5. Театр жизни...

Владимир Фокас 2
ТЕАТР  ЖИЗНИ.

А вот несколько иное, интеллектуально-историческое и  культурное прочтение вышеизложенного, состоящее (как сейчас принято говорить) из линейки тесно связанных между собой, взаимодополняющих и взаимопорождающих  ассоциаций:

ИГРА БОЖЕСТВЕННАЯ (ЛИЛА), ЗЕМНАЯ (МАЙЯ), ТЕАТР ЖИЗНИ, СЦЕНА, АВТОР, РЕЖИССЕР, АКТЕРЫ, РОЛИ, ЗРИТЕЛИ, ОДЕЖДЫ, ПРОЖЕКТОРА, МУЗЫКА, ОЖИДАНИЕ, АПЛОДИСМЕНТЫ , ВОЗМУЩЕННЫЕ КРИКИ, ПОТРЯСЕННОЕ МОЛЧАНИЕ…

Это ведь тоже древняя и очень непростая история. Не зря сказал  Ф. Ницше: «Искусство, искусство и ничего, кроме искусства. Оно дано нам для того, чтобы не умереть от Истины».

Особая  мистика и метафизика театрального действа состоит в том, что здесь объект и его отражение в Зеркале (еще одном непостижимом аспекте мироздания) не только не повторяют друг друга, но начинают жить собственной жизнью. И, если отражение ярче, убедительнее, сильнее, истиннее, то Актер превращается в марионетку, плоскую картонную фигуру, тень на театральном занавесе.  Уже не он играет роль, но роль играет его. А роли-то ведь разные… Вот что пишет одна моя знакомая:

«Ну, почему мы не можем с понедельника начать новую жизнь, чтобы стать собой – новым?  Думаю, потому, что вовлекаемся в  действо, когда-то названное Большой Игрой. Попробовали стать белыми и пушистыми. А там не только эти роли; там –  (поскольку это, конечно, театр) не только гении и духовные провидцы, не только честные рубахи-парни и истинные праведники, но и отъявленные негодяи, злодеи с очень сильным умом и связями, примитивные неучи и «коробочки дубиноголовые», да мало ли кто ещё. И над всеми довлеет закон кармы.»

О карме поговори позже… Пока же мы имеем дело с Законом Сцены и Театром Жизни, а это нечто иное. Театр, в котором нет несхожести и чрезвычайного многообразия - уже не Театр. Он обречен на угасание и забвение, на постоянное исполнение одних и тех же пьес, трагедий, комедий. Невозможно надежно отделить зерна от плевел, а козлищ от агнцев. Если устроить им собственный мир, лужайку или зверинец - развитие прекратится. Одни сожрут друг друга, другие немедленно  начнут строить новую Вавилонскую Башню, третьи просто удовлетворятся достигнутым и уснут…

Не менее важной частью являются и Зрители. Это чрезвычайно пестрое общество, поэтому что есть разные  причины, заставившие их выбрать именно этот статус. Возможно, здесь те, кто когда-то были актерами или мечтали ими стать; те, чья жизнь скучна, однообразна, убога, и они пользуются моментом хоть ненадолго  пожить чьей-то жизнью. А для третьих важно иное – «других посмотреть и себя показать»…

Есть и свои Святые. Это те, которые ничего не просят, ничего не желают и ни во что не вмешиваются. Они живут в театральном мире так, как не живут в мире человеческом… Они, как правило, немолоды, некрасивы, тихи, молчаливы, плохо одеты. После окончания спектакля они уходят домой и терпеливо ждут, ждут, ждут… Именно их них получаются потом самые лучшие театральные привидения…

Трудно ли участвовать в этой Игре тем, кто чувствует себя выше, талантливее, умнее, тоньше? Безусловно. А разве когда-либо было иначе? И разве не было сказано: «Нет пророка в своем отечестве»... Страдание и одиночество - почти всегда удел ищущего - Истину, Справедливость, Единый Закон , Смысл Жизни, Бога в Небесах и Бога в Себе. Предельно точно сказал об этом А. Шопенгауэр:

«Человек – высшая объективность воли… Вечное стремление, развертывающееся к тому же в конфликтах, разладах, борьбе, является источником  как восхождения, так и падения. Избавиться от них невозможно, потому что источник их – сама природа человека, в которой воплощена неутолимая воля к совершенствованию, постижению и к жизни  вообще. В этом смысле человек обречен на страдание.»

Оценивать других через себя и себя через других - дело достаточно ненадежное.
Однако правильная самооценка - дело нужное и полезная, кто бы спорил. Однако и здесь надо быть осторожным и всегда видеть не тех, кто «ниже» тебя, а тех, кто неизмеримо выше. А нисходить к «малым мира сего» с одной лишь целью - оказать им реальную помощь.

