Из северных дневников

Митрий Хитрый
Мой отец – Кузнецов Борис Иванович, всю жизнь, от окончания ЛВИМУ им. Макарова до пенсии проработал в Гидрографическом Предприятии Севморпути. Каждый год он ездил в Арктику, где, являясь начальником группы или партии, должен был вести дневник о ходе работ и происшествиях в подчинённом ему коллективе.  По выходе на пенсию он забрал дневники, и теперь они находятся у меня. Мне подумалось: может, кому-то тоже будет интересно узнать о жизни полярников не по героическим фильмам или книгам, а из того, что называется «прозой жизни». То есть, это, в общем-то, официальные документы для возможного  отчёта перед начальством.
 Мне пришлось сократить записи для удобочитаемости, например, убрал время – там в каждой строчке указывалось точно когда это произошло. Например – вышли на работу – 8.00; пришли на место – 9.10... и так далее.  Также почти убрал отметки «связь с базой» – они каждый день стоят минимум два раза – утром и вечером;  записи за какие-то дни, где нет ничего, кроме – «вышли работать» – «вернулись в лагерь» , ну и данные из таблицы о погоде – температура, ветер, видимость и  т. п.  В данном случае это лишнее и только будет напрягать.
 Если кому-то будет интересно, то я продолжу  размещать наиболее любопытные части из дневников.
 С уважением к читателям.



Экспедиция  № 10
Партия промерная.

                ДНЕВНИК


Начат 2 апреля 1959 г.
Окончен 12 июня 1959 г.

Виды работ – промер со льда.
Район работ – Земля Франца-Иосифа, западное побережье о-ва Джексона, северо-восточное побережье о-ва Солсбери.

Личный состав:
Механ. водитель – Репин П.А.
Ст. каюр – Кузнецов И.И.
Повар – Викторов И.В.
Рабочий – Калинин Ф.П.
Ст. инж. гидрограф – Кузнецов Б.И.

Пловучие и транспортные средства: самолёт АН-2, упряжка собак.
База: Земля Франца-Иосифа, остров Хейса.

2 апреля.
Вылетел с лагерным снаряжением к месту работы.
Посадка в лагере Агафонова. Из-за сильного ветра сесть в заданном месте не удалось. Груз оставили в лагере Агафонова. Прибыли на базу экспедиции.

6 апреля.
Вылетели с лагерным грузом к месту работы Репин, Калинин, Викторов.
 Посадка у места лагеря. Пошли к лагерю Агафонова, взяли груз у Агафонова, выгрузились на своём месте.
 Погрузка на о. Хейса. Вылетели с о. Хейса.
  Прибыли в лагерь – груз и я.
17.00. Последний рейс. Прибыл И.Кузнецов.
 Лагерь разбили на галечной косе между мысами Милл и Норвегия, на западном берегу острова Джексона. Посадочная полоса для АН-2 у самого берега, лёд очень ровный, толщина снега 5-10 см.
 Занимаемся оборудованием лагеря: поставили две палатки, радиомачту, перетащили груз. Связь с базой.

7 апреля.
 Связь с базой.
 Погода нерабочая. Занимаемся устройством лагеря, проверили маркировку лотлиня, объезжали собак.
 Связь с базой – сообщаем погоду.
 Измерили толщину льда на взлётной площадке, обвешали её. Толщина льда 1.60 м.
 
 8 апреля.
 Связь с базой. Вышли на работу. Прибыли к границе района, началу первого галса. Из-за тумана виден только один знак, определяться невозможно. Наметили начало галса, оставили инструменты и повернули в лагерь. Прибыли в лагерь.
 Местами на льду мокрый снег, вода под снегом, – нарты проваливаются до настила. Выехал с И. Кузнецовым на постройку вехи. Вернулись в лагерь; поставили веху в 1 км к северу от лагеря на невысоком мысу.
 Связь с базой.

9 апреля.
Подъём, собираемся на работу. Погода ясная, но местами лежит плотный туман. Вышли на работу. Прибыли к началу галса, начали промер. Толщина льда 30-40 см, под снегом везде вода.
 Прошли по галсу два километра, из-за тумана определяться невозможно. Опоры мало – пункты на островах Оммани, Харлей, Леваневского, находящиеся на расстоянии 15-17 км, в секстан  уже при небольшой дымке не видны, ближних знаков только два, один из них закрыт плотным туманом.
 Прекратили промер из-за невозможности определений. Вернулись в лагерь.

