4. Новый я или новая жизнь?..

Владимир Фокас 2
НОВЫЙ «Я» ИЛИ НОВАЯ ЖИЗНЬ?

Земная человеческая жизнь,  в огромном своем большинстве сконцентрированная на доличностном  и личностном уровне, более всего страшится потери самой себя именно в этом качестве. И, хотя в современном западном  мире большинству  людей хорошо знакомы концепции «жизни после жизни» и «жизни после смерти»,  на их реальном существовании это практически не отражается. Принят за аксиому, что  в следующее воплощение надлежит отправляться именно личности для  продолжения начатого; именно она есть правопреемник и наследник души и духа. Частично это так, но не всегда и не во всем.

Полным духовным опытом во всей истории человечества смогли овладеть лишь единицы. Для остальных единственным, ограниченным и кратковременным опытом стали особые состояния сознания - сновидческие, гипнотические, творческие, медитативные, феномены «существования вне тела» и некоторые другие. Именно отсюда были принесены знания (о которых мы поговорим отдельно) об особой жизни тонких миров (включая и миры посмертного существования), а также понятие  реинкарнационной  памяти.

Нет ничего удивительного в том, что извечный вопрос: «Желаешь ли ты нового себя или новой жизни?» - почти всегда решался в пользу последней.  Общепринятый тезис о  праве личности на свободный выбор сыграл с человеком дурную шутку. Он уверовал, что прибывшая в миры посмертия незрелая, так и не повзрослевшая, не реализовавшая себя в достаточном объеме личность способна планировать для себя «новую жизнь», понимаемую  не как что-то принципиально  новое, а как значительно улучшенное повторение прежнего.

Приходя же в мир, она погружается в беспамятство и, как правило, вынуждена все начинать сначала. Причем в условиях и обстоятельствах, значительно отличающихся от прежних и тем более ожидаемых. То же самое и на Земле - вся, или почти вся фантастика футурологической  направленности описывает мир человеческого будущего так, как будто его, этого будущего, не существует…

То же общество, те же законы, тот же общественный уклад, та же культура (или, точнее, бескультурье), та же всеобщая коррупция, та же «демократия» и демократические «свободы», те же злодеи и герои и тот же звездно-полосатый флаг, победно развивающийся над  планетами и галактиками…  На самом же деле все далеко не так:

Еще не все дорешено,
еще не все разрешено.
Еще не все
погасли краски дня,
Еще не жаль огня,
и Бог хранит меня.

Андрей Макаревич

Прекрасные слова…  Если же говорить серьезно, то здесь речь идет о самой главной тайне человеческого существования - духовной эволюции через перерождение. Вообще, эта концепция была принята  очень и очень давно, многократно пересматривалась и переосмысливалась, особенно в Х1Х и ХХ веках. К религиозному, философскому, морально-этическому аспекту добавились психологический,  научный и энергоинформационный, что усложнило ситуацию еще больше.

В результате мы имеем два ее прочтения: восточное и западное, а также множество их вариантов. Поэтому «новая жизнь» понимается как очередное воплощение, а «Новое  «Я» - как исход полной трансформации, ситуация, когда череда воплощений окончательно прекращается. И это новое «Я» сущностно иное, чем множество «Я» прежних, хотя порождено ими и содержит их в себе.

Нисхождение на Землю возможно, но отнюдь не обязательно. В классическом буддизме освобождение от Колеса Сансары понимается  только как самоугасание в нирване - это и закономерный исход освобождения, и его конечная цель.  В нем  нет таких  понятий, как личность и душа.  А если что и реинарнирует- так это причина, ставшая  следствием- т.е. слепая и бездушная Карма. Для этого никакой надобности в личности нет. В западном варианте душа (в религиозном ее значении) представляет собой некую абстракцию , жизненную энергию, или волю Бога в действии.  Личность также может трактоваться как представитель души на земле, на Небе- как Душа, временно лишенная материальной формы, но  полностью содержащая в себе все остальные компоненты «Я».

В ведантизме и джайнизме (как и вообще во всей восточной философии) личность -  эфемерное, условное, иллюзорное образование, полностью распадающееся по мере прохождения разных уровней – физического, витального, ментального. Здесь есть несколько существенно важных  моментов. 

В ведантизме и йоге (в отличие от буддизма)  принято  говорить не об «оболочках», а о «Существах» - физическом, витальном, ментальном, психическом, эмоциональном, духовном.  В целом это поразительно напоминает концепцию субличностей, появившуюся на Западе значительно позже. Легко представить себе некую железную  дорогу, по которой движется поезд. Купе рассчитано на несколько мест, а пассажиры - органические составляющие  единой Личности. Между ними идеи вечный спор - путешествовать вместе до конечной станции или выходить каждому согласно имеющемуся билету. (Вспомните знаменитое «Дайте до Детства плацкартный билет»).

Череда станций представляет собой различные уровни и планы земного тонкого мира;  Конечная станция –То-С-Чего-Всё начинается и чем заканчивается. Не обходится и без проводников, и без контролеров, и даже «безбилетников», но это уже другая история.

Идея подобного путешествия и его разнообразные описания встречаются настолько часто, что давно перестали удивлять исследователей. В религиях ближе всего к изложенному  находится  христианство с духовным странствованием Иисуса и его учеников. И вот что интересно -

НИ В ОДНОМ ЭПОСЕ МИРА НЕТ НИ МАЛЕЙШЕГО НАМЕКА НА «УМИРАНИЕ» ЧЕГО БЫ ТО НИ БЫЛО В ПРОЦЕССЕ ПУТЕШЕСТВИЯ.

