Собрание библиографических редкостей...

Дед Евгений
        Перечень библиографических редкостей из классического фонда русской литературы, рекомендуемых для общеобразовательного чтения по теме: «Поэтическое наследие древней Руси: Древнерусское эпическое стихосложение и искусство баянов» (тм)


        [001] Алферовъ А., Грузинскiй А. Допетровская литература и народная поэзiя. Тексты, переводы, примђчанiя, словарь. М., 1907. || «Автор "Слова" несомненно был выдающимся поэтом... Его личный лиризм проникает собою всё произведение; источник этого лиризма — горячая любовь к родине и сильно развитое общественное сознание. Манера изложения кажется отрывистой при полной — внутренней связности; вместо спокойного и непрерывного рассказа автор даёт как бы — ряд отдельных моментов и картин...»

        [002] Аничковъ Е. В. Язычество и дpевняя Рyсь. СПб., 1914. (Репринтное издание). || «Перед нами поэтическая публицистика... как бы особый род политического поучения. Для политики: поганые это враги Руси — Половцы, так и в "Слове". Незачем замалчивать древних богов. Вовсе они не бесы. Когда автор называет Бояна: "Велесов внуче", он не хочет смешать его с нечестью. Все симпатии, всё чувство единоверного и единокровного родства и преданности у автора на стороне тех, кого он зовет потомками языческих богов...»

        [003-004] Аничковъ Е. В. и др. Исторiя русской литературы. Т. I-II. М., 1908. || «Народная словесность — одно из лучших украшений славянских литератур, и это украшение — их характернейшая особенность. На Западе народная словесность исчезла давным-давно, вдохнув последний свой вздох в поэзию средневековья. У нас, напротив, она отчасти даже развивается дальше... Народная поэзия до сих пор — главный источник наших сведений о древнем язычестве, оттого изучение того и другого часто совпадают...»

        [005] Аристовъ Н. Я. Христоматiя по русской исторiи для изученiя древне-русской жизни, письменности и литературы, отъ начала письменности до XVI вђка. Варшава, 1870. || «Я представляю опыт "Христоматии по Русской Истории", в котором содержание древних памятников выдвигается на первый план, поэзия уступает место истории, внешняя сторона подчиняется внутренней. Таким образом я даю средства желающим ознакомиться с действительной, а не идеальной древне-русской жизнью по самим памятникам...»

        [006] Афанасьевъ А. Н. Народныя русскiя легенды. Лондон, 1859. || «Для своих эпических произведений народ, как известно, берёт содержание из преданий своего прошлого, вносит в них свои собственные верования и нравственные убеждения, присущие ему в ту или другую эпоху его развития: и потому... языческая старина служила обильным материалом для народной поэзии... Легенды хотя и касаются действительных событий и лиц, подобно всем другим народным произведениям, не знают и не преследуют исторической верности...»

        [007-013] Афанасьевъ А. Н. Народныя русския сказки. М., 1863. Выпускъ I-II — 1863. Выпускъ III — 1860. Выпускъ IV — 1860. Выпускъ V — 1861. Выпускъ VI — 1861. Выпускъ VII — 1863. Выпускъ VIII — 1863. || «Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эcтетических требований и чистоте нравственных побуждений, и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно-верными природе описаниями...»

        [014-016] Афанасьевъ А. Н. Поэтическiя воззрђнiя славянъ на природу. Опытъ сравнительнаго изученiя славянскихъ преданiй и вђрованiй, въ связи съ мифическими сказанiями другихъ родственныхъ народовъ. М. Томъ первый —1865, Томъ вторый — 1868, Томъ третiй — 1869. (Репринтное издание). || «Миф есть древнейшая поэзия, и как свободны и разнообразны могут быть поэтические воззрения народа на мир, также свободны и разнообразны и создания его фантазии, живописующей жизнь природы...»

        [017] Афанасьевъ А. Н. Языческiя преданiя объ Островђ-Буянђ. // Временникъ Императорскаго Московскаго общества исторiи и древностей Россiйскихъ. Книга девятая. М., 1851. || «Прежде всего Славянину природа раскрылась в тех основных стихиях своих, которые усиливают собою всякую жизнь на земле... обоготворение перешло на эти стихии... Главною стихиею была стихия тепла и света... Первоначальное понятие о боге, как природе, перешло в понятие о божестве света, соединённого с небом: явился Сварог...»

        [018] Бестужевъ-Рюминъ К. О составђ русскихъ лђтописей до конца XIV вђка. 1. Повђсть временныхъ лђтъ. 2. Лђтописи южно-русскiя. СПб., 1868. || «Еще в 1820 г. Знаменитый археограф П.М. Строев, тогда еще молодой человек, издавая Софийский Временник, высказал в предисловии к этому изданию, что наши летописи в сущности не что иное как сборники; прошло после того около 50-ти лет и мысль эта, тогда многим казавшаяся смелою, сделалась достоянием науки…»

        [019] Буслаевъ Ф. И. Историческiе очерки по русскому орнаменту в рукописяхъ. // Изданiе Отдђленiя Русскаго языка и Словесности Академiи Наукъ. Петроград, 1917. || «Русский орнамент ведёт своё начало от византийского... В таком случае почему не начать "историю" и гораздо раньше, так как стиль византийский уже задолго до X века установился? Г. Стасов так и понимает этот стиль, и ведёт его от рукописей VI века, но отделяет его от письменности русской и вообще славянской, как один из элементов...»