 10 апреля.
 Подъём, завтрак. Связь с базой. Вышли на работу. Пришли на галс, приступили к работе.
  При следовании по галсу № 2, в 700 метрах от берега (мыс Милл, о-в Джексона) провалилась под лёд упряжка собак с нартами. Тяжёлая вьюшка, закреплённая на нарте, бур и другие металлические предметы увлекли нарту на дно, все собаки утонули вместе с нартой, продержавшись на воде не более одной минуты. Бывший на нарте И. Кузнецов также оказался в воде и выбрался самостоятельно с большим трудом, так как лёд обламывался под его руками. Я находился в 30 метрах от места провала, но пока подполз к воде, всё было кончено. Удалось достать лишь секстан, который остался на плаву. Обвязавшись мерным тросиком, вышли из этого района. Пришли в лагерь.

 В результате несчастного случая погибли девять собак: Грозный, Нурик, Граф, Сильва, Верный, Быстрый, Сынок и Муха.
 
 Погибло следующее имущество:
1. Карабин боевой № УК 2001.
2. Нарта.
3. Вьюшка промерная с тросиком.
4. Бур с машинкой.
5. Ломик железный.
6. Сумка полевая.
7. Патроны боевые 15 шт.
8. Молоток.
9. Пассатижи.
10. Ломик запасной – 1.
11. Плащ брезент.

  Из личного имущества погибло:
1. Термос 1.5 л.
2. Малокалиберная винтовка.

Связь с базой, сообщили о случившемся начальнику экспедиции.

11 апреля.
 Ночью ветер достигал 30-35 м/сек. Сломал мачту антенны, уронил продовольственную палатку.
 Опоздали на срок связи, – остановились от мороза часы.
 Связь с базой.
 Прилетел АН-2. Привезли нарту с вьюшкой, бур, карабин, собак 10 штук, одна из них скончалась во время перелёта. Собаки неважные.

12 апреля.
Выехали на работу к мысу Норвегия. Прибыли к началу галса. Сложили начальный гурий, взяли глубину. Определиться и задать направление невозможно – виден только один пункт. Прибыли в лагерь.
 Прилетел АН-2. Привезли подреза к нарте, сапоги.
 Поставили на нарту подреза. Попытались набрать из имеющихся средств материал для постройки триангуляционного знака, но его оказалось недостаточно.
Связь с базой.

13 апреля.
Связь с базой. Вышли на работу. Приступили к промеру. Закончили промер. Вернулись в лагерь. В 11.20 прибыли Павлов и Дементьянов для постройки геодезической опоры.

14 апреля.
 Вышли на работу. Приступили к промеру. В 11.15 закончили работу – туман, метель. Вернулись в лагерь. Связь с базой, выехали на работу.
 Вернулись в лагерь. В проливе, где мы работаем, метёт позёмка, туман, а у нас в лагере под защитой скал тихо, солнечно.
 Павлов с Дементьяновым поставили нам четыре геодезических пункта, все на льду: Норвегия (веха), Толевая (веха), Впадина (веха) и Гладкий (пирамида).

15 апреля.
 В проливе к югу от мыса Норвегия стоит туман. У палатки – хорошая погода. Ждём улучшения. Павлов поставил знак на месте построенной нами вехи.

16 апреля.
Туман, сидим в палатке. В 15.10 вышли на работу. Присупили к промеру. Закончили промер. В23.00 вернулись в лагерь.

17 апреля.
Работали в тумане, с ветром и позёмкой. Без определений.

18 апреля.
Вышли на работу. Вернулись в лагерь. Павлов вылетел на постройку знака к мысу Мак-Клинтока. Связь с базой. Вернулись в лагерь Павлов и Дементьянов.

19 апреля.
Выехали на работу. Прилетел АН-2, Павлов и Дементьянов улетели на Харлей.
Приступили к промеру. Погода неважная – туман периодами полностью закрывает видимость.
Вернулись в лагерь. Павлов прибыл.

20 апреля.
Вышли на работу. Сделали промер. Вернулись в лагерь.

21 апреля.
Вышли на работу. Туман. Видимость 200 м. Чтобы не ходить без определений далеко, завернули к о. Клык, прошли около него с подробным промером (1:25000) один галс к лагерю и вернулись в лагерь.

