SOS. Гибели лайнера Армения посвящается

Егор Андреев
Спасите Наши Души!
В последнем крике голоса слились.
На дно торпедой транспорт пущен.
И в трюмы волны ворвались...

Торпедоносец волком кружит,
готовится- добить.
Нам в Батуми ох как нужно!
Но не дойти теперь, и не доплыть.

Ах, кто бы знал, как умирать обидно
без славы воинской в неполных 20 лет.
Но то судьба такая выпала нам видно,
Могильным стал наш «Красный Крест»!

В холодном море скроют волны
наши следы, наши мечты...
И после вычеркнут в архивах,
что были мы, что жили мы...

Пройдут года после Победы трудной,
Эту войну не смогут позабыть.
Мы не дошли, увы... О нас забудут...
Не довелось- повоевать... пожить...



В память о гибели теплохода АРМЕНИЯ 7 ноября 1941 года,
на борту которого было более 6000 человек.
Среди них был брат моей бабушки Андрианов Николай Алексеевич-
старшина бригады морской пехоты.



Видео- https://www.youtube.com/watch?v=u4h_TnITVAY

7 ноября 1941 года в 11 часов 29 минут торпеда с фашистского самолета «Хейнкель-111» оборвала плавание санитарного лайнера «Армения». Одна из самых масштабных и трагических катастроф на море унесла жизни около 7 тыс. человек, тем самым превысив число погибших на «Титанике» в 5 раз.

МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА
Широкому кругу читателей о гибели «Армении» известно крайне мало, и большинство об этой трагедии фактически ничего не знает. И это неудивительно, поскольку катастрофы такого масштаба, согласно традициям советских времен, принято замалчивать. В результате сегодня у нас не осталось на память ничего, даже хороших фотографий...
Грузо-пассажирский лайнер «Армения» был построен в 1928 году в Ленинграде и курсировал на линии Одесса–Батуми. Теплоход был рассчитан на 518 мест в каютах, еще 125 сидячих и 317 палубных пассажиров. В трюмах судно могло перевезти до тысячи тонн груза. С началом Великой Отечественной войны теплоход переоборудовали под санитарный транспорт: рестораны стали операционными и перевязочными, в каютах разместили дополнительные подвесные койки. На бортах и палубе ярко-красной краской были нанесены огромные кресты – отличительные знаки санитарного судна. Экипаж состоял из 96 человек плюс медперсонал: 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров.
6 ноября транспорт стал под погрузку в Севастополе. За 5 месяцев войны «Армения», капитаном которой был бесстрашный Владимир Плаушевский, успела совершить 15 опасных рейсов в Одессу. Было спасено около 16 тысяч человек. В этот раз на борт было принято около 300 раненых и весь медперсонал военно-морского госпиталя, санитарный склад, медико-санитарный отряд, а также госпиталь ялтинского санатория...
Огромная лавина людей пыталась втиснуться, занимая каждый сантиметр свободного пространства. Транспорт оказался безнадежно перегружен. Происходящее походило на хаос обезумевшей толпы. Забрав партийных и советских работников, в сопровождении всего двух сторожевых катеров «Армения» покидает Севастополь и берет курс на Кавказ. Однако уже на рейде Балаклавы судно застопорило ход. На борт опять принимают раненых, сотрудников НКВД и некий таинственный груз – несколько десятков деревянных ящиков. Позже выяснилось, что это золото и ценности крымских музеев.
Несмотря на потерю времени и катастрофический перегруз, поступает новый приказ зайти в Ялту – забрать и там партактив и госчиновников. Немцы подступали к городу. К утру паника, охватившая причал, не на шутку угрожала безопасности корабля. Выходить в море по свету было смерти подобно.
И здесь произошло непредвиденное: кто-то из толпы крикнул:
– Немцы в городе!
Возможно, это был крик безумца, а возможно, провокация. Началась паника. На корабль поступила команда отдать концы и срочно выйти в открытое море. Капитан понимал, что судно отправляют на верную смерть, и принял приказ как приговор. Плаушевский пришел в ярость, однако не подчиниться он уже не мог. Ровно в 8 утра «Армения» двинулась навстречу своей гибели. А немцы появились в Ялте лишь спустя сутки.
По официальной версии, к тому времени на борту находилось 6 тыс. человек, по другим данным – все 7. Транспорт не прошел и 30 миль, когда налетела вражеская авиация. Сильно штормило, и корабли охранения вести прицельный огонь не могли. Фашисты буквально терзали беззащитный теплоход с красными крестами. Два вражеских торпедоносца «ХЕ-111» на бреющем полете сбросили по две торпеды.
Первый из них промазал, и его торпеды взорвались на прибрежных скалах. Первая торпеда со второго бомбардировщика тоже прошла мимо, а вот другая исполнила свое роковое предназначение, угодив в носовую часть корабля. Кормой вверх в течение четырех минут «Армения» штопором шла на дно, увлекая за собой все живое.
ЗАТЕРЯННЫЙ В ПАМЯТИ
Часы показывали 11 часов 29 минут 7 ноября 1941 года. В эти минуты Сталин произносил речь на Красной площади перед участниками исторического Парада.
Тремя с небольшим годами позже, 30 января 1945 года, при потоплении советской подлодкой «Вильгельма Густлоффа», на котором находилось 10 582 человек, Гитлер объявил Маринеско своим личным врагом. А гениальный вождь и учитель всех времен и народов никак не отреагировал на известие о гибели «Армении». Чуть ранее гибель теплохода «Ленин» унесла там же, под Севастополем, жизни около 9 тысяч человек.
По меткому выражению писателя Виктора Астафьева, тогда людьми сорили, как песком.
Сторожевые катера охранения подобрали «родившихся в рубашке» – их оказалось немного, всего 8 человек. Так получилось, что место крупнейшей катастрофы на картах точно не обозначили. Кто отдал преступный приказ выйти в море? По чьей вине с жизнью расстались тысячи человек? Ответы на эти вопросы и сегодня покоятся где-то там, в морских глубинах. В Боевой летописи советского ВМФ о самой большой трагедии войны на море не сказано ни слова!
Мир «помнит» Александра Маринеско, потопившего на своей подлодке «С-13» грозный фашистский транспорт «Вильгельм Густлов» с пятью тысячами подводников на борту. О жестокости русских написано множество книг, сняты фильмы, история гибели немецкого корабля постоянно на устах. О лайнере «Армения» по-прежнему предпочитают молчать в Европе и даже на его родине, в России.
Масштабы двух катастроф сравнимы по количеству жертв. Вот только одна из них известна всему миру, другая предана забвению. Кому выгодно держать в тайне и продолжать умалчивать крупнейшую трагедию минувшей войны?
Были предприняты совместные попытки украинских и американских поисковиков обнаружить останки «Армении», в том числе с помощью глубоководного аппарата американца Билларда, ранее нашедшего «Титаник». Обследованы все возможные точки координат места затопления. В 2008 году использовался самый современный немецкий поисковый аппарат. Указанный квадрат «облазили» вдоль и поперек 27 раз! Экспедиция обошлась в сумму более 2 млн. долл. Нашли старинный парусник, затонувший баркас, гильзы от снарядов. Обнаружить остов 110-метровой «Армении» так и не удалось. Разговоры о том, что санитарный транспорт провалился в морскую пропасть и его завалило илом, тоже несостоятельны. Характеристики и особенности грунта в этом месте позволяют сомневаться в наличии пропасти – гидролокатор не обманешь. Специалисты считают, что, вполне возможно, на господствующих глубинах от 400 до 1500 метров судно все-таки соскользнуло по склону на еще большие глубины и отыскать его намного сложнее.
Однако имеет право на жизнь и другая версия – не там ищем! Понимая безвыходность ситуации, в последний момент капитан сам мог принять решение лечь на обратный курс, на Севастополь, под прикрытие зенитной артиллерии и авиации главной базы флота. Но, вероятнее всего, во исполнение Директивы ставки ВГК №004433 от 7 ноября 1941 года за подписью самого Сталина (подписана в 2 часа ночи) капитан получил приказ вернуть персонал госпиталей обратно. «Севастополь не сдавать ни в коем случае!» – прописано первым пунктом в документе. Это означает, что искать в таком случае надо уже не у Гурзуфа, а западнее, на траверзе мыса Сарыч. А там «Армению» пока никто не искал....

