В начале было Слово 15

Лидия Лукашина
ЕВАНЕЛИЕ ОТ ИОАННА  глава 15

1
Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь.
2
Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3
Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4
Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5
Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6
Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
7
Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
8
Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.
9
Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.
10
Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
11
Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
12
Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
13
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
14
Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
15
Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
16
Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
17
Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
18
Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
19
Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
20
Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
21
Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
22
Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.
23
Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего.
24
Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.
25
Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.
26
Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
27
а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.


                ***** КОММЕНТАРИИ К ГЛАВЕ  15 *****

Р. Иисус - истинная виноградная Лоза (15,1-11)

15,1 В ВЗ народ израильский изображается как виноградная лоза, посаженная Иеговой. Но народ оказался неверным и неплодоносным, поэтому теперь Господь Иисус явил Себя истинной виноградной лозой, совершеннейшей из всех других видов и форм. Бог Отец - Виноградарь.

15,2 Мнения о том, что подразумевается под ветвью в Нем, не приносящей плода, расходятся. Одни думают, что это - ложный исповедник. Он притворяется христианином, но в действительности никогда не был един с Христом. Другие думают, что это истинный христианин, который утратил спасение из-за того, что не приносит плод. Это явно неверное мнение, поскольку противоречит многим другим утверждениям о том, что верующий имеет вечное спасение. Некоторые полагают, что это - истинный христианин, впоследствии отказавшийся от своих убеждений. Он уходит от Господа и становится рабом ценностей этого мира. Он не в состоянии проявлять плод Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание.

Что Господь делает с неплодоносящей ветвью, зависит от того, как переведен греческий глагол airo. Он может означать "отсекает", как в Синодальном переводе (с тем же значением это слово переведено и в Мф. 9,16 и 16,24). Однако это же слово может означать "поднимает" (как в Ин. 8,59). Тогда оно описывает положительное служение поддержки для бесплодной ветви:

ее приподнимают, чтобы она получала больше света и воздуха в надежде, что она принесет плод.

Ветвь, приносящая плод, - христианин, который все более уподобляется Господу Иисусу. Даже такие виноградные лозы необходимо подрезать и очищать. Так же как обычную виноградную лозу следует очищать от насекомых, плесени и грибка, так и христианина нужно очищать от цепляющегося к нему мирского.

15,3 Очищающее вещество - слово Господне. Первоначально ученики были очищены словом в момент их обращения. Но когда Спаситель беседовал с ними, Его слово также оказывало на их жизни очищающее влияние. Таким образом, этот стих может относиться к оправданию и освящению.

15,4 Пребывать - значит оставаться там, где вы находитесь. Христианин пребывает во Христе; это его место. В ежедневном хождении он должен пребывать в близком общении с Господом. Ветвь пребывает в виноградной лозе, от нее получает жизнь и питание. Так что мы пребываем в Христе, когда проводим время в молитве, читаем и соблюдаем Его слово, общаемся с Его народом и непрерывно сознаем наше единение с Ним. Поскольку таким образом мы поддерживаем с Ним постоянный контакт, мы сознаем, что Он также пребывает в нас и ниспосылает нам духовную силу. Ветвь может только тогда приносить плоды, когда пребывает на виноградной лозе. Единственное условие, позволяющее верующим приносить плоды, подобные плодам Христа, - это ежесекундно жить в общении с Христом.

15,5 Сам Христос - виноградная лоза; верующие - ветви виноградной лозы. И само собой разумеется, что не ветвь живет для виноградной лозы, а поток жизни от виноградной лозы струится через ветви. Иногда мы просим: "Господи, помоги мне жить для Тебя". Было бы лучше просить: "Господь Иисус, живи через меня".

Без Христа мы не можем делать ничего. У ветви виноградной лозы одна большая цель - принести плоды. Из нее не сделаешь мебели, не построишь дом. Из нее не получится даже хороших дров. Но она хороша для плодов, пока пребывает на виноградной лозе.

15,6 Стих 6 вызвал много различных мнений. Одни полагают, что описанный человек - верующий, впавший в грех и впоследствии погибший. Такая интерпретация прямо противоречит многим стихам Священного Писания, которые учат, что ни одно истинное дитя Божье не погибнет. Другие считают, что этот человек - притворно исповедующий веру, он имитирует христианина, но никогда не был рожден свыше. Часто как пример такого человека называют Иуду.

Мы полагаем, что этот человек - истинно верующий, потому что он - среди истинных христиан, как видно из этого стиха. Суть здесь не в спасении, а в пребывании на лозе и плодоношении. Из-за небрежности и жизни без молитвы такой верующий теряет общение с Господом. В результате он совершает грех, и его свидетельство разрушается. Из-за нежелания пребывать во Христе он извергнется вон, как ветвь, - не Христом, а другими людьми. Ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Не Бог это делает, а люди. Как это понять? Этого отпавшего христианина осмеивают люди. Они топчут его имя в грязи. Они бросают его свидетельство христианина в огонь.

Это хорошо прослеживается в жизни Давида. Он был истинно верующим, но не послушал Господа и совершил грех прелюбодеяния и убийства. Его поносили враги Господа. Даже сегодня атеисты насмехаются над именем Давида (и Бога Давидова). Они бросают его, как сказано, в огонь.

15,7 Пребывание - секрет успешной молитвенной жизни. Чем ближе мы подходим к Господу, тем больше учимся думать Его мыслями. Чем больше мы узнаем Его через Слово Его, тем лучше понимаем Его волю. Чем чаще наши желания совпадают с Его волей, тем больше мы можем быть уверены в том, что Он ответит на наши молитвы.

15,8 Дети Божьи являют миру свое сходство с Христом, и тем прославляется Отец. Люди вынуждены признать, что, должно быть, Он - великий Бог, если может преобразовывать столь злых грешников в Божьих святых.

