Полина Орынянская. Обзор стихов-победителей 230-23

Семь Дней 3
Полина Орынянская. Страница на Стихи. ру: http://www.stihi.ru/avtor/ollopa

Обзор стихов-победителей 230-234 номерного конкурса.


1.Юрий Рехтер. Южный крест.  http://www.stihi.ru/2016/11/19/9996

Виснет в смоле небес,
В круге полярном южном
Звёздный нательный крест
Над Антарктидой вьюжной.

Высвистать всех наверх,
Чтобы узреть такое,
Мог бы и древний грек,
Лиру свою настроив.

Но не сумел поэт
Или другим был занят,
В греческих мифах нет
Крестоупоминаний.

Позже гораздо взят
Был моряком Веспуччи
В схемы небесных карт,
Ориентир могучий.

Славою обделён,
Гордость заткнув за пояс,
Путь указать лишь он
Может на южный полюс.

Никнет гордыни бес
В этом простом примере,
Каждый несёт свой крест,
Данный ему по вере

Для меня в этом стихотворении один плюс - короткая строка. Однако для автора она, как мне кажется, стала самоцелью, а потому ловушкой. Возможно, смыслы пострадали именно в угоду форме. Но как бы то ни было.
По тексту меня смутило очень многое - практически всё.
Нательным крест называется именно потому, что он на теле, а не где бы то ни было.
Почему вообще речь заходит о древних греках - где они и где крест как известный символ?
Почему Южный крест обделен славою и гордость заткнул за пояс, если этот "могучий ориентир" славен в навигации не меньше Полярной звезды?
"Никнет гордыни бес" - да от чего же? От того, что на небе есть созвездие? В огороде бузина, а в Киеве дядька.
И я совершенно не уверена, что игра смыслов в последних двух строках логически корректна. В любом случае она избыточна и отдает тавтологией.


2. Василий Толстоус Сад  http://www.stihi.ru/2016/11/14/10966

В саду осеннем тихо, словно в небе,
лишь листья под ногами шелестят.
Просторы, ожидающие снега,
покорны устрашающим вестям.
Они уже всё поняли, всё знают,
полны неотвратимостью зимы.
Ветвями машут между временами
деревья, облекаемые в сны.
И только чёрно-серые вороны
и чёрные галдящие грачи
довольны, что нагими стали кроны,
а сонный мир недвижен и молчит.
И входит беспокоящее эхо
в раздетый сад, смиряя гвалт ворон,
сдвигая что-то в небе так, что сверху
спадает снег – ваятель белых крон.

Ничем не запоминающийся осенний пейзаж. В саду "...лишь листья... шелестят", а еще галдят вороны и грачи, их усмиряет эхо (кстати, как эхо может усмирить крик, если оно обычно крик подхватывает?) - и при этом там "тихо, словно в небе"? Не уверена в том, что это удачное описание и сравнение.
"Лишь листья" - фонетически очень неудачно.
Не думаю, что логично называть сад "просторами".  Не понимаю, как можно махать ветвями "между временами". И это далеко не все претензии к работе.


3. Алекс Трудлер. #словомжизнь. http://stihi.ru/2016/11/17/5553

река давно иссохла, и дотла
сгорела осень в огнемётном лете.
лениво ночь над городом текла,
и месяц загорал на парапете.

по каменистым выбоинам - влёт -
гуляли парки полупьяной кодлой,
злопастный брандашмыг и бармаглот
за ними вертихвостывали гордо.

насмешливый и гулкий мелкий бес
верстал журнал без выхода на плаху,
и режиссёр паранормальных пьес
не виртуально корчился от страха.

все книги и поля укрыл ковёр
непреходящей скорби о былом, и
сочилось мироздание из пор,
зло крылышкуя ангелу на стрёме.

...............

ты сам себе не веришь. и бежишь
по высохшему руслу, отражаясь
в чужих словах под тегом #словомжизнь.
а жизни нет. давно.
вот - жалость!
жалость.

Совсем не "моё". Ни умилило, ни позабавило.
Я не понимаю, как осень может сгореть в лете, ибо при такой формулировке нарушается последовательность времен года. Так, на мой взгляд, весна может сгореть в лете, лето - в осени. Но никак не наоборот.
Вызывают вопросы и другие обороты и построения: месяц загорал (в смысле -бездельничал? но прямое значение перевешивает, а посреди ночи - удивляет), гулять влёт, из чьих пор сочилось мироздание и, если оно сочилось, то как могло махать крыльями. И так далее. И в конце - а жизни нет. Давно. Куда она делась?


