Кто близ небес, тот не сражён земным

Нина Плаксина
  "Кто близ небес, тот не сражён земным"

Памяти М. Ю. Лермонтова,
180-летию стихотворения, посвящённого памяти Пушкина.               

                Венок сонетов
                Эпиграф:
                Моя душа, я помню, с детских лет
                чудесного искала.
                Лермонтов, «1831-го, 11 дня».
               


1
Стихи – посев, познания зерно,
а крылья, сила духа – само Слово.
И говорит, и слушает – Оно,
раздумья – каждой истины основа.*

Не Словом ли питается Душа,
не от него ль о нас забота Бога?
На просьбу – вмиг взвивается дорога:
на голос – отзывом всегда спешат.

Глаза на свет раскрыты широко.
Во взгляде – мысли глубина  полезна.
За гранью горизонта, далеко –
грядущее, реальность, а не бездна. 
          
Мечта и тайна жизни – партитура,
что прорастает в образах культуры.


2
Что прорастает в образах культуры?
Что выпустить из детских лет нельзя?
И тропочка, иль славная стезя –
в традициях семейной диктатуры?

Не подавление – диктат любви –
дистанция тактичности, заботы,
наполненность игрою, не пустоты.
Отзывчивость души – благослови:

Восторг и смех, огромные глаза –
от  радости  познаний, интереса.
Однажды разрыдался егоза,
причина – златокудрая принцесса.*


Вживутся колоритные фигуры,
сойдя с полей – страниц литературы.


3.
Сойдя с полей – страниц литературы,
идут по жизни с нами наравне
героями на ярком полотне,
ансамблем выразительной скульптуры.


И типажи порой родней родни,
порой на них мы не найдём управы,
на мнение своё имеют право:
история – из классики они!


Постигли суть событий на земле
из тонкостей противоречий жизни.
Успех в делах – удача на крыле.
Реально – люди, личности – не слизни.


Развитие в пути отражено:      
ведь всходам появиться суждено.


4
Ведь  всходам появиться суждено:
наитие, которое внезапно
творца одарит силой благодатной,
пьянит и будоражит, как вино.


Упругий парус оседлал волну,
верхом абрек уходит в горы молча,
беглец в слезах скрипит зубами в корчах;
утёс у одиночества в плену.


Трепещет огонёк в ночной тиши
стремится спорить с мягкой полутьмою.
Джигита ждёт, к источнику спешит
царица гор с красою неземною.


Звенит её убранства серебро,
а строки музой взяты под крыло.

5
А строки Музой взяты под крыло.
Стихи пылают, требуют ответа:
зачем под пулями вся жизнь корнета,
и почему на смерть «дано добро»?*


Надежда жаждет с юных лет любви,
а рядом –  непокорная гордыня.
Опасный рок – душевная пустыня –
преследует, пульсирует в крови.


Отвага, смелость, жертвенность в борьбе –
Фатальная  неодолимость боли –
сплошные испытания в судьбе,
раздвоенность и колебанье воли.


И ангела иль демона он слышит –
слова неудержимо льются свыше.

6
Слова неудержимо льются свыше,
небесные ключи – Слова - ручьи.
О! Те лучи сияют и в ночи,
кричат, хотя они безмолвья тише.

На творчество судьбой обречены
служители Эвтерпы* терпеливой.
Рисуя взор горянки горделивой,
они красой хребтов поглощены.


Картина жизни за сердце взяла.
Корнет тревожит, судит и поныне,
а это – не  кривые зеркала.
Творец  в фальшивом обществе повинен!?


И демон не весельем – злобой пышет…
Поэт душою слышит, сердцем пишет.

7
Поэт душою слышит, сердцем пишет,
с героем вместе, радуясь, скорбя.
Сомнений муки – это взгляд в себя.
Сосредоточен с детства в мысли Миша.

Нелёгкое познание судьбы.
Значенье имени – подобен Богу,
но выпала тернистая дорога –
изгнание да вёрстные столбы.

Бого-по-доб-ный! Mi - ka - el, Ми - шель…
Зачем  надежда  уши вдруг закрыла?
Нельзя, нельзя ей умирать – забыла!
А Родина и в сердце, и в душе –

Угрюмый край, туманный край, серо – 
за мыслями торопится перо.


8
За мыслями торопится перо
по чистому листу, по самобранке.
Вот предсказатель в Эрсильдонском замке,*
и демонический Рифмач – пророк.

Шотландский рыцарь. Древняя родня.
С законом спорили неоднократно.
Он – Лерма – тоже мыслит нестандартно,
огниво, сверк, не занимать огня.

А Томас Лермонт, прозорливец. О!
Из прорицателей, ведун, загадка.
А слабости прославили кого!?
При-выч-на  греховодника повадка.

Звучат куплеты страстные в ночи…
Пронизывают творчество лучи.