        [020-021] Буслаевъ Ф. И. Историческiе очерки русской народной словесности и искусства. Томъ I. Русская народная поэзiя. Томъ II. 1. Древне-русская народная литература и искусство. СПб., 1861. || «Все нравственные идеи для народа эпохи первобытной составляют его священное предание, великую родную старину, святой завет предков потомкам. Слово есть главное и самое естественное орудие предания... и древнейшие мифы стоят на пути созидания языка и поэзии, объемлющей в себе все духовные интересы народа...»

        [022] Буслаевъ Ф. И. Русская хрестоматiя. Памятники древней русской литературы и народной словесности съ историческими, литературными и грамматическими объясненiями и со словарёмъ. М., 1907. || «Следуя былинам своего времени, он (автор) не забывает эпических сказаний старины, называя их "старыми словесами"... К преданиям старины принадлежат в "Слове" намёки на божества и мифологические верования... сочувствие природы судьбам человеческим... а также и вообще эпические формы...»

        [023] Верковичъ Стефанъ Ил.. Веда Славянъ. Обрядныя пђсни языческаго времени. Том II. Напечатанъ пожертвованiями русскихъ ревнителей и покровителей науки. СПб., 1881. || «Былины древне-славянского прошедшего содержатся именно в обрядных песнях, которыми я наполнил этот второй том столь замечательных, редких и характеристических особенностей, которые весьма важны не только по формам их языка, но и по их мифологическому содержанию, так что в их великой древности сомневаться нельзя...»

        [024] Владимiровъ П. В. Древняя русская литература кiевскаго перiода XI—XIII вђковъ. Кiевъ, 1900. || «Эта школа древне-русских писателей... получает особенно-яркое освещение при помощи изучения "Слова". Благодаря этому изучению направления и главные явления древне-русской литературы и образованности представляются разнообразными и более отчётливыми... особенной близостью отличаются летописные сказания и "Слово"... Ещё поразительнее изучение "Слова" в связи с народной поэзией...»

        [025] Вяземский П. П. Слово о Плъку Игоревђ. Изслђдованiе о варiантахъ. СПб., 1877. || «Песнь Игорева писана на лощёной бумаге... довольно чистым письмом... Подлинник, хотя довольно ясным характером писан, но разобрать его было весьма трудно потому, что не было ни правописания, ни строчных знаков, ни разделения слов, в числе коих множество находилось неизвестных и вышедших из употребления. Прежде всего надобно было текст разделить на периоды, а потом добираться до смысла...»

        [026] Газо А. Шyты и скомоpохи всђх вpеменъ и наpодовъ. СПб., 1898. || «Бродили они из села в село с волынкою в руках и складывали свои незатейлевые песни, придумывали смешные прибаутки и тешили толпу. Его балалайка и гудок были для него необходимыми предметами; голосом далеко так не выведешь, как инструментом, да и один опять инструмент немного и стоит. А вот, как скоморох на волынке наигрывает, голосом подтягивает, ногами такт отбивает и потом и в пляс пустится, то тут и пошло веселье...»

        [027-028] Гальковскiй H. М. Боpьба хpистiанства съ остатками язычества въ дpевней Рyси. М., 1913, Томъ II. — Зап. Импер. Моск. Аpхеолог. Ин-та., т. XVIII-й. / Гальковскiй H. М. Боpьба хpистiанства съ остатками язычества въ дpевней Рyси. Хаpьковъ, 1916, Томъ I. || «Видя в природе много могущественных явлений, в то же время не умея привести это к единству, человек создал себе много богов. Прежде всего человека поражало далёкое небо с прекрасным, лучезарным светилом — солнцем, подателем тепла, света и радости...»

        [029] Глинка Григорiй. Древняя религiя Славянъ. Митава, 1804. || «К чистоте рассудка Славянского народа может отнестись то, что их вера, из многих языческих, есть чистейшая. Ибо их боги суть естественные действия, благотворением своим имеющие на человека влияние, и служащие к страху и казни беззакония, как совершенства обоженные... А сие должно приписать естественному свету их ума... боги же их из отвлечённых понятий были лицеобразованы, и притом часто остроумно, и всегда верно...»

        [030-033] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусскаго языка. // Третье, исправленное и значительно дополненное, изданiе… СПб., томъ первый — 1903, томъ второй — 1905, томъ третий — 1907, томъ четвертый — 1909. || «Одно простое перелистывание этого словаря есть уже средство к обогащению памяти целым запасом удивительно метких народных выражений, присловий, афоризмов... "Толковый Словарь" Даля... должен сделаться необходимою принадлежностью каждого интеллигентного русского...»

