Психология сердечная

Владислав Стадольник
      Желание не быть растерзанным или умученным вполне естественно и законно. И Мы тоже не являем собою беззащитных овечек. Но все же Чаша яда не минует зажженного сердца. За порожденное зло ответственны все: и виноватые и невиновные. Носители Света неповинны в порождениях и удушьях человеческих, но они все же несут на себе тягость мира сего. Каинова психология неответственности за своего брата есть наследие черного века. Но Сатия Юга несет с собою новое сознание единства всех и ответственность каждого за братьев своих, за все человечество.
   Грани Агни Йоги, 1965 г. 570. Новосибирск, «Алгим», 1995 г.

      (Матерь Агни Йоги). Для развитого чувствознания доказательств не нужно. Человек просто знает, и никакие доводы рассудка не могут поколебать этого знания о существовании несомненного. Это уже не вера, а именно знание, свободное от сомнений и неуверенности. Аппарат человеческий кроет в себе чудеснейшие возможности непосредственного познания.
   Грани Агни Йоги, 1971 г. 515. Новосибирск, «Алгим», 1997 г.


                ПСИХОЛОГИЯ СЕРДЕЧНАЯ (1) *
                (Из Посланий Высокого Источника)

      Не будем ждать вдохновения, но силою ритма утвердим связь, протянув руку к посылке. Одни ждут, когда вдохновение свыше осенит их, другие берут по праву дерзания. Одни ждут подачек с неба, другие волей распоряжаются полученным наследием. Космическое право, или право первородства духа, дает возможность ему дерзать и обильно пожинать плоды огненные. Закон действует безотказно. Прост, ибо в духе все просто. Явление простоты в духовных делах тоже надо понять. Стучитесь, и вам отворят, если стук достаточно настойчив. Нищие тоже часто стучат, но часто им не отворяют или, отворив, гонят прочь. Психология просителей несостоятельна по существу. Сокровища духа принадлежат ему по праву. Ради них прошел он долгую и мучительную эволюцию, пресмыкаясь во тьме невежества, для того чтобы в конце концов понять, что Космос и все, что в нем, существует ради его венца – человека. Это осознание приходит на вершинах духа, когда понято свое назначение и конечная цель.

      Вот мы стоим лицом к лицу, и Чую обращенное устремление – неужели не Буду ответствовать, когда миллиарды молчат или даже не знают, как обратиться? Потому знание поставим превыше всего, ибо стучащему отворяют и знающий находит, куда, как и когда постучать. Почему у людей столько неуверенности и нерешительности, когда психотехника четко указывает пути устремления и получения по силе его? Нет сил устремиться, уверенности нет, духовные явления все еще относят в область мистического тумана и неопределенности. Говорю: Закон действует неотменно, и всегда, и в полном соответствии с устремлением. Закон действия и противодействия понимаем, но зова и отклика понять не хотим. Поистине, сокровища Беспредельности ожидают устремленных духов. Но где же они, устремленные?

      Устремлены многие, но в погоне за земным. Сокровища из праха земного заменили им сокровища духа, и пресмыкаются они в пыли, ползая по коре планеты. Для устремления нужны крылья и взор, обращенный к звездам. Не под ногами, но на вершинах надо искать. Еще и еще дерзайте. Увенчаю стремления ваши огнями ответными и Руку к тому Приложу. Придите, понявшие, принять богатство даров эволюции. Не вы, сидящие за печкой, подобно тараканам, не вы, смотрящие назад, погружаясь в прошлое законченных времен, но вы, устремленные в будущее дерзновенно и с сознанием права своего на дары. Прохожу, но не узнают Меня; Учение снова Даю, но его отвергают; Зову в будущее Света, но тупо не принимающие Меня вспять устремляются и тонут во тьме. Ныне Дам все, и – обильно. Не было никогда времени, когда бы Учение Жизни так широко изливалось на Землю, дабы хватило на всех, но безмолвствует дух человеческий, в Землю взором уставясь. Сколько же тяжести надо положить на чашу страдания, чтобы дух вверх устремился и чаша земная перестала перевешивать на весах жизни? Глухие, слепые и все, еще спящие, к вам Обращаюсь – доколе же будете спать?

