Итоги. Лепестки сакуры. Форма и жанр

Клуб Золотое Сечение
   Итак, подведём итоги после жарких споров и выяснений по форме и жанру. Один автор, к сожалению, этого не выдержал, сошёл с дистанции. Надеюсь, в будущем мы будем проявлять в первую очередь самообладание, даже если кто-нибудь, как нам кажется, точно не прав. Не всё так просто. А теперь, представляю все оценки вместе с комментариями и даю сутки на проверку результатов.


1. Фудзисан

1)   в мире увядшем
       вишня опять зацвела
       спутав сезоны

8  -  Очень красивый образ для европейского уха. Мне кажется, что для японской поэзии, эти стихи слишком образны, слегка выбиваются за грань созерцания.
Минусы: - одноопорное; олицетворение вишни; употреблено существительное «мир», не свойственное для хайку.   Оценка – 2.
5 (интересно, помешало ощущениям ярлык «увядший мир», и прошедшее время «зацвела», вместо расцветает, цветёт…например. Одна часть цельная вместо двух частей. Поэтому плоско. Тем более мост в прошлое - спутав сезоны. Хайку – ориентир в пространстве, а не во времени. А здесь некая оценка происходящему. Хотя надо отметить, что идея хорошая, не пустая, но именно идея, как затея, а не созерцание и домысливание)
5 – одночастность: есть описание природы и нет описания состояния человека. Есть описание осени, киго – «в мире увядшем».
8+2+8+1+5+5+6+9=44

2)   Кошка ласкает
       рыжих весёлых котят
       в ворохе листьев
10. Так мало слов, и так много сказано, и сказано настоящим созерцателем!Просто и мудро! Эту картинку и видишь, и слышишь, и... улыбаешься ей. Воображение дорисовывает легко и парк, и скамейку, и всё, что угодно. Браво!
Минусы: - одноопорное; слишком много эпитетов для хайку (рыжих весёлых) в угоду форме 5-7- 5.
Оценка 3
5 (рисуется милая картинка, но помешала слишком подробная информация «рыжих весёлых», разве котята могут быть грустными с мамой? «в ворохе» - зарылась я в двух «в» подряд, и снова одна часть и одна плоскость)
5 – одночастность; есть описание осени, киго – «в ворохе листьев».
10+3+6+7+5+5+6+8=50

3)   бабочки стайкой
      шлют разноцветный салют
      умершим травам
5 -  Умершие травы - это ещё не осень. Насекомые, шлющие привет, - это звучит несколько перенасыщено, по-моему.
Минусы: - одноопорное; олицетворение бабочек и трав, рифма (шлют-салют)   Оценка – 2
5 (видно, что снова тот же автор, «умершие травы» слишком напрягает своим негативом и отрицанием жизни, одночастность, одна плоскость)
5 – одночастность; есть описание киго «умершим травам».
5+2+6+2+5+5+6+8=39

2. Любовь Голейчук Коэн Белл +

4)     Птицы собрались
        В им только ведомый путь –
        Ветви пустые.
4 -  (Два слова для хокку вряд ли подходят: «собрались» и «ведомый»)
Здесь с опорами, киго и ассоциациями – всё хорошо… Но все мосты достроены, читателю делать нечего…Вторая строка негармонично звучит и глагол в прошедшем времени, что для хайку не характерно…   Оценка – 4
3 ( прошедшее время переносит картинку в прошлое, когда они там собрались, кто знает, а что сейчас? Ветви пустые? Без птиц или без листьев? Вариации прочтения обогащают, но споткнулась при прочтении «В им только ведомый» Читается: собрались в им… Ужас!.. От этого все ощущения потеряла. Извините…)
5 – одночастность; есть описание киго – «ветви пустые».
4+4+6+3+3+5+5+5=35

5)   Ветер срывает
      Листья с озябших ветвей:
      Голые клёны.
4 - («Голые клёны» – подведение итога. Лучше бы «их оголяя». Если «Ветер срывает» - значит, ещё не все листья слетели.)
Здесь стих изобилует олицетворениями … Избыточность средств при полной досказанности … Оценка – 4
4 (не нарисовалось: голые или с листьями. Должно же что-то остаться… если срывает. А так получается картинка растянута по времени: срывает, и вот, глядь – а деревья уже голые и срывать нечего. И потом… Глагол срывает лишний по смыслу. Убери его, и так понятно, если ветер – то листья срываются… )
5 – одночастность; есть описание киго – «ветер срывает листья», «голые клёны».
4+4+6+2+4+5+5+5=35

