У мощей преподобного Сергия

Павел Спивак
У МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ

Пред... ракой... "преподобного"... стою.
Заступник святый... Сергий принимает
По очереди... в ряд и, без неё - бывает,
Чтоб... проскочить. А, я... печаль свою

Поведать, и мощей святых... коснуться,
Как... на духу пришел. Дорога привела
И лик "богоподобного" из-под... стекла
Почти что рядом. Так хочется разуться.

Не… передать… словами… ощущений
И встать, пройти… остаток на коленях
Путь свой до сени саркофага. Однако -
Не готов. Энергией жива... святая рака.

Склонившись… в ритуальном - поцелуе
Есть... ощущенья... светлые и Аллилуйя,
И Аллилуйя! В "чудесном" хоре похвала.
Я, Богу... воздаю, что... с Сергием свела!

И им проникнут и наполнен я, как будто.
Взаимной радости торжественны минуты,
Смущенье от неумения любовь - принять.
Тем… более… Я... не… обучен: отдавать,

"Просить", и каяться... Не ловок, не умел.
В ответ... мне "Преподобный" улыбнулся
И я отважился, душой разулся, стал смел!
Равняться с ним? При мысли - ужаснулся.

Нет, не сравнил. Хотел мечты коснуться,
Как равный с равного просить: Как жить.
Куда стопы направить и уйдя, вернуться
И мир… с себя… начать, чтоб изменить?

Прости, мя… Отче! Редко стал я в гости.
Все... больше… поминая, в трудный час,
Когда… прижмет. Подступит как сейчас,
Спешу - облобызать твои святые "кости".

Как, стало… модно, встать перед иконой,
Уставить свечками округ, отбив поклоны
В надежде… сохранить… земной "покой",
Достаток в смысле и пожитки, новострой.

А, я - как… на… расстреле… пред тобою.
Скажи мне, милосердный, святый - Отче,
Душа... старается и сердце бьется громче.
Так отчего… не по годам… я стал седой?

Не принят. И, не… понятый… во многом
Не достучусь, не докричусь и так во всем.
Лишь в творчестве… своем "горю" огнем
И, в этом свят перед тобой и перед Богом.

В исканиях своих… дошел до "государя",
Чтоб, случай самый скорбный разрешить.
Семью, чтоб… соблюсти и "прокормить",
И обрести работу как мытарь или тварь я.

Куда же… дальше? В схиму - тоже, в лес,
От мира, заточившись в схрон дремучий?
Народу с верой ли в петлю пойти... и без,
День ото дня, когда - житье его не лучше;

С тем… и пришел - я… Каюсь, и… грешу.
Ты, самый ближний… заступом с "отряда".
Душой к мощам... твоим припасть спешу!
Прошу - наставь, или... управь... как надо.


Павел Спивак, 2016 год



Примечание автора:

700 лет назад в селе Варницы под Ростовом Великим родился будущий игумен Земли Русской – Сергий Радонежский. Эта дата имеет особое значение для всей нашей страны. По словам историка В.О. Ключевского, «при имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка». Что мы знаем о нем, потомки множества потомков людей, разгромивших на Куликовом поле Мамаевы орды?

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родился 3 мая 1314 года (дата условная) – монах Русской Православной церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева Лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. Он – идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики великого князя Дмитрия Донского. Благословил его и его войско на победу в Куликовской битве. Воспитал плеяду учеников и последователей. Ранее всех и более всех святых русской земли, Сергий Радонежский приобрел народное уважение всей Руси. Он был заступником и утешителем народа, покровителем и охранителем государства и церкви.

Личность Сергия вошла в историю нашей страны еще и потому, что он явился основателем множества обителей, основанных при его жизни, а ещё больше возникших после его смерти, основанных его сподвижниками и учениками. Сергий и его ближайшие ученики основали на Руси около 70 монастырей. Академик В.О. Ключевский писал: «Имя Преподобного Сергия Радонежского выступает из границ времени, потому, что дело, поднятое им, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным воздействием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что из исторического деятеля он превратился в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом».

Преподобный Сергий Радонежский воплотил в себе лучшие черты национального характера русского человека, с его стремлением к созерцанию, к духовному совершенствованию, к возрастанию в вере, к внутреннему духовному росту, которое сочеталось у него с большим смирением, кротостью и трудами во славу Господа.