22 апреля.
Павлов и Дементьянов выехали к Агафонову. Вышли на работу. Приступили к промеру. Закончили промер из-за ограниченной видимости. На пути в лагерь сделал определения на галсе «А», которые не были произведены из-за отсутствия видимости.

23 апреля.
Приступили к промеру, предварительно сделав определения на галсах 15 и «А», не сделанные ранее из-за погоды. Закончили промер в условиях плохой видимости, ветра с позёмкой. Прошли два галса, частично без определений. Вернулись в лагерь, – галс закончился у самой палатки.

24 апреля.
Из-за тумана сегодня не работали, занимались хозяйственными делами – заменили газобаллоны, причём один из присланных с базы пропускал газ из-под резьбы вентиля. Пришлось стравить весь газ из него. Почистили печку, смазали бур и вьюшку.

25 апреля.
Погода ветреная, туманная. Съездили на 3.5 и 14 галсы, проверили несколько глубин, чтобы выявить ошибку в отсчётах лотлиня на 50 метров при измерении глубин от 50 до 150 м.

26 апреля.
Погода скверная, сидим в палатке. Корма для собак у нас осталось на пять дней, хлеб кончился.

27 апреля.
Погода по-прежнему туманная. Приехал на упряжке Дементьянов от Агафонова. У них нет совсем корма для собак на две упряжки. Поделились с ними остатками. Нам привезли хлеба – 6 буханок белого и 3 чёрного. Дементьянов выехал обратно.

28 апреля.
Приступили к промеру. Закончили промер. Прибыл в лагерь АН-2, привёз корм для собак.

29 апреля.
Связь с базой не состоялась из-за сильных разрядов – пурга, сильный ветер. Выехали с Кузнецовым И. на постройку вехи. Поставили веху на склоне с юго-восточной стороны мыса Милл у входа в бухту. Назвали «Муха». На обратном пути определил две точки на галсах с использованием нового знака.
Связь с базой. Нам предлагают на праздники вылететь на базу.

30 апреля.
 Прибыл Ан-2. Вылетели на базу экспедиции. В палатке остался П. Репин.

3 мая.
Вылетели с базы в лагерь. Прибыли в лагерь. Отправил П. Репина на базу помыться в бане.
 Выехали с И. Кузнецовым на определение точек на ранее сделанных галсах. Вернулись в лагерь.

6 мая.
 Всю ночь был сильный порывистый ветер. Уронил антенну, продовольственную палатку, унёс всё, что плохо лежало.
 Связь с базой.
 Весь день продолжался сильный ветер с порывами очень резкими до 30-35 м/сек. Несколько раз приходилось крепить лагерное имущество.

7 мая.
Связь с базой.  Антенна лежит на земле, поднять её невозможно из-за ветра. Всё же связь работает.
 Всю ночь провели в постоянной тревоге, днём же ветер достиг огромной силы. Наша палатка держится только благодаря деревянному каркасу, но вся трещит и гнётся. От ветра разорвалась продовольственная палатка. В 22.30 ветер стих.

10 мая.
В этом районе промер закончен, будем перебазироваться на новое место. Погода испортилась в 14 часов – туман, снег. Готовимся к снятию лагеря. Связь с базой. Завтра, если будет погода, нас с утра перевезут на о-ва Неске.

11 мая.
Перебазировка не состоялась из-за плохой погоды на Хейса и по маршруту. Занимался обработкой полевых материалов, подготовкой к отправке. К девяти часам вечера установилась тихая солнечная погода, но самолёта уже ждать было нечего.

12 мая.
Весь день просидели в ожидании перевозки. Делать нечего – раз в день покормить собак, привезти льду от айсберга, приготовить обед – вот все дела на день.

13 мая
Опять не прилетели из-за погоды.

14 мая.
Связь с базой. К нам вылетает АН-2. Прибыл АН-2 с загрузкой. Полетел с ним на Неске, посмотрел место для лагеря. Потом вернулся и ещё за три рейса перевезли нас на о-ва Неске.
 Устраиваемся на новом месте. Небольшой каменистый островок менее километра длиной. Крупные валуны от самого льда до вершины, едва выбрали площадку для палатки.
 Связь с базой. Весь день ушёл на переброску группы и разбивку лагеря.