Обратите внимание на имеющуюся в этой главе прогрессию: плод (ст. 2), больше плода (ст. 2), много плода (ст. 8). "И будете Моими учениками". Это означает, что, когда мы пребываем в Нем, мы являемся Его учениками. Если мы похожи на нашего Господа, то и другие видят, что мы - истинно ученики.

15,9 Любовь Спасителя к нам такая же, как и любовь Отца к Сыну. Она та же по качеству и степени. Это большая, необъятная, глубокая, безграничная, превыше всякого разумения любовь, которую человек никогда полностью не постигнет. Это глубина, где тонут все наши мысли. Когда мы читаем такие слова, наши сердца преклоняются перед Ним. "Пребудьте в любви Моей", - сказал наш Господь. Это означает, что мы должны принимать Его любовь и наслаждаться ею в своей жизни.

15,10 Первая часть стиха 10 объясняет, как мы можем пребывать в Его любви: соблюдать Его заповеди. "Нет никакого иного способа быть счастливым в Иисусе, как довериться и повиноваться". Вторая половина стиха подает нам совершенный Пример. Господь Иисус соблюдал заповеди Отца Своего. Во всех Своих деяниях Он повиновался воле Божьей. Он постоянно испытывал радость от любви Отца. Ничто не могло омрачить сладостного чувства любящего общения.

15,11 В общении с Богом Отцом Иисус испытывал глубокую радость. Он хотел, чтобы Его ученики имели ту радость, которая следует за подчинением Ему. Он хотел, чтобы Его радость была их радостью. Представления человека о радости сводятся к тому, что максимальное счастье в жизни можно иметь без Бога. Господь учил, что подлинная радость приходит тогда, когда мы как можно полнее принимаем в свою жизнь Бога. "И радость ваша будет совершенна", или "полная". Их радость будет совершенной в результате пребывания во Христе и соблюдения Его заповедей. Многие использовали главу 15 Иоанна, чтобы выразить сомнение в безопасности верующего. Они использовали предыдущие стихи, чтобы показать, что в конечном счете овца Христова может погибнуть. Но цель Господа не в том, "что вы можете быть полностью охвачены сомнениями", но что радость ваша может быть совершенной.

С. Заповедь любить друг друга (15,12-17)

15,12 Скоро Господь уйдет от Своих учеников. Они останутся во враждебном мире. С ростом напряженности появится опасность соперничества между учениками. Поэтому Господь оставляет эту постоянную заповедь: "Любите друг друга, как Я возлюбил вас".

15,13 Они должны любить вплоть до готовности умереть друг за друга. Люди, желающие так поступать, не будут враждовать между собой. Самый большой пример человеческого самопожертвования - положить душу свою за друзей своих. Ученики Христовы призваны олицетворять такую преданность. Некоторые полагают свою жизнь в буквальном смысле; другие проводят всю жизнь в неутомимом служении детям Божьим. Пример тому - Господь Иисус. Он положил жизнь Свою за друзей Своих. Конечно, когда Он умирал за них, они были врагами, но когда они обретут спасение, станут Его друзьями. Вот почему высказывание, что Он умер как за Своих друзей, так и за врагов, правильно.

15,14 Мы показываем, что мы - Его друзья, исполняя то, что Он заповедал нам. Исполняя Его заповеди, мы не становимся Его друзьями, а, скорее, показываем миру, что мы Его друзья.

15,15 Здесь Господь подчеркнул различие между рабами и друзьями. От рабов ожидают лишь выполнения порученной им работы, но друзья всегда пользуются доверием. Другу мы раскрываем наши планы на будущее. С ним мы делимся самой секретной информацией. В некотором смысле ученики всегда будут оставаться Господними рабами, но при этом они больше, чем рабы, - они будут друзьями.

Господь уже теперь раскрывал им то, что слышал от Своего Отца. Он рассказал им о Своем уходе, сошествии Духа Святого, Своем втором пришествии и их ответственности перед Ним во всякое время. Кто-то заметил, что, как ветви, мы получаем (ст. 5), как ученики, мы следуем (ст. 8) и, как друзья, мы общаемся (ст. 15).

15,16 Иисус напомнил ученикам, что Он Тот, Кто избрал их, чтобы у них не было ни малейшего желания расхолаживаться и отчаиваться. Он избрал их для вечного спасения, ученичества и для принесения плода. Он поставил учеников на труд, который они должны исполнить. Мы должны идти и приносить плод. Плод может означать благодать христианской жизни, например: любовь, радость, мир и т.д. Или же это души, приведенные к Господу Иисусу Христу. Существует взаимосвязь между этими двумя видами плода. Только в том случае, если мы приносим первый вид плода, мы способны принести и второй.

Выражение "и чтобы плод ваш пребывал" приводит к мысли о том, что под плодом подразумевается спасение душ. Господь избрал учеников, чтобы те шли и приносили пребывающий плод. Его интересует не простое исповедание веры, но подлинные случаи спасения. Л. С. Чафер обращает внимание на то, что в этой главе говорится об эффективности молитвы (ст. 7), совершенной радости (ст. 11) и вечном плоде (ст. 16). "Дабы, чего ни попросите..." Секрет успешного служения - молитва. Ученики посланы идти вперед, и им обещано, что Отец даст им все, что они ни попросят во имя Христа.

15,17 Господь собирался предупредить учеников о враждебности мира. Он начал с просьбы любить друг друга, держаться вместе и как один стоять против врага.

Т. Иисус предсказывает ненависть мира (15,18 - 16,4)

15,18-19 Ученики не должны удивляться или унывать, если мир их ненавидит. (Слово "если" не выражает никакого сомнения в том, что это случится; это будет наверняка, без сомнения.) Мир ненавидел Господа и будет ненавидеть всех, кто похож на Него.

