Ещё раз о фильме Олеси Фокиной

Рута Марьяш
 Людмила Шарга о фильме Олеси Фокиной " Жизнь возвращается к началу"
написала:

Откровение от... песчинки.
--------------------------
Считается, что человек приходит в этот мир расти. Он растёт и вырастает, становится взрослым, стареет.
Жизнь подходит к концу?
В названии фильма кроется обратное…
Не утверждение, нет. Скорее, осознание.
Что остаётся в человеке от светлой поры пробуждения, пронизанной лучами солнца?
«Не у всех были лучи солнца. Не у каждого…», – моё взрослое «я», успевшее пожить и узнать мир с той его стороны, где мрак и безысходность, не спит.
Нельзя не согласиться с тем, что далеко не каждый приходит сюда по той простой и единственной причине, по которой должен приходить. По любви. Других причин быть не должно. Но они есть.
Смотрю фильм, слушаю воспоминания взрослых, состоявшихся людей о детстве, и понимаю, что все они, вольно или невольно, смогли сохранить в себе ребёнка.
И мальчик, который на протяжении фильма отвечает на сложные, отнюдь не детские вопросы, это чувствует, поскольку видит мир иначе, видит так, как видят его дети, и те, в ком живёт детство.
В какой-то книге я читала о том, что дети, приходя сюда, помнят о том месте, где они были, и куда им предстоит вернуться, о месте, где были все мы, когда никого из нас здесь ещё не было.
После трёх лет все воспоминания стираются, остаются только фантазии, которые никто из взрослых всерьёз не воспринимает.
После шести-семи лет и фантазии исчезают.
Взрослый мир «ломает» ребёнка под себя, учит подстраиваться, приспосабливаться, лгать. Иначе не выжить. Иначе так и останешься изгоем. Не от мира сего.
Все так делают. И ты должен. Кто не с нами, тот…против нас.
Осознать, что не должен, что не против, а всего лишь сам по себе, как правило, получается далеко не у всех. Не дают.
Коллективизация проникает не только в частные владения и подсобные хозяйства, она прорастает в сознание, лишая человека индивидуальности, отличия.
И снова вспоминается чей-то крик души: столько талантливых, одарённых, творческих личностей среди детей. Откуда же столько беспросветной серости вокруг…
Слушая героев фильма, понимаю, через что пришлось им пройти, чтобы сохранить себя, свою индивидуальность. Личность. Чтобы не слиться с массой, с толпой, не затеряться.
Тех, кто не из стаи, забивают. Затравливают.
Четыре личности. Четыре судьбы. Разные судьбы и разные пути становления. Объединяет их одно: все они смогли сохранить в себе ребёнка – детское восприятие мира.
Кто в большей, кто в меньшей степени.
Скорее всего, в той степени и мере, которая отпущена каждому из нас.
Как и вера, и всё, что даётся по ней.
Об этой мере говорит один из героев фильма, о том, что Господь отпускает веры каждому по своей мере. Столько, сколько заслужил здесь и сейчас
Так и ребёнок в каждом из нас сохранён в той мере, в какой заслужили, в какой отпущено.
«Будьте как дети…». Что кроется за этими словами?
“Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Матф.18:3).
Всё лучшее, что есть в нас – оно от детства, и из детства? Но ведь бывает и по-другому. Дети брошенные, дети нелюбимые. Они вырастают, и уж в них-то точно не спит тот маленький брошенный мамой мальчик, и та маленькая, избитая до полусмерти девочка, не спит, думая об отмщении? Мир полон таких «неспящих» детей. Они давно обзавелись всеми атрибутами взрослости, но внутри… внутри живёт обиженный, затаивший обиду на весь мир, ребёнок.
Не в этом ли кроется причина всех наших бед и страданий, причина, по которой всё страшнее становится жить в этом мире.
Он – зеркален, наш мир. Вот только, в отличие от обычных зеркал, он отражает не внешнее, а внутреннее. С внешними отражениями можно играть. С освещением и гримом, с услугами пластических хирургов и модельеров, с интерьерами и фоном. Зеркало отражает то, что на поверхности.
Мир – то, что внутри.
Мысли мои…или не мои, текут неторопливо, вслед за воспоминаниями и откровениями героев фильма, многие из которых мне знакомы, но сейчас я знакомлюсь заново с этими людьми.
Врач, актриса, певец, политик… нет, всё-таки, поэт. И мальчик, который ещё «не спит», который только начинает постигать взрослые премудрости нашего мира. Его мир – прекрасен и чист. Сквозь призму детского взгляда совсем иначе видится каждый из героев фильма.
Песочные часы в руках мальчика напоминают о том, что все наши представления о времени и пространстве смешны и наивны, что все календари несовершенны, потому что конечны. Время – оно бесконечно. И без-начально. Как песочные часы в руках ребёнка.
Там, внутри, живут мириады песчинок, чем-то схожих между собой, но абсолютно разных.
Ребёнок встряхнул песочные часы, и песчинки устремились вниз – к выходу. Или…к входу? Вихрем проносятся обрывки слов, крики, смех, чьи-то мечты, чьи-то проклятия…
И снова ребёнок встряхивает часы, переворачивая их.
И всё, что казалось прочным, незыблемым, основательным в один миг распадается и летит к …выходу? Ко входу?
Ничего не напоминает?
Возможно, какая-то из песчинок, заключённая в одну из прозрачных сфер, смотрит сейчас фильм и не подозревает о том, что ребёнок вот-вот перевернёт часы.
Будьте как дети… По образу и подобию…
Мысли песчинки хаотичны. В тот самый миг, когда они приобретут хоть какое-то подобие логической цепочки, ребёнок перевернёт часы. И жизнь песчинки подойдёт к концу. Или к началу.
И она ещё не раз вернётся. Песчинкам свойственно возвращаться туда, где им было хорошо.
p.s. Вот такие мысли роились во мне и надо мной во время и после просмотра фильма Олеси Фокиной "Жизнь подходит к началу". Я действительно ещё вернусь к нему, потому что фильм того требует и заслуживает, и располагает к возвращению. Так возвращаются к любимым фильмам, книгам, дневникам. Так возвращаются к любимым местам. Возвращаются в пространство, где хорошо думается и легко дышится. И вот за это пространство, наполненное светом и чистым воздухом, спасибо создателям и героям фильма.