 4.Оксана Осипова 2 Клюква в сахаре http://www.stihi.ru/2016/11/10/11195

Заходи на чай, мой нечаянный,
Муж невенчанный, гость печальный мой!
К чаю есть у нас клюква в сахаре.
Любят все её: любят пахари,
Городские и деревенские.
Ни зефирки, ни торты венские
Не сравнятся с забытым лакомством.
Белых градин в коробке лаковой
Что жемчужин роскошных россыпи,
Обжигает , что тело розгами,
Языки нам начинкой алою,
Уж оскомина, а всё мало нам.
Как в Сахаре, в дому натоплено,
И кислинка на дне утоплена.
Как любовь, эта клюква в сахаре,
Ждали сласти, а долго плакали.

Такой женский плач. Напомнило: "Сладку ягоду рвали вместе мы..."  Совершенно обескуражена сравнением клюквы в сахаре с поркой розгами. Не поняла, как на дне дома может быть утоплена кислинка. Если это "забытое лакомство" (почему, кстати, забытое?) любят все, то отчего же после двоеточия речь идет только о городских и деревенских пахарях?

 
5.Владимир Узланер. Мраморный лев  http://www.stihi.ru/2016/10/18/9310


"Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
 Изысканный бродит жираф."
                                         Николай Гумилёв

Покурим, как прежде, мой мраморный лев?
Тебе расскажу о твоих африканцах.
Твой вечный оскал непристойно нелеп!
Не хватит ли мною тебе восторгаться?

А в Африке, знаешь, как раньше - жара,
Меня не узнали в далёком сафари.
И словно парит над землёю жираф,
Шипят по ночам африканские твари.

Твоя попрыгунья вернулась к тебе.
Ты молод по-прежнему, я - изменилась?
Я знаю - ты ждёшь, но недолго терпеть
И мне ль уповать на всевышнюю милость?

Больна я... не плачь, мой отчаянный лев!
Ведь скоро меня, облачённую в мрамор,
Поставят с тобой до скончания лет.
Нам вместе гулять по заоблачным травам.

Мне не очень понятна эта история и ее персонажи. Если "попрыгунья" вернулась к своему "льву", отчего же она требует, чтобы он перестал ей восторгаться и ругает за то, что он непристойно и нелепо разинул пасть? Совершенно нет логики в некоторых посылах. Так, героиня говорит герою: ты ждешь, но тебе осталось недолго терпеть, я больна, скоро умру и объединимся, - то есть она жаждет этого. При этом тут же: "И мне ль уповать на всевышнюю милость?" - то есть для нее не смерть милость, а исцеление? А кто вообще эта попрыгунья? Львица? Но почему ее не узнали на сафари? Одни вопросы.

 
6.Елена Элентух Ангеля  http://www.stihi.ru/2016/11/15/4214

Ах, Ангеля,
кудри  твои, словно лентой, подхвачены ветром.
Скулы подкрашены жарким  декабрьским  морозом.
Скажешь "твоя" – и аккорд семиструнным нервом,
дрожью, ознобом острым, желанною дозой

в кровь. Разбиваешь сердца, как ребенок, случайно.
Голос мой ноты глотает в гармонии гнева.
Горечь цикуты в чашке свежайшего чая,
так горчит золотая корица,  Ангеля.

Вкус поцелуя взрывает последние стены.
Белой французской ванилью, сахарной пудрой
Дева окутана в центре рождественской сцены,
тихие входят волхвы - приношения скудны.

Цветом, и светом, и запахом память ведома.
В теплой кондитерской чаша "миндаль в карамели".
Имя не помню своё.  Ни отчизны, ни дома.
Только варшавское гетто
и кудри Ангели.

Знаете, я меньше всего хочу кого-нибудь обидеть, но стихи с таким финалом (с этим роялем в кустах, который должен внезапно снабдить самыми глубинными смыслами все неоправданные красивости, вдохнуть жизнь в некие намеки) считаю спекуляцией.
"Разбиваешь сердца, как ребенок" - читается именно так и тут же, разумеется, вызывает недоумение.
"желанною дозою в кровь" - не думаю, что в описываемые времена такой оборот употребил бы кто-нибудь, кроме морфиниста.
Ну и, конечно, непременно в конце "здесь нет отечества и отчеств тоже нет".
Понравилась только одна строка: "Цветом, и светом, и запахом память ведома".


7.Анна-Мария Ситникова "Весеннее" http://www.stihi.ru/2016/10/11/8625


Белые драконьи зубы в чёрные самшиты-скалы
Падают с руки пастушьей… Что же натворил, сынок?
Сеются раздор и смута. Горя ли на свете мало?
Месть за нелюбовь-разлуку – горькое полынь-вино.