Люди мира любят тех, кто живет так, как они: грязно ругаются, утоляют похоти плоти, или тех, кто ведет себя вполне культурно, но живет только для себя. Христиане осуждают таковых своей святой жизнью, и поэтому мир их ненавидит.

15,20 Здесь слуга буквально означает "раб". Ученик не должен ожидать, что мир станет относиться к нему лучше, чем к его Господину. Он будет гоним так же, как Христос. Его слова будут отвергать так же, как слова Спасителя.

15,21 Эта ненависть и преследование - "за имя Мое". То есть за то, что верующий соединен с Христом, отделен Христом от мира, носит имя Христа и уподобляется Ему. Мир не знает Бога. Они не знают Того, Кто послал Господа в мир, чтобы Тот стал их Спасителем. Но невежество ни в коем случае не оправдывает.

15,22 Господь не учит здесь, что если бы Он не пришел, то люди не были бы грешниками. Со времен Адама все люди грешны. Но их грех не был столь велик, как теперь. Эти люди видели Сына Божьего и слышали Его удивительные слова. Они не нашли в Нем ни одного изъяна. И все же они отвергли Его. Именно это сделало их грех таким великим. Все познается в сравнении.

По сравнению с их ужасным грехом - отвержением Господа славы - их другие грехи были ничто. Отныне они не имеют никакого извинения во грехе своем. Они отвергли "Свет миру"!

15,23 Ненавидя Христа, они ненавидели и Отца Его. Сын и Отец одно. Они не могли сказать, что любят Бога, ибо если бы любили Его, то любили бы и Того, Кого Он послал.

15,24 Они ответственны не только потому, что услышали учение Христа; они видели и Его чудеса. Из-за этого они заслуживали еще большее осуждение. Они видели дела, каких никто другой не совершал. Перед лицом этого свидетельства отказ от Христа был непростительным. Господь сравнил все другие грехи с этим грехом и сказал, что прежние - ничто рядом с последним. Они возненавидели Сына, а значит, ненавидели и Отца; потому для них и прозвучал ужасный приговор.

15,25 Господь понимал, что отношение к Нему людей в точности предсказано пророчеством. В Псалме 68,5 предсказано, что Христа будут ненавидеть без причины. Теперь, когда это сбылось, Господь заметил, что даже ВЗ, который эти люди высоко ценили, предсказал их необоснованную ненависть к Нему. Наличие такого пророчества не значило, что эти люди должны были ненавидеть Христа. Они ненавидели Его по собственному обдуманному выбору, но Бог предвидел, что это случится, и повелел Давиду написать об этом в Псалме.

15,26 Несмотря на то что люди отвергли Христа, свидетельство о Нем не прекратится. Его продолжит Утешитель - Дух Святой. Здесь Господь сказал, что Он пошлет Духа, Который от Отца. В Иоанна 14,16 Духа посылает Отец. Разве это не еще одно доказательство равенства Сына и Отца?

Кто, как не Бог, мог послать Того, Кто есть Бог? Дух Истины, Который от Отца исходит. Это означает, что Бог посылает Его постоянно, и Его приход в день Пятидесятницы - особый пример этого. Дух свидетельствует о Христе. Это - Его великая миссия. Он не стремится сосредоточить внимание людей на Себе, хотя Он - один из членов Троицы. Но Он направляет внимание и грешника, и святого к Господу славы.

15,27 Дух будет свидетельствовать непосредственно через учеников. Они были с Господом сначала (Его служения), знали Его и могли свидетельствовать другим о Его Личности и делах.

Если кто-то и мог найти хоть малейший изъян в Господе, так это те, которые были с Ним дольше всех. Но они ни разу не заметили за Ним ни одного греха. Они могли свидетельствовать о том, что Он - безгрешный Сын Божий и Спаситель мира.



                === К ИСТОРИЧЕСКИМ ИСТОАМ ===

1-10

ЛОЗА И ВЕТВИ (Иоан. 15,1-10)
В этом отрывке, как и в некоторых других случаях, Иисус пользуется идеями и образами, которые были частью религиозного наследия иудейского народа. В Ветхом Завете Израиль часто изображается в виде виноградника Божьего. "Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев" (Ис. 5,1-7). "Я насадил тебя, как благородную лозу", - говорит Бог Израилю через пророка Иеремию (Иер. 2,21). Иез. 15 уподобляет Израиль лозе. И еще: "Твоя мать была как виноградная лоза, посаженная у воды" (Иез. 19,10). "Израиль - ветвистый виноград, умножает для себя плод" (Ос. 10,1). "Из Египта перенес ты виноградную лозу" (Пс. 79,9). Лоза в действительности сделалась образом Израиля. Лоза была эмблемой Маккавейских монет. Одним из украшений Храма была золотая лоза над входом в Святилище. Многие знаменитые люди считали для себя честью дать золото на отливку виноградной лозы или даже одной виноградины для этой лозы. Лоза была неотъемлемой частью иудейской истории, и самим образом Израиля. Иисус называет Себя истинной виноградной Лозой. Суть этого заявления в слове алефинос - истинная, подлинная, настоящая. Любопытно, что образ лозы всегда упоминается в Ветхом Завете связанным с идеей вырождения. Исаия рисует картину одичавшего виноградника. Иеремия говорит, что лоза, которую Бог насадил, как благородную и самую чистую "превратилась в дикую отрасль чужой лозы". Теперь Иисус как бы говорит им: "Вы думаете, что, если вы принадлежите к израильскому народу, вы ветвь истинной лозы Божией. Но это не так. Как народ, вы одичавшая лоза, как и пророки это говорили вам. Я же - истинная виноградная Лоза. Принадлежность к израильскому народу не спасет вас, но только живое общение со Мною, потому что Я Лоза Божия и вы должны быть связаны со Мною". Иисус объяснял им, что не иудейская кровь, но вера в Него была путем к Божьему спасению. Никакие внешние особенности не могут сделать человека праведным пред Богом. Только пребывание в Иисусе может сделать это.

