит из скорбей, из болезней, из всяких испытаний, которые мы претерпеваем во время земной жизни». Такой крест несет каждый человек, однако будет ли он спасительным или нет, войдем мы с этим крестом в вечную жизнь или не войдем – это зависит от того, как мы несем этот крест».

Патриарх Земли Русской Кирилл.

А вот что сказали другие:

«…ибо не может человек не верить ни во что. И течет вера людская путями скрытыми – вера-страх, вера-любовь, вера-ярость, обреченность, знание, боль, – сходясь на перекрестках дорог своих. А на Перекрестке том лишь Предстоящему видно невидимое и ведомо неведомое; и вера войдет в него, дав Силу творить невозможное, толковать неявленное и пророчествовать о скрытом.

Укажет он тогда людям, где возводить храмы, столицы и кладбища, и из веры малой родится большая. И да будет вера течь через Предстоящих, рождая сверхъестественное в делах и помыслах, пока не встанет Предстоящий на Перекрестке и не скажет: «Мое…»

«…припадает ли человек к стопам идола, возносит ли мольбы в храме, боится ли встречи с оборотнем или плюет на богохульное изображение – он верит… или не верит, что, в сущности, одно и то же. И клубится вера над человечеством,
возносясь смерчем, опадая росой; горами движет, уходит, и возвращается, и никогда не исчезает бесследно.

Войдет вера в поэта – родится гимн; войдет в землепашца – родится боязнь и надежда; войдет в князя – и кровью умоются народы; войдет в Предстоятеля – и родится сверхъестественное; войдет сверхъестественное в жизнь человеческую – и родится Миф.

Горе Предстоящему, разучившемуся отдавать; горе миру, породившему зверя, рыщущего на Перекрестках; и уйдет из мира сверхъестественное…»

«В мир приходим мы нагими и беспомощными, и, уходя, ничего не уносим с собой. Можно жить Предстоятелем, но умереть Предстоятелем – нельзя. Последнее право и последний долг Предстоящих – право выбора смертного часа и долг передачи дара своего тому, кто идет следом.

И пусть Идущий следом поможет уйти опустевшему Предстоятелю за грань между миром и небом, поможет и проводит; и запомнит день и час сей. Посему нет Предстоящему подлинного покоя вне его воли и в одиночестве. Ибо сверхразумная творческая сила, которая создавала миф, действует в нас и сейчас, особенно у поэта и философа, но в более скрытом виде. Пока не угасло воображение, до тех пор есть, есть и есть логика чудесного!

Вычеркнуть ее можно только с истиной. Даже отрекающийся от истины и топчущий истину, топчет ее во имя истины. Правду бьют избитыми правдами. Веру бьют привычкой. Когда мир станет обыденным и реальность бога уйдет из каждого дерева и грозовой тучи, тогда умрут мифы и придет время низких потолков, пустых сердец и рассудительных взглядов».

(Г.Л. Олди – «Ожидающий на Перекрестках»)

Се - ЛИТЕРАТУРА?   Или – СЛОВО - особое, мудрое, пророческое ?

И что оно может сказать литературе обычной светской, когда та в великой обиде начинает доказывать свое право на существование, обучение и воспитание  людей? Да и вообще, на каком основании мы определяем, интеллектуальная ли ценность перед нами, культурная, гуманистическая или духовная? Да и ценность ли она вообще?

И, если само существование человека уродливо, неполноценно, негармонично, то не является ли истинной задачей (и обязанностью!) современных СМИ его отражение?  Ибо нет ни хорошего, ни плохого искусства, ни нормативного, не ненормативного слова, ни гармонии, ни красоты, ни устаревшей морали, ни ограничения человека в том, чем он желает быть? 

Где реальность уродства, глумления, насилия, лжи, глупости, секса и наживы  имеет гораздо большее право быть отраженными такими, какие они есть?  И, как говорит народная мудрость, «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»…

Трудно ответить на это что-либо конкретное… Скажу лишь, что еще никто не отменял свободу в выборе собственных путей. Да, они могут быть разными, не схожими, не обязательно праведными, радостными и светлыми, но никогда не должны опускаться до уровня животного и быть полностью лишенными ответственности и перед миром, и перед собой.