6)    Смотрятся в лужи
          На отраженье своё
          Чёрные тучи.
4 - (Слово «смотрятся» сомнительно, поскольку тучи – неодушевлённый предмет и смотреть не могут. И словосочетание «смотрятся … на отраженье своё» составлено не грамотно. Можно только «смотреться в лужи», и этого достаточно. Только не тучам, а птицам, например.)
- одноопорное, олицетворение туч и всё «достроено»… Оценка – 2
4 (снова одна плоскость. Если бы ещё что-то присутствовало бы, кроме чёрных. И потом, а какие ещё тучи могут быть? Голубые, розовые? Это же не облака… Цвет лишний. Хотя по идее тоже понравилось. Вот бы ещё что-нибудь отражение в лужах: ива плакучая и заодно тучи, как-нибудь эдак…)
2 – одночастность; нет киго, нет осени.
4+2+6+5+4+2+4+5=32

3.Наталия Белоус

7)        Дно обнажилось
         Листьев шуршанье на дне
         Синее небо
2 - Не смогла представить картинку или что-то почувствовать...
3 - (Если бы не название «Фонтан», как определить, о чём речь? Предположим, высохшая лужа. Где «киго»? Может быть, это не осень, а лето? Листья остались с прошлого года. Дважды присутствует «дно». А «синее небо» вообще не монтируется.)
Здесь перебор с опорами – целых три вместо двух, и глагол в прошедшем времени… Повтор неоправданный - «дно» в первой и второй строке…И ещё, название для хайку тоже несвойственно. Оно только ограничивает восприятие. Читателю куда интересней самому искать варианты прочтения, а название лишает хайку вариативности.   Оценка -2
5 (у хайку нет названия, - не обращаю внимание на него, рисуется река или пруд, ближе к природе. Скорее конец лета – от жары что-то там пересохло, но шуршание листьев переносит в осень. Растерялась я по впечатлению. Дно одно и дно второе, к чему бы это? Седьмое небо, двойное дно. Ага! Я правильно поняла тебя, автор?)
2+3+2+6+3+5+4+5=30

8)     Жёлтый на белом
       Тонкой берёзки наряд
       Слёзное небо
2. Перенасыщено даже на европейский вкус (слёзное небо), а в хайку не принято даже так много - о цвете.
3 (Сомнение вызывает слово «наряд» - на берёзке. Одушевление предмета. Наряд может быть только на женщине или девушке. «Слёзное небо» - метафора, в хокку не применяется.)
Опоры две, отсутствие глаголов, но, уменьшительно-ласкательное «Берёзка» - не для хайку, и метафоричность (слёзное небо), ну и всё сказано автором…    Оценка – 3
2 (жёлтый на белом – у меня куриное яйцо сразу всплывает в воображении, и на тебе - наряд берёзки. Белый ствол? Но ведь он достаточно тонкий… Если только не берёзки – берёзовая роща, тогда белый фон вырисовывается. Слёзное небо – это как-то непонятно. Дождик что ли из тучки… И если переворачивать на первую строку – жёлтое на белое – никак…Инверсия мешает восприятию: читаю «жёлтый на белом тонкой берёзки…» Слёзное дело…
2+3+3+6+2+2+5+5=28

9)  Сизый скворечник
    Прыгает гость воробей
    С ветки на ветку
5. Упоминание о цвете не присуще хайку. Две последние строки понравились. Воробей, попавший в гости к скворцу, - забавно. Картинка рисуется, но скорее - весенняя, чем осенняя.
2 (Инверсия: «сизый скворечник прыгает гость…» Может быть, лучше: «Светки на ветку/прыгает гость…», хотя «гость воробей» - недопустимая метафора. Да и «сизым» скворечник разве бывает? Голубь сизый – да. Вообще этот стих весь неправильный…)
Здесь киго, как-то не проявилось…Воробей с таким же успехом может прыгать с ветки на ветку в любое время года, и скворечник, если он не первый год стоит, цвет в течение года не меняет… режет слух «гость воробей»… И пусто … нет ничего за этим…    Оценка – 3
6 (рисуется вроде бы весна, но это при первом чтении, а если подумать и представить, то очень даже подходяще. Скворцов то нет, улетели, вот и воробей пришёл в пустой домик… Только почему сизый скворечник? Никак не пойму.
5+2+3+6+4+6+5+5=36