9
Пронизывают творчество лучи –
истории полярные объятья,
Как выразить себя, свои понятья,
когда «друзья»  порою – палачи?


И новые герои рождены:
безверие и жажда жить – основа.
Звенят оковы, а душа без крова!
И дни  грядущего предрешены.

Ведь пеленали сразу жизнь во тьму,
в судьбу пиита собирая тени.
Спросить бы предка, Рифмача Фому,*
где царство фей и белые олени?

Оттуда льются светлые потоки,
от Бога вдохновенные истоки.


10
От Бога вдохновенные истоки:
«На смерть поэта» ода – крик души,
но зов к отмщенью* замирал в тиши:
злорадствовал потере «свет» жестокий.

Двору мятежность, ох, не по нутру,
и на охоте не найти покоя:
в стихах бессмертна даже тень героя –
а память – благодарность на смотру.

Горюют не надменные сердца.
Поэзия – событий жизни призма –
извечна,  и «не требует  венца»,**
хоть Муза привередливо капризна.

Светлы и крепки древние ключи,
Эпоха в каждой клеточке звучит.

11
Эпоха в каждой клеточке звучит.
Открыты и понятны идеалы,
когда  вокруг друзья и нет опалы,
желанны встречи, споры горячи.

А за-пре-дель-ность счастья, торжество:
езда в ночной степи, в простой телеге,
мечты, по телу растворённость неги,
и любит, и ликует естество.

На жниве удивляют мужики,
что пляшут в честь уборки урожая.
В общенье простотою высоки,
к проезжему – с почтеньем: уважают.

Стихи диктует сам простор широкий,
прессует и нанизывает строки.

12
Прессует и нанизывает строки,
и жизнью, болью полнятся листы,
где дьявольски талантливо холсты*
рисуют поколения пороки.

Взращённая в веках, издалека
«Героем времени» пришла  проблема,
игра в любовь – намеренная тема,
а сила эгоизма велика:


Привычно волочится, не любя,
отказ – уйдёт обыденно, послушно.
Не станет перекраивать себя,
зевает и флиртует равнодушно.


Погружена  в страдания,  в печаль,
пылает мысль, светла и горяча.

13
Пылает мысль, светла и горяча –
раздвоенность, возмущена эпоха.
Противоречия в единстве – плохо!
Добро и зло – не разрубить с плеча.

Размолвка с Богом бередит уже:
с землёй и небом быть одновременно
нель–зя! Но рядом  с небом – непременно…
Сверхчеловек оставил след в душе.

И с Мережковским спорит Соловьёв:
сомненья, бесконечность отрицаний,
духовность, понимание её.

А с неба звёзды  тихо льют мерцанье,
роятся и таинственно молчат,
а жизнь сгорает, плавится свеча.

14
А жизнь сгорает, плавится свеча,
плывёт печаль из бесконечной дали.
И молнии над Машуком рыдали,
и грому ангел тихо отвечал...


Поэту долгожданная  гроза –
бесстрашная весёлость перед смертью…
Царю ж слеза не обожгла  глаза,
он «брякнул лишнее» *, сказал, поверьте:

Нет привилегий гению в судьбе,
но «право есть» …  на раннюю могилу*…
Престиж таланта – погибать в борьбе.

Певец и ныне не теряет силу:
диктует с неба думы о земном.
Стихи – посев, познания зерно.

15
                Магистрал
Стихи – посев, познания зерно,
что прорастает в образах культуры,
сойдут с полей  – страниц литературы:
ведь  всходам появиться суждено.

А строки музой взяты под крыло:
слова неудержимо льются свыше.
Поэт душою  слышит, сердцем пишет,
за мыслями торопится перо.

Пронизывают творчество лучи,
от Бога вдохновенные истоки.
Эпоха в каждой клеточке звучит,
прессует и нанизывает строки.

Пылает мысль, светла и горяча.
а жизнь сгорает – плавится свеча…

______________________________________

Примечания
Кто близ небес, тот не сражён земным.
                Лермонтов, «1831-го, 11 дня».
20
Что на земле прекрасней пирамид
 Природы, этих гордых снежных гор?
Не переменит их надменный вид
Ничто: ни слава царств, ни их позор;
О ребра их дробятся темных туч
Толпы, и молний обвивает луч
Вершины скал; ничто не вредно им.
Кто близ небес, тот не сражен земным.

Сонет 1
Основа  (многозначное  слово) – источник, главное, на чём строится что-нибудь, что является сущностью в рассуждении;
исходное, главное  положение  научного труда, творчества;
размышление о себе, эгоизм, присутствие сильного «я».

Сонет 2
*летом 1825 года Лермонтов пережил первую детскую влюблённость: «о, эта загадка, этот потерянный рай до могилы будут терзать мой ум. Иногда мне странно, и я готов смеяться над этой страстию! – но чаще
плакать».