Повернуть движение развития вспять - не такое уж и сложное дело, особенно при наличии столь мощной базы управления общественным сознанием. Однако и с самого пагубного пути можно свернуть, если на то есть воля и желание. Давайте обратимся к одному высказыванию и посмотрим, куда оно нас приведет: «Путь Богов… Путь Поэзии… Путь Мудрости… Существует много Дао, но все они являются выражением Единого Разума» (Дейсо Судзуки).

Сегодня никого не нужно убеждать в том, что достижение Истины невозможно в принципе; возможно лишь поклонение ей и стремление к ней. Иное дело, Знание. Но и здесь мы научились отличать простую осведомленность, которая всегда есть продукт механического ума, от интуиции, озарения, Божественного Гнозиса.

 И, даже если мы соберем воедино самых гениальных людей планеты и вручим им абсолютно все то, чем владеет человечество на сегодня, мы получим гигантский банк информации, но не более. Ибо Высшим Знанием невозможно овладеть - им можно только СТАТЬ. И самая существенная и принципиальная разница между Сверхразумом  и Богом как Высшим Разумом в том, что первый ВЛАДЕЕТ уже разделенным, вторичным и неполным знанием, а второй и ЕСТЬ это самое знание в абсолютном его значении.

Возможно ли подобное для человека? Только в одном случае - если он сам в ходе эволюции станет Богом Нового Мира и перестанет быть тем, кто он есть сегодня.
А вот временно, на какое-то мгновение - возможно. Не ощутить находящееся в тебе знание, информацию, а почувствовать себя ими. Это настолько невероятное ощущение, настолько выходящее за пределы всего знакомого и испытанного, что рассказать о нем практически невозможно.

 Ведь здесь происходит выход не только за пределы личностно-разумного, социального и сознательного, но и вообще человеческого. Поэтому для поиска нам необходимо спуститься ниже, существенно ниже - на уровни, пролегающие между высоким и одухотворенным человеческим  разумом и Космическим Сверхразумом.   Именно эта обширная область и есть та его часть, где, по словам Шри Ауробиндо, «человек обладает немалой реализационной властью».

*** 

Снова напомним себе: любое разделение, дробление, упорядочивание, преобразование, рубрификация и систематизация условны. Они не нужны ни природе, ни миру, ни Творцу. Только нам, людям. Точнее, нашему  механическому (а теперь и компьютеризированному) уму. Иначе мы бы давно и безнадежно запутались в невероятном переплетении всего и вся; в ТОМ, КОТОРОЕ ЕСТЬ НИЧТО, И В НИЧТО, КОТОРОЕ ЕСТЬ ВСЁ.

Такая «рассистематизация», «разотождествление» - процесс очень долгий, трудный и требующий  крайней осторожности. Мало поставить себе конкретную задачу, например,  разотождествиться со своим эго или достигнуть полного ментального молчания. Всегда должно быть что-то куда более важное, пусть и пока неясное, неопределенное, тревожащее, но невероятно заманчивое.  Не следует пугаться этого - ведь если некий Путь, или Свершение, или Деяние уже давно совершены и завершены кем-то, то какая вам в этом польза?  Однако не мешает знать - каждое великое завершение есть пролог великого начинания.

И то, что не по силам мне сегодня, лишь обозначает то, что станет моим делом в будущем. Говоря себе: «Как я могу не просто верить в то, чего не существует, а делать то, что до меня еще никто не делал», - я всегда должен помнить: на то и существует мир вероятного, чтобы там до времени пребывали все вероятности вообще.

В очень большой степени это еще и мир идеальный (не в смысле достигший совершенства, а в смысле содержащий все идеи обо всем реализованном и только ждущем реализации). И тогда моей отправной точкой станет не «этого не может быть потому, что этого до сих пор нет», - или еще более категоричного: «Этого не может быть потому, что не может быть никогда». Станет другое: «Этого еще нет, и, значит, непременно будет, потому что должно быть».

