Рассказы о себе Бориса Оськина

Майя Барахова
       РАССКАЗЫ О СЕБЕ БОРИСА ОСЬКИНА
        /Записала  М. Барахова в 2007г/.
                « Покой души и созерцание необходимы для творчества.»
                /Андрон Михалков - Кончаловский/
                «Вороны летают стаями, а Орёл парит один»
                /Мудрец/
       ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ.
Дед  Бориса Васильевича , родом из Рязанской области Михайловского уезда, был иконописцем, вольнослушателем курсов при Академии Художеств в Москве.
В 1914 году он со своей семьёй перебрался на жительство в Москву. Жили они в работных домах/бараках/ немецкого предпринимателя Дангауэра на Рогожской заставе. Там и родился Борис 5 июня 1935 года. Он был  третьим ребёнком из пяти/ещё три брата и сестра/. Когда началась война, его  со  старшим братом отправили к дедушке в Углич, где Борис работал на часовом заводе . Завод был вскоре перепрофилирован на военный лад и водным путём отправлен на баржах  в Нижний Новгород /г. Горький/. Дед  же с двумя внуками оказался в Чувашии, в деревне Отара, где они прожили до 1942 года.Затем их судьба занесла на Урал, в Челябинскую область., под Златоуст в местечко Куса.
В Москву  братья вернулись в мае 1945 года. В этом же году Борис поступил в школу/сразу в 4 класс/И до 1950 года закончил 8 классов.
Мать одна поднимала  пятерых детей.  Три  сына учились в  ремесленных училищах,а Борис был определён  учеником в цех издательства «Правда». Одновременно он учился в вечерней  школе рабочей молодёжи и в 1952году успешно закончил её.
Уже тогда стал посещать изо-кружок .Мечтал об архитектурном институте.В десятом классе друг уговорил его поступать  с ним вместе в авиационный институт.Они сдали документы, прошли коллоквиум и были зачислены на приборный факультет.
И вдруг по радио Борис услышал приглашение на день открытых дверей в Архитектурный институт. Решил сходить. Территориально оказалось значительно ближе к дому.Но необходимо было при поступлении сдать два экзамена/даже медалистам/-рисунок и черчение. Он рискнул. Сдал оба посредственно. Был зачислен, но без стипендии на первый семестр . Мать упрекнула Бориса- « А в МАИ получал бы стипендию».
Архитектурный – трудоёмкий институт, студентам приходилось работать много.
                ЗЕЛЕНОГРАД.
Моё знакомство с Борисом Оськиным состоялось в Зеленограде, когда я влилась в творческий коллектив проектной мастерской с большой мечтой заработать жильё для своей семьи /1967г./
Борис тогда возглавлял бригаду архитекторов, занимавшихся разными градостроительными и оформительскими проектами в городе электроники.
Мастерская  для проектирования будущего наукограда в Крюково возникла на основе  небольшого., но даровитого  молодого  коллектива  под  управлением главного архитектора г.Москвы  Михаила  Васильевича  Посохина, проектировавшего Дворец съездов в Московском Кремле в конце пятидесятых годов./1959-1961/.
Зеленоградскую мастерскую возглавил Игорь Евгеньевич Рожин, народный архитектор СССР,Заслуженный архитектор РСФСР, Лауреат Ленинской премии/ за создание проекта Стадиона имени В.И.Ленина/.
Городу присвоено наименование – Зеленоград  15 января 1963 года.