Из записок адмирала Ф. С. Октябрьского:
«Когда мне стало известно, что транспорт „Армения“ собирается выходить из Ялты днём, я сам лично передал приказание командиру ни в коем случае из Ялты не выходить до 19.00, то есть до темноты. Мы не имели средств хорошо обеспечить прикрытие транспорта с воздуха и моря. Связь работала надёжно, командир приказание получил и, несмотря на это, вышел из Ялты. В 11.00 он был атакован самолётами-торпедоносцами и потоплен. После попадания торпеды „Армения“ находилась на плаву четыре минуты».
Отсутствие документов, уничтоженных в 1949 году и позднее, бросает тень на адмирала Ф. С. Октябрьского, потому что любой историк может заподозрить, что адмирал ищет себе оправдание задним числом, спустя годы после ужасной трагедии. Однако следует признать, что он, как командующий флотом, знал оперативную обстановку на театре, знал, где находится «Армения», знал и время, когда она отвалила от причала, запружённого людьми, знал он и то, что при господстве немецкой авиации в воздухе «Армения», лишённая охранения, представляет собой идеальную мишень для торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков. Поэтому весьма вероятно, что приказ и даже очень строгий «ждать ночи» он действительно передал капитану Плаушевскому, но на «Армении» произошло какое-то зловещее событие, заставившее капитана нарушить приказ Октябрьского. В этом кроется ещё одна тайна гибели теплохода.
Исследуем события и вернёмся назад. Достоверно известно, что первоначальный приказ капитану Плаушевскому был чётко сформулирован: забрать раненых и медперсонал и из Севастополя следовать в Туапсе в ночное время суток. Затем последовал срочный приказ: следовать в Ялту для спасения партактива и раненых. Время выхода теплохода из Севастополя было изменено на два часа. Третий приказ, переданный капитану Плаушевскому, заставил его, не заходя в Балаклавскую бухту, также забрать представителей местной власти и раненых. Четвёртый приказ, переданный капитану «Армении» рано утром Ф. С. Октябрьским 7 ноября, предписывал покинуть Ялту не ранее 19 часов, оказался странным образом нарушен, и капитан отправился в плавание без охранения навстречу своей гибели.
Несомненно, что капитан Плаушевский не подчинился приказу командующего флотом только потому, что вынужден был подчиниться другой власти, оказавшейся на борту, каковой были принятые на борт «Армении» сотрудники НКВД и СМЕРШа. Оставшиеся на причале люди видели, как капитан, прежде чем дать команду отдать швартовы, был разъярён, как загнанный зверь, и громоподобно ругался на чём свет стоит. И это был капитан Плаушевский, которого все сослуживцы характеризовали как исключительно хладнокровного и выдержанного человека. Несомненно, ему угрожали те, кто торопился покинуть Ялту, а за отказ подчиниться угрожали расправой.
Вышедшая рано утром из Ялты «Армения» в сопровождении морского охотника не прошла и тридцати миль, как была атаковала двумя торпедоносцами.
Обратимся к следующему свидетельству катерника с морского охотника МО-04 М. М. Яковлева: «7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик, а через непродолжительное время над водой, на бреющем полёте, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца. Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошёл в сторону Ялты. Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва — не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет „Армению“, то ей несдобровать».
После торпедирования «Армения» была на плаву четыре минуты. Спаслось лишь несколько человек, в том числе старшина Бочаров и военнослужащий И. А. Бурмистров. Видел гибель теплохода и командир морского охотника старший лейтенант П. А. Кулашов, которого по возвращении в Севастополь целый месяц допрашивали в НКВД, после чего выпустили.
Через немецких ветеранов пытались найти экипаж торпедоносца, атаковавшего «Армению», дабы уточнить детали и координаты гибели теплохода, так как немецкие архивы славятся большой сохранностью документов. Ответ пришёл неожиданный: «архив люфтваффе вывезен в СССР».