Зарисовки из путешествия по Америке часть 21

Нелли Добротолюбова
Дорога до Сан-Франциско абсолютно ничем не запомнилась. Примерно 250 миль однообразного непыльного пути, и мы на окраине города-мечты Сан-Франциско.
- Смотрите, что за удача! – кричим мы, показывая на здание с неизменной синей вывеской «ИКЕЯ». «IKEA» - если быть точной, а произносится «Айкиа».
Мы идём разминать свои ноги по её залам, хоть нам в дороге  ничего не  нужно. Нет, нужно! А шведские фрикадельки с брусничным вареньем! Всё не сухой бутерброд. Маринованный лосось, острый мексиканский суп-пюре с сухариками, бараньи рёбра под соусом барбекю и яблочный пирог с корицей красовались на наших подносах. Пусть «ИКЕЯ» шведский магазин, но любим мы её в Америке!
Через час мы едем по огромному железному мосту, края которого не видно. За ним ещё такой же мост из железных конструкций. Он непривычно стучит и громыхает на стыках  под нашим легковым автомобилем.
- Вряд ли нас ждут свободные места в гостиницах…  – вкрадчиво подлила я елея на тяжесть в желудке.
- Ставьте «Магеллан» на Портленд. Без разговоров. Блуждать по ночному портовому городу не вариант. Пора научиться заранее заказывать номер в отеле.
- Отель, это когда звёзды: 4 или 5, а гостиница, когда цифры: «6» или «8»…
Мы выполнили просьбу водителя. Обиженный женский голос из GPS уточнил маршрут. Кто-то выдохнул разочарование, а кто-то клятвенно заверил, что в следующий раз – прямо в Сан-Франциско, без трёпа и остановок! Было бы сказано...
«Молчите, молчите, прошу, не надо слов,
Поверьте бродяге и поэту,
На свете есть город моих счастливых снов,
Не говорите, что его нету.
О, Сан-Франциско, о, мама мио,
Потерпи, и я прибуду на днях...»
Да не осудит меня гениальный Остап Бендер за мечту! Какая разница, о чём мечтать – о блеске огней Рио-де-Жанейро или о туманном Сан-Франциско, главное, чтобы мечта была идеальной...   
«Магелланша» - не жена, она послушно вела нас в город Портленд к нашим родственникам по дороге №101 и не ворчала. Я Вам скажу:
- Дорога №101 - это сказка!
Мы покинули город несбывшейся мечты, город Сан-Франциско, через мост «Золотые ворота» и примерно через час  оказались в округе Сонома. Вдоль побережья Тихого океана проходит невысокая горная гряда. Она спасает от холодных зимних ветров оазисы Калифорнии - долины, в которых выращивают виноград, сажают оливковые рощи и фруктовые сады. За низинами опять идёт гряда гор. Летом холодное океанское течение снижает жару, поэтому климат в этих местах  весьма благоприятен для виноградных  плантаций. Долину Сонома называют «страной вина». Здесь в середине 19 века заложил основы американской винной индустрии один венгр. Он был то ли  графом, то ли авантюристом. Но это не столь важно, как то, что из своей далёкой Родины он привёз культурные сорта винограда и стал возделывать их на склонах местных холмов. Через десять лет губернатор Калифорнии отправил его в Европу за новыми сортами и за опытом выращивания неприхотливых растений. Дела шли в гору. Появились первые винные заводики. В начале 20 века их было около двухсотпятидесяти.
С 1920 по 1932 годы наступило время «сухого» закона. Инициаторами стали протестанты. Они выступали за нравственность и здоровье нации. Было запрещено употребление алкогольных напитков и их производство частными компаниями. Пить стали вдвое меньше те, кто и раньше не пил. Закон не был достаточно строг. Появились преступные группировки, занимавшиеся контрабандой и нелегальным производством алкоголя, то есть мафия. Благие намерения спасти нацию от губительного зелья провалились, а  виноградники восстановились только к шестидесятым годам двадцатого века.
Сейчас в мире производится 280 миллионов гектолитров вина в год! Я не могу представить себе сколько раз можно завернуть наш земной шарик в бутылочное «покрывало» и зачем нам тысячи и тысячи сортов сухого, полусухого, сладкого, игристого, крепкого, десертного и так далее. Учёные много раз подтверждали, что вино – яд для человеческой печени, оно приводит к циррозу, а от этого недуга спасения нет. Но люди пили, пьют и будут пить. Что это? Дань традициям или невежество? Сколько людей, столько и мнений. Производители говорят, что создание вина – это искусство. А искусство требует жертв. Я помолюсь, чтобы этими жертвами не стали мои близкие. А Вы молитесь за своих. Винзаводы начнут выпускать соки или сиропы. Семьи станут крепче, а дети счастливей.
Солнечная Калифорния занимает первое место в мире по производству изюма – 2 миллиона триста тысяч тонн ежегодно, хотя в азиатских странах урожай снимают по два-три раза в год. Вот что значит использование современных технологий выращивания винограда!