Получив приглашение на работу в качестве инженера- технолога  летом 1967года я находилась в таком состоянии эйфории, заразившись бескорыстным  азартом  творческого коллектива, жившего интересами нового города, в котором всё только начиналось.
Мы все /почти/ были молоды. Готовы были творить без устали. Заражались идеями друг от друга.Всё в этом городе зависело от нас, его жителей и творцов. Нехватка необходимого  в городе с лихвой заменялась оптимизмом молодости и юмором талантливого коллектива, жившего одной семьёй.  Те из нас, что уже переехали жить в новый город, приспосабливались к его прелестям и недостаткам. А те, что ещё ожидали решения этого вопроса - на специальном автобусе утром от Белорусского вокзала - доставлялись к месту работы и вечером - назад в Москву.
Плохие дороги, грязь, нехватка транспорта, магазинов, не говоря уже о детских садах, школах - всё было.  Очень не хватало бабушек, помощников в воспитании малышей.
Отсутствия культурных заведений не ощущали- нам хватало своего коллектива, где недостатка  в выдумках, розыгрышах не было. На работе с нами же  бегали  дети –общая наша забота. Им и красный уголок выделили, где они и рисовали, и лепили , и читали.
Очень интересно проходили общие праздники, юбилеи и дни рождения наши. Это было весело  и  вспоминается до сей поры теми, кто продолжает хранить традиции наши.
Постепенно стали возводить и промышленные корпуса Электроники. Город рос. Требовалось ещё больше жилья и коммуникаций.

 Вернёмся к воспоминаниям Бориса Оськина.
По масштабу своей личности Борис  оставил в памяти сотрудников Зеленоградской проектной мастерской долгую память как добрый и очень цельный мужественный  человек.  Особая статья –  впечатление  от знакомства с его  архитектурным и художественным наследием.
Борис  вновь появился в нашем  братстве/ тех, кто был связан работой в проектной мастерской города Зеленограда/ только  в конце 90-х годов прошлого века./После почти тридцатилетнего отсутствия на родине/.
Он страдал от потери зрения и нуждался в помощи. 
   С давних времён ему рядом с домом в Москве была выделена творческая мастерская, где он и проводил большую часть времени. В 2007году нужно было подготовить к выставке в ЦДА его акварели и  картины маслом.
Сын Андрей и дочь Наталья помогали отцу. Появлялись и друзья и бывшие сотрудники по Зеленограду в его творческой мастерской.
   Именно в это время при общении с этим добряком я слышала то, что публикую здесь, согласовав с ним и его семьёй этот материал. Он с удовольствием делился воспоминаниями о том далёком времени, когда его жизнь только определялась.
Итак, Борис закончил МАРХИ в 1958году.По распределению ему выпал город  Красноярск.Но, поскольку он успел обзавестись семьёй/ жена – Светлана, тоже архитектор, и годовалый сын Андрей/ и ему полагалось жильё, - Красноярск от своей заявки отказался.Борис получил право и возможность свободного трудоустройства в Москве.Ему предложили сначала поработать в институте ПИ-2,который располагался недалеко от Гидропроекта/ "большого козырька"  на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе./
   В этом же здании на 3-4 этажах располагался институт, где в ту пору трудился И.А. Покровский.Когда его мастерская в какой-то момент зашивалась, готовя к сроку конкурсный проект,Бориса попросили помочь. О его способностях они узнали из выставки акварелей, которую он развесил  для обозрения  вдоль лестниц  и по коридору  здания. Борис согласился поработать  к конкурсу.
А в это же время у него была ещё одна большая работа в Японии/Токио/.Там завершался монтаж выставки. Надо было лететь туда. Интересные акварели из Японии привёз Борис.

   У Бориса был друг – арх.Владимир Коробов., сын влиятельного человека Павла Ивановича Коробова .Благодаря его вмешательству , Б.В.Оськина перевели в мастерскую №9 Моспроекта -1.  Там тогда занимались правительственной базой отдыха в Пицунде/между Сухуми и Гагры/ в Грузии на берегу Чёрного моря.Зная на что способен Борис, Главный архитектор г. Москвы Михаил Васильевич Посохин, однажды
пригласил его к себе в кабинет и распорядился: « К утру чтоб Перспектива Пицунды была готова!» Борис начертил,  «отмыл», к утру – готово!    Утром совещание.   В тот же день в газете  «Правда» рисунок опубликован.