Сонет 5
*Лермонтов сослан на Кавказ, где идёт война с горцами. Царь, прочитав роман  «Герой нашего времени», отметил, что характер Максима Максимыча «набросан» удачно. Мысленно обращаясь к опальному поэту, царь говорит: «Счастливый путь, господин Лермонтов, пусть он, если это возможно, прочистит тебе голову…»
11 июля 1840 года генерал-лейтенант А. В. Галафеев за мужество и храбрость представил Лермонтова к награде, но НиколайI вычеркнул  имя опального поэта из списка.
В августе-сентябре Лермонтов командовал отрядом кавалерии и получил самую высокую оценку начальства, но царь вновь отказал в награде.
Командующий войсками на Кавказской линии и Черномории генерал-адъютант П. Х. Граббе в рапорте от 3 февраля 1841 года за №76 снова представил Лермонтова «к золотой полусабле», но и в этой награде, уже после смерти Лермонтова, было отказано.

Сонет 6
*Эвтерпа – Покровительница лирической поэзии и музыки
Приватно – в частном порядке.


Сонет 8
* Древняя родня. Отец Михаила Лермонтова, Юрий Петрович Лермонтов, принадлежал к древнему, но обедневшему мелкопоместному роду. Он любил рассказывать о том, что его предки происходили от испанского предка герцога Лермы, который во время борьбы с маврами (XI –  XIVвв.)
* Замок близ монастырского города в Шотландии (ХIIIв.) вынужден был бежать из Испании в Шотландию. Действительно, в старых шотландских хрониках упоминается некто Лермонт, бывший участником событий, воссозданных Шекспиром в трагедии «Макбет». В начале XVII века, во время смут в Шотландии, один из  Лермонтов, Георг, покинул Родину. Сначала он отправился в Польшу, а затем, в 1613 году, после взятия русскими крепости Белой, перешёл в числе шестидесяти шотландцев и ирландцев служить московскому царю.
        * В замке жил прославившийся в своё время, ведун, стихотворец (в то время называли  Рифмач) Томас Лермонт. Славился он как ведун и прозорливец, смолоду находившийся в каких-то загадочных отношениях к царству фей, и потом собиравший любопытных людей вокруг огромного старого дерева на холме Эрсильдон, где он прорицательствовал. Вместе с тем эрсильдонский владелец был знаменит как поэт, за ним осталось прозвище стихотворца, или, по-тогдашнему, рифмача – Thomas the Rhymer. Конец его был загадочен: он пропал без  вести, уйдя вслед за двумя белыми оленями, присланными за ним, как говорили, из царства фей. Через несколько веков одного из прямых потомков этого фантастического героя, певца и прорицателя ,исчезнувшего в поэтическом царстве фей, судьба занесла в прозаическое царство Московское. От этого ротмистра Лермонта в восьмом поколении происходит наш поэт, связанный с рейтарским строем, подобно этому своему предку XVII в., но гораздо более близкий по духу к древнему своему предку, вещему и демоническому Фоме Рифмачу, с его любовными песнями, мрачными предсказаниями, загадочным двойственным существованием и роковым концом.


Сонет 9
*Речь идёт о вещем и демоническом Рифмаче Фоме (XVII в.), тоже предок Лермонтова.
          Можно представить, с каким интересом юный Лермонтов читал трагедию Шиллера «Дон Карлос», в которой среди действующих лиц он встретил имя графа Лермы, а также балладу Вальтера Скотта «Фома Рифмач» о легендарном шотландском барде XIII века Фоме Лермонте.


Сонет 10
*«Отмщенья, Государь, отмщенья,
Паду к ногам твоим.
Будь справедлив и накажи убийцу», –  Писал Лермонтов, обращаясь к царю.
**Слова А. С. Пушкина, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Сонет 12
*В 1840 году вышло первое издание романа «Герой нашего времени», о котором В. Г. Белинский написал: «Дьявольский талант. Молодо-зелено, но художественный элемент так и пробивается сквозь пену молодой поэзии, сквозь ограниченность субъективно- салонного взгляда на жизнь».

