Смутное время Бориса Годунова

Маргарита Седова
Смута – время тяжелое приходит.
Все непонятное на Руси происходит.
Борис Годунов, полу-царь, да и лжец притом,
Избран Боярской Думой царем.
Царевич Дмитрий, настоящий царь наследный,
В Угличе погибает неизвестным.
Упал на нож Дмитрий, и нету теперь
Последнего Рюрика на русской земле.
На Руси считают – послал Годунов людей…
В это время голод проснулся –
Это Русь прокляла убийцу царевых детей,
А мир ужаснулся… /фамилия утрачена, а редакция М. Седовой/
***
За окном  семнадцатый век
 Смутный день настал на дворе.
И погиб царевич Дмитрий Иоаннович,
Последний наследник Рюрика на российской земле.
И Борис Годунов, полу-царь, взошел на трон.
Он стремился быть полезным России царем –
Начал строить города Царицын, Белгород отважно,
Но отправил Марию Шестову в глушь,
В уездный город Чебоксары, не вздрогнув даже.

Там ее постригли в монахини…
Красота стояла в осеннем лесу.
Умерла она – ее не оплакали.

Не узнала Мария даже о том,
Что внук ее  - Михаил Федорович Романов
Провозглашен будет русским царем.
/Павлов Павел 7а класс/
***
Когда Мария впервые увидела город,
В который сослал ее царь Борис,
У нее сжалось сердце. Бескрайние леса,
Неказистые домишки, бедная жизнь…

И лишь на верхушке Ярилина холма
Высится недавно построенная крепость.
Сразу за восточной крепостной стеной
Еще один частокол, построенный на честность.

Между крепостью и Троицким монастырем, у волжского обрыва,
Деревянные строения Никольского девичьего монастыря стоят сиротливо.
/Голубев Павел 7а класс/
***
Когда Мария впервые увидела этот город,
В который была сослана Борисом Годуновым
Сжалось ее сердце в печали
От тоски по родному краю.

Была бы воля Марии – смогла бы уйти,
Но вырваться не может из стен монастырских.
И копится годами ненависть в груди.
Но все ж была одна мечта осуществима близко.

