Затаился чуткий гений...

*    *    *
         
          От мрака к свету
                  Бетховен

Затаился чуткий гений
в лабиринтах измерений,
неизвестных, непонятных,
неразгаданных.
И сполохи страхов тайных
детский разум угнетают,
и смущаются ягнята
духом адовым.

Стану, вытянувшись стрункой,
нотный стан сонаты лунной
мне подножьем верным будет,
неколышимым.
Звуки сыплются из рога,
предназначенные Богом
для последних дней, для судных,
но не слышу я…

Мне пройти бы узкой тропкой,
справа чаща, слева топкий
ров, химерами наполнен
безобразными.
Кто-то в чаще грозно свищет
над заброшенным кладбищем,
по эфирным рвутся волнам
звуки разные.

Что не слышу – это счастье…
Мимо рва и мимо чащи
глухо… тихо… чуткий гений
пробирается.
Под луны волнистым сводом
в заключительном аккорде
смутных мыслей смыты тени
одой к радости.


Рецензии
Стройно и, по счастью, ближе к Пушкину, чем к Шиллеру.
3-я строфа ближе всего к тональности "Мчатся тучи, вьются тучи...", и в целом у Вас близко к ней, несмотря на полуромантическую-полусимволическую стилистику.
Ну, это я так, с холодной эстетической точки зрения высказываюсь.
А ежели не с холодной — то в музыкальном-эмоциональном плане просто превосходно!

Ночной Дозорный   08.08.2017 16:08     Заявить о нарушении
Ну прямо бальзам на рану. Тут меня на БЛК так измутузили. Много всякого непонятного понаписали, но основная претензия: метр стиха не соответствует содержанию. "Песенный" сказали. А я ведь метр не придумываю, он мне задаётся. Это потом я его заполняю содержанием. Да и опять непонятно, насколько это "я".
Максим, спасибо Вам.
А Вы меня не пожалели?

Зинаида Палайя   08.08.2017 17:31   Заявить о нарушении
Чтобы судить о том, что "метр стиха не соответствует содержанию", нужно иметь особые личные пристрастия к тем или иным метрам, и таковые могут быть у поэтом-практиков — почему бы и нет... Но вряд ли корректно личные пристрастия такого рода превращать в критерии для оценки чужого стихотворения, да ещё жюри солидного конкурса...
В Вашем стихотворении есть, на мой взгляд, то, что в первую очередь делает стихи стихами, а именно напряжение — поэтическое, оно-то и делает погоду, и сильную.
...Есть моменты, к которым с технической точки зрения можно попридираться, но напряжение столь мощное, что придираться к ним, не сказав в первую очередь о главном достоинстве, — всё равно что фиглярствовать.
Если Вам интересно, какие моменты меня по ходу смутили, готов о них распространиться, но ближе к ночи, не раньше, так как сейчас убегаю с работы на встречу.

Ночной Дозорный   08.08.2017 17:47   Заявить о нарушении
Конечно, интересно. Буду ждать.
А что Вы скажете об эпиграфе? Оставить его?

Зинаида Палайя   08.08.2017 18:22   Заявить о нарушении
Эпиграф, по-моему, и уместен, и хорош! Я бы оставил (ведь он ещё и с концовкой аукается).

Ночной Дозорный   08.08.2017 21:22   Заявить о нарушении
Затаился чуткий гений
в лабиринтах измерений,
неизвестных, непонятных,
неразгаданных.
Только тени мыслей тайных
детский разум угнетают,
и смущаются ягнята
злыми гадами.

"Тени мыслей тайных" — звучит как-то уж очень символистски, в самом плохом русском-серебряновековом смысле слова... ("И трепещет тень латаний / На эмалевой стене".) Мало того что тени мыслей, так ещё и тайных! Были бы просто "мысли тайные", без "теней", — было бы чище [по языку, по смыслу].
"Злыми гадами" — тоже смущает, но не сильно. В современном языке слово "гад" практически не помнит той библейской коннотации, которая здесь в него вкладывается и противопоставляется "ягнятам". На мой взгляд, коль уж мы пишем стихи здесь и сейчас, мы должны считаться с нынешней языковой ситуацией... А она такова, что слово "гад" звучит как детское обзывательство, а с прибавкой "злой" — совсем как-то по-детски... Понимаю, что Вам до этих коннотаций не было дела: и, с одной стороны, слава Богу, что не было, а с другой... С другой — всё-таки поэт должен учитывать и современную языковую ситуацию (то, как он будет услышан своими не до конца вырвавшимися из сформированности советской культурой современниками).

Стану, вытянувшись стрункой,
нотный стан сонаты лунной
мне подножьем верным будет,
неколышимым.
Звуки сыплются из рога,
предназначенные Богом
для земных суровых будней,
но не слышу я…

Здесь меня смущают "суровые будни". Мне они представляются слишком явной пририфмовкой к "будет". Но! Поскольку первой строфой задан высокий тон и во второй строфе он строго поддерживается, не теряя в силе, — слишком придираться к этому моменту я всё же не могу. Так сказать, просто отмечаю "следы работы" (которые лучше бы видны не были).

Мне пройти бы узкой тропкой,
справа чаща, слева топкий
ров, химерами наполнен
безобразными.
Кто-то в чаще грозно свищет
над заброшенным кладбищем,
по эфирным рвутся волнам
звуки разные.

Третья строфа — самая чистая и чуткая. Тут и романтизм девятнадцативековый (1-й половины века), чистый-пречистый, с фольклорной волной, и Пушкин слышен, с его "Мчатся тучи, вьются тучи..." преотчётливо, и чувство, и напряжение — всё превосходно.
Ну, и Бетховен, — тоже ведь романтик, — тоже неподалёку, с Гейне, Шиллером etc.
Что не слышу – это счастье…
Мимо рва и мимо чащи
глухо… тихо… чуткий гений
продирается.
Под луны волнистым сводом
в заключительном аккорде
смутных мыслей смыты тени
одой к радости.

Слово "продирается" стилистически меня коробит! Я бы его заменил на "пробирается", ей-богу. К тому же и по смыслу это вернее: ведь МИМО чащи, МИМО рва... Добро бы — ЧЕРЕЗ чащу, ЧЕРЕЗ ров — тогда бы да, "продирается", а не "пробирается".

Ну вот, собственно, и всё.

Ночной Дозорный   08.08.2017 21:46   Заявить о нарушении
Максим, премного благодарна. Вперёд - за работу!!!

Зинаида Палайя   09.08.2017 14:50   Заявить о нарушении
Всё поправила, но не смею просить Вас посмотреть - и так надоела)))

Зинаида Палайя   09.08.2017 17:20   Заявить о нарушении
Ближе к ночи посмотрю (конечно!).

Ночной Дозорный   09.08.2017 18:37   Заявить о нарушении
Стало просто отлично!!

Ночной Дозорный   09.08.2017 23:26   Заявить о нарушении
А всё Вы!!!!!!!

Зинаида Палайя   10.08.2017 14:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.