4. Шустренький

10)    низкое небо
         над притихшей деревней
         стук антоновки
10. Замечательное хайку! Очень нравится, что вид смешан со звуком, да ещё так оригинально.
4 (Если «небо» - то «над деревней», но «стук антоновки» - в саду. А тут «над деревней – и «небо», и «стук антоновки». Не монтируется картинка… Да и «антоновка» - это название яблони. Стучат падающие яблоки. Но разве одна антоновка роняет плоды?)
Замечательная картинка, безглагольная, двухопорная хайку! Можно было бы придраться к предлогу «над» во второй строке, но у меня под окном загородного домика 40 лет назад была посажена антоновка. И она так разрослась, что даже над крышей свисала одна большая ветка. В прошлом году пришлось по осени ветку отпилить, т.к. яблоки отрывались и с грохотом по железной крыше скатывались, падали на асфальт и вдребезги разбивались. И стук этот разносился и по посёлку и над… Всё вроде на месте, но хочется яркого послевкусия после прочтения… Оценка -7
8 (Здесь не складывается «над притихшей деревней стук антоновки», наверное, много хочу и сразу…)
9 – двучастность, есть притихшая деревня. Киго – «стук антоновки». Осень, понравилось.
10+4+7+6+4+8+9+9=57

11)     затоплена печь
           потрескивают дрова
           за окнами дождь
8. -  Хорошо, но слишком обычно.
5 (Формально стих составлен правильно, но нет в образах комплексности, связи. Есть контраст, который не даёт общей гармонии. Это как артист Велюров: «На улице идёт дождь, а у нас идёт концерт» - шутка.)
Здесь, на мой взгляд, и киго не особенно выражено… В наши дни и зимой дождь идёт… Из-за трёх опор всё рассыпается…   Оценка -2
6 (трёх частность раздробила и увела подробностями, если затоплена печь, то потрескивают дрова, - можно выкинуть, что изменится? Ничего.
затоплена печь
за окнами дождь
Но с ума сойти - какое открытие: в слове «затоплена» - связь с дождём!!! Респект автору!!! Беру на заметку!
7 – двучастность, есть затопленная печь, потрескивают дрова, есть окна, за которыми дождь. Киго нет, осени нет. Не исключено, что это весна или лето. Но всё-таки понравилось.
8+5+2+6+1+6+7+6=41

12)      ветру раздолье
           травы пожухлые гнёт
           в поле промокшем
7. Неплохо, но не задевает.
3 (Слово «раздолье» - недопустимая метафора. Да ещё и инверсия: «раздолье травы пожухлые гнёт». Кстати, травы и так пожухли – то есть, съёжились и поникли. Куда их ещё и гнуть?)
читатель должен прочувствовать раздолье в хайку, а не прочитать об этом сообщение автора… Одна опора, олицетворение ветра и всё сказано…   Оценка -2
7 (Здесь у меня не увязываются два слова «пожухлые» и «промокшее»… Последняя строка вносит перебор, перенасыщенность. Большой плюс я увидела в сгибании трав. Имеет посыл к размышлению и послевкусию)
5 – одночастность, киго есть – «травы пожухлые».
7+3+2+6+3+7+5+7=40

5. Руслан Цвиткис

13)      Ветер печален.
           Киго. Но вишня цветёт.
           Почему? Ты здесь!
-3. Слишком много пунктуации, интонаций, себя... Не откликается.
2 («Ветер печален» - метафора. Слово «Киго» - зачем? Слово «почему» - вряд ли допустимо, как и местоимение «ты».)
ветер с тем же осложнением, что и в предыдущем, а в целом это трехстишие для меня – ребус…
Оценка -2
4 (перебор с информацией. Автор заигрывает. Этакая игровая форма. Но вот как печален ветер? Представить не могу. Лучше автор описал бы по другому. Термин «киго» понятно неуместен, но игровая форма, наверное, допускает мелкие шалости)
5 – двучастность. Киго нет, осени нет. Мешает слово «киго».
3+2+2+3+4+5+4+8=31

6. Владимир Коробов

14)     осень ярмарка
          золотые червонцы
          рассыпал купец
-3. Не принято называть цвет в хайку. И картинка не задевает.
5 (Слово «осень» недопустимо. Первую строчку надо бы как-то изменить, чтобы стих заиграл. Может быть, даже переставить строчки: «рассыпал купец золотые червонцы/на ярмарке вновь». Тут «ярмарка» - уже «киго», поскольку ярмарки всегда проходят осенью.)
Осень в этом трёхстишии как заноза – мешает и всё портит… Убрать бы её и глагол в настоящее время перенести и получилась бы классная хаечка…    Оценка – 6
4 (слово «осень» лишнее, идея понравилась. Поработать бы ещё… Убрать прошедшее время «рассыпал». Разлетаются червонцы, например… И с листьями хорошо вяжется…)
7 – двучастность. Киго есть – «золотые червонцы рассыпал купец». Слишком прямолинейное слово «осень».
3+5+6+7+3+4+7+3=38

