Норвегия. Мост через Тресфьорд

Борис Готман
   Вчера мой сосед сверху окончательно понял, что ремонтировать трубы и изоляцию в своей квартире ему всё же придётся.

   Сегодня с потолка моей ванной продолжает течь по-прежнему, но теперь "душ" сопровождают дружные звуки "конго" и молотков,  вселяющих некоторую надежду.

   Под этот строительный шум можно вспомнить увиденное в недавней поездке, в частности то, как строят за бугром, точнее, за синими морями.
   
   Начну с известного. Нефть, что бы о ней ни говорили, - и что "дни её сочтены", и что цены на неё дальше будут только падать, вещь неплохая, если, конечно, деньги от её продаж   использовать с толком.
 
   Вот как в Норвегии. С одной стороны, они получают неплохие доходы от нефти, с другой, внедряют машины на электричестве и готовятся запретить у себя в недалёком будущем транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания, с третьей, используют нефтекроны для общего блага. 
 
   Примерам такого – на общее благо использования -  в Норвегии нет числа. В этой заметке хочу привести один  –  строительство моста через Тресфьорд.
 
   Тресфьорд  (Tresfjord), длина которого составляет всего около 10 километров, является одним самых коротких заливов Норвежского моря.

   Достаточно напряжённая европейская автострада Е136 огибает его, делая сравнительно небольшой 18-ти километровый крюк на участке между городами Олесун и Домбас. Поэтому и вопрос о возведении моста через него долгое время не представлялся срочным.
 
   Однако несколько крупных дорожных аварий со многими пострадавшими, оказание срочной помощи которым затруднила забитая транспортом магистраль, "подстегнули" строительство моста через Тресфьорд недалеко от города Мольде.

   Я увидел этот новенький мост  по дороге из  Ондалснес   в город Роз, как переводится Мольде.

   Как выглядит этот мост длиной 1290 метров с трассы  Е136, читатель  видит на моём верхнем правом снимке.
 
   Кажется, что он поворачивает над фьордом почти под прямым углом. Но это не так – размер его дуги гораздо больше, что видно на рядом расположенных фотографиях.
   
   Надо добавить, что общая длина перехода через фьорд ещё почти на 750 метров больше – с противоположного берега к последнему пролёту моста отсыпана плотина, которая хорошо видна на снимке с сайта управления строительства.
   
   Для меня лично интересно и то, что это вторая моя встреча с сооружениями, построенными известной австрийской компанией  PORR.
 
   Причём нам довелось проехать по её первому инженерному сооружению -  баснословно красивой высокогорной альпийской трассе, носящей имя самой высокой горы  Австрийских Альп – Гросклокнер.  На коллаже виден один из участков этой дороги.
 
   Она - единственная в Европе, по которой можно подняться на головокружительную  высоту   2368  метров   обычным автобусом или автомашиной.  На перевале  Хохтор  дорога взбирается еще выше – на отметку 2504 метра!

   Повторю, высокогорная альпийская трасса  "Гросклокнер" – это первая стройка PORR, а мост через Тресфьорд - её самый новый сданный объект на момент написания этой заметки. Сейчас фирма строит в Норвегии ещё два интересных моста.

   Об альпийской дороге я уже писал, теперь хочу немного рассказать об этом достаточно уникальном мосте.

   Глубина моря по трассе моста достигает  сорока  метров, дно сложено из нескольких типов пород, есть участки  твёрдой скалы и есть места со слабым грунтом.
   
   Из-за этого пришлось делать пять совершенно разных типов фундаментов.
 
   Не буду здесь рассказывать обо всех компаниях, участвовавших в стройке.  Cреди них фирмы из Австрии,  Норвегии,  Голландии, Польши и других стран.

   О каждой из них можно привести много интересных фактов. В частности, генподрядчик PORR после второй Мировой войны какое-то время принадлежал … СССР.

   Почти все столбы моста, точнее, 13 из 19 опираются на сваи. Под каждым из  этих 13 столбов установлено от 12 до 18 свай, связанных железобетонными конструкциями, называемыми ростверками. 
 
   Для устройства свай сначала устанавливались стальные оболочки из сварных труб со спиральным швом, такие трубы часто называют "чулками".
 
   Так вот, в "чулочной", где навивались и сваривались почти девять километров этих свай длиной от 28 до 58 м каждая, места для их хранения не было. 

   Поэтому концы свай герметизировали и укладывали эти сваи в море, как брёвна. По мере необходимости небольшой буксир "сплавлял" трубы к местам монтажа.
 
   Перед погружением в сваю подавали воду, и свая принимала вертикальное положение.
 
   Надо сказать, что большинство свай  погружали в грунт не строго вертикально, а с наклоном 1 : 5, чтобы лучше передавать огромные горизонтальные нагрузки от движения транспорта, ветров и волн на дно фьорда. Большей устойчивости моста способствует и дугообразная конфигурация его трассы.
 
   Но то, что каждая свая делалась  плавающей "ванькой - встанькой", это ещё не всё. В нижнем конце каждой стальной сваи было сделано специальное устройство, позволявшее бурить твёрдые породы, чтобы облегчить вхождение стальной трубы в скалу.
   
   Строительные работы начались в 2012 году и завершились в октябре 2015 года.

   Общая ширина моста составляет 13,5 метра. На нём  две полосы движения для транспорта по 4,5 метра каждая и тротуар шириной три метра с велосипедной дорожкой.

   Вот как "просто" решают теперь сложные технические задачи.

   А над моим потолком наступила подозрительная тишина.

   Надо идти смотреть, что происходит…