      Законы явления Учителей сопряжены с планом всей культуры. Карма свертывается, как свиток, и знаки уходящей земной мощи начинают мелькать. Знающим будущее тяжко наблюдать это уходящее мелькание. Как вчерашний день, стоит завтра. И шаг отмеряется не футом, но трехлетием, получается шаг гигантов, которым перешагнуть через столетия уже не страшно. Так психология духа просачивается на Землю.

      Для земных оболочек каждое столетие угрозе подобно. Но мост духа дает крылья истины.
      Шагающим через трехлетия иногда кажется, что они не живут. Особо стремящийся шар иногда кажется неподвижным, ибо его инерция не соответствует окружающему» Учение Живой Этики: Озарение, 2.2.8.7.

      Нужно очищение и возвышение духа человеческого, прежде чем заповеданное совершится. Иначе не следующая ступень эволюции, но падение в бездну. Потому при утончении сознания и обострении чуткости необходимо удержаться от психизма. Чуткость восприятия и психизм – явления совершенно различные. Чуткость развивается при росте способности реагировать на токи пространства и отзываться на горе и радость людские. К этому последнему ведет сострадание. Великое качество сострадания сложно необычайно и указывает на высоту духа. Явить сострадание совсем не значит впасть в такое же состояние горя или отчаяния, в котором находится страдающий человек, ибо это будет падением в яму обоих: и страдающего, и сострадающего. Сострадание принимает в открытое сердце свое боль ближнего, трансмутирует ее на огнях своего сердца и взамен насыщает страдающее сердце огнями своими: огнями спокойствия, огнями мира душевного, огнями надежды и даже радости.

      Огни сострадающего сердца проникают в сердце страдающее и силою своею трансмутирует его омраченные излучения в огни света. Происходит действие огненное, и даже не надо убеждать очень, и даже не надо тратить много слов, надо дать огненное сердечное чувство, нейтрализующее темные излучения горюющего сознания. Это и будет огненным процессом трансмутации чужого горя на огнях своего сердца. Конечно, сердцу всегда больно вбирать в себя чужую боль для преображения ее в другие, более светлые чувства. Но иного способа нет. Это и есть путь Сострадания, или путь Бодхи-саттвы. Чтобы помочь, надо иметь мужество принять на себя чужую боль или страдания. Конечно, сильное огненное сердце скорее и легче трансмутирует эту боль своими огнями, чем сердце страдающее, которое обычно слабо и более легко поддается тягостным переживаниям.

      Для сильного человека иногда достаточно небольшого огненного импульса, чтобы он освободился от тягости горя. Страдать могут и сильные духи. Но быть рабом своих страданий может лишь слабое и неустойчивое сознание. Йогу позволено все, для йога запретов нет, но нет лишь потому, что он все действия и поступки свои совершает в свободе, но не в рабстве у них. Обычно страдающие люди являются рабами своих страданий и переживаний. Само понятие безысходного горя кроет в себе явление безысходного рабства духа, находящегося в плену у своей астральной оболочки. При анализе явлений горя надо понять это взаимоотношение сознания со своими оболочками. Движение в материи астрального проводника настолько сильно и длительно, что оно затягивает сознание и поглощает его в себя, и пленник уже не может вырваться из цепких когтей астрального тирана. Хватка иногда бывает столь сильной, что человек умирает, как говорят, от безнадежного горя и отчаяния или же совершает самоубийство – самое страшное преступление, возможное для человека.

      Огненное сердце Называем благодающим, ибо может и в силах оно ликвидировать эти страшные очаги тьмы и заразы отчаяния, столь широко разбросанные в мире страданий людских. И не для счастливых и в благополучии утопающих, но для них, страдающих, и несчастных, и тонущих в пучине невежества Приходят Владыки в мир, неся Огненную Чашу Сострадания миру. Разделите и вы, знающие, бремя Великого Служения и Чашу Сострадания поднимите, дабы люди могли испить от нее. Но храните огни сердца, без них пуста будет ваша Чаша, и нечем будет утолить жажду пришедших. Но главное, остерегайтесь того, чтобы быть затянутыми в бездонную воронку астральных вихрей и переживаний страдальцев, пришедших за помощью, ибо уподобитесь тогда слепому, ведущего слепого, и им обоим, свалившимся в яму. Из ямы взаимного отчаяния выбраться особенно трудно даже и зрячему. Оградитесь в духе и Мною.

                Музыка сфер, песня пространства –
                звучит  в  минутах  дней  иных,
                преобразуя  жизнь  земную,
                внося  Небесного  мотив.