        [034-035] Даль В. И. Пословицы русскаго народа. Сборникъ пословицъ, поговорокъ, реченiй, присловiй, чистоговорокъ, прибаутокъ, загадокъ, повђрiй и пр. СПб., М., 1879, т. I-II. || «Если мужик скажет: "Что тому богу молиться, который не милует"; то в этом нет кощунства, потому что здесь названы люди, поставленные ради святой, божеской правды, но творящие противное... Сама пословица олицетворяет только крайность и невыносимость извращённого состояния, породившего подобное изречение...»

        [036] Дyбpовский H. Масляница. М., 1870. || «Масляница берёт своё начало из празднества, совершаемого нашими предками в честь Волоса, скотья бога... разделяется на три части: встречи, разгула или перелома, и дней прощёных... В прощеное воскресенье Руский народ ходит на кладбища... обыкновение древнее, доказывающее, что Словяне верили в загробную жизнь и, посещая могилки, были убеждены, что усопшие родственники их невидимо находятся между ними и умиляются оказываемым им любовью и почтением...»

        [037-038] Забђлинъ И. Е. Истоpiя pyсской жизни съ дpевнђйшихъ вpеменъ. М., Часть первая, 1876. Часть вторая, 1879. || «Чувство простора, чувство равнинное составляет типическую черту в нашем народном сознании и характере... оно-то в течении всей истории заставляло наш народ искать простора во все стороны, даже и за пределами своей равнины... Полевая жизнь требовала простора действий; бросала человека во все роды опасностей, развивала в нём беззаветную отвагу и прыткость... создавала удалого воина и богатыря...»

        [039] Забђлинъ И. Е. Русское искусство. Черты самобытности въ древне-русскомъ зодчествђ. М., 1900. || «Уже в половине IX века мы жили в городах... они срубались из брёвен и состояли из высоких стен с крепкими воротами, башнями, раскатами... тем же способом в самом городе срубались и высокие жилища. Что было высоко, то было уже красиво... с таким же искусством занимались постройкою морских лодок... в Цареграде знали, что лодки, на которых приплывали Киевские Руссы, строены в Новгороде у Славян...»

        [040] Забылинъ М. Рyсскiй наpодъ, его обычаи, обpяды, пpеданiя, сyевђpiя и поэзiя. Въ четыpехъ частяхъ. М., 1880. || «Где был торг, там были суд и расправа и торжественный праздник... где жрецы были в то же время и судьями, а самые сборные местности считались священными, всегда находились близ рек, дорог и вообще удобных мест для сообщения... где молились богам, совещались о делах, разбирали тяжбы при посредстве жрецов, или прибегали к их мудрости, прося советов...»

        [041] Ильинский Л. К. Перевод "Слова о Полку Игоревђ" по рукописи XVIII века. Петроград, 1920. || «Три года прошло, когда я сделал доклад о найденной рукописи перевода "Слова"... доклад всё же увидел свет, несмотря на все тяжёлые условия печатания. В настоящее время это имеет и то значение, что за прожитое время буря событий смела, как многое и другое, самую рукопись, публикуемую мною. Где она, у меня нет сведений. Её, может быть, постигла та же участь, как некогда, в водовороте событий, и самый Памятник...»

        [042] Калайдовичъ К.Ф. Iоаннъ, ексархъ Болгарскiй. Изслђдованiе, объясняющее исторiю словенскаго языка и литтературы IX и X столђтiй. М., 1824.

        [043] Канторовичъ Я. Процессы противъ животныхъ въ среднiе вђка. СПб., 1897. || «Эпоха средних веков остаётся неистощимым источником для исследования этого мрачного, набожного и жестокого возраста европейского человечества... Одним из явлений, в которых наиболее характерно выразился дух средневековой эпохи, были процессы о ведьмах... Рядом с этими ужасными процессами средним векам принадлежит род процессов, о которых нельзя читать без смеха... Это — процессы против животных...»

        [044] Костомаровъ Николай. Славянская мифологiя. Извлеченiе изъ лекцiй, читанныхъ въ Университетђ Св. Владимiра во второй половинђ 1846 года. Кiевъ, 1847. || «Славяне, несмотря на видимое многобожие, признавали одного Бога, отца природы, и это существо они понимали сознательнее, чем таинственную Судьбу Греки... Прокопий Кесарийский говорит, что Славяне признавали в его время единого Бога — творца грома и молнии... Бога небесного, всемогущего, пекущегося о небе и земле...»

        [045] Котляревский А. А. О Погребальныхъ Обычаяхъ языческих Славянъ. СПб., 1868. || «Осмотрев бегло свидетельства древнейших арабских путешественников о Славянах и Руси, нельзя не прийти к убеждению, что их Саклабы — несомненное племя Славян... Русь же — племя Славян восточных. Нет ни одного факта, ни одного даже намека, который изобличил бы чуждое, скандинавское — происхождение последних... Арабы постоянно называют племя Русь и указывают на южные их жилища...»

        [046] Лицевой свод (факсимильное воспроизведениее).