15)     жёлтый лист клёна
           машет на прощание
           детская ладонь
8. Интересное хайку. Легко додумывается сюжет. Правда, многовато очеловечивания картинки для жанра, по-моему.
3 (Кленовый лист великоват для детской ладошки… Да и жёлтый цвет не ассоциируется с рукой – разве только у больного чахоткой… Что-то в этом стихе не то и не так…
здесь хоть и как-то по-детски звучит, но звучит…   Оценка – 6
9 (просто, но вполне рисуется и играет хайка, этакий мостик – туда-сюда… Автор в общем молодец)
8 – двучастность. Киго есть – «жёлтый лист клёна». Удачное хайку, вызывает тонкие ассоциации, размышления.
8+3+6+6+3+9+8+6=49

16)     листья на солнце
          медной монетой блестят
          летние следы
-3. Стихи перенасыщены образами.
3 («Монетой блестят» - аллегория. Слово «летние» вряд ли применимо.)
последняя строка ставит в тупик… Возможно, что летние следы – это опавшие листья – тогда это ещё одно пояснение того о чём в лоб повествуют первые две… Оценка – 3
5 (метафора лишняя явно, не дал автор читателю самому прочувствовать… А вот летние следы не вяжутся никак… Почему летние? Следы лета? Олицетворение…)
7 – двучастность. Киго нет, осени нет.
3+3+3+6+3+5+7+8=38

7. Елена Анирусс

17)     Кружит и кружит
           Над пустой каруселью
            Кленовый листик

7 - (Пожалуй, неплохо… Не знаю насчёт уменьшительного «листик»… Может быть, лучше «листок»?)
10    -  Чудесное хайку. Вот странное дело, даже и не знаешь, что сказать, когда так хорошо написано. Только смотришь завороженно на эту картинку, видишь что-то свое, думаешь о чем-то своем. Потому что кружит и кружит. Повторение слов работает на усиление образа. И карусель, сразу море ассоциаций. То, что должно кружить, стоит. А вот лист кружит и кружит. Замечательное хайку, спасибо автору!
Несмотря на то, что повторы не желательны в хайку, но бывают случаи, когда они не только не мешают, а наоборот являются украшением… Вот уберите один глагол – и особый шарм пропадёт! Радуюсь удаче!     Оценка – 10
8 (вот если бы лист отдельно, клён отдельно, тогда больше темы для ассоциаций. Хотя, это уже другая хайка. Здесь кружатся воспоминания, перенося куда-то туда, где детский смех или просто детство. Повторение только усиливает этот процесс. Как часто не можешь избавиться от того, что надо бы забыть… Листик… Лучше было бы - лист)
8 – двучастность. Киго есть – «кружит над пустой каруселью кленовый листик». Понравилось очень.
10+7+10+6+8+8+5+8=62

18)      Не спешат выйти
           Облетевшие липы
           Из туманной мглы
8 -  Немного интригует, но как-то не полностью захватывает...
3  - (Первая строка никуда не годится, по всем параметрам… И по отношению к липам – нелепо. И «туманная мгла» - чересчур…)
Красивая картинка, не пустая…но одна опора, олицетворение лип и отрицательная частица «не», что тоже не совсем для хайку…   Оценка – 6
3 ( а как они могут выйти? Липы? Одночастность по форме перенасыщена образами. Первая строка даёт оценку увиденному. Зачем? Оставить бы читателю, пусть домысливает… И потом мгла, да ещё туманная – слишком подробная информация)
5 – одночастность. Киго есть – «облетевшие липы». Осень.
8+3+6+6+3+5+6+6=43

19)      От лужи к луже
            Гоняет ветер сырой
           Собачьи следы
3 -  Никак не могу пробиться через это. Ветер гоняет следы?
4   - («Гоняет ветер собачьи следы» - это аллегория. Вместо «собачьих следов» можно написать «сухие листья», и сразу возникнет чувство неприкаянности.)
тоже образ интересный… даже рябь на лужах, стирающая собачьи следы видится, но одна опора и олицетворение ветра… поэтому    Оценка – 6
3 (олицетворение ветра и разворачивающееся действие мешают созерцанию. «ветер сырой» - инверсия. Уже сказано: гоняет ветер, а сырой - это как? Собачьи следы гонять – не понятно…
2 – одночастность. Киго нет, осени нет. Непонятно про «собачьи следы» – что это?
3+4+6+7+3+2+5+6=36