Иное дело, КАК, ГДЕ И КОГДА должно быть. На каждом уровне проявленного действуют свои и только свои законы, призванные следить за порядком и охранять порядок; исключать самонадеянность, безответственность, неоправданный риск и безумную страсть к игре «на все, что есть».

Нет ничего, что не имело бы тех или иных последствий. Иногда с течением времени они затихают, успокаиваются, а иногда нарастают, обретают  невиданную мощь, сокрушают прежний порядок, ничуть не спрашивая нашего разрешения. И невдомек никому, что эта огромная лавина начиналась с крошечной песчинки и слабого ветерка.

Сегодня в большом почете понятие ноосферы, однако в нашем представлении она самым странным образом оторвалась от самой Земли и вроде бы никак от нее не зависит. Это трагическая ошибка… Мир Земли - сложнейшее построение, понять и познать которое дано лишь немногим. Мы говорим о Человеке как о непостижимости; но таких непостижимостей на планете несколько миллиардов. А сколько их было до нас, и сколько они оставили нам…

Вспомните, что мы говорили недавно о Театре, Актерах и Зеркалах… Общее энергоинформационное поле, Ноосфера, Хроники Акаши,  Система тонких миров Земли, Зеркала Судьбы - все это разные лики одного и того же. Однако есть ли они простое отражение того, что делается здесь, внизу?

Думать так было бы большой и катастрофической ошибкой. Вспомните, что мы говорили об смотрящим в зеркало и его отражении… Все три -  ЖИВЫЕ И РАВНОПРАВНЫЕ УЧАСТНИКИ ЕДИНОГО ПРОЦЕССА  ЖИЗНИ, в которой все едино и все взаимосвязано, где важно не только прямое действие, но и мысль, и намерение, и чувство, мечта, и стремление, и миф; где каждое, многократно отражаясь в каждом, порождает непостижимую сеть, паутину отражений, завораживающий танец причин и следствий…

Древнее ведическое знание  давно дало ему имя, и имя это - КАРМА И ЗАКОН КАРМЫ. Полностью изложить эту тему невозможно в принципе, да и никому это еще не удавалось. Карма несет в себе давно и хорошо понятый нами принцип детерминизма, однако последний лишь его механический двигатель.  В прологе исследования Шри Ауробиндо пишет следующее:               

«Философская  идея  Кармы  содержит в себе прочность, твердость и одновременно гибкость универсальной  и  почти  неопровержимой  истинности,  к  которой  всегда  стремится  человеческий  разум,  измеряющий  Бездонное. 

Этот  Закон  разбивает  все  наше  эгоистическое  невежество,  своеволие и
насилие;  в  нем  отчетливо  ощущается  самодостаточность  и  беспристрастность  Вечного  Бытия,  опирающегося  на  справедливые  и  верные  принципы. В  том  или  ином  виде  эта  идея  присутствовала  всегда,  но  неполно  и 
фрагментарно – то  в признании  прагматической  истины  переживания, то  как
упорядоченный этический  закон,  то  как  безжалостный  рок,  то  как  совсем
уже  непостижимое  провидение.

На  Западе,  чей  умственный  поиск  был  обусловлен  страстью  к  жизни, 
попытки  понять  работу  Универсума  делались  исключительно  через  разум.
Эта  невероятная  работа,  обширная,  архидревняя  и  непрерывно
продолжающаяся  во  времени  и  пространстве,  не  могла  быть  понята  лишь 
через  реальность  материальной  бесконечности;  не  хватало  признания  столь  же  вечного  времени  и  вечного  пространства  первосуществования  Души.

В  наше  время  подход  к  решению  этой  великой  задачи  двоякий:  можно  начинать  с  ментальной  стороны,  достаточно  подготовленной  грандиозными  открытиями  Х1Х  и  ХХ  в.в.,  и  интуитивному  чувствованию  полной  идеи  Космического  существования,  опирающегося  на  величественный  гармоничный  и  упорядоченный  Закон  либо  систему  законов.»  (Шри  Ауробиндо).