   В это время Н.С.Хрущёв обуреваем идеей – построить на территории Кремля современный объект его эпохи – Дворец съездов. Раньше съезды партийных деятелей проходили в Свердловском зале Кремлёвского дворца.
Одна попытка решения этой задачи уже была. Трёхэтажное здание архитектора Тонна на территории Кремля уже было возведено/С высотой каждого этажа- 5 метров/. Теперь М.В. Посохину был поручено разработать более торжественный вариант. Строительную площадку уже подготовили.  Опять Посохин к Оськину – за шкирку и в Кремль на заседание по вопросу обсуждения этой идеи и возможностей. В этом совещании принимали участие, кроме М.В.Посохина, – А.А.Мдоянц,Е.Н.Стамо, Львов.
 Оськин показал свои эскизы. По окончании совещания к нему официально обратились с просьбой найти способных ребят по списку/ независимо от того, кто куда распределён / -для работы над проектом Кремлёвского Дворца съездов.
 Борис обрадовался. Отреагировал мгновенно . Обзвонил ребят. Подал список- человек пятнадцать.  Среди них: Игорь Анатольевич Покровский, Иванов Валерий, Юрий Дмитриев и много ещё.Съехались и явились быстро. В третьем корпусе здания архитектора Тонна разместилась проектная группа.
С базой отдыха  в  Пицунде  Борис  простился в ноябре !959 года.
    Работу над проектом  Кремлёвского Дворца съездов /КДС/ начали  в  декабре 1959года. /закончили в 1961 году./
Во время работы над этим ответственным проектом Борис не забывал рисовать.Есть акварельки у этого автора , выполненные в Кремле. Пропуск был оформлен.Пришёл на час пораньше – и  отобразил, что выбрал, легко!
    Работа нал КДС шла авралом. При разработке фасадов были представлены пятьдесят вариантов. К.Е.Ворошилов и С.М.Будённый  выбрали из всех  - вариант, разработанный в группе Оськина. Позднее он и был воплощён при строительстве.
Н.С.Хрущёв  в 60-х годах мог распоряжаться средствами государства и с его разрешения было много потрачено на строительство КДС / с привлечением специалистов из-за рубежа/. Поскольку в то время  нефтяные скважины дали хорошую прибыль, то мечты правителя пошли дальше .Очень хотелось  создать Всемирный выставочный центр  /ВВЦ/ к 1970 году. И многие участники проекта КДС перешли в группу ВВЦ.
   Но Борис решает иначе. Он озадачен улучшением жилищных условий для семьи.Они жили тогда на Мещанской улице в особняке. У них была одна комната площадью в 70 кв.м. А их было  уже четверо. Сыну Андрею-6 лет, Наташа только родилась. В то время район Мещанских улиц был очень загазован. Много грузового транспорта мимо дома двигалось в течение суток.
   И в это время Борис узнаёт о городе-спутнике Москвы, где можно быстро заработать жильё. Однажды встретил Николая Осмера /у которого та же проблема стала остро/  и они поехали на разведку в новый строящийся город электроники.  Там уже работала проектная мастерская под руководством архитектора Игоря Евгеньевича Рожина. И город и природа им понравились. Они обратились со своим предложением к руководителю мастерской. Ответ был коротким-Оформляйтесь!
   Так Оськин оказался в Зеленограде/с 1963г/.