И еще один совет: НИКОГДА НЕ ВОВЛЕКАЙТЕСЬ В БЕСПРЕДМЕТНЫЕ  ДИСКУССИИ О СУТИ ДОБРА И ЗЛА. Это извечный и самый любимый прием «Лукавого» на путях жизни, смерти и разума. Можно смело утверждать: нет в мире ни одного человека, который избежал бы подобного соблазна. Разве что дети…

И суть вовсе не в том, чтобы доказать реальность этих категорий или опровергнуть их. Просто перенос действия души ( например, в виде простого и понятного милосердия) на ментальный уровень выбивает у нее почву из-под ног и лишает всякого смысла. Вы можете подумать, что приносите определенную жертву Истине, защищая ее всеми силами и способами, а на самом деле уходите от нее все дальше.

В конце концов, вы или отказываетесь от попытки различения добра и зла вообще, либо делаете ответственным за все зло мира Того, Кто его сотворил. Это и есть истинная цель Отца Лжи. Не верите мне - поверьте куда более старшему и опытному:

 «Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?
13 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!
14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.
15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
18 Тогда придите - и рассудим, говорит Господь.

Книга пророка Исайи.

А теперь посмотрим, как решается этот вопрос в нашем Театре Жизни. Здесь всего два выхода: смириться со своим вечным: «Кушать подано», - или потребовать себе более значимую роль. Или вообще сбросить маску, отказаться от любой роли и начать писать их для других. Стать автором, режиссером, критиком, меценатом. Да много чего можно сделать. В противном случае неизбежно следует ВЫГОРАНИЕ, в котором уже нет ни глядящего в зеркало, ни отражения, ни самого зеркала. Игра ушла, остались лишь холодный зал, пустая сцена и пыльный занавес… 

НЕ- МЫСЛИЕ, НЕ-ЧУВСТВИЕ, НЕ-СУЩЕСТВОВАНИЕ.

- А тогда что же это? То, Что вокруг тебя?
- Иллюзия…
- А это?
- Мираж, морок, обман…
- А это:

Вначале  было Слово,
А после было дело,
Вначале был приказ,
А следом — бой.
Вначале было Слово,
И в трубке прохрипело:
Высотку удержать любой ценой!

Любой ценой… и, значит,
Лишь так и не иначе,
Что за цена — не нужно объяснять.
Вначале  было  Слово,
И Бог теперь назначит,
Кому на смерть за Родину стоять.

Ну, вот и танки в поле,
И тут мне стало страшно,
Ведь жизнь кончалась этой высотой.
Но только вдруг я понял,
Что жизнь — не так уж важно,
А важно то, что сзади, за тобой.

А сзади берег Волги,
Жена и сын Андрейка,
И мать с отцом стояли у крыльца…
Был бой не очень долгим:
Что танкам трёхлинейка,
И семь гранат на двадцать три бойца?

Ах, сколько нас тем летом
Осталось на высотках,
Собой прикрывших Родину свою.
Но нам уже об этом
Никто не скажет в сводках,
Ведь мы погибли в первом же бою.

Ещё Гастелло Коля
Не поднял самолёта,
И пропасть отделяла от весны.
Ещё не лёг Матросов
На жало пулемёта…
Была среда… Четвёртый день войны…

Виктор Третьяков.

- И это тоже мираж, обман… Никто того не видел и никто там не был..
- Ну а ты, ты сам?
- И я тоже обман, ибо не жил, не видел и не был…

Печально, но есть и такие роли. Пришел человек в жизнь, прожил ее и ушел, так и не поняв, для чего приходил. А ведь все достаточно просто:

«Аватары нисходят для того, чтобы снова и снова возвышать человека, развивать человеческую природу все выше и выше. Мы же должны действовать в мире как источник света, силы и знаний, которые должны быть переданы людям. Легка работа тех, кто заботится лишь о своем спасении или спасении немногих - и велика тех, кто отдает себя ради жизни души в мире, ради ее чистоты, радости и совершенства. Ради того, чем она должна стать в человеке, пусть это удается нечасто и лишь на короткое время».

«Человек - это Бог, который прячется от природы, чтобы настойчивым усилием победить ее. Бог - это универсальный и трансцендентный человек, прячущийся от собственной индивидуальности в человеческом существе».  (Шри Ауробиндо)

«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду».

Евангелие от Иоанна гл 14.

Во всем этом много, очень много правды. Иногда, пусть и чрезвычайно редко, случается  глубоко вглядеться в себя и очередной раз убедиться: Господи, сколько   же там прекрасного… Не меня, конечно.. А того,  что я собрал в  себе, приютил, пригласил в себя, все то, чему стал Домом, Очагом, Свечой, Жизнью и Верой. Не могу сказать, что это будущий «Я», но это то, чему,  именно я дал жизнь  И это очень схоже с тем, о чем говорил Иисус.

Проблема лишь в том, что мы требуем доказательств еще до того, как попытаемся хоть что-то сделать. Теперь о понедельнике, а также «белых и пушистых».

Во-первых, чтобы «с понедельника начать все с чистой страницы», надо, как известно, до него дожить. А это значит, что вся предыдущая седмица должна быть правильно прожита, и каждый день ее стать уникальным и не похожим на другие. Но и тогда «чистой страницы» не получится - на ней, как минимум, останется глубокий отпечаток наследственно-родовой памяти, а также и памяти самой Вселенной.

