Дневник 116 Учительское 4

Учитель Николай
У меня в 6-9 классах 19 учеников. Никто из них сам не читает. Карточки в сельской библиотеке пусты. И почти пусты. Летом – поголовно. Книг дома практически ни у кого не водится. У тех, у кого они есть, – есть в таком количестве, что можно сказать, что их и нет. Бывает,  что ребята и не знают о тех редких книгах, которые у них на книжной полке, или в серванте, или ещё где-то…
Слава богу, есть ещё два-три ученика, которые читают, чуть подталкиваемые мной. То есть, их можно завести, на время увлечь чтением. Увлечь, наверное, слово неподходящее: увлечённых чтением с пятого по девятый класс не вижу. Но надежда на пару учеников есть всё-таки. Робкая, но она теплится в моей душе.
Вспоминаю мальчишек и девчонок 80-х. Хорошо помню «хулигана и лоботряса» Пашу Антошечкина, у которого на уроках на коленях часто была книжка! Вот бы мне сегодня таких хулиганов… Помню Галю Митину, в библиотечном каталоге которой значилось за год 120 книг. Не случайно же все сочинения и диктанты писала на «5». Оля Тетерина, Люда Кондратова, Сережа Грудин, Ира Черепанова, Серёжа Золотых, Дима Задорин, Серёжа Головин, Саша Золотухин, Дима Антоновский... Много на моей памяти хороших читателей из моих учеников. Последний яркий, пожалуй, Дима Власов.
Скажу честно себе и вам: если бы я не принуждал разными способами (я назвал это в своих учительских статьях «мягкое принуждение», и серия из четырёх заметок носит такое название), то НИКТО бы из ребят книги в руки вообще не брал. Вот истина.
Учителей, никак не требующих от детей чтения, самостоятельного чтения, уже хватает. Часть читает  по программе – ладно. Хватит и этого. Вот он – ФГОС. Государственный стандарт. А дальше – отвяжитесь.
Потребность чтения диктуется тем, что разлито в воздухе времени, в нас самих, в родителях, в атмосфере посёлка, его уровне духовности, духовности и деятельности лидеров. Она тоже еле теплится. Поэтому я рад любой весточке о читающих односельчанах, любой книге на их столе. Любому разговору на улице (вдруг!) о книгах. Приятно, что и говорить, видеть дома у Н.Д. Романова исторические журналы, редкие и красивые фолианты книг, серию по искусству живописи… Порой завидно гляжу в сторону В.А. Кондратовой, перечитавшей практически всю имеющуюся историческую литературу у нас в посёлке. Радостно слушать видимо взволнованную прочитанным М.В. Шаманину. С удовольствием предоставил из своей библиотеке редкие издания О.В. Меркурьевой. Не скрою, был приятно удивлён, увидев «глубокую закладку» в «Иллиаде» Гомера у О.Е. Стреловой – вот уж необычно по сегодняшнему-то времени! Не говорю  о Вениамине Кондратове, разговоры с которым о литературе, искусстве, жизни длятся больше двадцати лет…
Но этого мало. Нас очень мало. А значит, и нет того градуса увлечённости, при котором и кому-то другому СТЫДНО НЕ ЧИТАТЬ.
Оттого я уже несколько лет ни у кого их учеников не вижу на партах САМОСТОЯТЕЛЬНО читаемой книги. Конечно, приносят по – «мягкому принуждению». И читают некоторые немало в проекте «Успешное чтение», в проекте «Современная литература» в 9 классе в апреле-мае…
Совсем ушли в прошлое разговоры о прочитанных книгах на переменах, в коридорах и классах. А вы помните такое? Я – да. Мы, почти все мальчишки 7 класса «Б» Солгинской школы, были «больны» романами Герберта Уэллса. Я в том возрасте, как и мои друзья, перечитал всю его фантастику. Мы вырывали книги из рук друг у друга. Они были страшно затрёпаны. А что может быть лучше для книги! Не говорю уж о том сумасшествии, которое в детстве вызвали у нас первые две сказки Волкова: «Урфин Джус и его деревянная армия» и «Волшебник Изумрудного города».
                (продолжение следует)