Эти  слова  были  сказаны  задолго  до  того  времени,  когда  их  высокое 
понимание  стало  достоянием  обычных  людей,  чья  ментальность  вдруг 
внезапно,  без  каких-либо  видимых  причин, отрекшись  от  всяческих  догм – как  материалистических,  так  и  узко  религиозных,-- пустилась  в 
рискованное  плавание  по  морям  и  океанам  «третьего  мира.» 

В 60-х годах  это  ощущалось  как  начавшееся   отклонение  от  общего  русла
западной  культуры,  в  70-е – стало  уже  заметным  явлением;  в  90-х  же 
возник  гигантский  прорыв,  когда  произошло  массовое  «перетекание»  из 
материализма  в  сторону  исследования  реальности,  лежащей  за  пределами
 чисто физического  и  биологического. 

Этот  странный  «третий  мир»  все  еще  держится  за  прежнюю  ньютоно-декартовскую  парадигму  мироустройства,  не  решаясь  полностью  отказаться
от  нее,  но  уже  все  более  и  более  целеустремленно  движется  в направлении
миров  духовного.  Создалась  некая  единая  связка,  объединившая  все три мира.

С  точки  зрения  этой  «трехплановой»  реальности  карма  предстает  как  поток  универсальной  энергии,  создающей  вещи,  феномены  и  существа;  она  же 
разрушает  их,  но  это  разрушение – лишь  необходимое  действие  в  Вечном
строительстве. 

Диалектика  Закона  кармы  состоит  в  том,  что  она  представляет  собой 
бесконечную  цепь,  в  которой  каждое  звено  неразрывно  связано  с  предыдущим  и  реализуется  через  фиксированные  отношения:  настоящее  действие 
есть результат  действия  предыдущего,  действие  же  будущее  является  результатом   суммы  действий  прошлого  и  настоящего. 

Холистический  подход  к  реальности,  ставший  доминирующим  со  второй
 половины  ХХ  века,  позволил  сделать  следующий  шаг:  обратить  самое 
пристальное  внимание  на  парадокс   триады  «прошлое-настоящее-будущее», 
каждый  компонент  которой  является  в  строгом  смысле  условным.

«Здесь  и  сейчас» …Странный,  постоянно ускользающий момент времени,  который как бы и не существует   вовсе;  прошлое,  будучи 
реальным  в  биографическом  отношении,  тоже  вызывает  у  развитой
личности   резонный  вопрос: 

«Это был Я – но какой Я? У меня много этих  Я – Я-ребенок,  Я-подросток, 
Я-юноша,  Я-в  таком-то  и  таком-то  возрасте... Какой  же  из  этих  Я
 настоящий,  и  куда  все  они  делись?..» 

В  отношении Я-будущего  вопросов  еще  больше:  одни  из  них  обусловлены
надеждами и  ожиданиями,  другие – абстрактным  ментальным
конструированием, третьи страхом перед  возможными  бедами  и  несчастьями;
в  целом  же  будущее лежит  в  поле  неизвестности...

Иными  словами,  человек  предстал  перед  самим  собой  не  как  явление,  а 
как процесс,  в  непрерывно  изменяющейся  реальности  которого
одновременно  присутствуют  все  три  составляющие  времени  без  четко 
обозначенных границ  между  прошлым,  настоящим  и  будущим. Поэтому
даже сегодня для исследующего ума закон  Кармы немыслим без признания реальности перерождения…

Однако даже самый древний  ее, этический компонент, или простая констатация «Что заслужил, то и получай», - невозможно рассматривать без учета таких категорий, как свобода, воля и справедливость, эволюция и инволюция,  религия и философия, культура, наука и история, природа материального мира и умственная природа человека.

Карма, издревле понимаемая как страдание, рок, Возмездие (МНЕ ВОЗМЕЗДИЕ, И АЗ ВОЗДАМ), леденящая неизбежность и неотвратимость наказания в определенных ситуациях может стать надежным помощником и проводником в более высокие миры и состояния Духа..