ЛОЗА И ВЕТВИ (Иоан. 15,1-10 (продолжение))
Приводя образ лозы, Иисус знал, о чем Он говорил. Виноград рос по всей Палестине и растет до наших дней. Это растение, которое нуждается в усиленном уходе для того, чтобы от него получился максимально добрый плод. Его сажают обычно на уступах или террасах холмов. Почва должна быть совершенно очищенной. Иногда его пускают расти по решеткам, иногда дают плестись низко к земле на коротеньких подпорках с развилкой вверху, иногда он вьется над дверями крестьянских домов, но где бы он ни рос, подготовка почвы существенно важна. Он разрастается пышно и ветвисто и нуждается в постоянном подрезании и очищении. Виноград растет настолько буйно, что отростки приходится рассаживать на три метра друг от друга, с учетом, что они быстро распространятся по земле. Молодому винограду не дают приносить плоды в первые три года и каждый год его сильно обрезают, чтобы сохранить его жизненную энергию. Когда он достигает зрелого возраста, его обрезают дважды в год: в январе и декабре. На лозе есть два вида веток: плодоносные и бесплодные. Бесплодные обрезаются очень коротко, чтобы они не тянули силы от основного ствола. Лоза не может приносить желаемого плода без этого очищения, и Господь Иисус знал это.

Далее интересно заметить, что древесина винограда ни на что не годится. Она слишком мягка для полезного применения, и хотя по закону время от времени народ должен был приносить в жертву дерево для алтаря в Храме, виноградного дерева не позволяли приносить. Единственное, что оставалось сделать с отсеченными ветками винограда, это развести костер и сжечь их. Эта подробность еще лучше поясняет слова Иисуса о неплодных ветках винограда.

Он говорит, что Его последователи подобны ветвям винограда. Одни из них представляют собой живые ветви Лозы, плодоносные и свежие; другие бесполезны, потому что не приносят плода. Кого имел в виду Иисус, когда говорил о бесплодных ветвях винограда? Есть два ответа на этот вопрос. В первую очередь Он имел в виду израильтян. Они были ветвями Божьей лозы. Не так ли изображали их один за другим и пророки? Но они не слушали Бога, отвергали Его, и потому сделались засохшими и бесполезными ветвями. Во вторую очередь Иисус имел в виду нечто более общее - христиан, чье христианство состояло из слов без дел, которые были бесполезными ветвями, листьями без плодов и которые стали отступниками. Они слышали слово и приняли его, но отпали, сделались предателями своего Учителя, Которому обещали когда-то служить.

Итак, есть три возможности сделаться бесполезными ветвями: совершенно отказаться слушать Иисуса Христа; или слушать Его и хвалить устами, не подкрепляя хвалы делами; или можем принять Его, как Господа, а потом в трудных обстоятельствах, или от желания поступать, как нам самим угодно, можем оставить Его. Но мы должны помнить, что одним из основных принципов Нового Завета является то, что бесплодность и бесполезность навлекают бедствие.

ЛОЗА И ВЕТВИ (Иоан. 15,1-10 (продолжение))
Этот отрывок говорит о пребывании во Христе. Что это значит? Известно, что христианин таинственным образом пребывает во Христе и Христос также невидимо живет в нем. Но есть много верующих (и может быть их даже большинство), которые никогда не пережили этого на опыте. Если мы в их числе не будем обвинять самих себя, потому что есть гораздо более простое средство к обретению нужного опыта, и это средство доступно всем.

Приведем аналогию из жизни людей, и хотя все аналогии несовершенны, постараемся использовать ее основную часть. Допустим, что слабохарактерный человек впал в искушение, запутался, встал на путь преступлений, потерял душевный покой. Допустим также, что у него есть друг с сильным, приятным и любящим характером, и этот друг вытащил его из этого ужасного состояния. Исправившись, этот человек может сохранить свое новое состояние только одним путем: хранением близкой связи со спасшим его другом. Если он потеряет с ним связь, очень может случиться, что слабость характера вновь поразит его, старые искушения восстанут и он опять упадет. Его спасение зависит от постоянного близкого общения с его другом.

Нередко случается, что негодяй поселяется с порядочными людьми. Его пребывание в порядочной среде создает условия безопасности для него, но если он выйдет из-под этого благотворного влияния и станет самостоятельным, он сразу же упадет. Для того чтобы победить зло, нужно жить в близком контакте с добром.

Некто Робертсон был известным проповедником в своем городе. Его земляком был простой владелец лавочки, в задней комнате которой висел на стене портрет проповедника, которого лавочник считал своим героем и вдохновителем. Всякий раз, когда он соблазнялся вступить в какую-нибудь не совсем чистую сделку, он бежал в эту комнату и смотрел на портрет Робертсона пока это искушение не проходило. Постоянный контакт с добром делает нас добрыми.

Особенностью жизни Иисуса была его постоянная связь с Отцом. Он снова и снова уединялся для встречи с Ним. Нам нужно хранить связь с Иисусом. Но мы не можем сделать этого, если не примем решительных мер. Возьмем к примеру хотя бы утреннюю молитву: несколько минут утром помогают нам в течение всего дня, потому что мы не можем выйти на встречу злу без Христа в нашем сердце. Для некоторых из нас пребывание во Христе будет таинственным переживанием, которое невозможно передать словами. Для большинства оно будет означать постоянную связь с Ним. Оно будет означать распределение жизни, распределение молитвы и молчания таким образом, чтобы ни один день не прошел так, чтобы мы забыли о Нем.

