Конкурс 5. Лепестки сакуры. Хайку. Плавность ритма

Клуб Золотое Сечение
В прошлом, чётвёртом конкурсе «Хайку. Гармония» мы затронули тему плавности. Хайку – это поэзия. И хотя в этом жанре недопустимы рифмы, ритм должен взять на себя функцию дирижёра! Думаю, что это очень важный пункт, т.к. ради ритма поэты идут на всё, даже на нарушения, включая неоправданные грубые и нелепые  инверсии.
 
Обратимся немного к истории хайку (из статьи Дьяконовой):

«В японском стихе отсутствует силовое ударение, не существует и равноударности. Музыкально-тоновое ударение как фактор ритма становится наиболее существенным, хотя и трудно поддается вычленению: в стихах позднего средневековья трудно восстановить ход этого ударения, а в более поздние эпохи мелодика отдельных строк и стихотворения хайку в целом претерпела значительные изменения. Ритм конкретен, он основывается только на элементах звучания; нормы ритма заложены в произносительной природе языка. Фонетические законы японского языка: равномерное чередование согласных и гласных звуков, ограниченное количество конечных флексий и т.д. - все это нашло отражение в структуре ритма хайку. Важен фактор словораздела внутри слова. Встречаются случаи, когда слово по протяженности равно строке (хототогису - "кукушка", киригирису - "кузнечик"), и такие случаи. когда строка разделена на несколько слов с вполне определенными словоразделами (например, кадзэ-ни накарэтэ / тё хитоцу). Важна роль переноса (анжанбемана), тяготение конца строки к началу следующей строки, "перетекание" предложения из одной строчки в другую и часто в третью. Взаимодействие различных частей речи, участвующих в словоразделе, формирование новых синтаксических конструкций, изменения границ синтагм, сдвижение пауз (например, может образовываться тип связи слов - энго - постоянный набор из перекликающихся слов либо подбор определенных слов к одному слову - сезонному, определяющему семантическую окраску стихотворения) - все это создает в каждом новом стихотворении своеобразную картину, фонетическую и синтаксическую.
Ударения, акцентные конфигурации в стихе, система полуударений твердо определяют границы слов в стихотворении и сочетаются с фразовыми ударениями, выявляются словоразделы (цезуры). Фразовое членение стиха, связанное с произносительной природой хайку, не всегда совпадает с ритмическим и метрическим членением, фразовые единицы совпадают и не совпадают с метрическими.»

Как видим, весьма сложно разобраться. Но выделяем главное:

- ПЛАВНОСТЬ
- приятное СОЗВУЧИЕ
- выделение ЦЕЗУРЫ - паузы

Мы помним, что в хайку две опоры, или два предложения, разделённые паузой интонационно.  Ритмический рисунок может подчеркнуть это. С другой стороны, считается, что ритм должен всё-таки иметь трёхчастную форму(3 строки). Но не забывайте, что хайку может записываться в две строки и даже в одну. Так стоит ли выделять ритмически три строки, а не две?
Давайте прислушаемся к внутренней энергетике стиха и поработаем так, что оторвёмся от несложной и даже в чём-то навязчивой ритмической формы для ЯС (японского сонета), где рекомендации сводятся к чистому трёхчастному дактилю:

/_ _ /_
/_ _ /_ _ /
/_ _ /_

Давайте постараемся  написать по-другому, используя ямб и хорей, а ещё лучше: логаэд или дольник.
Логаэд – чередование разных 2-х и 3-х сложных силлабо-тонических стоп, сохраняющий определённый повторяющийся порядок.
Дольник – это свободный, или вольный, логаэд.
Единственное, что надо будет избегать, - это стоящие рядом ударные слоги. Речь, конечно, не идёт о рядом стоящих предлогах и частицах.
А теперь давайте рассмотрим вышесказанное на примерах прошлого конкурса. Например, хайку-победитель Арины Шик (если записать в две строки, выделяя две части):

1) сгорбленный старик
   кряхтит по-тихонечку
    столетний тополь
/_ _  _ / _ /_ _ /_ _
_ /_ /_    

(если присмотреться, то всё-таки какой-то рисунок имеется: середина первой строки повторяется во второй)
Рассмотрим другие призовые работы:

2) акварель в раме   (Арина Шик)
  за окном на рябине
     мокрые кисти
_ _ / /_   (вообще никуда не годится – стык ударных!)
_ _ / _ _ /_
/_ _  /_     (здесь отдельная 3-я часть должна повторить рисунок анапеста, с ударением на 3 слог, но не случилось, к  сожалению. Дактиль)

3) на завтрак плюшки     (Мохша)
  под сахарной глазурью
      пурга за окном
_ /_ /_   
_ /_ _ _ /_   
_ /_ /_

- Здесь мы видим, что ритм выдержан в размере ямб трёхчастный.

4) ледяной дождик     (В. Коробов)
  барабанит по стёклам
     в окне синица
_ _ / /_     (здесь тоже ритмический стык нарушает плавность звучания)
_ _ /_ _ /_   
_ /_  /_    (смена ритмического рисунка – переход с анапеста на ямб)

5)  женщина в шубе   (Мохша)
на прогулке с ребёнком
     снежная баба
/_ _ /_
_ _ /_ _ /_   (даже при объёдинении с первой строкой Дактиль не получается. Здесь анапест)
/_ _ /_ 

Сравните, если поменяем слова местами во второй строке:

  женщина в шубе   (Мохша)
 с ребёнком на прогулке
     снежная баба
/_ _ /_
_ /_ _ /_ _
/_ _ /_

Изменим запись в две строки, выделяя интонационно две части:
/_ _ /_ _ /_ _ /_ _
/_ _ /_
Что мы видим? Дактиль двухчастный.

Итак, задание для данного конкурса «ХАЙКУ. ПЛАВНОСТЬ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах ( от 13 до 20, например)
2. Ритмический рисунок хайку может быть разнообразным. Включаем свой слух и напишем красивую, как песнь, хайку, избегая ритмических стыков и больших провалов (например, в первых и третьих строках стараемся избегать:    /_ _ _ / ) Ритмический рисунок может быть 2-х и 3-х частный. Но ДАКТИЛЬ 3-х частный не желателен! За представленную работу по этой схеме будет снижена общая оценка на 5 баллов!!!

Для настроения рекомендуемая тема "УЗОРЫ ЗИМЫ". Но не обязательно.

Заявку на участие в конкурсе публикуем в виде рецензии ниже! Но ТЕКСТ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

Текст хайку в количестве о 1 до 3 от каждого автора присылайте мне на почту:
ignattur@gmail.com   
Только по форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку

Если от меня не приходит ответ, то посылайте на почту другой ведущей, Анне Вербе:
an-verba-na@yandex.ru

Здесь, в рецензии пишите, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как происходит приём работ.

Принимается не больше 30 хайку. Если меньше, по прошествии двух недель,  будет объявлено голосование, которое продлится одну неделю, а потом будет дано время на обсуждение результатов.

Призовой фонд:

1-е место - 400 баллов,
2-е место - 300 баллов,
3-е место - 200 баллов,
4-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации осеннего пейзажа). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдаленны друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Желательна трёхчастность ритмического рисунка, но допускается и двухчастность.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился…
14) не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Отсутствие инверсий, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

Жду только новых работ!
10 ЯНВАРЯ - последняя дата приёма или до 30 хайку!

На данный момент принято - 21 хайку.

С вами Татьяна Игнатова.