Выходят, да, возвращаются, да, остаются ожидать ушедшего вперед - сколько угодно. А вот «умирать» не собирается никто. Далее наиболее подготовленный и упорный достигает цели и остается там, куда стремился попасть, но никогда не теряет связи со своими бывшими «попутчиками». Большинство же рано или поздно отправляется в обратный путь, и тут начинается самое интересное - часть немедленно присоединяется к старшему, и все продолжают путь вместе, а часть вышедших когда-то на этой станции (плане, уровне, мире),

ОСТАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ ЖИЛА ВСЕ ЭТО ВРЕМЯ, ПОТОМУ ЧТО ОБЖИЛАСЬ НА НОВОМ МЕСТЕ, НАШЛА СТАРЫХ И НОВЫХ ДРУЗЕЙ, ПОСТРОИЛА ДОМ, ОБЗАВЕЛАСЬ ХОЗЯЙСТВОМ И СОЗДАЛА НОВУЮ СЕМЬЮ.

Так что говорить о бессмертии в применении к личности - грубейшая ошибка, не учитывающая множество факторов. Предпочтительней говорить об трансцендентном странствовании во времени и пространстве, в ходе которого некое Единое Существо распадается на ряд личностей, пока не становится Чистой Душой. 

На обратном пути происходит воссоединение, однако воссоединяющиеся части  –отнюдь не те, которые сходили когда-то на определенной станции. Они изменились - и изменились значительно.  Есть у них и общий секрет: куда и зачем они едут на этот раз… («Куда идем мы с Пятачком - большой- большой…)

А если заменить поезд на Космический Корабль (Дух, «Пронзающий Пространство»),  Единое Существо на Капитана, Душу-Учителя, экипаж - на объединение субличностей, а станции - на вполне реальные миры в разных Вселенных, становится еще интереснее…

 Поэтому «я», или «эго» (как понимается большинством людей личность)  и смертно, и бессмертно одновременно.  Она - и не она - уходит с земного плана и возвращается снова и снова, не теряя и находя, но непрерывно приумножая и пересотворяя саму себя… Однако такой вариант событий предназначен лишь немногим  знающим и умеющим. Для остальных  остается восприятие себя как сплетение санскар - впечатлений, ассоциаций, желаний, привязанностей и стереотипов поведения. Таким образом, в этом сложнейшем вопросе не только нет ясности, но сложились несколько непримиримых и взаимоисключающих вариантов.

Общая сумма данных, полученных  современной психологией, свидетельствует о том, что с большой вероятностью можно говорить о существовании особого  мира, или о плане коллективного существования личностей,  пребывание в котором временно и ограничено. Чтобы хоть как-то продлить себя, они вынуждены раз за разом отправляться обратно на Землю. Возникает двойственная, крайне запутанная и тягостная ситуация: человек вроде бы и готов начать новую жизнь, но это невозможно, пока он не отбросит старую личность, но оставит неизменную  сущность.

Без этого «разотождествления» новая жизнь теряет всяческий смысл. Однако она теряет его точно так же, если опыт и память «прошлых воплощений» не сохраняются как некий ориентир, помогающий в выборе той либо другой тактики проживания. Столь же бессмысленный,  и жалкий  феномен - физическое бессмертие, или бессмертие личности, причем и «здесь» и «там» (вспомните хотя бы Агасфера). В этом есть какое-то извращение жизни, становящейся более похожей на бесконечную смерть или ад, описанный во всех религиях.

Для решения этого вопроса вводится такое понятие, как «зрелость души», предполагающее совершенно разные ее состояния, уровни понимания самой себя,    пути движения к цели, да и саму цель.(Более подробно смотри работы М. Ньютона и Р. Монро.)

И, наконец, свои модели предлагают религии и новейшая биоэнергоинформатика.
Говоря откровенно, мы пока слишком мало знаем об этом. И даже один из самых знающих людей ХХ века, Шри Ауробинбо, автор капитального исследования «Перерождение и карма» вынужден был констатировать:

«Говорить о себе как о реинкарнирующей душе, значит, слишком упрощать чудо нашего существования. Это сводит к слишком простой и слишком грубой формуле магию Высшего Мага. Нет определенной психической сущности, входящей в новую плотскую оболочку, есть метемпсихоз, новое одушевление, рождение новой психической личности, так же, как и рождение нового тела. И за всем этим стоит  Неизменная Сущность, Мастер, который манипулирует сложным материалом, Изобретатель этого чудесного изобретения.

Вот отправная точка, от которой мы должны двигаться дальше, рассматривая проблему перерождения. Смотреть на себя как на такую-то и такую-то личность, входящую в новый футляр из плоти, значит, барахтаться в невежестве, укреплять заблуждение материального ума и чувств. Тело — это приспособление, душа — устойчивая формация, для развития которой действия и переживания личности являются инструментами. Но Сущность, по чьей воле все это существует, иная, чем тело, иная, чем действие и переживание, иная, чем жизнь, которую они создают. Игнорировать это – значит, игнорировать весь секрет нашего бытия».

 Написано  более 70 лет назад. А это немалый срок. Многое изменилось, и еще многое готово к изменению. С появлением понятия многовариантности  и мультиверсума  нам совсем не обязательно придерживаться  исключительно одной  версии или возможности. Может быть и одно, и другое, и третье.

Так что печалиться не стоит. Перед нами - типичная открытая система, где многое позволено и мало что запрещено категорически. Именно это я и имел в виду, говоря: «И даже если этого нет и никогда не было, значит, надо сделать так, чтобы оно стало быть».

***