И наконец, необходимо заметить, что два последствия вытекают из пребывания во Христе: во-первых, добрый ученик Христа обогащает свою жизнь - связь со Христом делает его плодотворной ветвью. А во-вторых, он приносит славу Богу: вид его жизни поднимает мысли других к Богу, Который сделал его таким. Бог прославляется, когда мы приносим много плода для Него и живем, как подобает ученикам Христовым. Самое прекрасное в жизни христианина то, что своей жизнью и поведением он славит Бога.

11-17

ЖИЗНЬ ИЗБРАННИКОВ ХРИСТОВЫХ (Иоан. 15,11-17)
Главный стих в этом отрывке тот, в котором Иисус говорит, что не они избрали Его, а Он избрал их. Не мы избрали Бога, а Бог в милости Своей обратился к нам с призывом и предложением любви.

Из этого отрывка можно видеть для чего мы были избраны и к чему призваны.

1. Мы призваны к радости. Каким бы тяжелым ни был христианский путь, продвижение по нему и конечная цель его радостны. Всегда приятно делать то, что правильно. Христианин всегда радуется. Он радостный воин Христов. Безрадостный христианин противоречит самому своему названию и ничто не повредило так сильно христианству, как черная одежда и длинные, постные лица. Правда, что христианин грешник, но он искупленный грешник и в этом его радость. Как может человек не быть счастливым, идя дорогой жизни с Иисусом Христом?

2. Мы избраны для любви. Мы посланы в мир любить друг Друга. Иногда мы ведем себя так, как будто бы мы посланы для того, чтобы состязаться, спорить и ссориться друг с другом. Но христианин должен всей своей жизнью показывать, что христианство - это любовь к ближним. Здесь Иисус произносит еще одно Свое великое откровение. Если мы спросим Его: "На каком основании Ты говоришь нам о любви друг к другу?" Он ответит: "Нет большей любви, как если кто положит жизнь свою за друзей своих". Он отдал жизнь Свою за друзей Своих. Он имел право говорить нам о любви. Многие говорят другим, чтобы они любили друг друга, между тем, как вся их собственная жизнь показывает обратное. Иисус же дал ученикам заповедь, которую Сам исполнил, подав пример.

3. Иисус называет нас Своими друзьями. Он говорит Своим ученикам, что уже не называет их рабами, а друзьями. Это Его утверждение звучит еще более ценно и важно для тех, которые слышат его впервые, чем для нас, которые уже свыклись с ним. Доулос - раб, слуга Божий не было позорной кличкой, а было титулом высокой чести. Моисей был раб (доулос) Божий (Втор 34,5); так же Иисус Навин носил это звание (Иис. Н. 24,29); Давид был рад назваться рабом Божиим (Пс. 88,21); Павел считал честью носить имя раба Христова и Божьего (Тит. 1,1); так же и Иаков (Иак. 1,1). Величайшие из людей прошлого гордились названием доулои - рабы Божий. Иисус говорит: "У Меня для вас что-то лучшее - вы не рабы более, но друзья Мои". Христос предлагает близость с Богом, которой не наслаждались даже самые великие мужи веры до Него. Но идея дружбы с Богом - зародилась давно. У нее есть прошлое. Авраам был другом Бога (Ис. 41,8). При дворе римского императора так же, как и при дворах восточных царей был обычай, который проливает больше света на это понятие. Среди придворных была особая группа людей, которых называли друзьями царя или друзьями императора. Им был открыт доступ к царю в любое время, они могли входить даже в его спальню в начале дня. Он говорил с ними прежде, чем со своими министрами и генералами, начальниками и государственными деятелями. Друзьями царя были те, которые были в тесной и близкой связи с ним. Иисус призывает нас быть Его друзьями и друзьями Бога. Это высокое предложение, и оно означает, что нам не нужно больше глядеть на Бога с тоской издали. Мы не рабы, которые не имели права входить в присутствие господина их, и не толпа, которая видела царя только бегло во время всенародных, торжественных событий. Иисус даровал нам эту интимную близость с Богом, чтобы Он не был для нас более отдаленным и чуждым, но близким Другом.

ЖИЗНЬ ИЗБРАННИКОВ ХРИСТОВЫХ (Иоан. 15,11-17 (продолжение))
4. Иисус избрал нас не только для целого ряда великих привилегий. Он призвал нас быть Его соработниками. Раб никогда не мог быть партнером. В греческом законе рабов называли живым орудием. Господин никогда не делился своими мыслями с ним и ему нужно было просто исполнять то, что ему поручили без всяких объяснений. Иисус же сказал: "Вы не рабы Мои, но соработники, потому что Я сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Я сказал вам, что Я намерен делать и почему Я намерен это делать". Иисус почтил нас тем, что сделал нас Своими соработниками в Его деле. Он поделился с нами Своими планами и мыслями, и обнажил перед нами Свое сердце. Перед нами стоит серьезный выбор принять или отвергнуть предложение Христа участвовать с Ним в Его деле приведения мира к Богу.

5. Иисус избрал нас быть Его посланниками. "Я избрал вас, чтобы послать вас в мир", - говорит Он. Он не избрал нас для того, чтобы мы вышли из мира, но чтобы представляли Его в мире. Когда рыцарь входил во дворец Короля Артура, он делал это не для того, чтобы провести потом остаток жизни в пирах и общении с другими рыцарями, но для того, чтобы сказать королю: "Пошли меня на какое-нибудь славное дело, чтобы я мог проявить доблесть для тебя". Иисус избрал нас для того, чтобы мы вошли к Нему, а потом пошли в мир для Него. И таким должен быть ежедневно распорядок нашего дня и ритм всей нашей жизни.

