Шуман. Сказочные картинки

Маштаков
  R.Schumann, Op.113. Heft 1.

  На иллюстрации - счастливая пара, народившая 8 детей.
  Клара была блестящей пианисткой и зарабатывала этим денег раза в два более своего мужа композитора. Отец Клары, у которого Шуман брал уроки музыки, вначале сильно противился их браку, именно опасаясь безденежья на композиторском поприще.
  Но карьера юриста, затем филолога (к чему у Шумана были наклонности), и даже мечта стать пианистом - прошли мимо него.
  Более подробно о жизни Р.Шумана можно прочесть по этим ссылкам:
http://vmiremusiki.ru/robert-shuman.html
http://orpheusmusic.ru/publ/robert_shuman/111-1-0-1275

  Когда говорят о Шумане, обычно говорят о нём, как о романтике, увлечённым с юношеских лет поэзией Байрона. Но я бы отметил не романтизм, а изобразительность его музыки. Процитирую один из источников: "Шуман обладал удивительной способностью создавать в музыке портреты людей, выражать одним штрихом самое характерное в облике человека или в его настроении."
  К этому я бы ещё присоединил важность лица автора в его художественном творении - тезис, который и в отношении поэзии, разделяется не всеми, а уж в отношении музыки - тем более.


  ЖИВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ИЛИ СИНТЕЗИРОВАННЫЙ ЗВУК?

  Тем-то и объясняется мой интерес к личности автора, который я почувствовал, приступив к озвучиванию "Сказочных картинок" синтезированным на компьютере звуком.
  Разумеется, есть прекрасные исполнители, на альте, - вживую. Самый яркий из них, пожалуй, Юрий Башмет. Посмотрите на иллюстрацию, не правда ли, похож он на Шумана в чём-то внешне.
  Альт, как отдельный, достойный внимания инструмент, выделился между виолончелью и скрипкой и обособился несколько позднее их, и музыкальных произведений для него поэтому написано немного. Но потому к ним и внимание особое.

  Почему именно "Сказочные картинки"? Процитирую ещё: "«Сказочные картинки» (Marchenbilder), op. 113 (1851), — цикл из четырех разнохарактерных пьес, написанный в последний период творчества композитора. Это были годы последнего взлета творческого гения композитора...    
  Шуман посвятил свой цикл «Сказочные картины» немецкому скрипачу и альтисту Йозефу фон Василевскому (1822–1896), который, в свою очередь, после смерти композитора опубликовал в 1858 году его первую биографию.   
  Рекомендуется альтистам и скрипачам — студентам консерваторий, музыкальных колледжей и училищ, учащимся старших классов музыкальных школ и лицеев, а также пианистам для занятий в концертмейстерском классе."
  Вот, вот - как я могу пройти со своими экспериментами мимо того, что всем рекомендуется?

  Почему синтезированный звук? Может ли он добавить ещё что-нибудь к пониманию произведения, прекрасно сыгранного вживую? Да, и я почувствовал это.

  Прежде всего я почувствовал интерес к внутренней гармонии музыкального текста, созданной автором, и присутствующей в нотах, вне зависимости от дальнейших исполнительских интерпретаций. Чистоте этого восприятия способствует незашумлённость звука и безупречная ритмика, достигаемые компьютерными методами.
  "Бесчувственную" ритмику можно было бы назвать "стукатушками", если бы не красота звука, и многочисленные нюансы, этой ритмикой открываемые. И чтобы нюансы эти были хорошо слышны, я совершенно ритмику не изменял, не использовал ускорения и задержки длительности звучания отдельных нот, хотя программа позволяет делать это, и в фортепьянных озвучиваниях я этим пользовался.
  Но на этот раз я ограничился только акцентацией по громкости, позволив себе изменить ритмику только один раз, но зато существенно, организовав фермату на форте, где-то на четверти после начала записи, там, где она в авторском тексте не записана. Ну, вы эту фермату в записи услышите, и сможете её уместность оценить.
  А сама запись, вот она -  http://yadi.sk/d/GBSM_LmXxgnAq *

