Дневник 114 Учительское 2

Учитель Николай
О новой форме (хотя какая она новая!) экзамена кто только не сказал своего «веского» слова. Одним учителям слова не дают. А так, что ж, все говорят да судят, кому не лень и времени праздного хватает.
Современная форма сдачи экзамена, конечно, прозрачней и честнее.
Обратимся к прошлому опыту. Что мы можем сказать о письменной форме экзамена по русскому языку (буду отвечать за свой предмет)?
Итак, по литературе ребята 1 июня, все страной, писали сочинение. А по русскому совсем недавно массово писали изложение с элементами сочинения. Какова была тактика государственного прицела на результаты  экзамена?  Явных двоечников «заваливали», то есть к ним не подходили, не помогали, не тыкали в слабые места работ, не исправляли ошибок. Все понимали: через десяток дней можно будет повторно сдать экзамен. А там доминировал учитель-словесник. Он мог прочитать данный текст не два положенных, а три-четыре раза. Он мог помочь наводящими вопросами найти ключ к сочинению по тексту  изложения, он мог подойти и указать ученику на его ошибки, задать наводящие вопросы, просто исправить в черновике все виды ошибок. Таким образом все «несчастные», как правило, после второй попытки сдавали экзамен. Районный отдел образования, любой директор школы сквозь пальцы глядели на «свободную» форму сдачи повторного экзамена: кому же хочется вечно возиться с нерадивыми неуспевающими?!  Не надо живописать радости и ребят – она была налицо.
Скажу как на духу: никаких угрызений совести у меня на этот счет не было и не будет (постараюсь в дальнейших публикациях вернуться к теме «совести»). Думаю, что и ребята, сдавшие с нашей помощью повторный экзамен (в третий раз сдавали исключительно редко – зачем? кому это было нужно?) благодарны, думаю, всем учителям, вытаскивающих когда-то их из пучины Госов…
Что же ОГЭ? Возьмём девятый класс за неимением 11-го. Комплекс материалов для сдачи разнообразный. Он позволяет, по моему мнению, со всех сторон проверить владение  учащимся русским языком: тут и способность слушать и выбирать главное, грамотно изложить услышанное (изложение); тут и владение всеми разделами науки о языке: синтаксиса, фонетики, лексики, стилистики, художественно-изобразительных средств, морфологии, пунктуации (тестирование); тут и умение писать сочинение на одну из трёх тем, предложенных по тексту – можешь писать на свободную тему, можешь – по лингвистике, то есть науке о языке. Текст тут же, как подспорье для примеров, фактов, доказательств.
Учителя-предметника на экзамене нет, комиссия нейтральна, со стороны. Строга. Никаких нарушений дисциплины, списываний. Во многих школах ведётся видеонаблюдение. Тотальная проверка на входе в школу. Всё и все под двойным контролем. Проверяются работы нейтральными, независимыми людьми и компьютером.
Конечно, честность оценки такой формы неизмеримо выше, чем в традиционно форме.
А «вопли и истерика» по поводу «виноватости ОГЭ и ЕГЭ в вопиющей неграмотности современных школьников и студентов» не более как метафора людей незнающих и неуравновешенных, сильное и очень сильно преувеличение, гипербола.