        [047] Ломоносовъ М. В. Древняя Россiйская исторiя отъ начала россiйскаго народа до кончины Великаго князя Ярослава Перваго или до 1054 года. СПб., 1766. || «Народ Российский от древних времён до нынешнего века столь многие видел в счастии своём перемены, что ежели кто междуусобные и отвне нанесённые войны рассудит, в великое удивление придёт, что по столь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо не расточился, но и высочайшей степени величества, могущества и славы достигнул...»

        [048] Ломоносовъ М. В. Краткой Россiйской лђтописецъ съ родословiемъ. СПб., 1760. || «И так двумя дорогами из Азии прародители Славенские с Востока переселились в Европу, морем на Юге, сухим путём на Севере. Чтобы первое то переселение и только одно было, трудно поверить. Древность Славян Новгородских и по Южному берегу Варяжского моря и в Иллирике обитавших принуждают думать, что и прежде Троянской войны, и после оной предки Славянских народов на вечерние и полуночные страны переселялись...»

        [049] Миллеръ Всев. Ассирiйския заклинанiя и русскiе народные заговоры // Русская мысль, М., 1896 г., кн. VII. || «Халдейские маги и наши знахари... И здесь и там содержание заклинаний состоит из повелений нечистой силе сгинуть и из молитвенных обращений к благим силам, причём помощниками призываются олицетворения сил природы — солнце, месяц, зори, ветры и особенно царь огонь, играющий видную роль в заговорах-молитвах... Совпадения отчасти объясняются существованием древней культурной традиции...»

        [050] Миллеръ Всев. Былинное преданiе въ Олонецкой губернiи // Русская мысль, М., 1894, кн. III. || «Если мы вспомним, что высшие классы порвали свою связь с народным эпосом, то высоко оценим услугу, оказанную сказителями русской науке и обществу. Они сохранили свято духовное добро, которым питался и услаждался в течение многих веков весь русский народ... Образованное общество снова проникается глубоким интересом к изучению духовного быта простонародья и родной поэтической старины...»

        [051] Миллеръ Г. Ф. Книга степенная царскаго родословiя, содержащая исторiю россiйскую съ начала оныя до временъ государя царя и великаго князя Iоанна Васильевича, сочиненная трудами преосвященныхъ митрополитовъ Кипрiана и Макарiя. Часть I. М., 1775.

        [052] Мусин-Пушкинъ А. И. Ироическая пђснь о походђ на Половцовъ удђльнаго князя Новагорода-Сђверскаго Игоря Святославича, писанная стариннымъ Русскимъ языкомъ въ исходђ XII столђтiя съ переложенiемъ на употребляемое нынђ нарђчiе. М., 1800. || «...и наши древние герои имели своих Бардов, воспевавших им хвалу. Жаль только, имя Сочинителя неизвестным осталось. Нет нужды замечать возвышенных и коренных в сей Поэме выражений, могущих навсегда послужить образцом витийства...»

        [053] Остромирово Евангелие 1056-1057 (факсимильное воспроизведение).

        [054] Остpоyмовъ H. И. Свадебные обычаи в дpевней Рyси. Историко-этнографическiй очеркъ. Тyла, 1905. || «У славянских племён были обычаи, по-своему освящавшие брачный союз... употреблялась вода, совершалось ею обливание или плескание, которое заменяло благословение... Реки, озёра были местами, где заключались браки славянина... Достаточно было объехать трижды вокруг озера, чтобы считать брак совершённым... долгое время обычай этот держался в народе, заменяя собою церковный чин венчания...»

        [055] П. П. Шyты и скомоpохи въ дpевности и въ новђйшее вpемя. — «Истоpическiй вђстник», т. 31 и 32. СПб., 1888. || «Первые вполне достоверные известия о народных шутах в древности находим во времена Аристофана... предсказывающих будущее, показывающих различные фокусы, привлекающих публику к своим подмосткам остротами... Выше по ремеслу стояли мимы, дававшие представления на сценах без участия хоров, отличающиеся от комических актёров по своим сценическим обычаям и приёмам...»

        [056] Павловъ Н. М. Слово о Полку Игоревђ. М., 1874. || «Места, в которых поминается Боян, представляются наименее разгаданными... Загадочною остаётся картина пускания соколов на лебединое стадо... Легко может быть, что у певцов позднейших сохранялась память о прежних певцах, особенно о славнейших из них... какого-нибудь Бояна певец "Слова" поэтизировал образом вещего Бояна мифических времён... Певец, зовя его внуком Велеса, видит себе в том славу, чтобы считаться его продолжателем...»

        [057] Писаревъ С.Н. Древнiе-русскiй орнаментъ съ X по XVII вђкъ включительно на парчахъ, набойкахъ и другихъ тканяхъ. С.Пб., 1908 (факсимильное воспроизведение).

        [058] Повђсть Временныхъ лђтъ. Лђтопись по Лаврентiевскому списку. СПб., 1897. || «При печатании Лаврентьевского списка Комиссия постановила следующее: 1) Список этот принять за основный, несмотря на то, что некоторые места в нём являются испорченными переписчиком, и воспроизвести его буква в букву, соблюдая даже грамматические неправильности; но раскрыть, впрочем, в нём титла, заменить гласные оу, w, ia и ie гласными у, о, я и е, и знаки препинания расставить как того требует смысл...»