Как понимать  следующее:

«Ученики Его (Иисуса) спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».

Не так уж сложно понять: ни наследственность, ни нынешняя греховность (ибо слепота была врожденной), ни  карма здесь ни при чем. И в обычной земной жизни, как бы отягощена она ни была, человек или сам, или с помощью Наставника  может (и по большому счету ДОЛЖЕН) исправить то, что соделал сам. Карма -  не беспощадный и неумолимый судия, отнимающий надежду и делающий любые попытки исправления бесполезными. Иначе человечество давно бы погрузилось в бездну горя и отчаянья.

Точно так же мы не можем считать  ее надежным сеятелем, способным отделить «зерна от плевел». Иначе длительная селекция  давно оставила бы  на  путях власти и  житейских полях самых достойных, самых умных, самых преданных делу возвышения человечества людей. Все происходит с точностью до наоборот.
Тех, кто создает будущую общечеловеческую Карму, а проще - напрямую отвечает за жизнь множество будущих поколений - не только не «лучшие из лучших», а самые слепые из всех слепых. И не Карма подняла их  из небытия- а самые банальные  и понятные причины.

И в то же время мы, безусловно, заслужили то, что имеем. И вот почему человечество  до сих пор внизу, там, где   правят жесткие , но в целом справедливые  законы и воля их реализаторов. Здесь мало думают о морали, этике, нравственности, мировой гармонии, всеобщей справедливости и целесообразности. Было бы трагической ошибкой считать, что законы этого уровня  призваны «не допускать того, что не может быть допущено».

Принцип воздаяния  здесь иной: за любым действием  неизбежно следуют его последствия. Почти механические, автоматические, лишенные  какой-либо строгой адресности и не отделяющие «плохих» от «хороших». Ошибка одного или немногих может вызвать гибель тысяч и тысяч ни в чем не повинных людей . Вот почему, прежде чем начать что-либо делать, надо очень хорошо знать мир, план и уровень, на котором будет осуществляться действие; его структуру, организацию, возможности, его силы и средства, законы и правила. Только в таком случае вы сможете не только подняться- но и вообще выйти за границы юрисдикции КАРМЫ.

Вы можете достигнуть  и вот еще чего. Если забыть обо всем остальном и сделать смыслом жизни достижение  предельно возможной для вас вершины (какая это вершина, не суть важно), то, если вы были успешны, то станете последним звеном определенной кармической линии - и в то же время Отцом-Основателем новой. Все пройденное останется в вас и с вами, однако ваши возможности увеличатся невероятно… Рассказать обо всем в столь небольшой по объему работе практически невозможно. Поэтому я адресую вас к первоисточнику- работе Шри Ауробиндо  «Перерождение и карма».

 Изучив и постигнув все это, вы окончательно поймете: психический мир ( в самой верхней своей части трансформирующийся в мир духовный), может существовать и успешно функционировать только в сообществе с другими мирами как нисходящей, так и восходящей направленности (по эволюционному признаку). 

Всегда есть свое «наружное» и «внутреннее», «горизонтальное» и «вертикальное». Есть «реально существующее» и то, что «незримо присутствует», действующее  и ожидающее  действия. Поэтому и начинаем мы неизбежно с изучения  мира самосуществования,  а лозунг: «Человек, познай себя», - остается актуальным и вневременным.

Самопознание и достижение внутренней гармонии - самое первое и самое необходимое действие. Однако этому почти не учат, а если и учат, то кое-как, небрежно, непродуманно и, как правило, неверно. В результате маленький человечек вырастает маленьким человеком и, не зная толком ни того, как он устроен сам, ни того, как устроены другие, начинает  судить о мире и перестраивать мир, что никогда ни к чему хорошему не приводит. 