6. Иисус избрал нас быть Его вестниками. Он избрал нас, чтобы мы шли и приносили плод, который бы выдерживал испытание временем. Для того чтобы иметь право говорить о христианстве, нужно самому быть христианином. Распространять христианство можно только с помощью наглядного, личного примера. Иисус посылает нас в мир не для того, чтобы мы доводами и спорами привлекали людей к Нему (и во всяком случае не угрозами), но нашей жизнью, то есть, чтобы мы жили так, чтобы дивные плоды христианства в нашей жизни возбуждали желание у других приносить такие же плоды.

7. Иисус избрал нас, чтобы мы были привилегированными членами Божьей семьи, и чтобы чего ни попросили у Отца во имя Иисуса, было дано нам. Здесь снова перед нами одно из тех великих изречений о молитве, которое нам важно понять правильно. Если мы подойдем к этому вопросу бездумно, нам может показаться, что христианин может просить, чего ему только угодно, и всегда получит просимое. Мы уже раньше говорили об этом, но нам полезно и снова задуматься над этим вопросом. Евангелие преподает определенный урок в отношении молитвы.

а) Молитва должны быть молитвою веры (Иак. 5,15). Если она только формальность, только привычное повторение заученных слов и фраз, она не может быть полезной. Какой смысл молиться о внутренней перемене, когда молящийся не верит в возможность такой перемены? Для того, чтобы молитва была сильной и успешной, она должна быть с верою в любовь Божию и Его неограниченные возможности.

б) Молитва должна быть во имя Христа. Мы не должны молиться о том, чего бы не одобрил Господь Иисус или просить что-то запретное, стремиться овладеть человеком или вещью, христианин не должен просить осуществления каких-нибудь личных амбиций, особенно если от этого пострадает кто-то другой. Мы не можем молиться о мести нашим врагам во имя Того, Чье имя Любовь. Всякий раз, когда мы превращаем молитву в средство осуществления наших амбиций и удовлетворения наших желаний, мы не смеем надеяться на успех, потому что такая молитва вообще не молитва.

в) Молитва должна быть по воле Божией: "Да будет воля Твоя". Молясь, мы должны всегда помнить, что Бог знает все лучше нас, и потому суть нашей молитвы должна заключаться не в том, чтобы изменилась воля Господа, но в осуществлении воли Его. Молитва должна приводить не к получению того, чего мы желаем, но к способности принять то, что Бог дает нам по Своей воле.

г) Молитва никогда не должна быть эгоистичной. Иисус разъяснял: "Истинно, истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мат. 18,19). Это место нельзя толковать буквально, потому что тогда получилось бы, что если вам удастся собрать достаточно людей, чтобы молиться о чем-нибудь, молитва будет отвечена. Его нужно понимать таким образом: никто, молясь, не должен думать только о себе и о своих нуждах. Возьмем такой простой пример: готовящийся к празднику, молится о хорошей погоде, а земледелец молится о дожде. Когда мы молимся, мы должны подумать, принесет ли просимое пользу только нам, или оно будет полезно и другим. Самое великое искушение в молитве - это начать молиться так, как будто бы никто другой не существует.

Иисус избрал нас быть привилегированными членами Божьей семьи. Мы можем и должны все нести Богу, обращаться к Нему со всеми нашими нуждами и радостями, но помолившись Ему, мы должны быть готовы принять тот ответ, который Бог в Своей премудрости и любви пошлет нам.

18-21

НЕНАВИСТЬ МИРА (Иоан. 15,18-21)
У Иоанна есть вот эта отличительная черта: видеть вещи либо черными, либо белыми. У него есть только две сущности: Церковь и мир, и между ними нет ни связи, ни общения. У него всегда так: "Стой ты на другой стороне, ибо на этой стою я". Он понимал, что человек либо в мире, либо со Христом, потому что между миром и Христом ничего нет.

Далее, нужно учесть, что к этому времени Церковь жила под постоянной угрозой гонения. Верующих преследовали за имя Христа. Христианство было вне закона. Судье нужно было только спросить христианин ли обвиняемый, и тогда независимо от того, что он сделал или чего не сделал, его можно было приговорить к тюремному заключению или смертной казни. Иоанн говорит о положении, которое к тому времени сложилось, в резко очерченной форме. Одно ясно - ни один христианин не мог сказать, что его не предупредили о гонениях, потому что об этом Иисус говорил совершенно определенно. "Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилище, и бить в синагогах, и пред правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства пред ними. Предаст же брат брата на смерть, и отец детей и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое" (Мат. 10,17-22.23-29; Мар. 13,9.12.13; Лук. 12,2-9. 51-53).

Когда Иоанн писал Евангелие, эти преследования давно уже начались. Тацит говорил о людях "которых ненавидят за их преступления, и которых толпа называет христианами".

Светоний говорил о "народе, который придерживается нового злого суеверия". Почему эта ненависть была такой жестокой?

Римское правительство ненавидело христиан, потому что считало их нелояльными гражданами. Позиция правительства была вполне понятной и простой. Империя была громадная, она простиралась от реки Евфрата до Британии и от территории нынешней Германии до Египта. В нее входили многие страны и народы. Нужно было что-то объединяющее, какую-нибудь силу которая могла бы соединить эту массу объединяющим фактором было поклонение кесарю.