«Никто ещё не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоуханной прозой. Тут видно больше углубленья в действительность жизни; готовился будущий великий живописец русского быта…»
                Н.В. Гоголь
Роман «Герой нашего времени» Лермонтова произвёл на Льва Николаевича Толстого «очень большое впечатление». Главу «Тамань» он назвал «совершеннейшей».
А. П. Чехов считал «Тамань» образцом русской прозы.  «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова,– говорил Чехов. – Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах – по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать».
«Эту прозу мог создать только русский язык, вызванный гением к высшему творчеству. Из этой прозы – и Тургенев, и Гончаров, и Достоевский, и Лев Толстой, и Чехов. Вся великая река русского романа растекается из этого прозрачного, зачатого на снежных вершинах Кавказа».
                А. Н.Толстой
«…Вряд ли что из писателей превзошёл Лермонтова в описании природы, во всяком случае, редко кто достигал такого мастерства».
                Карл Маркс

Сонет 14
Узнав о смерти Лермонтова у себя во дворце, в кругу семьи, за чайным столом, царь произнёс знаменитую кощунственную фразу: «Собаке – собачья смерть!» – и увидел, что даже его собственная сестра возмущена. Он сразу понял сам, что «брякнул лишнее» и, выйдя к придворным, Николай выразился иначе: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».
Литература.
1. В. А. Мануйлов, «Михаил Юрьевич Лермонтов», Л, «Просвещение», 1976.
2. Н. Долинина, «Печорин и наше время», эссе, Л. «Детская литература», 1975.
3. Составители М. И. Гиллельсон и В. А. Мануйлов, «М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников», М. «Художественная литература», 1972.


1.Рецензии на венок сонетов «Кто близ небес, тот не сражён земным».

* "Поэт душою слышит, сердцем пишет"
Вам, дорогая Нина Викторовна, удалось в этом венке сонетов создать портрет Души Великого Поэта. Он незрим, но им наполняется пространство, в котором растворяется читатель , до полной иллюзии общения с Михаилом Юрьевичем. Мелодика стиха вначале нетороплива и еле слышна, как журчащий ручеёк. И вдруг, стремнина, водопад, кипение страстей и... горечь прерванного полёта. Это первые впечатления от прочтения на эмоциональном уровне. СПАСИБО! Как я рад, что судьба подарила мне счастье быть Вашим читателем и поклонником. Храни Вас Господь.
Евгений Матвеев 2, 24 12:38.11.2016

*Спасибо, Нина, человеческое и за светлую память , и за венок сонетов
о великом поэте и сыне России М. Лермонтове. По душе!
Николай Тихонович Пидласко, 25.11.2016 07:59

*   Нина, замечательно! Таких посвящений Лермонтову я ещё не читала! Можно издавать отдельной книгой.
Овчинникова Татьяна Сергеевна,  09.12.2016 14:58

*  ФЕНОМЕНАЛЬНО, голубушка!
 У меня 7 венков! И я знаю, каков это труд!  Целую руки!
Адольф Зиганиди, 28/11/2016 - 23:

*  Ниночка! Поздравляю Вас с Большой работой.
И мастерство стихосложения, и охват темы достойны восхищения.
 Алла Кармаза, 04/02/2017 - 11:36


Чудесный поэтический анализ творческого и жизненного пути Великого Поэта! Достойно публикации в качестве дополнительного материала к любому учебнику русской классической литературы! Мои аплодисменты!
Леонид Дьяченко   10.12.2016 17:56

*  Очень интересное произведение, Нина.
Замечательно подобран Магистрал и на его основе – роскошный венок из прекрасных «цветов» - сонетов. И в дополнение очень ценный литературно - исторический разбор. Мастерская работа!
Ирина Волокина 12.12.2016 23:18

* Превосходная работа. Хороший учебный материал, который можно использовать многим авторам. Благодарю за доставленное удовольствие.
Евгений Прохоров, 08.12.2016 10:53

*  Замечательно, очень интересно и познавательно!
Валерий Денисов   11.02.2017 15:31

* Дорогая Ниночка! Такой венок сонетов не просто нужно выстрадать -
его необходимо родить душой и сердцем, пройдя неоднократно вместе
с Великим Поэтом всю его непростую жизнь, от первого детского крика
до последнего дыхания, вобрав в себя все его тяготы от того места, где
"всходам появиться суждено" до гордого "утёса у одиночества в плену".
              Пятнадцать изумительных сонетов, где каждая строка несёт так много и смысла и любви, и света, что Лермонтова дух взирает с высоты и шлёт душой Вам лучшие цветы!
            Низкий Вам поклон, светлая, чуткая, утончённая, прекрасная и безмерно талантливая женщина, слушающая душой и пишущая сердцем "от Бога вдохновенные истоки"!
С искренним восхищением,
Екатерина Головинская  12.02.2017 13:34 

Нина Викторовна,
вместо традиционных поздравлений:

«Кто ты, поэт, когда, созрев
для Вечной Ветки, вдруг напишешь:
«Плоды – предвестники дерев...»
Я знаю, зрелость есть и выше!

Я ведал слов нескладный слог,
Язык мой – бог таких помарок!
Но в нём не мрамора подвох,
он – всё преднежность, всё предъярость...»

В Лермонтове был запечатлён этот Дух небес, и он есть в каждом, кто не отдаёт своё творчество на зряшную потраву.
С уважением и почтением,
Валерий Гаевский 24.03.2017