   Поначалу он старший архитектор в бригаде Наума Соломоновича Писаревского и занимается привязкой типовых жилых домов. Разрабатывает  торговый центр в Западном жилом районе.
   В это время идёт напряжённая завершающая работа над проектом застройки центра нового города. /За  закрытой дверью в одной из комнат, куда не всем есть доступ./ Туда-то и заманил Игорь Евгеньевич Рожин Бориса, чтоб тот взглянул и среагировал. Приближался срок сдачи проекта, и он Рожину не нравился.
   Приёмная госкомиссия в составе: Змеула Л.В., Белопольского Я.Б. и Улоса Н.Н. должна была вынести приговор,  от которого зависело дальнейшее финансирование.  Работа длилась уже два года. Деньги съедены. В авторах – Семерджиев и Рожин.
Борис зашёл в эту комнату, глянул.  Выйдя оттуда, сказал Игорю Евгеньевичу: «То, что увидел -не воспринимаю».
   Придя домой, призадумался и решил спасать И.Е.Рожина.
За ночь нарисовал то, что хотел по своему видению..Утром отправился на работу - повседневные дела. Сам – никакой. Подошёл Володя Курочкин: «Борис, ты что такой?  Не спал?»   Борис рассказал, куда ушла ночь. Володя: «Можно, я физически тебе помогу?» По окончании рабочего дня стали прорисовывать идею Бориса. Утром к И.Е.Рожину- Как быть? Нужно решить вопрос финансов. За работу нам ничего не надо, а вот подрамники, багет… Рожин вздохнул. Оказавшийся рядом Наум Соломонович среагировал: «Деньги съели.  Но у меня –то  есть!  Не волнуйтесь! Всё будет через неделю!» Закатали рукава .Но и вдвоём не осилить всё за эти дни. – Вычертить, нарисовать, покрасить.Обратились за помощью к ребятам.   
  Ю.А.Дмитриев/ скривив рожу/: «Выпендриться хочешь, Оськин?»,
  к А.В.Климочкину:  « Не реально успеть.»   А через день он же: «Борис, давай, помогу.»  Так втроём и закончили.
   Приехала Комиссия: Л.В. Змеул, Я.Б. Белопольский, Н.Н.Улос.
Два варианта были представлены.Каждый под своим девизом.Доски, макеты.
Змеул выступил по варианту №1,одобрил.
Белопольский без выступления подошёл к Семерджиеву, обнял его и сказал:
 « Ты мне друг, но истина дороже!
Вариант молодых комиссия будет обсуждать.               
А ваш, - макулатура, не достойная архитектуры.»
  Градостроительный совет решил присвоить победу Б.Оськину.
Семерджиев возмущён.  Рожин поздравил с успехом Бориса.

В начале 60-х годов произошли изменения в судьбе и профильной направленности  наукограда.Министром Электроники в 1962 году становится  Шохин.В Моспроекте меняется власть.У руля –Осмер.Рожина И. Е. заменяют Покровским И.А.

   В 1968 году Борис получил предложение от М.В. Посохина  возглавить проектную мастерскую при Госстрое/по праздничному оформлению  города Москвы./
И.А.Покровский   уговаривал Оськина не покидать мастерскую в Зеленограде, выдвигая свои аргументы, но решение было принято. Борис обещал.

Позже  Б.В.Оськин работал долгое время/ 30 лет/ архитектором при посольствах разных стран/Ю.Америка, Африка, Европа/ при МИДе. Вёл надзор за строительством объектов, подведомственных СССР.


       БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ ОСЬКИН  О ВСТРЕЧАХ С ИЗВЕСТНЫМИ ЛЮДЬМИ,
/С А.А. Дейнекой,  М.Г.Манизером , А.А.Душкиным, М.В.Посохиным/.

   Борис  поступил в Московский Архитектурный институт в 1952 году.
/17-летним подростком. Срок учёбы там был тогда – 6 лет./
   А в 1956 году осмелился организовать  свою выставку акварели в институте.  На эту выставку пришёл А.А.Дейнека, который незадолго до того стал руководителем кафедры рисунка в этом же институте. После знакомства с выставкой, нашёл Бориса и сказал:  «Молодчина. Молодчина. Теперь тебе надо учиться дальше.  В Суриковское училище, например.»
 Борис: « А как перевестись?»
Дейнека : «Ты на четвёртом курсе?  Можно перевестись на третий курс .Помочь не смогу. Я сейчас не в фаворе.»
 После того разговора, Борис загорелся. Стал думать, кто сможет помочь.
Вспомнил отца своего друга Павла Ивановича Коробова. Тот откликнулся – позвонил в Академию художеств. Её президент тогда – Манизер  Матвей Генрихович посмотрев работы Бориса, дал добро к переходу на третий курс.
Окрылённый Борис прибежал домой. Рассказал матери, а она в слёзы : «Я не могу сынок. Ещё три года учиться. Мне тяжело. Вас пятеро.»
 Борис снова в Академию художеств.  Манизер:  «Хорошо. Заканчивай Архитектурный. А художником ты уже стал. Многие заслуженные художники не имели законченного специального образования.»