8. Шик Арина:
23)      ворохи листьев
           в тихом заросшем саду
            веер забытый
9 - Интересное хайку. Чуть больше человеческого, чем хотелось бы, но картинка впечатляет.
7 - (Очень даже хорошо, складно, хоть и банально.)
И эта хаечка нравится! Ворохи листьев - значит осень вовсю вступила в свои права… Сколько уже «воды утекло» с того момента, когда в заросшем саду веер был актуален! С кем бродила по саду его хозяйка? От радости, растерянности или огорчения оставила она его здесь… Нравится очень… и по форме и по содержанию…. Двухчастное, безглагольное, замечательное!  Оценка -10
8 – двучастность. Киго есть – «ворохи листьев в заросшем саду». Понравилось очень, грустно. Веер забытый.
9+7+10+6+5+8+9+9=63

24)       сонная муха
             бьётся на даче в окно
              старые ставни
8. Хорошая картинка. Представляется даже история далеко за пределами описанного. Не очень чётко выражена сезонность картинки. Мухи сонными бывают и во второй половине лета тоже...
3 (Сонная муха не может биться. Обычно бьются очень активные мухи. А причём тут «старые ставни»? Их она точно пробьёт?
Здесь вроде бы всё технически правильно, а выдоха нет! Ставни всё портят…   Оценка -4
7 – двучастность. Киго есть – «сонная муха». Однако, смущает меня эта муха в стихотворении.
8+3+4+5+5+7+9+8=49

25)       небесная хмарь
             нависла над городом
             мокрая крыша
6. Картинка рисуется, но очень обычная.
7 (Очень неплохо. Ассоциация яркая: отождествление хмари с мокрой крышей. Только нет «киго», поскольку дождливая погода может быть всегда, даже зимой.)
и здесь последняя строка всё кургузит, к сожалению…   Оценка -4
5 – двучастность. Киго нет, осени нет.
6+7+4+6+4+5+5+5=42

10. Людмила Грачева

26)   чаепитие
       аромат антоновки
       вместо сахара
6. Аромат вместо сахара - мне кажется несколько надуманным выражением для хайку.
5 (Хорошо. Только аромат – образ не зримый. Картинки нет. И «чаепитие» - ритуал, почти метафора.)
5 (слово само по себе чаепитие не рисует ничего… Последние две строки понравились. Не уверена насчёт аромата…)
8 – двучастность. Киго есть – «аромат антоновки» (!). Понравилось всё стихотворение очень.
6+5+6+4+5+8+7+7=48

27)     северный ветер
           желтеет на дне лужи
           пятипалый лист
8. Симпатичная, но обычная картинка.
4 (Нет смысловой связи между образом ветра и листа. Каждый – сам по себе…)
4 (лежит на дне лужи лист и желтеет… А я думала, что он сначала желтеет, а потом падает, а когда упал – то он чернеет. Или северный ветер желтеет? Ну это уже слишком!)
5 – одночастность. Киго есть – «желтеет на дне лужи пятипалый лист».
8+4+6+3+4+5+5+6=41

28)     звёздное небо
            нарушает тишину
           шуршанье листвы
9. Легко представляется ночная прогулка, шум и запах опавших листьев. Довольно хорошо.
4 (Конструкция этого хокку - образец того, как вторая строка должна быть связью между первой и третьей. Но в данном случае, смысл ускользнул. Шуршанье листвы – может нарушать тишину, а звёздное небо – нет. Картинка не собирается, увы…)
4 (играет фонетически, но сразу читается, почему-то «звёздное небо нарушает тишину…» Падением астероидов, звёзд… Снова оценка происходящему. Зря, на мой взгляд.
5 – одночастность. Киго есть – «шуршанье листвы».
9+4+6+8+4+5+6+6=48


Итоги конкурса:

1-е место:   №23 - 63 балла  (Арина Шик)
2-е место:   №17 - 62 балла  (Елена Анирусс)
3-е место:   №10 - 57 баллов (Шустренький)
4-е место:   №2  - 50 баллов (Фудзисан)

Итак, насладимся ещё раз:
1-е место. Арина Шик
*
23)http://www.stihi.ru/2016/10/08/4499
         ворохи листьев
           в тихом заросшем саду
            веер забытый

2-е место. Елена Анирусс

17)     Кружит и кружит
           Над пустой каруселью
            Кленовый листик

3-е место. Шустренький

10)    низкое небо
         над притихшей деревней
         стук антоновки

4-е место. Фудзисан

2)   Кошка ласкает
       рыжих весёлых котят
       в ворохе листьев


Поздравляем победителей! Благодарим Всех участников!

Так как не поступило предложение об обзорах, я на правах ведущей приняла решение премировать автора Любовь Голейчук Коэн Белл, сделавшей первый обзор, и по впечатлению от прочитанного, что и требовалось в задании.