Выйти бы на волю и отомстить Борису Годунову!
И вот за драгоценный перстень – не жаль! О, ужас! –
Подаренный когда-то ее мужем,
Иконописцы согласились написать икону
«Житие царевича Дмитрия».
                Супостат, держись!
Вот так  отомстила Бориске Годунову
За свое горе и поруганную жизнь!
/Охотникова Ольга 7а класс/
***
Правит Россией Борис Годунов –
Злодей и нечестный человек на земле.
Сослал он Марию в глухую долину,
Романовых род раскидал по земле.
Молилась Мария, страдала, бедняжка,
Переживала за близких своих.
Молилась о здравии-счастье и тяжко
О райском уголке мечтала вдали.
Ведь плохо всегда сидеть взаперти
С насилием в сердце, без воли в груди.
Как птице обрезали крылья,
Как рыба без Волги-реки,
Так и Мария без счастья-свободы
До смерти жила взаперти. /Чегаева Лена 7а класс/
***
Далекое время. Смута кругом –
Голод, разлука, мученье, содом…
Шестова Мария вспоминает о том,
Как были вместе с роднею в былом.
Остались в памяти рубцы-следы.
Сердце сжималось, слезы текли,
Руки тянулись в сторону родную
Туда, где когда-то счастлива была.
Ну а теперь власть царя поменялась.
Жестокость разлуки да горе-беда
Камнем тяжелым на сердце легла,
Да так навсегда и осталась.
/Семенова Люба 7а класс/
***
Уже ночь наступила темна. Мария отошла от окна,
И стала молиться она за внука, за зятя, за дочь, за себя.
На коленях стояла, молила, Всевышнего о благе просила
Дать им здоровья, благополучия.
Страдала Мария, Бога молила,
А на сердце слезы горючие.
И днем, и ночью думала она
О том, как Борис ее сослал в Чебоксары.
Прошел и год, и два, и три,
Но не забыла Мария обиды старой.
Так и ушла с обидой в душе,
Мария – узница в монастыре.
/Кизнякова Наталья 7а класс/
***
Колокольный звон плывет над Волгой.
В золотистой дымке леса тонет звон.
Из палат Никольской церкви звонкой
Пристань Волги видно из окон.
С тех пор, как Марию в глушь привезли,
А игуменья постригла Шестову в монахини.
Московская жизнь той, прежней Марии
Осталась в прошлом, на сердце заплаканном.
/Николаев Сергей 7а класс/
***
Жизнь Марии горя полным-полна.
Была она царем Борисом в узницу сослана.
Борис Годунов царем мечтал стать,
Выгодно ему было царевича убрать.
Он Дмитрия-царевича убил,
Марию Шестову в монастырь посадил.
Узница Мария ему отомстила,
Монаха она кольцом подкупила,
Монах «Житие царевича» написал,
Гордиться он этим даже не стал,
Марии все это заслуга была…
Вот хотя в темнице она умерла,
Но внук Михаил Романов царем все же стал,
В чем бабушкина заслуга – этого не узнал.
/Недозорова Даша 7а класс/
***
Вот смутное время. Семнадцатый век.
Борис Годунов торжествует.
Марию сослал он в Никольский храм.
Монастырь в Чебоксарах ликует!
Ей было там плохо. Молилась она
За зятя, за дочку, за внука.
И перстень свой она отдала,
Чтобы вскоре икону о муках
Царевича Дмитрия приобрести
В знак протеста злодействам Бориса.
Так легче крест ссылки на сердце нести
И к внуку душою быть близко.
/Кузнецов Павел 7а класс/
***
Колокольный звон разносился над сонной Волгой.
Все было покрыто разноцветными листьями –
И пристань, и улицы, и дома, и дорога…
Прошло несколько месяцев бессмысленных,
Как мать Федосья постригла Марию Шестову в монахини,
И та сидела в келье взаперти, о судьбе своей плакала.
А окна кельи выходили на бескрайние леса.
Лишь на вершине западного Ярилина холма
Деревянная крепость стояла, устремленная в небеса.
/Мурчина Алена 7б класс/
***
Тяжелая судьба Марию ждет, ребята,
А все из-за Бориски – злого супостата.
Лишил жестоко он всей любящей семьи ее.
И вот на месть Она пошла, но Богом просвещенная
Пришла к иконописцам икону написать
«Житие царевича Дмитрия». Но приказ Годунова опять
Прозвучал: «В Чебоксары Шестову на много лет!»
До жалости о смерти мне дела больше нет.
Местом жизни вечной Ей Чебоксары стали,
И много лет ее потом с почетом вспоминали.
/Тювакин Слава 7б класс/
***
Бескрайние леса, домишки в долине,
И лишь на холме, на горе Ярилиной
Стоит крепость за восточной стеной.
И все это - наш город Чебоксары родной.
/Синюта Кирилл 7б класс/
***
Спустилась ночь. Мария ждет кого-то.
Ночь стелется. Марии жаль чего-то.
Ночь светится. Но ждет она не жениха.
Ночь Лунная. Мария чертит письмена.
Ночь страшная.Полу-царь Борис убивает людей.
Ночь странная. Шепчутся все: «Годунов – злодей!»
Ночь долгая. Мария сидит взаперти.
Ночь. Но думает она о подарках судьбы:
«Житие царевича Дмитрия» - вот награда!
За перстень, подаренный мужем когда-то.
/Дубов Павел 7б класс/
***
Мария Шестова сидит у окна.
Келья ее темна и мала.
По воле злодея она там сидит.
И монах караулит ее. Не спит.
Из окна виден берег Волги и лес.
Похоже, в Бориса вселился бес:
Он к власти пришел, с убийства начав -
Царевич «умер, упав на кинжал».