Звёздными ночами скрежет – режутся из трещин крылья,
Острые чешуи-бритвы, злобные глаза… Замри!
В холоде ночей туманных стелется дымок ковыльный.
Сердце растревожит пламя… В проблесках весны-зари

Слышится о солнце песня. Кланяется люд шаману –
Падает овца в ущелье. Тихие шаги легки…
Белые драконьи зубы крокусами утром станут…
Новая любовь-надежда – сладкая вода реки.

Пожалуй, для реализации идеи этой работы очень удачно выбран размер. Пэоны - сложная штука, и технически он мне тут не кажется идеальным. Зато его музыка, действительно, подобна трансу, заговору. А вот весь путь превращения, трансформации брошенного в землю прошел, на мой взгляд , не очень удачно, я не обнаружила причинно-следственных связей, все очень условно и поверхностно. Для меня по тексту, кроме прочего, было многовато слов через дефис.


8.Василий Толстоус. "Ёлки ветви растопырили..." http://www.stihi.ru/2016/10/27/9667


Ёлки ветви растопырили:
ветер дунет – ну и пусть! –
взмахом лап, как будто крыльями,
отгоняют снег и грусть.
Белый шквал не прекращается –
сыплет ночью, днём идёт,
зыбким светом освещает сад
серебристый снеголёт.
Галки спят рядком, нахохлены,
провода качая в такт.
Машет вяз ветвями голыми –
не достанет провода.
А вверху, где тучи пенятся,
где зима взбивает снег,
вдруг мелькнёт её соперницы
синь в морозной белизне.
И поймёшь: ветла на улице
насовсем не умерла,
просто – зная, что простудится,
к стуже листья убрала.

Вторая пейзажная зарисовка этого автора. И мне - опять никак. Меня не покидает ощущение, что автор всему этому умиляется как-то ненатурально, присюсюкивая, перескакивая на какие-то интонации из детских стихов (как финальная строфа, например).
Составную рифму "прекращается" - "освещает сад" здесь удачной не считаю.
"Галки спят рядком, нахохлены, провода качая в такт" - как галки качают провода, если спят, и в такт чему - своему дыханию? храпу?

 
9. Михаил Эндин "а вечер..."     http://www.stihi.ru/2016/11/06/9751

...а вечер, в ночь меня манящий
своей мелодией щемящей,
уходит. Встретилась уже
на полуно;чном рубеже,
в грядущий день переползая,
с минутной стрелкой часовая,
и обе, словно в полусне,
чуть слышно что-то шепчут мне.

Такая странная забота —
они рассказывают что-то
который день, который год
и, совершая оборот,
своим движеньем невозвратным
из тьмы выхватывают миг...
и вдруг становится понятным
их несмолкающий язык.

Мне близка интонация этого стихотворения. Но техническое исполнение оставляет желать лучшего. Начинать стихи с грамматической рифмы, да еще такой выпирающей... Обидно. Как и "несмолкающий язык": язык не может быть несмолкающим (аплодисменты, звуки, голоса, но не язык). Но на общем фоне эти стихи выделяются тем, что они живые и искренние.
 

10.Елька22_"Жизнь коротка"_  http://www.stihi.ru/2016/11/11/7039    

Жизнь коротка. У дерева и зверя;
у человека, племени, звезды…
И каждому свой век и рок отмерен,
и каждому воздастся за труды.

Жизнь коротка. И не подарок, вроде:
обманчива, рутинна и горька;
мчит щепкою в людском водовороте;
то – божья гладь, то – к чёрту на рога.

Жизнь коротка.  Но даже на исходе,
в преддверии, где грань миров тонка,
лети стрелой певучею. В полёте
поверив в безошибочность стрелка.

Такая типовая философия. Ничего личного, авторского, сплошь общие места.
Жизнь коротка - у человека и звезды. Прям вот так рядом. И звезде воздастся за труды. Так жизнь рутинна и горька или обманчива все-таки? Ну и так далее.



11.  Сергей Ясонов"Я люблю.Слов не нужно других"  http://www.stihi.ru/2016/11/01/11167


-1- ЗИМУ ЖДАТЬ НЕДОЛГО

Подобрала осень краски на палитре. Яркими мазками заглянула в лес. Тема ветра в музыке.
Словно в фильме титры, замелькали листья. Подсказала текст. Как цветы, дарила спелые
каштаны, что к ногам упали с острыми шипами. По сюжету осень перед увяданьем вспыхнет
буйством красок, оставляя память  красною рябиною в ярко-желтых  листьях, наготой в
прозрачном с позолотой шелке, что за ветки прячется. Лишь дождем пролиться все, что ей
останется,- зиму ждать недолго. В черно-белом фильме с первыми морозами дни придут
декабрьские, по гря`зи ступая. Путь по снегу белому не усыпан розами. Да все чаще помнится:
«И они с шипами».