  Меня не очень беспокоит, что полученный звук альта - не совсем звук альта. Он возможно излишне звенит на высоких частотах и спадает по громкости на долгих звуках, чего не слышно обычно при равномерном движении смычка, но что создаёт выразительное сходство "по придыханию" с человеческим голосом - вы услышите этот эффект в альте соло на паузе фортепьяно во второй половине записи.
  Меня не беспокоит это также и потому, что сценарии развития звука как для альта, так и для фортепьяно можно усовершенствовать, и в плане большего сходства с реальным инструментом, и в плане большей вариабельности звука.   
____
* Уже сделана запись другой пьесы Шумана - Op.113. Heft 3. Вот ссылка на неё - https://yadi.sk/d/mv50BcxazCGDo
  Забавный клип, объясняющий подробно, как создаётся запись, размещён тут - http://youtu.be/lsjbR15WHEQ   

  КАК ЗАПИСЬ СДЕЛАНА

  Левая часть иллюстрации поясняет, как запись делается. Ноты ( показаны два такта третьей строки) с помощью программы Пианола переводятся в мнемонические строки. Мнемоника выбрана понятной и удобной как для компьютера, так и для работающего с ним. Вы можете сами прочесть то, что написано в нотах, и сравнить нотные обозначения с их мнемоническими записями, которые показаны на рисунке прямо над нотами.
  Поскольку нотных строк на нотоносце три - партия альта, партия ф-но правая рука и партия ф-но левая рука, то файлов с мнемоническими записями у нас будет тоже три.
 
  После того, как нотные файлы с мнемоническими записями сделаны, с помощью той же программы Пианола мы получаем три партитуры - три файла с записанными в них частотами и длительностями звучания нот. Вы можете также рассмотреть эти записи и найти в них соответствие исходному нотному тексту.
  В полученные партитуры вносятся указания на аккорды, на громкость звучания нот, на то, нужно ли эхо или нет, и вообще, указания на то, какую ноту как играть. Указаний не так много, поскольку, например, аккордные назначения - или они отменяются, или они переходят на следующую ноту.

  В результате получаются полностью готовые к озвучиванию партитуры, которые и озвучиваются программой Трио, настроенной на восприятие этих файлов.
  На чёрном слайде можно видеть этот же фрагмент в стерео звуке на экране редактора Wave Editor. Звук альта - сверху, он направлен в левый динамик, снизу звук фортепьяно - сумма звука правой и левой руки. Но можно распорядиться звуками и по-другому, и сделать их смешение в некоторых пропорциях.


==================== и самое главное

  Вы можете всё это изучить и начать делать собственные записи самостоятельно. Все программы и пояснения к ним, файлы, упомянутые в этой статье находятся в папке по этому адресу - http://yadi.sk/d/xs7hrvr2mQoRxQ

заходите, смотрите, скачивайте и пробуйте. На все вопросы я готов ответить.
От себя добавлю, что занятие это увлекательнейшее.
Заодно и с классической музыкой познакомитесь.
 
_____
  Сделаю ещё одно замечание. Люди, занимающиеся музыкальным творчеством и использующие синтезаторы, прочитав сказанное выше, обычно спрашивают - зачем же изобретать велосипед? Подобное уже давным-давно сделано в МИДИ формате, и люди успешно пользуются как им, так и разнообразными редакторами музыкальных произведений.
  Моё, однако, убеждение - что это далеко не одно и то же. Мой подход, с одной стороны - более простой, а с другой, используя наглядную форму мнемонической записи нотных строк и оригинальный метод по-периодного синтеза музыкального звука, он позволяет достичь качественных результатов.
  Но ещё более важен исследовательский аспект проекта. СкажИте - где Вы находили алгоритмы, по которым делается звук в фирменных синтезаторах? Не в общих чертах, а конкретно - звук фортепьяно, или звук скрипки, например?
  Эти алгоритмы не публикуются. Оно и понятно - кто будет делиться своими тайнами с конкурентами?
  В моих же исследованиях всё на виду. И на алгоритмы развития музыкального звука Вы можете посмотреть в исходниках программы Трио. А если хотите, то можете придумать и свой алгоритм, дополнить им программу Трио и опробовать его.
  В общем, поймите меня - хочется заниматься именно звуком, изучать его и получать от этого наслаждение, а не привязываться к Qbase и погрязать в программировании VST-плагинов. Эта дорожка настолько натоптана, по ней не то, что слоны, по ней мастодонты прошли, и свернуть с неё в заманчивые и неизведанные степи синтеза музыкального звука практически невозможно. Связавшись с Qbase будешь дудеть в общую дуду.