На трассе №101 появился новый знак: «Сообщите о пьяных водителях» и внизу указан номер телефона. Мы сначала не поверили своим глазам. Что за знак? Какие такие пьяные за рулём? Оказалось, что по всей дороге есть множество частных винзаводов. Они-то устраивают дегустации своей продукции, а пьяному, как говорится, не только море по колено, но и Тихий океан... 
Мы сбавили скорость. Нет, не за тем, чтобы наблюдать за пьяными водителями, а чтобы полюбоваться заходом солнца.
Наше неутомимое светило пело своё прощальное соло над океанским горизонтом. Его мягкие лучи грели крупные и спелые розовые и светло-фиолетовые виноградные  гроздья на высоких кустах. Пологие холмы, на которых террасами рос виноград, напоминали висячие сады Семирамиды. Синее вечернее небо бережно укрывало бескрайние  плантации. Заходящее солнце отдавало свое тепло поровну  всему, что произрастает: винным и столовым сортам, изюмным и кишмишным. Матовые ягоды нежились в тёплых закатных лучах, предвкушая скорый сбор урожая. Лето вошло в последнюю декаду августа, поэтому щедро золотило резные прозрачные листья на виноградных кустах и прогревало почву. Склоны гор будто примеряли на себе краски скорой осени.
Иногда в населённых пунктах продавались виноград, персики, сливы, но цены были в два-три раза выше, чем в супермаркетах. В чём причина, мы так и не поняли. Может быть, в экологической чистоте продукции? Для долгосрочного хранения столовый  виноград окуривают двуокисью серы. Но и на полях его немало раз обрабатывают от животных-вредителей, от плесени и грибков, а мы всё съедаем за милую душу. Виноградные кусты аккуратно подвязаны к многоярусным шпалерам, столбики только деревянные. Благо – вокруг необозримые леса.
Так что же такое вино красное и вино белое? Если Вы думаете, что из белого винограда делают белое вино, а из тёмных сортов получается красное вино, то ошибаетесь. Если ничего не думаете, то и это не порок. Итак, весь виноград после первого отжима даёт светлый, слегка мутный сок. Из него и делают белое вино. Тёмный пигмент содержится в кожуре. Он придаёт вину тёмный цвет, а вместе с косточками – терпкость. Красному вину добавляют утяжеление вкуса дубовые бочки. Белое вино лёгкое, с фруктовым привкусом. Его хранят в ёмкостях из нержавеющей стали.
Вина имеют многолетнюю выдержку, но в отличие от коньяка наибольший срок сохранения винного букета для белого вина – 5 лет, для красного - 10. Потом вкус портится. Почему вино не требует консервантов? Виноград содержит сахар и винную кислоту. При добавлении дрожжей сахар распадается на спирт и углекислый газ. Чем больше сахара, тем больше спирта. Спирт, соединяясь с винной кислотой, становится губительным для бактерий. 
“In vina veritas!” – повторяем мы за древними римлянами. На самом деле истина в спирте. Его открыли алхимики в глубоком средневековье, когда искали свой «философский камень». У них было две мечты: превращать металл в золото и найти эликсир вечной молодости. За мечту разве можно осуждать? Даже за бредовую. Зато параллельно, путём проб и ошибок, они выделили «душу» из вина и дали соответствующее название: «spiritus».
Да мало ли в жизни забавных ситуаций? Например, японцы изобрели спирт в 300 градусов. Сами пробовать побоялись, дали выпить русскому. Думали – умрёт, а он жив. Спрашивают:
- Как ты?   
- Ничего, - говорит наш, - только, как пукну, штаны загораются. 
Чтобы закончить древнюю, как мир, тему вина, я Вам расскажу один маленький курьёзик. В Древнем Риме слово «симпозиум» обозначало пьяную вечеринку или попойку,  а сейчас симпозиум - это солидное собрание академиков. Но даже они не могут решить, кому же отдать пальму первенства в изобретении вина. История виноделия уходит своими корнями в глубину веков, когда кто-то впервые на большом листе лопуха или в глиняной плошке смешал ягоды с мёдом и надолго про них забыл. Смесь на солнце забродила, и в тот вечер у костра в первобытном стойбище был первый пьяный симпозиум.
Древние греки имеют свою правдоподобную версию про весёлого бога виноделия Дионисия.  Египтяне оставили в гробницах рисунки о том, как сделать из  винограда пьянящий напиток. В Грузии есть находки амфор с остатками высохшего вина. Армяне считают, что Ной после потопа стал выращивать виноград именно на горе Арарат. И только французы, самые большие ценители вина, не имеют от своих предков галлов никаких подтверждений о любви к виноградному напитку с алкогольной душой, чтобы оспаривать   пальму первенства в  его изобретении. Досадный случай! Кто как не Франция на первом месте по производству вина? За ней идут Италия, Испания и Калифорния. Двадцать три из ста лучших вин делают именно на западе США. Всё это простые Каберне Совиньон, Шардоне, Пино Нуар, Зинфандель и т.д. Я в этом деле не сильна, да и Вам от названий какая польза? Приезжайте в Центральную долину. Почти каждый владелец винного заводика имеет частную гостиницу, дегустационный зал, термальные источники и море достопримечательностей вокруг.