-2- В ДОМ ВЕДЕТ ПРИПОРОШЕННЫЙ ПУТЬ

Я люблю эту землю. Край иной полюбить не сумею.
На чужом берегу гнезд не вьют, если мучает грусть.
Я приеду. По первому льду я с любовью своею
В эти дали пешком, бросив лошадь с санями, вернусь.

Белым столбиком дым из трубы на морозе клубится.
Здесь надежное верное счастье – и в этом вся суть.
Мне уютно в ночную пургу. Снег кружится, кружится.
Согревая мне душу, в дом ведет припорошенный путь.

Я люблю. Слов не нужно других. Я войду осторожно
Запах с детства знакомый душою счастливой вдохнуть.
Светит мне и зовет из окна огонек придорожный.
Согревая мне душу, в дом ведет припорошенный путь.

Весьма неудачное начало. В слове "подобралА" ударение ставится на А и никак иначе.
Прошу простить, но на первой части устала спотыкаться. Что за странный способ записи выбрал автор? Если и была у стихотворения какая-то мелодия, она оказалась просто порвана в клочья.
"На чужом берегу гнезд не вьют, если мучает грусть" - нелогичное и вообще очень спорное утверждение.
А какая необходимость бросать лошадь с санями? Да, еще цезура в строке стоит так, что при чтении очевидно выходит: бросив лошадь, с санями вернусь.
"Белым столбиком дым из трубы на морозе клубится" - столбиком - клубится?!
Вот еще интересное место:
"Я войду осторожно...
Светит мне и зовет из окна огонек придорожный".
Выходит, что ЛГ вошел, а его обратно зовет придорожный огонек.


12.Юрий Семецкий. Восьмой царь.  http://www.stihi.ru/2016/10/21/8155


10. и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть. 11. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель.
© Откровение святого Апостола Иоанна Богослова

Когда расколется мир-матрёшка
под грозный напев зурны,
мы будем горе половной ложкой
хлебать из котла войны.

В домах наступит сезон поминок.
В словах прозвучит - беда.
Мы слёзы лить не должны. Отныне
все слёзы людей - вода.

Никто не спрячется за крестами,
когда, благодать сломив,
настанет день, и кумир предстанет
восьмым царём из семи.

На мой взгляд, чистой воды версификация. Понравилась первая строфа, но за ней ничего не оказалось, а жаль. Надо сказать, что у Богослова интереснее и страшнее.
 
13. Елька22_муромское  http://www.stihi.ru/2016/10/28/9553


 В заповедных и дремучих,
               Страшных Mуромских лесах
               Всяка нечисть бродит тучей
               И в проезжих сеет страх...
                          -В. Высоцкий-


Между разных земель и народов,
между солнечным полднем и льдом,
он стоит –  не кибитка, не остов,
нерушимо построенный Дом.

Не боится ни ветра, ни снега
над двускатною крышей князёк,
домостроимся прочно, от века,
домоседство – совсем не порок.

Быт налажен: от кваса в кадушке
до сверчка на знакомом шестке;
может, где-то живётся и лучше,
но привычней – в родном закутке.

Проходящие мимо и дальше,
кто небрежно бросает:«Застой!»,
в заповедной теряются чаще…

Зазывали порой  за собой.

Блажь поманит нездешнею песней,
Соловьём разольётся в тиши –
Кров покажется душным и тесным.
И откроются бездны во ржи.

Блудность слова
разбойничьим свистом
Дом наполнит до самых краёв,
а очнёшься –  как липка расхристан,
наломавши берёзовых дров.

Озабоченно крышу латая,
и в печи раздувая огонь,
познаёшь, ценность жизни –  простая:
в чистой горнице «божья ладонь».

Вынуждена признать, что это графоманские стихи. Я, по совести говоря, плохо понимаю, как можно настолько не чувствовать русский язык, чтобы вот так нелепо соединять между собой слова. Несколько самых ярых примеров:
"Проходящие мимо и дальше"
"Зазывали порой  за собой"
"И откроются бездны во ржи"
"Блудность слова разбойничьим свистом..."


