Фазы развития науки

Сергей Козицкий
Упражнения по методологическим вопросам научного познания привели к ряду мыслей на эту тему, сдобренных типологическими установками. Гипотеза состоит в следующем... Как кажется, любая наука в процессе своего становления проходит 4 фазы:

1. Уровень коллекционирования марок. Это сугубо субъективно-материалистическая стадия, сенсорно-этическая. Вот человек смотрит на звезды - он видит звезды, как таковые (сенсорика), так и их конфигурации на небе, которые ему могут что-то напоминать, как-то субъективно оцениваться как хорошие или плохие (этика), сопоставляться с какими-то известными событиями. Это все уровень коллекционирования отдельных случаев (case studies).

2. Уровень оккультной науки. Это субъективно-идеалистическая стадия, интуитивно-этическая по сути. На этом уровне сенсорика исчезает - вместо отдельных звезд появляются созвездия, например, Зодиакальные, как универсальные символы (инутиция). Но их влияние расценивается в субъективном духе, как хорошее или плохое. Наука о звездах превращается в астрологию. Здесь может наблюдаться большое количество школ, соперничающих друг с другом, но не могущих друг друга опровергнуть. Школы могут, разве что, различаться на более и менее авторитетные, сообразно харизме основателя той или этой школы. И, что существенно, интуитивное знание передается исключительно по цепи ученической преемственности, от учителя к ученику. Важным методологическим принципом является "Magister dixit" - Мастер сказал. Расплывчатый образный язык оккультных произведений едва ли позволяет врубиться самому в точный смысл того, что говорится. Поэтому вполне законны утверждения, что оккультную науку невозможно постичь самому по книгам. Необходим обряд посвящения в ученики с последующим обучением. Именно к этой стадии относится стих Гиты: "Попытайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Самоосознавшая душа способна дать тебе знание, ибо она увидела истину."

3. Уровень точной науки. Это объективно-материалистическая стадия, сенсорно-логическая по сути. Есть звезды и планеты, которые как-то движутся по небу (сенсорика). Под это дело придумываются теории (логика), пытающиеся объяснить, что как и почему движется. Наука о звездах превращается в астрономию. Причудливые теории с множеством эпициклов в духе Птолемея сменяются гелиоцентрической моделью Коперника, и все это превращается в небесную механику во времена Ньютона. Стоит отметить, что хотя любое развитие науки не обходится без интуиции (восхождение к абстракции), но здесь со времен Френсиса Бэкона имеет место диалектика теории (логика) и эксперимента (сенсорика). Не случайно именно в Англии, которая по типу Штирлиц (логико-сенсорный экстраверт) родилась наука в классическом смысле. Для этого уровня характерно развитие, когда одна теория сменяет революционным способом другую, как более точная. Или же, одна научная парадигма в духе Томаса Куна приходит на смену другой. Здесь уже все результаты формулируются в строгих научных понятиях и, в принципе, наукой уже можно овладеть самому по книгам. Хотя такие явления, как научные школы остаются, но становится возможной ситуация, когда одна школа в дискуссиях побеждает другую.

4. Уровень системного подхода. Это объективно-идеалистическая стадия, по сути интуитивно-логическая. Наука только сейчас толком выходит на этот уровень. Толчком к тому послужили, например, достижения физики 20 века, когда стало ясно, что старый механистический (сенсорно-логический), редукционистский подход в таких областях как квантовая механика дает серьезные сбои. И необходимо его дополнять холистическим (интуитивно-этическим) мышлением, когда явление изучается не изолированно от всего остального мира и наблюдателя, а как составной элемент сложной единой целостной картины мира, где все со всем связано. На этом уровне начинают опять всерьез восприниматься оккультные науки типа астрологии, но уже на новом методологическом уровне. Происходит обращение и/или возврат к концепциям восточной философии в духе буддизма и индуизма, как к сугубо холистическим концепциям, адекватным квантовой механике. Не случайно же Эрвин Шредингер под конец жизни стал буддистом, а Роберт Оппенгеймер при первом испытании атомной бомбы процитировал Гиту: "Я есть смерть - великий разрушитель миров." Кстати, известно что Оппенгеймер регулярно цитировал Гиту своей любовнице. И вообще, ситуация с атомным проектом такова, что сама идея атомной бомбы была подсмотрена в Ведах, где описано такое страшное оружие как Брахма-астра. В 20-е годы в Германии, да и в СССР организовывались целые экспедиции в Индию и Тибет с подобными целями. Идеи Юнга по части типологии корнями уходят в Ведическую литературу. Не верите? А посмотрите его "Психологические Типы", обильно снабженные ссылками на Гиту, Упанишады, Бхагавата Пурану... Но это уже отдельная тема.

В целом можно выделить диалектическую триаду во всех этих упомянутых фазах. В качестве тезиса изначальный уровень примитивной науки в духе коллекционирования марок - сенсорно-этический. Антитезисом является та сдвоенная фаза, когда сенсорика, с одной стороны меняется на интуицию (астрология) и этика, с другой стороны меняется на логику (астрономия). Уровень синтеза - это современный системный подход, когда наука становится существенно двумерной и методологически сбалансированной (холизм+редукционизм).