Некоторому, всегда крайне небольшому числу удается, пусть и не сразу, пробиться из себя наружного к себе внутреннему, а оттуда - к
«Я-общечеловеческому», мировому и надмирному. Современная психология именует это личным и коллективным, социальным и надсоциальным,  подсознательным , сознательным и бессознательным.  Казалось бы, уж такая наука, как психология, должна полностью осознавать всю опасность разделения, однако не тут-то было…

Привычка всему давать объяснение (причем непременно рациональное), прибегать к необъяснимому для толкования еще более необъяснимого, горячая любовь к формальной логике, убеждение в собственной непогрешимости, ложная самодостаточность и выраженное самомнение становятся ее существенным тормозом и почти полностью блокируют множество насущных потребностей и путей самореализации.

Собственно говоря, это беда не только психологии, но и всего современного познавательного процесса. То же самое мы видим и во всей сегодняшней науке, и в искусстве, и в философии, и в религии, и в образовании.  Поэтому первое, с чего следовало бы начинать, это ликвидация существенного перекоса и значительного отставания знания о человеке от знания научно-технического.

Надо очень хорошо понимать: попытка объяснения всех сложностей и огромного числа странных и необъяснимых фактов как с точки зрения психологического рационализма, так и с точки зрения позитивизма и сциентизма - это путь в никуда, приносящий лишь временное облегчение.

(СЦИЕНТИЗМ - название идейной позиции, представляющей научное знание
наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром. Ярким примером сциентизма является высказывание Резерфорда: «Все науки делятся на физику и коллекционирование марок».

Нередко сциентистами называют тех, кто считает «образцовыми науками»
физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Сциентизм сам по себе не является стройной системой взглядов, а скорее может рассматриваться как определённая ориентация различных систем.)

Допустим, что к психологу обращается за советом человек, в силу разных причин получивший возможность прямого выхода на (скажем так) определенные  ноосферные структуры. Вам неудобно и трудно говорить об этом; вы побаиваетесь, что вас сочтут психически ненормальным, невежественным, суеверным, легко внушаемым, а то и попросту глупым; вы остро нуждаетесь либо в поддержке и одобрении,  признании вашей «нормальности» и адекватности либо в авторитетном мнении о том, что с вами «не все в порядке».

Проигрываете вы и в том, и в ином случае. В первом вам будет сказано: «Да, это вполне возможно. Вы не больны и совершенно нормальны, как нормальны, например, религиозные люди. Это не вопрос знания, а вопрос веры, поэтому вам нужно идти не к нам, а в церковь либо к людям, сведущим в эзотеризме, йоге и т.д. И, если эти странные контакты не мешают, а помогают вам жить, то и слава богу….»

Ну как, вам стало легче? С одной стороны, да. А с другой - во весь рост встает нешуточная проблема: А ЧТО ТЕПЕРЬ СО ВСЕМ ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

Вариант второй гораздо проще и распространеннее. Вам скажут: «Все, о чем вы говорите, не требует никакого мистического объяснения и вполне может быть объяснено естественными психологическими причинами. Это еще не болезнь, но уже и не совсем нормальность. Поэтому походите-ка вы к нам на психотерапию, а одновременно попринимайте то-то и то-то; вам это безусловно поможет».  И это еще и очень хороший исход, ведь еще 2-3 десятилетия назад он мог бы быть куда печальнее.

В первом случае г-н психолог элементарно устранился, во втором - попытался вызвать у вас ложную уверенность в том, что наука психология знает все, понимает все и в силах объяснить все. На какое-то время это действительно поможет; однако реальность всего пережитого (и продолжаемого переживаться!)  может быть настолько велика, что это вызовет хронический очаг напряжения и приведет к серьезной невротизации.

В последние десятилетия, правда, появилось нечто вроде «третьего пути», позволяющего  постепенно и осторожно  перевести весь архив трансперсональных переживаний (а их перечень займет ни одну страницу) в русло многочисленных школ психоанализа, самореализации, ускоренного развития,  повышения творческого потенциала, быстрого и успешного обучения тому-то и тому-то и т.д. Однако  здесь есть свои, и крайне серьезные проблемы. Говорить о них подробно нет смысла - информации по этому вопросу  предостаточно.

***

Иллюстрация из Интернета