Реальность любви

Валерий Олизько
   Все мы творцы любви и в этом смысле боги. Но мы спящие боги. О любви мы вспоминаем тогда, когда на душе начинают «кошки скрести», когда уныние и грусть захлёстывают, когда без любви уже просто никуда.
   Подавляющую же часть своего свободного времени мы с горячностью осуждаем наших братьев и сестёр, близких нам людей, гневаемся по малейшему поводу, лукавим, скряжничаем, предаёмся занятиям, которые так или иначе тешат наше самолюбие, подпитывают гордыню, услаждают тело.
   А любовь тем временем долготерпит, милосердствует, сострадает, прощает нам многочисленные прегрешения и падения.
   В суете повседневной нам не до откровений любви. Должное ли внимание мы обращаем на некоторые, с моей точки зрения,  важные цитаты  в святом Евангелии.   
В  Евангелии от Иоанна есть трогательная история о том, как однажды к Иисусу привели женщину, взятую в прелюбодеянии. Поставив несчастную перед Иисусом, «…сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле.
Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши»   (Ин. 8, 4-11).
  О чем рассказ? О том, что любовь и милосердие Божие превыше закона и разных правил. Господь дарует прощение там, где, по человеческому соображению, человек должен быть жестоко наказан. Там, где люди уже в человека не верят, Бог – верит!
     Можно смысл этого эпизода служения Иисуса выразить более прямо: Господь говорит: Я верю, что, несмотря на прежние ошибки и падения, ты встанешь и пойдёшь дальше; ты преодолеешь свой грех и слабость. Жизнь продолжается: иди вперёд, Я прощаю тебя; верю в тебя.
     А теперь, на минутку представим, как бы я отреагировал на известие об измене жены. Даже описывать страшно, чтобы я натворил в порыве гнева. Битье посуды – стало бы самым невинным занятием, а апофеозом скандала – развод и раздел совместно нажитого имущества. Прощение! О чем вы, граждане? Какое прощение может иметь неверная жена?!

    Тем временем меня вновь увещевают прощать любого человека:
«В то время: Пётр приступил к Иисусу и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов. А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
(Мф 18, 21-35).
     Стоит немного разъяснить читателю суть представленного отрывка из Евангелия от Матфея:
«Вначале Пётр обратился к Иисусу с вопросом: «сколько раз прощать брату моему?». И сразу добавляет: «до семи ли раз?». Естественно, конкретные цифры здесь не имеют значения. В Евангелие число семь всегда указывает на совершенство, на полноту. То есть, «до семи ли раз?», это вопрос «разве часто?», «разве надо все время прощать брату моему?», «разве любой раз?» и так далее. Это не подразумевает некую частоту, вроде семи раз в течение часа, в течение дня, в течение недели или месяца. Пётр спрашивает: «часто ли прощать брату моему?». Иисус отвечает: «до седмижды семидесяти раз». Четыреста девяносто раз, если посчитать. Но и тут смысл не в цифрах. Здесь Пётр спрашивает: «часто ли надо прощать брату?». Иисус отвечает: «всегда надо». Но отвечает в тон вопроса Петра. Отчего и происходит такая игра слов.
      Ветхий Завет «око за око и зуб за зуб» уже не действует. Мы призваны простить всем и все. Таким образом, проявив милосердие Божие»*.
    Мы пришли в этот мир познать любовь, научиться существовать в совершенно иной реальности. Каждый из нас работает по своему сценарию-судьбе: принимая решения о прощении,  проявляя милосердие к немощным и униженным, отдавая последнее просящему  о помощи, сострадая болящим и страждущим.
    Развивать в себе любовь – непросто, а порою очень сложно. Этот путь полон препятствий, трудностей, искушений, соблазнов…
    Но, именно этим путём, мне предстоит пройти к свету, как и  всякому человеку в свою меру:  кому в двадцать лет, кому – в пятьдесят, а кому и за сто.




*- из проповеди священника К. Пархоменко - 2013г.



22.12.2016г.                Валерий О.