Это поклонение кесарю не было навязано миру, оно пришло от самого народа. В древности существовала богиня Рима - дух Рима. Нетрудно себе представить, каким образом народ вообразил, что этот дух Рима воплотился в императоре. Ошибочно предполагать, что подданные Рима не любили правительство. Большинство народов империи были благодарны ему. Рим принес справедливость и освободил от неустойчивых, капризных царей. Рим принес мир и благополучие. Земля была очищена от разбойников, а море от пиратов. Так называемый римский мир, паке романа распространился по всему миру.

В Малой Азии зародилось понятие, что в римском императоре воплотился бог Рима, и народ пришел к этому заключению из чувства благодарности за те благословения, которые принес ему Рим. Сперва императоры не поощряли, а осуждали это поклонение, уверяли, что они только люди и не заслуживают поклонения богов, но увидели, что не могут остановить этого движения. В начале оно было ограничено только легко возбуждаемыми жителями Малой Азии, но вскоре распространилось повсюду, и тогда правительство увидело, что может использовать его. Это и был тот объединяющий принцип, в котором оно так нуждалось. Наконец, был назначен день, в который каждый гражданин великой империи сжигал свою щепотку фимиама божеству Рима. Поступая так, он показывал, что считает себя верноподданным римской империи и получал удостоверение в знак того, что он совершил.

Так создался обычай, который давал всем чувство принадлежности к Риму, и подтверждал их лояльность ему. Но Рим в то время был исполнен терпимости. После того, как человек сжигал свою щепотку фимиама и говорил: "кесарь - господь", он мог идти и поклоняться любому богу по его желанию до тех пор, пока это поклонение не нарушало общественного приличия и порядка. И вот именно от этого отказывались христиане. Они не называли никого "господом", кроме Господа Иисуса Христа. Они отказывались сообразовываться с этими обычаями, и поэтому римское правительство считало их опасными и нелояльными и жестоко преследовало.

Правительство преследовало христиан за то, что у них не было другого царя, кроме Христа. Гонение пришло на них за то, что они ставили Христа на первое место в своей жизни.

НЕНАВИСТЬ МИРА (Иоан. 15,18-21 (продолжение))
Но не только правительство преследовало христиан; толпа ненавидела их. Почему? Потому что толпа верила клевете, которая распространялась о христианах. Нет сомнения в том, что иудеи в известной мере были виновниками этой клеветы. Дело сложилось так, что у них был прямой доступ к правительству Рима. Приведем хотя бы два примера: императрица Поппея и любимый актер Нерона Алитурус были приверженцами иудейской веры. Иудеи несли через них свою клевету до правительства и широко распространяли ее, хотя прекрасно знали, что все это неправда, и таким образом образовалось четыре распространенных обвинения против христиан.

1. О них говорили, что они мятежники. Мы уже объяснили причины такой клеветы. Христианам было бесполезно оправдываться, доказывая, что они на деле самые лучшие граждане страны. Они отказывались жечь свою щепотку фимиама и говорить: "кесарь - господь", и за это их заклеймили раз и навсегда, как мятежников и опасных нелояльных граждан.

2. О них говорили, что они занимаются людоедством. Это обвинение пошло от слов из Вечери Господней: "Сие есть тело Мое за вас ломимое", и "Сия чаша есть новый завет в Моей крови, за многих проливаемой во оставление грехов". На таком основании было нетрудно распространить среди невежественного народа, готового поверить самому худшему слуху, историю о том, что на своих тайных вечерях христиане занимаются людоедством. Обвинение приклеилось, и не нужно удивляться, что толпа ненавидела христиан лютой ненавистью.

3. О них говорили, что они занимаются самым вопиющим развратом. Еженедельные вечери христиан назывались вечерами любви (агапе). Встречаясь друг с другом в начале дня, христиане приветствовали друг друга святым целованием. Не трудно было распространить слухи, что вечери любви были на самом деле оргии с половыми удовольствиями, символами которых, якобы, был мирный поцелуй при встречах христиан друг с другом.

4. Христиан считали поджигателями. Они ожидали Второго Пришествия Христа, в котором по предсказаниям должен сгореть весь мир. "Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2 Пет. 3,10).

Во время правления Нерона произошел разрушительный пожар, уничтоживший Рим, и это событие не трудно было связать с людьми, которые проповедовали всепоглошающий огонь, который уничтожит весь мир.

5. О христианах говорилось, что они разделяют семьи, разбивают браки, вносят разъединение в дома. В каком-то смысле это было верно. Христианство действительно принесло не мир, а меч (Мат. 10,34). Часто бывало, что жена уверует, а муж нет, или дети уверуют, а родители нет, и тогда естественно семья разделена и семейная гармония утрачена.

Такими были обвинения против христиан, распространяемые повсюду с помощью иудеев.

НЕНАВИСТЬ МИРА (Иоан. 15,18-21 (продолжение))
Эти причины ненависти были в начале христианства, но и в наши дни мир ненавидит христиан. Как мы уже говорили ранее, Иоанн под миром подразумевал человеческое общество, устраивающее свои дела без Бога. Разделение неизбежно между человеком, видящим в Боге единственную реальность в жизни, и человеком, который считает Бога абсолютно ненужным. У мира есть общие характерные черты, относящиеся к любому времени.

1. Мир всегда относится с подозрением к людям, которые не такие, как все. Это проявляется во всем. Возьмем такой пример. В настоящее время зонт является одним из самых распространенных предметов обихода. Но когда Иона Ханвей попытался впервые познакомить с этим приспособлением жителей дождливой Англии и прошелся под зонтиком по улицам своего города, его забросали камнями и грязью. Всякий, кто как-то отличается от других, носит ли иную одежду или высказывает иные идеи, автоматически подвергается подозрению остальных. Его могут принять за эксцентрика или сумасшедшего, или посчитать его опасным, и его жизнь наверняка будет испорчена.