Мария монашеку перстень дала.
Мальчик икону нарисовал -
«Житие царевича Дмитрия» создал.
Житие в Рождественском храме хранится,
И каждый приходит к иконе молиться.
Чебоксарец может этим гордиться.
/Федоров Роман 7б класс/
***
Мария Шестова никого не боится -
За драгоценный перстень мужа ее
Удалось заказать монашеку икону
«Царевича Дмитрия житие»,
Неугодную Борису Годунову.
Не узнала, что спустя несколько лет
Внука провозгласят русским царем.
Рада она бы очень была,
Если б к этому времени не умерла…
/Матрученко Игорь 7б класс/
***
Колокольный звон разносится вдали.
Мария Шестова сидит взаперти,
И не радостен ей этот звон.
Ведь смотрит она в далекие дали,
Пытаясь увидеть среди Волги печальной
Свою дочь и Мишеньку внука (как он?)
Не дает эта мысль ей покоя –
Где она, что с ней сейчас?! И …о воле.
Но не мыслит она жизни своей
Без дочки, без родных; какая мука!
Умерла, не узнав, что династия русских царей
Началась с ее Мишеньки внука.
/Титарчук Даша 7б класс/
***
Сидит на троне Годунов. А два его посредника
Убили в это время царевича-наследника.
А говорят еще о том – играл он в салки… Да
Напоролся на кинжал, случайно, как всегда.
Шестова МАрья зная все, забыв свои года,
Запечатлела Дмитрия в иконе навсегда.
/Васильев Дмитрий 7б класс/
***
Мария Шестова, бабушка рода Романовых,
Годуновым Борисом обречена в монахини.
Сердце Марии молилось.
На коленях стояла, скорбя.
О родственниках милых свечи ей плакали.
И звон далеких колоколов
Никольского девичьего монастыря
Покоя памяти не даст во веки всех веков.
/Михайлов Артем 7б класс/
***
Мария Шестова сослана была в Чебоксары,
Думая о зяте, о дочери, о внуке,
Горевала и печалилась в разлуке.
Сослал любимых злодей Годунов (обманщик старый.
Мария Шестова была рада,
Что взял Федор Романов дочь Ксению в жены.
Да только Дмитрий царевич был убит Борисом Годуновым.
Опасаясь соперников рода Романовых,
Полу-царь сослал Марию Шестову в Чебоксары.
И решила она отомстить за злодейство такое –
С иконописцем удалось договориться спокойно,
Чтоб согласился монах написать «Житие царевича» вскоре.
Пусть убийство Дмитрия навсегда останется иконой
И обвинением Бориске Годунову будет!
Так «Житие царевича Дмитрия» досталось людям.
/Трофимова Ксения 7б класс/
***
Колокольный звон далеко разносился и будто теперь поет.
Вот только Мария Шестова в келье Никольской живет.
Борис Годунов в монастырь ее заточил.
Жесток к ее внуку супостат не напрасно был.
Мария не знала, что через несколько лет
Зять ее, Федор, под именем Филарет
Станет патриархом, а внук Михаил
Будет царем. Прах Марии в Чебоксарах почил.
/Пахмутова Юля 7б класс/
***
Вот уже несколько месяцев заточена,
Звон колокольный слышит она.
Печально Мария сидит у окна,
Вспоминает, как счастье пришло: дочь замужем,
Мишеньку внука преподнесла. Как хорошо!
Но было недолгим счастье ее. Теперь вот в оковах.
Ведь правит Россией злодей Годунов
Сослал Марию супостат в Чебоксары, в пустынь суровую.
И здесь свой перстень она отдала,
Ради «Царевича Дмитрия жития».
/Тимофеева Кристина 7б класс/
***
Узницей сделал Марию Годунов.
В ссылку отправил и внука, и дочь.
Долго страдала она в Чебоксарах –
Постригли в монахини бедную. Ночь…
Лишили всего, к чему так привыкла.
За решеткою темной в монастыре
Скорбь бьется в сердце волною зыбкой
Рвется за стены на тихом дворе!
Несправедливо все, что случилось,
И в знак протеста Мария решилась
Написать «Житие царевича Дмитрия».
За кольцо, мужем даренное, написали монахи икону.
Время ушло. Умерла Мария, так и не узнав о том,
Что внук ее Михаил Романов новой династии станет царем.
/Романчук Яна 7б класс/
***
Сидит в келье Мария Шестова,
И не вернется она к близким снова.
И слезы капают на стол мечтами и желаньями.
И свечи капают на стол судьбой и наказаньями.
И молится она за всех родных и за друзей.
За судьбы близких, да за жизнь свою суровую.
И проклинает до конца своих последних дней
Злодея супостата Годунова.
Вот просит написать монашенка икону,
«Жизнь Дмитрия царевича», с поклоном.
Но это просто так никто не станет делать.
И отдает она последнее решительно и смело -
Свой перстень золотой – подарок мужа…
И написали для нее икону в знак протеста.
Ушли навеки смута, голод, страх и стужа.
Шедевр тех лет хранится в Чебоксарах, всем  известный.
/Яшкин Максим 7б класс/
***
У Марии Шестовой столько бед,
На сердце столько переживаний!
У нее была дочь, был внук и зять,
Которых она любила отчаянно.
Но супостат Борис Годунов
Ее в Никольский монастырь сослал.
Рода Романовых боялся он,
Поэтому долго думать не стал.
Она сидела вечность взаперти
В монастыре девичьем.
И страх занозой бился у нее в груди,
В сердечке птичьем.
/Трепова Антонина 7б класс/

