Ловушка

Александр Лиханов
     Уже больше месяца мы трудимся в студенческом строительном отряде «Таёжник». Называется это – трудовой семестр, дело добровольное, а для студентов - возможность заработать неплохие деньги. Сначала работали на строительстве железнодорожного моста через реку Карапчанку, а если сказать точнее, то до строительства самого моста было ещё далеко, а мы производили фундаментные работы под опоры моста. Проработали там две недели, потом нашу бригаду командировали в город Братск. Там мы ремонтировали забор по периметру продовольственной базы, перестилали в складах сгнившие полы и производили другие строительные работы. А так как мы на эти два месяца стали строителями, то решили отметить профессиональный праздник строителей.
Наступило первое воскресенье августа – День Строителя. Всей бригадой едем на Братское море, день жаркий, вода в море тёплая, купаемся, загораем. Строителей, отмечающих здесь праздник, много, работают многочисленные торговые точки, где можно и поесть, и попить, и мороженое купить. По всему видно, отмечать этот праздник с размахом именно здесь – это многолетняя традиция. Из репродуктора несутся модные мелодии и ритмы, много раз повторяют последний хит популярного певца Валерия Ободзинского «Восточная песня». Внезапно репродуктор замолчал, и через небольшую паузу диктор объявил: «По случаю Дня Строителя состоится праздничный шахматный турнир, участвовать могут все желающие, соревнование проводится по олимпийской системе, в турнире принимает участие чемпион города Братска, приз – 20 бутылок шампанского. Желаем успеха».
      Мне сразу же подумалось, что этот беспроигрышный сценарий повторяется из года в год, поскольку победитель как бы известен заранее, кто как не чемпион города. Иначе думали ребята из нашей бригады, которые стали меня заводить, примерно в таком духе: «Ну что, чемпион, покажи класс игры чемпиону Братска, если, конечно, ты не липовый чемпион! Или очко играет?» На самом же деле я был чемпион не липовый, а действующий. Весной этого года команда нашего факультета завоевала звание Чемпиона института по шахматам. Я был членом команды, играл на пятой доске, так как на первых четырёх досках у нас играли Кандидаты в мастера спорта. Я играл не слабее их, имел такой же титул, который получил много лет назад, но на более высокое место в команде претендовать не хотел. В конце концов, ребята меня так достали, что я согласился, и, уходя записываться в турнир, сказал: «На шампанское можете не рассчитывать, это вам не в жмурки играть. Это – шахматы!
     Турнир начался при числе участников где-то около пятидесяти человек. Не без труда мне удалось выйти в финал. При этом трудный соперник мне достался в первом туре, переиграть его удалось только в пешечном эндшпиле. В полуфинале мой соперник энергично атаковал, и я всю партию вёл трудную защиту, но всё-таки удалось перехитрить и этого соперника. Теперь в финале мне противостоял сам чемпион Братска, а тут, поверьте мне, случайных людей не бывает. По жребию мне достались чёрные, и уже с дебюта я почувствовал жёсткие тиски. Стараюсь защищаться изобретательно, чтобы при случае перехватить инициативу и перейти в контратаку, но противник очень силён. Уповаю только на то, что где-то он потеряет осторожность, кроме того, я заметил, что он слегка выпивши. Из дебюта мы вышли с несомненным позиционным перевесом белых. Однако последний ход соперника заставил меня насторожиться. Интересно, почему он позволяет мне выиграть качество? Что это – просмотр? Неужели этот не сложный тактический удар не заметил мой опытный соперник.
     Поставив это под сомнение, я с удвоенным вниманием проанализировал сложившуюся позицию и… обнаружил заготовленную мне хитрую ловушку. После того, как я выигрываю качество, он нападает на моего ферзя и при любом отступлении ферзя проводит стремительную матовую атаку. Нет, качество такой ценой мне не нужно. Психологически я прекрасно понимал моего соперника, ему нужно быстрее разделаться со мной, ведь наверняка его друзья ждут с победой, а значит и с шампанским.
     Просмотрев цепочку форсированных ходов, я неожиданно наткнулся на сильный промежуточный ход! Ещё раз, пробежавшись по форсированному варианту и, не обнаружив изъяна в моих расчётах, я с радостью «попался» в расставленные сети. После серии из шести форсированных ходов, напав на моего ферзя, мой соперник посмотрел на меня и произнёс: «Думаю, юноша, вам пора сдаться! При любом отступлении ферзя вы получаете мат!»
Кстати, здесь следует заметить, вообще то за игрой разговаривать с соперником, и тем более, оказывать на него давление подобными заявлениями не принято, но делаем скидку на то, что турнир праздничный и неофициальный.
     Я посмотрел на ухмыляющегося соперника и ответил просто: «Вы, знаете, Капабланка в подобных позициях говорил, что ферзь не обязан отступать, есть и другие фигуры, которыми можно ходить!» - и с этими словами пробил его слона, не убирая из-под боя своего ферзя. Вот оно – опровержение тактики белых! И это конец! Без преувеличения скажу, это было для него, как гром среди ясного неба. Чемпион Братска непонимающе уставился на доску, но спасти партию было уже невозможно. После серии разменов белые остались без качества и пешки, а также без компенсации за недостающий материал. Через десять ходов соперник сдался.
     Завершая эту историю, хочу сказать, что всё-таки чемпион Братска выцыганил шесть бутылок шампанского, предложив в обмен два комплекта новых эксклюзивных, деревянных шахмат с досками. Нас такой вариант устроил, на каждого члена нашей бригады пришлось по бутылке шампанского. А наш бригадир, он же староста нашей группы, сделав глоток шампанского, глубокомысленно изрёк: «А чемпион то наш не липовый, а самый что ни на есть НАСТОЯЩИЙ!»

1969 август