Две молитвы

Кира Костецкая
Вере было 13 лет, когда она впервые побывала не просто в действующей церкви, а в крупном смоленском соборе. Произошло это так. Школьников вывезли из небольшого поволжского городка, где зимой снега было мало, на зимние лыжные сборы в Смоленск. Здесь, в Смоленске, снега было завались, и день до обеда проходил в лыжной тренировке в роскошных полевых и лесных снегах, а во второй половине дня можно было прогуливаться недалеко от школы, где разместили на каникулах юных спортсменов.

Рядом со школой, на пригорке, возвышался православный собор. Вера впервые видела старинную архитектуру: узкие длинные окна с цветными витражами, выпуклые округлые башенки, золотые купола , кресты на них. Услышала она впервые и колокольный звон, родивший в ней какие-то удивительные, глубокие ощущения. И именно поэтому среди своих подруг-сверстниц Вера явилась инициатором посещения храма.

Девчонки, их было пять, взошли на высокое крыльцо, открыли за медное кольцо массивную дверь и впервые оказались в мире доселе никогда не виданного роскошного убранства , расписанных особенными, фантастическими, картинами стен, высоченного потолка, лампад, икон и свечей.
Снаружи резкий холодный ветер заметал позёмку, а внутри было тепло, покойно, умиротворённо, сказочно.
Вера, как пионерка, воспитывалась вне религиозных убеждений и в школе, и дома. Но увиденное в соборе потрясло её душу, и душа откликнулась стихами, вторыми в жизни. Первое самостоятельное стихотворение Вера написала год назад под впечатлением полёта Юрия Гагарина в космос. Она славила в стихах советскую науку и советского героя, хорошо помня подслушанный ею в очереди за молоком разговор взрослых, что Гагарин в полёте так и не увидел бога, а значит бога нет.

Здесь, в храме, девочка видела, что бог есть. Он есть для тех, кто приходит сюда не на экскурсию, а по душевной и духовной потребности. В стихе Веры был сюжет, совсем не выдуманный ею - в собор пришла помолиться смоленская старушка:

"И, тяжело упавши на колени, со страстью верующей она молиться стала,
С надеждою взирая на провидца, босые ноги богу целовала."

Да, эта мольба, судя по всему, много пережившей русской женщины, образ неистовой просьбы и слёз, струящихся по морщинистому лицу, не оставляли Веру и когда она прокладывала очередную лыжную борозду в пушистых белых снегах, и на верхней полке поезда, увозившего молодую команду домой, на нижнюю Волгу:

"О, боженька, кивни своею головой, хоть чем-нибудь облегчь молящейся страданья...
О, праведный, куда же ты глядишь?.. Внемли моленьям старой и её признаньям."

Может быть, эти  стихи родились и  потому, что в смоленской прихожанке проглядывали  черты вериной бабушки, которая много плакала, много жаловалась на тяжёлую судьбу, но не умела облегчить свою душу молитвой.

"И вновь пустынный зал, горит одна свеча, снаружи всё заснеженно и глухо;
Закутана в большой цветной платок, бредёт домой смоленская старуха..."

Прошло с тех пор полвека. В городке, где по-прежнему живёт Вера, появилось несколько храмов. Один, Иоанна Богослова, выросший на высоком берегу Ахтубы, там, где когда-то сразу после революции была снесена главная церковь, особенно любим ею. Вера  не крестилась, но в её душе живёт свой бог, которого она так счастливо ощутила  в Смоленске  в свои тринадцать лет. Часто гуляя вдоль аллеи мимо высоких куполов, слушая с замиранием сердца колокольные звоны , Вера вспоминает своё первое далёкое видение Храма и две молитвы: одну, посланную ей в просьбах к богу православной смолянкой, а другую,  собственную, невольно поселившуюся в её раннем полудетском стихотворении, где она молилась и  за ту старушку, и, получается,  и за свою бабушку, и, выходит, за всех русских женщин, стоически переживших недавнюю страшную войну.

19.03.16 - 25.10.16

Фото автора. Волжский, Храм Иоанна Богослова, октябрь, 2016

К теме: http://www.stihi.ru/2010/05/15/5408