***
Мария Шестова в келье жила
Никольского девичьего монастыря.
И хотя судьба ее тяжела была,
Но прошла она не напрасно, не зря.
На Руси правит супостат Годунов.
Он обрек Марию за родных молиться;
Страдает она за близких своих
И думает, что из рода Романовых
Никого не осталось в живых.
/Васильев Дмитрий 7б класс/
***
Мария Шестова  хороша собою была.
Но как ей жить, когда такая беда –
Сослал Годунов Марию в Чебоксары,
А сам, супостат, убил царевича, окаянный!
Печалилась Мария и отомстить решила.
Отдала свой перстень за «Житие про Ивана Грозного сына».
И все узнали о злодействе Годунова.
Смутное время на Руси закончится скоро!
/Тарасов Дмитрий 7б класс/
***
В России правит полу-царь, злодей Борис.
Еще в Москве о нем гуляли слухи,
Что сын Ивана Грозного – наследный принц,
Царевич Дмитрий умер. Годунов его убил:
В крови по локоть у Бориски руки.
Злодей зарезать его тайно приказал.
А бабушке Романова – Шестовой удалось про то узнать,
Тайком поговорив с иконописцем,
Который драгоценный перстень согласился
Ее принять, чтобы икону «Житие» Марии написать,
Ведь правда о Борисе Годунове людям пригодится.
/Карасева Таня 7б класс/
***
Звон дальнего колокола страх нагнетает.
Безжизненным взглядом глаза затмевает.
Вся жизнь перед Марьей проходит тоскливо
И тянет назад, к семье сиротливой.
И мучает память о жизни счастливой,
Горячие слезы стекают ранимо.
Душа лишь надеется жизнь повернуть,
Хоть капельку счастья в сердце вернуть,
Сберечь доброту, сберечь теплоту,
В надежде о благе детей… Красоту
Затая, молитвы читая,
Бога прося и о счастье мечтая.
/Карасева Таня 7б класс/