        [059-075] Полное собрание русских летописей. // Т. 1, 1846. (Лаврентиевская и Троицкая летописи). Т. 1, 1926. (Лаврентьевская летопись). Т. 2, 1843. (Ипатьевская летопись). Т. 2, 1908. (Ипатьевская летопись). Т. 2, 1923. (Ипатьевская летопись). Т. 2, 1998. (Предисловие Б.М. Клосса). Т. 2, 1998. (Именной и географический указатели к Ипатьевской летописи). Т. 3, 1841. (Новгородские летописи). Т. 5, 1851.(Псковская 2-я и Софийская 1-я летописи). Т. 5, 1925 (Софийская 1-я летопись). Т. 9, 1862 (Патриаршая или Никоновская летопись). Т. 13, ч. 1, 1904. (Патриаршая или Никоновская летопись). Т. 13, ч. 2, 1906. (Царственная книга). Т. 27. (Никаноровская летопись). Т. 31, 1968. (Мазуринский летописец, Летописное сказание Петра Золотарева). Т. 33, 1977 (Холмогорская летопись, Двинской летописец). Т. 37, 1982. (Устюжские и Вологодские летописи).

        [076] Пономаревъ Александръ. Литературная борьба представителей христiанства съ язычествомъ въ древней Руси. (Отзывъ о сочиненiи М. Азбyкина: «Очеpкъ литеpатypной боpьбы пpедставителей хpистiанства съ остатками язычества въ pyсскомъ наpодђ (XI—XIV вв). Варшава. 1898 г.», представленномъ на соисканiе премiи митрополита Макарiя). // Христiанское чтенiе, №8. СПб, 1908. || «Наши предки славяно-руссы... в их душе сохранились и живы были ещё те возвышенные понятия о Боге, о мире, человеке, какие они имели ещё в своей арийской прародине времён происхождения гимнов Риг-Веды и какие унесли с собою, отправляясь в многовековое странствование до мест их культурно-гражданского обоснования и развития в пределах России...»

        [077] Поповъ А. Изборникъ славянскихъ и русскихъ сочиненiй и статей, внесенныхъ въ хронографы русской редакцiи. М., 1869.

        [078] Проекты старинной русской архитектуры изъ дерева (факсимильное воспроизведение).

        [079] Святскiй Данiилъ. Подъ сводомъ хрустальнаго Неба. Очерки по астральной мифологiи въ области религiознаго и народнаго мiровоззрђнiя. СПб., 1913. || «Прежде, чем человек стал соединять яркие звёзды в созвездия, его внимание должно было остановиться на самой замечательной особенности звёздного неба — на Млечном Пути... У нашего народа Млечный Путь... начинается там, где земля сходится с небом и по ней-то души усопших и восходят на небо. Частые звёзды на этом пути — это всё души...»

        [080] Смирновъ А. Сборникъ древне-русскихъ памятниковъ и образцевъ народной русской рђчи. Варшава, 1882.

        [081] Сpезневскiй И. И. Древнiе памятники русского письма и языка. Общее повременное обозрђнiе // Извђстiя Императорской Академiи Наукъ по отдђленiю русскаго языка и словесности, 1863, Л. 1-5, Томъ X. || «В житии Константина: "Обрете ту евангелие и псалтырь Русскы письмены писано..." В пересказах: "И грамота Русская явися... в Корсуни Русину, от нея же научися философ Константин... Тои же бысть в дни Михаила царя и Ирины... и потом (Русин) жив бысть ещё..." (Ирина жила до 803 г.; Михаил — 813)...»

        [082] Сpезневскiй И. И. Древнiй русскiй календарь по мђсячнымъ минеямъ XI-XIII века. (Оттиск из журнала Христианские древности и археология, 1863, кн. 7). || «Прославление важных событий и подвигов святых мужей, жён и детей ознаменовывается в православной церкви пением... Песнопениям каждого месяца посвящена особая книга; и в каждой из двенадцати книг расположены они по числам месяца с первого до последнего... вот почему они важны и для истории нашего календаря...»

        [083] Сpезневскiй И. И. Збручскiй истуканъ Краковскаго музея // Записки Археол. о-ва, т. 5, вып 2-3, 1855. || «Славяне, удивлявшие всех своею резьбою на дереве, были неизвестны как каменотёсы... Есть, правда: "Добрыня же идолы сокруши, деревянии сожгоша, а камении изломав в реку ввергоша" и "Тако до ныне зрите зле яко в древнем Вавилоне кумиры древяни и камени сребром и золотом поволочени"... Отличается же истукан Збручский, сраниваясь с каменными бабами, которых так много найдено в южной России...»

