Водитель для президента

Александр Лиханов
                70 - летию Ялтинской конференции посвящаю

     Он был водителем экстра класса, как говорится – «от бога», мог водить автомобиль любой марки, ведя машину, он как бы сливался с ней в единое целое, и они понимали друг друга с полуслова. Игроки на бильярде  называют это чувством шара, когда ещё до удара игрок знает, что шар будет в лузе. Федя имел все основания гордиться тем, что он простой крестьянский сын работает в Гараже особого назначения (ГОН) водителем – разведчиком, и имеет офицерское звание - лейтенант НКГБ СССР. И хотя служба научила ничему не удивляться, тем не менее, командировка в Крым в начале 1945 года вместе с значительной  частью водителей ГОН, была неожиданной. По прибытии на место им было объявлено, что, учитывая опыт Тегеранской конференции, когда немецкая разведка готовила покушение на лидеров «большой тройки», принято решение: Советский Союз берёт на себя обслуживание водителями всех делегаций на Ялтинской конференции. Далее с каждым водителем был проведён индивидуальный инструктаж, была проведена рекогносцировка, изучение маршрутов движения, и проделана масса других рутинных, но нужных дел. Как одному из лучших, Феде поручили водить автомобиль   президента США – Рузвельта.
     Для всей американской делегации из США были доставлены автомобили, в том числе и автомобиль для президента – открытый бронированный «Виллис». Известно, что у Рузвельта были парализованы ноги, поэтому и автомобиль его был не совсем обычный: справа от водителя было установлено специальное сиденье, а вместо правой дверцы был установлен специально сконструированный поручень - перила. После посадки президентского самолёта на аэродроме города Саки, Рузвельт спустился на лётное поле в специальном подъёмнике, где его поджидал Федя на «Виллисе». Два негра – исполина, они же телохранители, перенесли президента в автомобиль, который доставил их в Ливадийский дворец, где и проводились официальные заседания. Кроме того, в период работы конференции этот дворец являлся резиденцией президента и всей делегации США.
     Заседания проходили в достаточно жёстком режиме: с утра до позднего вечера, в перерывах участники в большинстве своём прогуливались либо по Ливадийскому парку, либо по царской тропе, американский же президент предпочитал автомобильные прогулки, ему нравилось любоваться замечательными крымскими пейзажами. Во время одной из них и случилось это происшествие. Как обычно, два чернокожих исполина извлекли Рузвельта из инвалидной коляски и поместили на переднее сиденье автомобиля, закрыли поручень, а сами уселись на задних сиденьях. Во время движения по горному серпантину при выполнении крутого левого поворота перила неожиданно распахнулись, и президент стал кулем вываливаться из машины. Реакция Феди была мгновенной: левой рукой удерживая руль, всем телом рванулся вправо, правой рукой схватил президента за одежду и втащил обратно, проявив недюжинную физическую подготовку. При этом боковым зрением Федя успел отметить, что хвалёные чернокожие телохранители даже не пошевелились. Когда президентский кортеж остановился, к насмерть перепуганному президенту подбежали сотрудники охраны и личный врач. Через некоторое время, когда Рузвельт оправился от испуга, он обратился к Феде. Переводчик тут же перевёл: «Вы спасли жизнь президенту Соединённых Штатов Америки, за что я и весь американский народ будут Вам вечно обязаны и благодарны». Но это были всего лишь слова. Первоначально выдвинутую версию покушения на жизнь Рузвельта сразу отмели, оставив версию небрежно закрытых перил. Историю эту засекретили, а с Феди взяли подписку о неразглашении. Через месяц после конференции Рузвельт умер, и об этом случае забыли.  Позднее, во время неофициального визита в СССР, вдова Рузвельта Элеонора, женщина совсем не бедная, попросила помочь встретиться с водителем президента в период Ялтинской конференции 4-11февраля 1945 года. Власти  встречу с Фёдором организовали, и она поблагодарила его за спасение мужа. Однако и здесь дальше слов дело не пошло.
     Возможно, эта сенсационная история так бы и осталась в анналах истории безвестной, если бы Федя  не принял решение незадолго до своей кончины снять гриф секретности, и рассказать об этом случае своему сыну Геннадию.


Историческая справка
После победы Фёдор Алексеевич Ходаков (17.02.1908 – 02. 09. 2000) обслуживал Советскую делегацию на Потсдамской конференции. Далее 14 лет был персональным водителем видного деятеля ВКП (б)  и советского государства Г. Маленкова. Возил руководителей братских коммунистических партий, а именно: Вильгельма Пика, Отто Гротеволя, Вальтера Ульбрихта, Мориса Тереза, Владислава Гомулку,   Пальмиро Тольятти, Мао Цзе Дуна, Хо Ши Мина во время их визита в СССР. В 1959 году после разоблачения антипартийной группы Кагановича – Молотова – Маленкова, впервые в истории главные участники этой группы не были расстреляны. Но была проведена серьёзная кадровая чистка, которая коснулась также Феди, несмотря на то, что он к названной антипартийной группе не имел никакого отношения. Он был разжалован из офицеров в сержанты и уволен из Гаража особого назначения. С большим трудом он устроился на работу в отряд военизированной охраны, где проработал ещё около 20 лет.

Январь 2015