2. Мир не любит людей, которые служат для него упреком. Быть хорошим опасно. Классическим примером может послужить судьба, которая постигла Аристида в Афинах. Он носил прозвище "Аристид Справедливый" и все же его выслали. Когда одного из граждан Афин спросили, почему он голосовал за высылку Аристида, он ответил, что ему просто надоело слушать, как его все постоянно называют справедливым. Подобно этому был убит и Сократ. Его прозвали "Овод", за то, что он заставлял людей задумываться и проверять себя, и люди не могли этого стерпеть и убили его. Опасно держаться более высокого стандарта поведения, чем стандарт мира, опасно вести себя лучше других. В наши дни могут начать преследовать человека даже за то, что он работает усерднее и дольше других.

3. В наиболее широком смысле мир всегда относится с подозрением к диссидентам. Он любит определенный порядок. Ему приятно прицепить к человеку ярлык и положить его в ящик, а всякий, кто не поддается этой мирской классификации, попадает в беду. Говорят, что даже куры знают своих, и если к одноцветным курам пустить курицу с другой расцветкой, они непременно заклюют ее.

Самое главное требование, которое предъявляется к христианину, это чтобы у него было достаточно смелости быть не таким, как все. Быть иным опасно, но никто не может стать христианином, не приняв этого риска, потому что должна быть разница между людьми мира сего и христианами - народом Христовым.

22-25

ЗНАНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (Иоан. 15,22-25)
Здесь Иисус возвращается к мысли, что знание несет с собой ответственность. До пришествия Иисуса на землю люди не имели такой исключительной возможности познать Бога. Они никогда не слыхали Его голоса в полноте, и никогда не видели наглядно того образа жизни, который Он желает видеть в них. Их вряд ли можно было обвинить в том, что они такие, какие есть. Есть вещи, которые позволяются ребенку, но не позволяются взрослому, потому что ребенок еще не все знает, а взрослый имеет знание. Есть вещи, которые позволяются тому, чье воспитание было плохим, и не позволяются тем, чье воспитание было хорошим. Никто не ожидает одинакового поведения от дикаря и от цивилизованного человека. Чем больше знаний у человека, чем больше привилегий ему дано, тем больше ответственности несет он за свое поведение.

Иисус сделал две вещи. Во-первых, Он разоблачил грех. Он сказал людям о том, что огорчает Бога, и что Ему приятно. Объяснил им, каким путем они должны идти, чтобы быть угодными Богу, и явил этот путь перед ними. Во-вторых, Он приготовил средство от греха. Он открыл путь к прощению прошлых грехов и снабдил человека силой, которая поможет Ему побеждать грех и творить добро. Таковы были преимущество и знание, которые Он принес людям.

Предположим, что человек заболел и обратился за советом к врачу. Врач поставил диагноз болезни и прописал лекарство. Если после этого человек отвергнет диагноз и не примет лекарства, ему некого будет винить, кроме себя самого, если он умрет или останется калекой на всю жизнь. Но именно так и поступили иудеи. И Иоанн отмечает, что они поступили так, как о них было предсказано: "Возненавидели Меня напрасно" (Пс. 34,19; 68,5).

Мы и сегодня еще можем поступать также. Не многие открыто враждебны ко Христу, но многие живут так, как будто бы Христос никогда не приходил, и просто не обращают на Него внимания. Но никто пренебрегающий Господа жизни, не знает истинной жизни ни здесь, ни в будущем.

26-27

БОЖЕСТВЕННОЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО (Иоан. 15,26.27)
Здесь Иоанн пользуется двумя мыслями, которые близки его сердцу и всегда тесно сплетены в его мышлении.

Первая мысль: свидетельство Святого Духа. Что имеет он в виду, когда говорит о нем? У нас скоро будет возможность говорить об этом опять, но пока что представим себе это так: когда кто-то рассказывает нам об Иисусе, и Его образ встает перед нами, что заставляет нас заключать, что это образ именно Сына Божьего, а не кого-нибудь другого? Этот отклик человеческого разума и ответ человеческого сердца есть действие Святого Духа. Дух Святой в нас заставляет нас реагировать на представленный нам образ Иисуса Христа.

Вторая мысль: свидетельство человека об Иисусе Христе. Вы будете свидетельствовать обо Мне, потому что вы сначала со Мною", - говорит Иисус ученикам. В христианском свидетельстве есть три элемента.

1. Христианское свидетельство есть результат долгого пребывания в личном общении со Христом. Ученики были Его свидетелями, потому что долго были с Ним. Они были с Ним от начала. Свидетель - это тот, кто может посмотреть и сказать: "Это верно, я знаю". Не может быть свидетельства без личного опыта.

2. Христианское свидетельство есть результат внутреннего убеждения. Тон глубокого личного убеждения самый безошибочный в мире. Человек едва открывает рот, чтобы говорить, как мы уже знаем, верит ли он сам в то, что говорит. Не может быть успешного христианского свидетельства без этой глубокой, внутренней убежденности, которая происходит от близкого общения со Христом.

3. Христианское свидетельство - это не молчаливое свидетельство. Свидетель не только тот, кто видел и знает, но тот, кто готов сказать об этом. Свидетель Христа - это человек, который не только сам знает Христа и верит в Него, но желает, чтобы и другие познали Его и веровали в Него.

Мы имеем преимущество и это является нашей ответственностью быть свидетелями Христа в этом мире. Но мы не можем быть свидетелями без личной близости, внутреннего убеждения и внешнего, устного свидетельства о нашей вере.


****************

По материалам сайта  http://allbible.info/bible/sinodal/joh/15/

***************

Внимание! Приведённые выше комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер. Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии. Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!