Здесь та же ситуация, что с книгой или компьютерным диском. Вот они, реально существующие в нашем мире. Их кто-то придумал, изобрел, материализовал, придал то или иное качество, позаботился о емкости и надежности, продумал систему защиты и т.д.  Но мы никогда не узнаем, написано или напечатано в них что-то, пока не приступим к чтению. И просмотру. Не может сказать что-либо определенное и посторонний - ведь вся содержащаяся информация доступна лишь вам одному и для вас же предназначена.

Теперь о «белых и пушистых». Они должны быть - и они есть. Но, чтобы увидеть их, мы должны уйти из Театра Большого и вернуться в Театр Юного Зрителя. Тогда все хорошо, правильно и уместно. А вот в жизни взрослой… Кто они, или что они, эти «белые и пушистые»? Котята, зайчики, ягнята…Птички, рыбки, плюшевые игрушки.  АГНЦЫ?  Что-то я в своей жизни подобных людей не встречал. И не горю желанием  стать чем-то подобным.

Пушисты и белы ли Честь, Отвага, Достоинство, Доблесть, Самопожертвование, Верность, Преданность, Подвиг, да и сами Вера, Любовь и Надежда?

Были ли «белыми и пушистыми» Иисус, ученики Его, Мария Магдалина, девочка Мириам  и ее муж Иосиф? Были ли таковыми арх. Гавриил, Михаил, св. Георгий Победоносец, Александр Невский, проф. медицины, епископ  Войно-Ясенецкий, нынешний Папа Римский и наш Патриарх? Благоверный Андрей  Боголюбский, руки которого по локоть в крови и братьев по вере и братьев по Родине?  Да и сам Бог Отец, если на то пошло?

Я уже не говорю о Яхве и прочих, отнюдь не белых и не пушистых… Конечно, дело хозяйское, но я предпочел бы понимать суть и сущность человека как проявление  вечного  и неуничтожимого духа, который вселился в разум и тело, созданные из его же собственных элементов. И все же - кем или чем мы хотели бы стать? Богом, Человеком, деревом, цветком, животным, огнем, землей, водой, ветром?

- Мама, хотел бы я быть серебром…
- Холодно будет, сынок…

Ф. Г. Лорка

Тогда, может быть, «белые и пушистые» - это мы, прожившие правильные жизни и ныне пребывающие на небесах?  В том месте, о котором сказано: «Разве не знаете, что будете там не как мужья и жены, а как братья и сестры?»

Не знаю.  Я там не был. А если и был, то ничего о том не помню. Во всяком случае, в таком мире, да еще в качестве «белого и пушистого», мне жить бы не хотелось. Само же появление подобного образа будущего имеет чисто религиозное происхождение и связано с пониманием Земли как царства тьмы, страдания и горя, как места, где невозможно никакое свершение, не может быть никакого роста и никакой Божественной реализации.

Теория духовной эволюции, наоборот, считает Землю именно тем местом, где и должно совершиться долгожданное превращение человека разумного в человека супраментального.  Подчеркну – превращение, для реализации которого потребуется очень много времени. Пока оно не достигнуто, будет сохранен и основной механизм  реинкарнации, и труд на небе, и труд на Земле.  Истинный  же Вопрос состоит в следующем:

«Как далеко может зайти физическая трансформация, в каких пределах она должна оставаться, чтобы быть совместимой с жизнью, не уносить ее за пределы земной сферы и не выталкивать  в супраземное  существование?»

В этом то и вся сложность. Ибо  мы давно привыкли считать своим будущим домом Вселенную, а принципом  - именно «супраземное существование». Даже убежденные материалисты согласны: освоение  «земель» Солнечной системы, а затем и выход в дальний  Космос неизбежны. А вот каков будет Человек Космический, сегодня не может сказать никто…

Поэтому я и не могу считать себя учеником Шри Ауробиндо. Это было бы самонадеянно, нескромно и вообще неверно. Скорее, последователем. Тем,
КТО-ИДЕТ-ПО–СЛЕДАМ.  И  куда заведут меня эти следы, одному Богу известно…

Вот так удивительно тема Театра переплелась с другими  весьма значимыми темами. И никто никому не мешал, и ничто ничему не противоречило… 

Чрезвычайно важная составляющая любого Театра (а Театра Жизни тем более) есть Культура. Наше восприятие  - и обычное, и тонкое, - почти целиком находится во власти ее мифов, стереотипов , прозрений и  заблуждений. Особенно актуально это сегодня, когда понятие культуры существенно извратилось и перестало быть тем, чем было в течение многих тысячелетий…

И именно это, извращенное и пагубное «окультуривание» вскоре приведет к окончательной гибели не только души, но и личности. Останутся самые древние, грубые инстинкты, физиологические потребности и старые стереотипы поведения.  И, наоборот, уйдут в прошлое следующие определения:

«Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей. Она представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых невозможно  воспроизводство, а значит — существование. Источником  любой  культуры является человеческая деятельность, познание и творчество».

*** 

Иллюстрация из Интернета