Норвегия. Ратуша. О чём звонит колокол

Борис Готман
   Ратуша норвежской столицы особо знаменита в последние десятилетия тем, что каждый год, 10 декабря, в годовщину смерти Альфреда Нобеля, в её Большом зале происходит торжественная церемония вручения Нобелевской премии мира.
 
   А где торжество,  там,  как  правильно  подметил  Газманов,  звонят колокола.
 
  -Знаем, знаем, - скажут читатели, особенно те, кто уже читал мои предыдущие заметки о Ратуше Осло. -На Восточной башне установлен   карильон  —  музыкальный инструмент  из 49 бронзовых колоколов, издающих чистый звук, который прозвали «голосом Осло».
 
   Верно,  карильон  виден на моём верхнем правом снимке – ажурное строение над крышей Восточной (на снимке – левой) башни.
 
   Но сегодня поговорим о пятидесятом колоколе Ратуши.
 
   Чтобы увидеть его, зайдём  внутрь. Минуем фойе  и  попадём в  Большой зал, который не просто большой, а огромный.

   На верхней левой фотографии мы видим ту часть этого зала, которая поместилась в объектив, когда сделал снимок на входе в него.
 
   Очень жаль, что через сверкающие стеклянные двери  с противоположной  стороны зала на снимке нельзя  разглядеть  воды  залива и мачты стоящих  в гавани Осло кораблей.
 
   А на нижнем левом снимке, который я сделал с площадки лестницы, ведущей на второй этаж, видим и левую часть Большого зала.
   
   На первом плане этого снимка читатель видит интересующий нас колокол.

   К сожалению, в интернете мне не удалось найти ни слова об истории  этого колокола  ни на русском, ни на английском, ни на норвежском языках.
 
   Есть, правда,  несколько его фотографий:  под  одной написано, что автор снимка не знает, что это за колокол,  под  второй  его назвали  "колоколом свободы",  под третьей  автор написал, что это "колокол мира".

   Попробуем разобраться сами, что же это за колокол.
 
   Обратите внимание, что он присутствует на всех трёх снимках, которые я сделал внутри зала. В том числе,  на верхнем, если кто не разглядел его сразу в правом нижнем углу.

   Во время торжественных мероприятий  стол президиума ставится на специально монтируемый вдоль лестницы подиум, а кресла  участников и почётных гостей устанавливаются спинками к входу, так, что они видят в остеклённые двери впереди неописуемые красоты Осло-фьорда.

   Колокол оказывается  слева от президиума, на пост около него заступает один из служащих.
 
   Замечу, что в Президиуме сидят члены Норвежского Нобелевского комитета.

   Король с супругой, министры и члены парламента сидят вместе с публикой, разве что  в первых рядах.

   Я уже писал в заметке о покровителе Осло святом Хальварде, что герб города с  избражением святого и женщины, которую он пытался спасти (за что и был убит), нарисован над входом на лестницу.

   На моём нижнем правом снимке видно,  что эта самая скромно не одетая женщина с герба как бы вглядывается в колокол.
   
   На самом деле, она смотрит вниз, где изображены морские просторы и бороздящие их корабли - символ морской державы. Это хорошо видно на моей фотографии к предыдущей заметке о святом Хальварде.
   
   Таким образом, "наш" колокол как бы перекликается с нарисованными кораблями,  ведь судовой  колокол  - неотъемлемая  деталь  любого судна. Колокол отливается во время строительства корабля  вместе с  его названием.  Многие погибшие корабли впоследствии опознали именно по их колоколам…
   
   На "нашем" колоколе  на стороне талии, обращённой к гербу, отлито изображение трёхмачтового парусника,  напоминающего самый  известный  в мире  первый  покоритель обоих полюсов.
   
   С противоположной от кораблика стороны талии отлита дарственная надпись: "К 900-летию Осло от Норвежских судоходных линий" и дата – 14 мая 1950 года.
 
   Эта юбилейная дата является и датой торжественного открытия, освящения Ратуши. 

   Так что Ратуша столицы морской державы, построенная недалеко от берега,  получила именной колокол от Норвежских морских линий,  мол,  большому кораблю -  большое плавание.
   