 Борис вспоминал оценку своих работ другим художником, преподававшим рисунок им в архитектурном институте – Николаем Николаевичем Ростовцевым.
Наблюдая через плечо, как Борис  рисовал, сказал однажды: « Не трусь!  Больше нужно писать. Тогда избавишься от неуверенности. Ты должен верить себе.»

  Несколько эпизодов припомнил Борис о встрече с видным архитектором советского периода  Алексеем Николаевичем Душкиным. Борис называл его  «Глыба» / за габариты./
 1962 год.  Завершено строительство магазина «Детский мир» на площади Дзержинского в Москве. Сложное по исполнению. Оригинальное по решению. Стекло снизу до верху.  Белый камень.  Арочное завершение. Светло и просторно внутри. 
М.В.Посохин об этом здании с восторгом:
«Прекрасный пример современной архитектуры!.» 
            
   Однажды Б. Оськин , выполняя  ученый проект какого-то объекта, показал А. Н. Душкину – доску с перспективой. Душкин сморщился. Не понравилось. Он зазвал молодых студентов в группу/аудиторию/, попросил собрать на пол много ненужной бумаги, открыть окна.
Взял подрамник с закрашенной перспективой, намочил и всё смыл губкой. Осталась тушь.Подожгли бумагу. Подсушили. Через двадцать минут подрамник подсох.
Алексей Николаевич сам покрасил эту перспективу. Но как!

   Когда Борис уже работал в Кремле над КДС, он нечаянно на Ленинских горах столкнулся с этой «Глыбой». Случайная и радостная встреча, последняя…
А. Н. Душкин  был автором  многих интересных объектов и оформителем  станций метро : «Маяковская», «Кропоткинская», «Автозаводская».

Однажды  в Москве/ возле площади Восстания/ произошла встреча Бориса Оськина с М. В. Посохиным.  Борис уже перебрался в Зеленоград. « Ты можешь мне скоро понадобиться» – предупредил Михаил Васильевич.-  «Я готов. Но тогда мне придётся ездить из Зеленограда в Москву». – « Нет, в этом случае ты будешь москвичом. Не теряйся.»
И действительно, скоро он был назначен на должность руководителя мастерской, занимавшейся разработкой проектов по праздничному оформлению центра столицы и её освещению.
 На этом поприще и потерял зрение.

                ОПЯТЬ ПРО ЗДОРОВЬЕ.
   Ещё одну интригующую дачную историю рассказал Борис Оськин о приключении в саду.
Примерно в году 1986-87 на даче под Егорьевском он занимался плодовыми деревьями и ,спускаясь с дерева, повис на суку и повредил себе живот. Попал в местную больницу с перитонитом и с температурой сорок два градуса. Сразу отправили в операционную..
  Хирург, вскрыв полость, определил раковую опухоль и метастазы от неё. Молодой хирург принял смелое решение спасать и сразу же. Местный наркоз был быстро усилен общим. Наматывая кишки на локоть, он тщательно промыл нутро, удалил опухоль, метастазы.
Сделал всё чисто. Потом/ при выписке/ сам поведал об этом больному.
   Борис, выписавшись из больницы, отправился в онкологический центр на Каширке. Поставили на учёт. Наблюдали два года. Позже сняли с учёта. Специалисты заключили:
«Вам повезло. Доктор взял на себя смелое решение и спас Вас. Слава этому Хирургу!»