14. Ольга Королева. Зарисовка в Удельном парке  http://www.stihi.ru/2016/10/27/5414


Лиственные волны плещут пылко,
Травы быстро высохли от рос.
Кинем с дочкой пляжную подстилку –
Как на берегу – в тени берез.

Ткани сине-белые полоски
Помнит золотой азовский пляж.
Здесь лежали сланцы и матроска
В дни, когда роман крутился наш.

С дочкой поиграем в пляжный мячик
(Стерлась краска желтая на нем).
Папины глаза у дочки – значит
Наш роман не может быть дочтен...

Спросите у тех, кто меня знает, - я вообще не ханжа, сроду с этим племенем рядом не стояла. Но, простит меня автор, тут ее цинизм чуть не до пошлости скатился. Ну было бы еще что-то интересное в технике - а так ведь и нет ничего. Эта работа была мной дочтена (вы так когда-нибудь говорите, кстати?), но ничего, кроме отторжения, не вызвала - тем и запомнилась.


 
15. Елька22_"непушкин" http://www.stihi.ru/2016/10/20/5018


Непокорный дикий норов,
пухлость губ, волос эбен;
не как все, а это повод
для шакалов и гиен.

Чёрный лебедь в белой стае…
Мул безродный, лисопёс –
как тебя ни обзывали,
доводя до драк, до слёз.

Кто отец?
Залётный фраер,
идеал девичьих грёз…
Однодневный яркий флаер,
исторический курьёз.

Хорошо, что кроме стаи,
Родовое есть гнездо –
Только там не попрекали,
А любили от и до.

Ты подрос, дитя окраин,
и сменил биоценоз.
Ты – судьбы своей хозяин:
повелитель, кесарь, босс.
И опять один. Вне правил.
Баобаб среди берёз.

Мне не понравилось, ничего нового я не узнала. Думаю, такие стихи пришлись бы по душе кому-нибудь в семейном кругу на семейном торжестве. Кроме, как мне кажется, последних двух строк. Потому что все знают: "Но еслу туп, как дерево, - родишься баобабом".


16. Бро Васёк История болезни  http://www.stihi.ru/2016/10/27/4298


...насквозь пронзён осенней депрессухой,
придёшь в себя немного погодя:
усталый парк, шурша листами, сухо
назначил курс из капельниц дождя,
а медзима морозным утром ранним
привычно так, без лишней суеты,
приложит лёд к зашитой наспех ране
и следом — белоснежные бинты.

Для меня - первые и, если честно, единственные стихи в этом списке, которые имеют самое прямое отношение к поэзии. Единственное что  - почему "назначил", а не "назначит"?


17.  Татьяна Шкодина "Твой голос" http://www.stihi.ru/2016/10/19/735


«И я забуду, как звучит твой голос…»
                   (Татьяна Артемьева)


Случайные вроде бы встречи
Становятся нашей судьбой -
Ты пел для меня каждый вечер,
Настойчиво звал за собой.

Призыв был и сладок, и светел,
Противиться не было сил -
Твой голос, свободный, как ветер,
Навеки меня покорил.

Ты пел. Я молчала отныне,
Я стала лишь тенью твоей.
Вдвоем, а как будто в пустыне.
Умолкни, Орфей, пожалей.

Мой голос слабее и глуше
Звучал с каждым прожитым днем.
Затихла, как рыба на суше,
Смертельным охвачена сном.

Уже не твоя Эвридика.
Зачем ты вернулся за мной?
Без жалоб, без слез и без крика
Опять за твоею спиной.

Словам безнадежно внимая,
Я шла за тобою сквозь Ад.
Молчала, от страха немая.
И ты оглянулся назад.

Ошибка. И снова мы порознь.
Как холодно в царстве теней…
Я скоро забуду твой голос,
Мой нежно любимый Орфей.

Развеется память земная,
Легко и беспечно, как дым…
Но ты, обо мне вспоминая,
Пропой свои песни живым.

Еще один пересказ классического текста. Я совершенно не понимаю, зачем это сделано.  Пафос. Штампы. Ничего личного, авторского тут не углядела. Может, ради виртуозной техники, обращения со словами? Нет, и этого нет. Да еще в последней строке "свОи" вылезли.

Одна из главных проблем большинства работ в этом списке - небрежное отношение к языку, к употреблению слов. Создавая образ, нужно хотя бы пытаться свести концы с концами.


I - 16. Бро Васёк История болезни  http://www.stihi.ru/2016/10/27/4298
II - 9. Михаил Эндин "а вечер..."       http://www.stihi.ru/2016/11/06/9751
III - 12. Юрий Семецкий. Восьмой царь.  http://www.stihi.ru/2016/10/21/8155