   На колоколе отлита и надпись, старинное  латинское изречение  "Navigare necesse est, vivere non est necesse!", что на русский язык обычно переводится как "Плыть необходимо, а жить — нет!"
 
   Смысл изречения  -  по морю надо плавать, или надо  смело идти вперёд, быть  верным  своему долгу.  Оно приписывается  Помпею,  поднявшемуся на корабль, который должен был доставить  в Рим хлеб,  и приказавшему  готовиться к отплытию, несмотря на начинавшийся шторм.
 
   Форма колокола  и хомут очень напоминают американский  Колокол свободы, а форма столбиков  –  столбы  Колоколов мира  в Японии и у штаб-квартиры ООН. 
   
   Кстати, в Осло есть свой Колокол свободы,  но находится он в крепости  Акер
схус.
   
   Как нам сказали, колокол в Ратуше иногда  зовёт  депутатов городского совета занять свои места перед  важными голосованиями.

   Но основная его служба – церемония вручения Нобелевской премии мира.

   Именно это обстоятельство придавало  нашей экскурсии в Ратуше  некоторую  негативную  окраску.

   Потому что мы помнили  невероятную шумиху, поднятую вокруг Нобелевской премии мира, присуждённой в 1994 году Рабину, Пересу и Арафату за "исторический прорыв" в деле мирного урегулирования  давней арабо-еврейской вражды.
 
   Лично я с самого начала  мирных переговоров между Израилем и ООП, которые тоже проходили  в Осло, в их положительные результаты не верил.
 
   Хотя с радостью поверил бы, если бы перед этим не работал несколько лет вместе с арабами с так называемых территорий.
 
   У меня с ними  были прекрасные отношения, можно даже назвать их дружескими.
 
   Именно в силу этих отношений  во время перерывов,  а обедали мы с ними почти всегда  вместе,  они просвещали меня  относительно ситуации, в которой живут.
 
   Если коротко, они уверяли меня, что почти все арабы хотят мира с евреями, но есть небольшие бандитствующие  группы, находящиеся на содержании иностранных держав.
 
   И время от времени, когда этим державам в силу их личных интересов выгодно, чтобы в Израиле лилась кровь, именно их агентура это организует. 
 
   В ответ на мой наивный вопрос, как же ничтожное меньшинство может помыкать большинством арабского населения, они объяснили "систему управления" коротко и понятно: в дом врываюся неизвестные в масках и забирают одного ребёнка.
 
   Если убитый горем отец не выполнит то, что от него требуют, живым ребёнка он не получит. Ужасающие подробности рассказов приводить здесь не хочется…

   И все будут молчать. И держаться подальше от этой семьи, чтобы бандюки не заподозрили в сочувствии…
 
   Поэтому, объясняли мне арабские рабочие, никакие мирные соглашения ничего не изменят в лучшую сторону. Наоборот, станет только хуже, если не будет рядом израильских солдат, которые хоть как-то могут бандитов приструнить…
 
   И ещё по поводу Нобелевской премии мира мы не могли понять, почему во всех остальных областях эту премию присуждают только после того, как результаты научной деятельности претендентов получают подтверждение и признание многими  авторитетными  специалистами, а премию мира дают за ничем не обеспеченный клочок бумаги?!
 
   С тех пор деятельность Комитета по премиям мира шагнула ещё дальше – теперь "мирную нобелевку" дают просто за пустые обещания, которые быстро оборачиваются новыми масштабными конфликтами.

   Некоторые даже  говорят, что премией этой награждают "за мир во время войны".
 
   И приходит в голову простая мысль, что  кто-то в этой прекрасной стране ради мнимого международного престижа   стал  понимать  знаменитое  изречение на колоколе "Navigare necesse est, vivere non est necesse!" так:  главное – пиар, таинство рассмотрения претендентов  и  торжество вручения Нобелевской премии мира.
 
  А жить, но не им, как подразумевает изречение, а другим не обязательно  -  кровавые войны где-то вдали от фьордов могут идти своим чередом…