        [084] Сpезневскiй И. И. Изслђдованiя о языческомъ богослyженiи дpевнихъ славянъ. СПб., 1848. || «Славянин считал своим долгом и правом — славословить богов... обрядом жертв освящать яства и оружие и очищать себя от грехов... Были особенные дни, посвящённые богослужебным торжествам, каждогодно в известное время. О годичном круге языческих празднеств Славянских сохранилось много данных в обычаях и преданиях народа: из них ясно видно, что главным основанием этого круга было поклонение солнцу...»

        [085] Сpезневскiй И. И. Объ обожанiи солнца y дpевнихъ славянъ. СПб., 1846. || «Так, уже в "Слове" находим несколько выражений... В самом начале похода Игорева солнце давало несчастные знамения... жена Игоря Ярославна обращается к солнцу: светлое и тресветлое солнце! всем тепло и красно еси... Верили, что оно помогает людям, счастливит их... В обрядах народных сохранились прежние: выходят "караулить" солнце, раскладывают огни где-нибудь на высоте, и встретя солнце, приветствуют его песнями...»

        [086] Сpезневскiй И. И. О нарђчiяхъ славянскихъ // Журнал Мин. Нар. Просв., 1841, № 9. || «На границах между Словенскими и Немецкими землями в Каринтии и Штирии, легко заметить, какое сильное влияние имеет Немецкий язык на Славян: в Училищах Народных по-Словенски не учат, народ говорит по-Немецки, весь, кроме старых женщин, а молодёжь даже гнушается родным языком... Смешение языков идёт наравне со смешением нравов и обычаев; а то и другое имеет влияние на нравственность народную...»

        [087] Сpезневскiй И. И. О языческомъ вђрованiи древнихъ славянъ въ безсмертiе души // Журнал Мин. Нар. Просв., 1847, №2. || «...место из "Слова": "изрони жемчужну душу из храбра тела чрез злато ожерелье"... начавшись поклонением стихиям, она (религия) соредоточила его в поклонении Солнцу... страх кары соединялся в ней с возможностию очищения... Один из символов очищения, в постройке храма, окружённого водою... об очищениях водою говорят и уцелевшие обряды праздников Весны, Купала...»

        [088] Сpезневскiй И. И. Роженицы у славянъ и другихъ языческихъ народовъ. М., 1855. || «У Славян одно из важных мест занимает верование в Рожениц... Поклонение состояло "в молениях и в обрядном обеде бескровном"... В вопрошаниях Курика: "Аще се роду и роженице хлебы и сыры, и мед (пиють)"... У некого Христолюбца: "Не подобает крестьяном игор бесовских играти, иже есть плясьба, гудьба, песни бесовскыя и жертва идолская... и Роду, и Рожаницам, и всем тем, иже суть им подобна"...»

        [089] Сpезневскiй И. И. Русскiе калики древняго времени // Записки Императорской Академiи Наук, I, 1862. || «В записках, писанных около 1114 года, читается "калики" вместо "странници"... И у нас, как на западе, ходили в святыню не в одиночку, а дружинами, братчинами... "собиралося, собрунялося сорок калик с каликою, сорок дородных добрых молодцов"... И с этой телесной силой соединяется в каликах постоянно духовная сила. Это какие-то чародеи, у которых сила мышц есть выражение силы духа...»

        [090] Сpезневскiй И. И. Святилища и обpяды языческаго богослyженiя дpевнихъ славянъ, по свидђтельствамъ современнымъ и преданiямъ. Хаpьковъ, 1846. || «Чувствуя силу природы, Славянин всюду, где замечал её, видел божество, и по её действиям благославлял богов или страшился их гнева. Таким обоготворением природы начали Славяне цикл своего многобожия... Обряды богослужения были многообразны, и, опираясь на верование в благость богов, вели за собою весёлые пиршества...»

        [091] Сpезневскiй И. И. Славяно-русская палеографiя XI—XIV вв. Лекцiи, читанныя въ Императорскомъ С.-Петербургскомъ Университетђ въ 1865-1880 гг. СПб., 1885. || «Одни из известий касаются письменности Славян до-христианского времени... Сказание Храбра начинается известием об употреблении письмен Славянами ("чертами и резами")... Ибн-эль-Недим передал рассказ: у Русских есть письмена, которые они нарезывают на дереве, и сам он видел кусок белого дерева с нарезанными знаками... »

        [092] Сpезневскiй И. И. Слђды давняго знакомства русскихъ с южной Азiей. Девятый вђк // Вђстникъ Русскаго Географическаго Общества. || «В IX веке уже Руссы проникали в Вифинию и Пафлагонию, как морские разбойники, что известно из жизнеописания св. Георгия Амастридского... Хозарский хан в письме к раввину Ебн-Спроту, утверждал, что "Русские, ведя страшные войны в землях Измаильских, готовы опустошить их до самого Багдада, если бы только допущены были до этого"...»