***
Год за годом медленно идет,
Сидит Мария в келье, внука ждет.
Борис Годунов сослал ее
В Чебоксары, в монастырь Никольский,
Где плохо ей одной,
А на душе сиротливо и скользко.
Душа болит, и сердце бьется…
На свободу Мария рвется!
Но только смотрит вдаль, в келейное оконце
И слышит колокольный звон,
И видит в Волге отраженье Солнца.
Авдонин А 7б класс/


ЛЕКЦИЯ 5. ДУХОВНЫЙ ПУТЬ А.С. ПУШКИНА. ДРАМА «БОРИС ГОДУНОВ» Александр Ужанков
(Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»)


17 февраля 2020г. филолог, профессор Александр Ужанков, в рамках курса «Духовные основы русской литературы», прочитал лекцию на тему «Духовный путь А.С. Пушкина. Драма “Борис Годунов”». Действия драмы происходят в России в конце XVI – начале XVII столетия и описывают период царствования Бориса Годунова и вторжение Лжедмитрия I.В начале лекции Александр Ужанков отметил важную роль русской литературы в духовном пути к Богу. Он сравнил ее с житиями святых:

«Равно как житие праведника является образцом пути к Богу,
точно так же и жизнь публичных людей, как настоящего времени, так и прошлого, может способствовать выбору нами пути и являться в какой – то степени образцом».

Профессор описал путь духовных перемен Пушкина.
Он был нелюбимым ребенком – это сказалось на его формировании. В юности окружением Пушкина были в основном масоны, он даже поступил в масонскую ложу и во многом разделял их взгляды. Когда Пушкин попал в ссылку в село Михайловское, его самыми лучшими друзьями стали книги. В октябре 1824 года он оказался в местном Святогорском монастыре, где познакомился с Киево–Печерским патериком и «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина. Он начал совершенно по–другому смотреть на историю России: через призму Священного Писания и святоотеческого наследия.

«В чем заключается гений?
Для гения нет границ, для гения нет форм,
гению всегда тесно в тех или иных формах», – отметил Александр Ужанков и продолжил.
Пушкин, как сторонник классицизма, прекрасно знал закон трех единств – так писались все пьесы того времени. Закон трех единств – закон единства места, времени и действия. Всё это в произведении «Борис Годунов» Пушкин нарушил:
...Единство места – все события произведения должны разворачиваться на одном месте, а у Пушкина действия начинаются с Кремлевских палат, потом переходят в Новодевичий монастырь, затем Русско – Литовская граница, замок Мнишек, поле «перед Новгород – Северском», Кремлевские ворота и т.д.
...Единство времени – действие должно разворачиваться в течение суток, здесь же начинаются события в 1598 году, а заканчиваются в 1664 году.
...Единство действия – должна быть одна сюжетная линия. А здесь две сюжетные линии: первая – Борис Годунов, вторая линия – самозванец Лжедмитрий. Эти две линии направлены одна навстречу другой.
У каждого произведения должно быть хорошее начало, которое заинтересует читателя. И здесь Александр Ужанков отметил «гений» Пушкина.
Он обратил внимание на первую строфу пьесы:

«Первая фраза должна интриговать. Пушкин это знал, поэтому прямо в начале произведения мы видим интригу: “Москва пуста; вослед за патриархом К монастырю пошел и весь народ. Как думаешь, чем кончится тревога?”. Здесь есть интрига, которую ставит перед читателем Александр Пушкин: почему Москва пуста? Зачем крестный ход? Какая тревога?».

Пушкин в своем произведении показал все темные стороны власти.
Годунов взошел на трон кровавым путем. Появилась цепочка причинно – следственных связей: за грехи государя наказан народ, за грехи народа наказано государство; грех Бориса Годунова искупил его сын, так же как и сын Лжедмитрия, который погиб.

«Эта цепная реакция не прерывается, если нет покаяния,
потому что без покаяния нет прощения.
Без покаяния не наступит перемена мысли, сознания, ума и поступков.
В этом гениальность Пушкина», – подвел итог в конце встречи Александр Ужанков.