Вечерние стихи в зеркале вульгарной социологии

Михаил Фокс
   После удаления моего комментария (достаточно безобидного) на прошлом голосовании и невозможности что-либо сообщить о своём выборе в нынешнем голосовании ("голос" пропускает, а текст не появляется) - приходится высказаться более развёрнуто о ситуации вокруг "Вечерних стихов". Более конкретно - о процессах и процедурах голосования. Здравый смысл  подсказывает, что голосованием "поэтическое" не верифицируется, но в качестве элемента некоего шоу народное голосование вполне допустимо. Но придание голосованию широких "поэтических" масс большего значения, чем оно заслуживает, может иметь не самые чудесные последствия для уровня представляемой на "Вечерних стихах" поэзии. Вот, казалось бы, что нам эти яростные флешмобы на последних народных голосованиях. Игры нанайских мальчиков), и не более того. Приходят многочисленные клоны, "оживают" давно заброшенные "страницы", пишутся восторженные рецензии. Но, самое печальное, что этими "играми" начинают увлекаться сами номинаторы, потому как проще привести на ВС автора, "обросшего" многочисленными социальными связями, чем кого-то, ваяющего в тишине свою самобытную поэзию, но данными связями явно не обремененного. В результате, на ВС появляются авторы, которых ещё год-два назад было бы невозможно представить в качестве участников этой программы. Снизить уровень "поэтического" можно, но тогда должна быть компенсация яркой зрелищностью и интересным сюжетом самой передачи. Орехов и Помидоров блистательны, критики великолепны, Игорь Борисович харизматичен, но когда нет разницы между первым и вторым поэтическими актами, актерское чтение некоторых участников не помогает им спрятать "пустотность" своих текстов, то "поэтическое" превращается в фикцию, в контекст самовыражения зрителей в чате. "Социальное" нивелирует "эстетическое".
    Вообще сам процесс голосования  и яростная полемика вокруг НГ, обсуждение роли критики в постижении художественной ценности поэзии, представленной на ВС, напоминают достопамятные 20-е годы (по воспоминаниям современников, конечно)), когда поэтические диспуты (слэмы той эпохи) решали вопрос - кто ценнее для истории и, т.с.,  для поэзии - поднятием рук и уровнем голосовой поддержки. Критиковать мог только социально близкий. За позицией автора всегда проступали "очертания" класса, прослойки, профессии.
    И гипотетический "вульгарный" социолог того времени за проблематикой, образами и стилистикой в стихах авторов на последних ВС уверенно бы обнаружил определённые классовые пристрастия. Ольга Живикина - "пролетарская" поэзия с элементами "попутничества", даже голосование за себя, любимую, это доказывает), Наталия Гранковская - поэзия "мещанская" во всём многообразии смыслов этого понятия ( от твёрдой привязки к реалиям до неприятия всего сложного и непонятного), Геннадий Казакевич - "интеллигентская" поэзия, по сути своей "книжная" и эскапистская. И каждый из авторов позволил голосующему поэтическому сообществу обрести свою идентичность. Точнее, структурировал (пардон за выражение)) это самое сообщество. Творческие страсти подменились выборным ажиотажем.
   Но что бы ещё подметил "вульгарный" социолог в самой процедуре голосования? А отметил бы  бросающееся в глаза различие между голосованием на сайте "ВМ" и на Стихи.ру. В первом случае явная "непрозрачность" анонимного голосования (возможность не всегда заметных "вбросов" и т.п.), во втором случае вроде бы все голосующие на виду, но никто ведь не следит за использованием при голосовании своих "клоновых" страничек и прочих технологий...А потом всё это сводится воедино по каждому автору и делится пополам, хотя, думаю, что на сайте "ВМ" число анонимных голосов в разы больше (чистую арифметику почему-то не сообщают), чем голосов на Стихи.ру. Тут и не "вульгарный" социолог  скажет, что результаты не вполне репрезентативны...
   И, если уж совсем отказываться от "вульгаризации", то НГ следует или включить как дополнение к выбору экспертов в качестве одного голоса и не более,  или, в крайнем случае, использовать как решающее мнение в случае равенства голосов экспертов относительно двух или более участников.   А иначе уровень и интересность поэзии на ВС будут снижаться и далее. В формуле - "поэзии и зрелищ" - хорошо бы соблюсти гармонию.