        [093-098] Сpезневскiй И. И. Матеpiалы для Словаpя дpевне-pyсскаго языка по письменнымъ памятникамъ. // Изданiе отделђнiя русскаго языка и словесности Императорской Академiи Наукъ. СПб., томъ первый — 1893 (ч. 1: А — Д, ч. 2: Е — К.), томъ второй — 1902 (ч. 1: Л — О, ч. 2: П), томъ третiй —1912 (ч. 1: Р — С, ч. 2: Т — IA.). || «Нужно брать всё, что находится между памятниками Русского письма. Сами летописи предсталяют язык Русский, почти чистый... Отдельные сказания, поэтические сказания о событиях, к сожалению, оставшиеся у нас в очень небольшом количестве...»

        [099] Татищевъ В.Н. Исторiя россiйская съ самыхъ древнђйшихъ временъ... Кн. 1, Ч. 1. М., 1768.

        [100] Успенскiй Ф. И. Исторiя Византiйской имперiи (Отделы I, II, III). Томъ первый. СПб., 1913.

        [101] Успенский Ф. И. История Византийской Империи. Том второй, первая половина (Отдел IV). Ленинград, 1927.

        [102] Успенский Ф. И. История Византийской Империи (Отдел V). М., 1997.

        [103] Успенский Ф. И. История Византийской Империи (Отделы VI, VII, VIII). М., 1997.

        [104] Фаминицынъ А. С. Божества дpевнихъ славянъ. СПб., 1884. || «Несколько лет назад я поставил себе задачею, исследовать вопрос о песнопении древних, языческих Славян. Для разрешения этой задачи потребовалось ближе вглядеться в те условия, при которых Славянин мог проявлять и действительно проявлял поэтически-музыкальную деятельность; ознакомиться с теми сторонами его жизни, которые могли давать повод, побуждать к поэтическому и музыкальному творчеству...»

        [105] Фаминицынъ А. С. Гусли, русскiй народный музыкальный инструментъ. Историческiй очеркъ съ многочисленными рисунками и нотными примђрами. // Императорское Общество Любителей Древней Письменности. СПб., 1890. || «В первобытной своей форме гусли могли служить только для сопровождения, для поддержки голоса певца, а потому песня в сочетании с гуслями играла первую роль, а гусли — второстепенную... В русских былинах неоднократно читаем о гусельной игре, сопровождающей пение...»

        [106] Фаминицынъ А. С. Древне-арiйскiе и древне-семитскiе элементы въ обычаяхъ, обрядахъ, вђрованiяхъ и культахъ славянъ // Этнографическое обозрђнiе, 1895, кн. 26, 3. || «Во всех сферах народной жизни обнаруживается господство чисто языческого миросозерцания. Главнейшие черты этого миросозерцания с удивительною последовательностью повторяются в песнях, преданиях... Известно, как крепко простой народ держится исконных понятий, освящённых стариною, и как скептически относится к иноземному...»

        [107] Фаминицынъ А. С. Древняя индо-китайская гамма въ Азiи и Европђ, съ особеннымъ указанiемъ на ея проявленiе въ русскихъ народныхъ напђвахъ, съ многочисленными нотными примђрами. Музыкально-этнографическiй этюдъ. СПб., 1889. || «Направляясь от юго-запада России на северо-восток и прислушиваясь на пути к народным напевам, мы как бы переживаем историю обще-арийской гаммы в её обратном течении... древний 5-тоновый звукоряд мы находим ещё — в Индии и в Ирландии и Шотландии...»

        [108] Фаминицынъ А. С. Скоморохи на Руси. СПб., 1889. || «Скоморошество — явление, общее всем европейским народам... скоморохи — преемники мимов, народных потешников, подвизавшихся частью на просцениуме театра, частью на пирах, на площадях... Искусство скоморохов может быть рассматриваемо как явление, на русской почве вполне акклиматизировавшееся и принявшее здесь самостоятельное развитие, сообразное с местными условиями и характером русского народа...»

        [109] Худяковъ И. А. Великорусскiя сказки. М., 1860. || «Рассказывал Парфений Антоныч Антонов, отставной унтер-офицер. Обе Саги и сказка о Иване Дорогокупленном записаны с его слов. В Жолчине его зовут просто: "Антоныч". Он вполне верит всему, что рассказывает. Вера в языческое чудесное ещё в высшей степени распространена в народе; так например в этом же Жолчине одна баба на могиле только что похороненного родственника кричала, чтоб он летал к ней змеем. Это было летом нынешнего года...»

        [110] Чертковъ А. Д. Описанiе войны Великаго князя Святослава Игоревича противъ болгаръ и грековъ въ 967 — 974 годахъ. М., 1843. || «Уже нам сде пасти; потягнем мужески, братья и дружино! — Уже нам некамо ся дети! волею и неволею стати противу, да не посрамим земле Руские; но ляжем костьми, мёртвые бо срама не имам. Аще ли побегнем, срам имам; ни имам убежати, но станем крепко, аз же пред вами пойду. Аще моя глава ляжет, то промыслите собою. И реша вои: идеже глава твоя, ту и свои главы сложим.»

                Дполнение:

        [111] Алфеpов А. Петpyшка и его пpедки. (Очеpк из истоpии наpодной кyкольной комедии). — «Десять чтений по литеpатypе». М., 1895.

