На просторах СССР. Гл. 12 Часть 3

Евгений Пономарёв 3
               
Сыновьям полезно иметь информацию
о дорогах отцов, чтобы не наступать на одни и те же грабли.

Когда младшему сыну Косте исполнилось 8 лет в августе 1980 г. я решил показать
им хотя бы малую частичку того пути, по которому когда-то прошёл сам.

      Самолёт доставил нас до г. Горький за 5 часов. От аэропорта на автобусе доехали до ж. д. вокзала. По согласованной с ними инструкции младший наблюдал за вещами, а старший контролировал младшего. С собой у нас был небольшой чемодан и внушительный рюкзак с гостинцами и одеждой на все случаи погодных условий.
В качестве гостинцев везли кг 5 винограда с собственного огорода. Я отлучился, чтобы узнать расписание электричек и купить билеты. Ждать пришлось недолго – электричек на Гороховец и Вязники с остановкой на Сортировке было много и уже через час мы стучали в двери квартиры брата Владимира. Встретили нас приветливо, а его жена – Люся давно, со времён устройства меня в речное училище, считавшая меня братом наравне с родными – Виктором и Шурой, давно уже жившими в собственных квартирах в автозаводском посёлке, была рада повидать моих сыновей.

      За ужином мы с братом выпили по стопарику, повспоминали приключения на рыбалке во Фролищах (для сыновей) и все хором принялись обсуждать и строить планы дальнейших наших маршрутов. Собственно, их было всего 2 – сначала Фролищи, потом турне на пароходе, или сначала турне, а потом Фролищи. Остановились на втором варианте и решили плыть на пароходе до Набережных Челнов на Каме, от которых ходил автобус до Заинска (30 км), где жила сестра Роза
с мужем Борисом и внуками.

       Не откладывая в долгий ящик уже на другой день я поехал в речной порт на разведку. Пароход, не помню названия, до Набережных Челнов отправлялся через два дня. Места в каютах были уже предварительно раскуплены туристами
и пришлось довольствоваться третьим классом. В день отплытия мы, загруженные продуктами на неделю, как сказала жена брата – на всякий случай, заняли места согласно купленным билетам. Третий класс у пароходов этого типа был в трюме
и представлял из себя деревянные 2-х этажные нары, как в жёстком ж.д. вагоне
без указания места – кто как устроится. Нам удалось занять одну нижнюю полку,
на которой и дремали по очереди двое суток.

       Дневное время проводили на средней палубе, где были расположены каюты
1-го и 2-го классов. В проходах между бортами, ограждёнными сеткой, и каютами были расставлены столики и кресла. Пассажиры 3-го класса обычно редко вылезали на палубу, а туристы либо сидели в ресторане, либо бегали по палубе фотографируя окрестности и друг друга. Так что нам легко удавалось устроиться вполне комфортабельно за столиками. Первый день сыновья почти не присаживались,
с любопытством бродили по нижней палубе. Особенно их заинтересовало
машинное отделение, часть которого можно было наблюдать с палубы
через фрамуги.

       Я же наслаждался специфичным корабельным ароматом и окрестностями, узнавая и не узнавая их. В среднем течении Волга протекала пока в естественном русле и пароход плыл по фарватеру, обозначенному створами и бакенами. Отдельные пристани вспоминались по виду дебаркадеров и названиям, которые
не менялись с тех пор, как мы курсантами проходили здесь практику сначала
в качестве матросов, потом – рулевых, а последнюю – в качестве штурманов.

       На другой день вижу, что сыновья заскучали – не привыкли подолгу находиться
в ограниченном пространстве. Решил развлечь их сюрпризом. Проследив, когда
в рубке не было капитана (обычно днём капитан редко заходит в рубку, если доверяет штурманам), я поднялся в рубку и представился молодому штурману,
как бывший штурман и выпускник ГРУ. Попросил его разрешения показать
сыновьям верхнюю палубу, куда пассажиры не допускались и обстановку в рубке. Второй штурман, который и был на вахте, оказался выпускником того же горьковского речного училища и не отказал коллеге, только сказал, чтоб не долго, а то капитан
не любит, когда пассажиры отвлекают вахтенных.

       Я коротко проинструктировал сыновей, как следует вести себя и поднялся с ними
на верхнюю палубу. Обзор от рубки был гораздо шире, чем со средней палубы и сыновья засыпали меня вопросами о бакенах – почему они разного цвета, о створах на берегу, об отмашке флажками встречным пароходам. В рубке их заинтересовала толстенная раскрытая книга на тумбочке. Я разъяснил, что это лоция, в которой изображены фарватер и вся плавучая и береговая обстановка. Раскрыта она для подстраховки, а штурман должен знать её наизусть, как таблицу умножения и сдаёт экзамены на оценку этих знаний.

       Пока сыновья удовлетворяли своё любопытство у меня в памяти всплыл эпизод
из первой плавательской практики. Ходили мы тогда рейсом Горький – Астрахань на подобном пароходе, название которого уже не могу вспомнить. В кубрике мы жили
с однокашником и закадычным дружком Вовкой (фамилию не привожу – может ему не приятно будет это воспоминание). У кого первого появилась эта идея заняться коммерцией тоже не помню. В Астрахани мы закупали на все наличные средства копчёную воблу по 3 руб. за 1 кг, а возвращаясь обычно после Саратова, продавали
её любителям пива по 1 руб. за штуку. Таким образом навар составлял около 300 %.

       Хорошо, что эта зараза – жажда наживы не успела в нас укорениться – уже во втором рейсе кто-то из команды заложил нас старпому ( 1-й штурман) и мы получили от него хорошую взбучку и обещание доложить в училище. Но он не сделал этого понимая, чем это может для нас закончиться. Все торгаши – частники в то время преследовались по закону и подвергались общественному порицанию, как мошенники. Этим воспоминанием я не стал делиться с сыновьями – не будешь же объяснять, что и на Солнце есть пятна.

       Неудобства 3-го класса мы практически не замечали потому, что большую часть времени проводили на палубе. Питания у нас с собой было больше, чем достаточно,
а кипяток был в титане – хоть залейся. Его мы и пили, разбавляя сгущёнкой. Когда надоедало смотреть по сторонам, играли в шахматы, предусмотрительно захваченные из дому. Оба сына играли вполне прилично для любителей и нередко ставили мне мат.

       На третьи сутки рано утром мы прибыли в Набережные Челны, а через 2 часа уже ехали на автобусе в Заинск. Автобус был маленький допотопный и под завязку заполнен пассажирами. Тут оказалось, что младший – Костя совершенно не переносит духоты. Он позеленел, начал задыхаться и терять сознание. Пришлось остановить автобус, открыть двери для сквозняка. У кого-то из пассажиров нашёлся нашатырный спирт. Костя понюхал его и начал приходить в себя. Ему освободили место у открытого окна и оставшийся путь доехали благополучно.

ноябрь 2016 г. ПЕИ
Продолжение следует