О русской национальной идее

Марк Акравин
Данная статья содержит субъективные рассуждения автора, не претендующие на абсолютную истину, обладателем которой является только Всевышний

За последние годы разные люди с самыми разными политическими взглядами и мировоззрением неоднократно пытались понять и сформулировать, что является национальной идеей современной России. И действительно, Россия, обретшая свою государственность после распада СССР, оказалась на перепутье, ведь власть КПСС в одночасье рухнула, а вместе с ней и формировавшаяся десятилетиями советская идеология, одним из становых хребтов которой был интернационализм.

В смутные 90-е годы прошлого века слишком многим людям, как обычным и рядовым, так и стоявшим на вершине государственной пирамиды, казалось что России следует в чистом виде принять для себя западную систему ценностей, базирующуюся (как тогда казалось) на демократии, правах человека и праве собственности, но в реальности произошедшая в России под «демократическими» лозунгами «криминальная революция» (по меткому тогдашнему выражению С.Говорухина) вылилась в тотальное разворовывание государственной собственности, накопленной трудом поколений, криминальному беспределу и господству дикого олигархического капитализма, главной «идеей» которого стало «срубить бабло» любыми способами (в том числе и переступая через людскую боль и кровь), и где только возможно. И даже когда волна дикого капитализма несколько схлынула, «западные ценности» по-прежнему казались для многих знаменем, гордо реющим на ветру, знаменем, на которое стоит равняться всем «цивилизованным» странам. Но прошли годы, и «западные ценности» продемонстрировали своё полное лицемерие и банкротство, и не только из-за развязанных в своём служении Золотому Тельцу кровопролитных войн, и не только из-за всё более бесстыдно применяемых двойных стандартов, и не только из-за того, что выборы во многих странах Запада всё чаще стали напоминать фарс, приводящий к власти близоруких политиканов-популистов, обслуживающих интересы олигархии и заботящихся более о собственном политическом выживании, чем о долговременных интересах государства и сохранении его самостоятельности и национальной идентичности, но и из-за того, что доведённые до абсурда «права человека» внутри самих западных обществ были поставлены выше ценностей, заповеданных людям Всевышним, приведя к извращению религиозных, семейных и моральных норм.

Поэтому в последнее время всё более отчётливо встаёт вопрос: что же должно стать национальной идеей современной России ?
Благосостояние людей и экономическое процветание ? Но это лишь космополитичные атрибуты материального благополучия, не способные служить сплочению и сохранению государства и его народа на протяжении веков. Не всё же в этом мире измеряется деньгами.
Патриотизм ? Конечно, он важен и необходим, но сам по себе он не является какой-то особенной, присущей лишь одному народу чертой, будучи свойственен в той или иной мере разным народам в разных странах.
Демократия ? Но даже если абстрагироваться от этого во многом дискредитированного Западом термина, по причинам, упомянутым выше, всем ли государствам подходит для внутреннего устройства эта демократия западного образца, с таким рвением навязываемая странами Запада другим странам по всему миру ? И разве пример некоторых стран, в частности, современнного Китая, находящегося под многолетним управлением одной партии, не показывает, что некоторые страны могут добиваться огромных экономических успехов при иной модели государственного устройства и иной системе ценностей ?  Или пример Сингапура, одной из наиболее успешных экономически стран мира, где некоторые законы с точки зрения западной демократии являются просто драконовскими ? И разве уроки «демократической» «арабской весны», поначалу с таким энтузиазмом встреченной на Западе, не показали, что в тех же арабских странах на волне свергающей диктаторов «демократии» к власти приходят самые отъявленные исламисты, одной из главных целей которых парадоксальным образом является уничтожение той самой «демократии», которая и привела их к власти ?
И разве история России не показывает нам, что такой великой и огромной державе всегда нужна была сильная власть сильного и просвещённого правителя, ярчайшим образцом которого являлся Петр Первый ? Петр Первый, взявший от Запада всё лучшее, что он мог дать для модернизации страны, но в то же время жёстко отстаивавший интересы России, под управлением которого страна добилась наибольших успехов.
В то же время, все попытки привить в стране в чистом виде западную демократию оканчивались революцией, будь то буржуазная Февральская, в дальнейшем в силу полной беспомощности «демократического» Временного Правительства перешедшая в пролетарскую Октябрьскую, или произошедшая в России после распада СССР под знамёнами западной демократии «криминальная революция»  90-х годов...
Может быть, национальной идеей является идея симбиоза наций и культур ? Да, Россия – многонациональная страна, и уважение к многообразию культур, верований и обычаев является одним из краеугольных камней её государственного устройства, но что является тем, что сплачивает её, источником её внутренней силы на протяжении веков ?
Духовность ? Безусловно, но опять таки, что является её источником, ведь она должна основываться на каком-то стержне, на чём-то, что проходит сквозь всю многовековую историю российской государственности, и несёт в себе её внутреннюю силу и правду.

И задумавшись об этом, невозможно отрицать, что при всём необходимом и должном уважении к многонациональности и многоконфессиональности России, её стальными скрепами, её столпами, помогавшими ей выстоять и возродиться после всех тяжелейших испытаний, становым хребтом её государственности всегда являлись государствообразующий этнос – русский народ, его религия – православие, являвшееся источником его духовности и внутренней силы, и русский язык – основа его богатейшей многовековой культуры.

Так может быть, «новое – это хорошо забытое старое» ?
И всё, что нужно, это вспомнить, что являлось русской национальной идеей до трагической смерти П.Столыпина и последовавших через несколько лет после неё Февральской и Октябрьской революций, прервавших путь поступательного эволюционного развития России ? И эта идея формулировалась всего в нескольких словах.
Нескольких словах, простых, но несуших в себе неодолимую скрытую внутреннюю силу.

«Православие. Державность. Народность.»

16-17.10.2016