        [112-113] Бахтин М.М. Собр. соч. в 7-ми тт. Т4 (1-2) (2008, 2010) / (Бахтин М. Твоpчество Фpансyа Рабле и наpодная кyльтypа сpедневековья и Ренессанса).

        [114] Гущин А.С. Памятники художественного ремесла древней Руси X - XIII вв. Л., 1936.

        [115] Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII веков. М., 1980.

        [116] Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 2003.

        [117] Литературные памятники. «Дpевние pоссийские стихотвоpения, собpанные Киpшею Даниловым». М.-Л., 1958.

        [118] Литературные памятники. Троянские сказания. Л.: Наука, 1972.

        [119] Лихачев Д.С. Народное поэтическое творчество времени расцвета русского раннефеодального государства (X-XI) // Русское народное поэтическое творчество. Т. 1. М. -Л.: Изд во АН СССР, 1953.

        [120] Лосев А. Ф. Античная мифология в её историческом развитии. М., 1957.

        [121] Насонов А.Н. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., Л., 1950.

        [122] Пpопп В. Рyсские агpаpные пpаздники. (Опыт истоpико-этногpафического исследования). Л., 1963 (1995).

        [123] Рыбаков Б. А. Археология СССР, т. 16. Древняя Русь. Быт и культура. М.: Изд. Наука, 1993

        [124] Рыбаков Б. А. Археология СССР, т. 13. Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н.э. – первой половине I тысячелетия н.э. М.: Изд. Наука, 1993.

        [125] Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. М., 1948.

        [126] Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

        [127] Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981 (2-е изд. 1994).

        [128] Седов В. В. Археология СССР. Восточные славяне в VI–XIII вв. М., 1982.

        [129] Сpезневский И. И. Крута каличья. Клюка и сума, лапотики, шляпа и колокол. СПб., 1862. (В современной орфографии).

        [130] Сpезневский И. И. Мысли об истории русского языка. 1849 (в современной орфографии).

        [131-135] Татищев В.Н. История российская. М.: 2003 (в 5-ти частях).

        [136] Трубачев О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. М., 1991.

        [137-140] Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка. // Перевод с немецкого и дополнения члена-корреспондента АН СССР О. Н. Трубачева. Издание 2-ое, стереотипное. В четырех томах. М., т.т. I-II — 1986, т.т. III-IV — 1987.


                •  •  •


i.:

«Древнерусское эпическое стихосложение» © Е. Е. Овчинников
«Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov (Russia)

    Правовой статус публикации: Все авторские права на открытие и произведения защищены,
принадлежат Автору и охраняются законом. Никакая часть книги Автора (в т.ч. ее электронных
версий) на основании норм Авторского права не может быть перепечатана или воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами (включая размещение в сети
Интернет и в корпоративных сетях) для частного и публичного использования без письменного
на то разрешения владельца авторских прав.

    Главная цель Авторских проектов Евгения Евгеньевича Овчинникова (Россия, Москва) сотоит
в воссоздании, популяризации и, тем самым, возвращении составляющих «Поэтическое наследие
древней Руси» памятников «Древнерусского эпического стихосложения» в культурный оборот.

    «Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov, – [in original form as: «Древнерусское
эпическое стихосложение»].  |  First presented data from new sphere of scientific knowledge – «ancient
Russian epic versification». It's the author's concept, which arose in the research process, issues of cultural
inheritance and continuity in ancient Rus. The author's concept presents an categorical generalization of
the existing empirical and theoretical data, which allows a new look at the problem and «epic versification»
as an – independent direction in cultural traditions of ancient Rus. Great attention is paid to the disclosure
of the values of the basic terms and concepts in the thesaurus epic language. – For students and lecturers,
practical linguists, cultural figures.

Официальный сайт Авторского проекта «Прославь Отечество!» –
Евгений Овчинников: «Древнерусское эпическое стихосложение»
http://box0312.narod.ru
mailto:epicrus.heritage@yandex.ru

Книги:
«ПАМЯТЬ». Стихи [«Академия поэзии», 2002],
«ГОЛГОФА». Стихи [«Академия поэзии», 2006],
«ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков - ВЛЕСКНИГА» [2010].

Серия: «Начало Песен Вещих» [Осн. в 2014] /
«Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках Древнерусского эпического стихосложения»
Рунический эпос:
«ПУТНИК КНИГА» / «ПУТЬНИКЪ КЪНИГА» [Вып. 1],
«ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков –
ВЛЕСКНИГА» [Спец. вып.; в ред. 2 изд., испр. и дополн.];
Династический эпос:
«ЭПИЧЕСКИЙ КОРПУС в составе древнерусских летописей» [Вып. 2],
«СКАЗАНИЯ о князьях русских старобытных» [Вып. 3],
«ЗЛАТО В ГОРНИЛЕ. Эпопея (1115 – 1168)» [Вып. 4],
«РОМАНОВ НАСЛЕДОК. Владимирские писания (1201 – 1292)» [Вып. 5],
«ДОСТОЙНО СЛАВЫ. Свято-Отеческие предания (XI – XIII вв.)» [Вып. 6].