                Сердце  услышит  тоны  Свыше,
                и  в  трепете  –  оно  взгорит,
                посылы от него  –  всё выше,
                в свете другом тогда вся жизнь.

                К  нам  АУМ  –  Благодатью входит,
                и Помощь – через все лета, –
                лишь в синтезе высоких цветов –
                найти   с о з в у ч и й   голоса.
                Владислав Стадольник 4.12.2001
 
      «Почему ручательство об Учении обычно приходит застенчиво, стыдливо? Конечно потому, что проблемы существования не тревожат человечество. Вопросы жизни не входят в обиход. Явления необычности приходят, как ошибки природы. Формы законов скованы малодушием. Фетиш или отрицание по-прежнему стоят стражами человека. Учение Жизни находится или в условности биологии, или погашается ладаном храмов.
      Нужно, наконец, обратить внимание на окружающее, и особенно теперь, когда можно наблюдать особенное напряжение космического процесса. Чуткие аппараты нашего организма работают так же напряженно. Напряженная атмосфера приглашает людей заботливо и искренне обратиться к силам космическим. Нечего насмехаться, когда вообще не знаете, о чем речь идет. Также можете смеяться над формулами высшей математики, если она не поможет вам готовить обед.

      Мы не жалеем тратить время на эти трюизмы, ибо все пригодно, чтобы обратить человечество к психической энергии. Нелепо представить, что человека нужно уговаривать применить ему давно принадлежащую мощь. Ведь это психология дикаря, боящегося всего, что неизвестно его деду. Но, тем не менее, пространственная мысль действует! Учение Живой Этики: Агни Йога, 400

      Утверждаю равновесие, насколько возможно среди пространственных взрывов и неуравновесия земного. Удержать равновесие планетное может лишь человек, и он же – его нарушить. Вот почему Говорится о согласованности. Говоря о согласованности, к людям живым Обращаюсь, но не к пням мертвым, гнилым и почерневшим от разложения. Откликнуться люди должны на общепланетный призыв к согласованности, то есть к согласию, дружелюбию и кооперации. Сотрудничество между людьми общеземное даст возможность утвердить мир на Земле, то есть равновесие и творящую согласованность между энергиями человеческими и энергиями пространственными. Человек – регулятор планетных огней. Огонь подземный неспокоен. Общее неуравновесие не может уравновесить и его. Бури, циклоны и вихри над земною корой, порожденные мятущимися энергиями микрокосмов человеческих, вызывают такие же бури поземных огней. И тогда приходится предупреждать невежественных двуногих о творимом ими безумии. Тяжко, ибо немногим Сильным Духам приходится выдерживать на себе упор огненной стихии. Ближайшие разделяют эти труды и тяготы, ибо на дозоре вместе.

      По Сети планетной и узлам Света идет распределение напряжения и разрядка его своими огнями. Потому так трудно сердцу. Ответственность за Землю Несем, за миллионы трутней. И вы, Наши труды разделяющие, знайте, что помощники Нам, и поймите, что не за себя страдаете и крест свой несете, но за все человечество, как Нес его Я. Психология Каина, отвергшего ответственность за брата – наследие тьмы. Лозунг Нового Мира – один за всех, и все за одного. Таково планетно-космическое назначение человека, но при условии полной согласованности и равновесия утвержденного. Подобно тому, как в организме человека внутренние неуравновесия порождают болезненные реакции, мгновенное изменение флуктуации некоторых органов, перебои сердца, головные боли и прочее, точно так же высшие принципы планеты, заключенные в человечестве в целом, при коллективном неуравновесии создают вихри, и бури, и прочие явления несогласованности в масштабе общепланетном. Этому должен быть положен конец, ибо плоть планеты, тело планеты может не выдержать далее. Призывая каждого к утверждению равновесия, Хочу установить сотрудничество сознательное.

      Человек яро и тесно связан со всем человечеством и с планетой своей, своим домом земным. Забота о нем обязательна для всех. Шатается его основание. Вот почему призыв к объединению столь срочно насущен. Доколь же лучших будут терзать разнузданные толпы двуногих? Все, кто откликнулись на Мой призыв мир утвердить на Земле, Мне сотрудники, независимо от того, кто они, где они и как веруют, и даже веруют ли вообще. Не признанными верованиями утверждается сотрудничество, но действиями, созвучными с теми Мыслями и Зовами, которые Мы Посылаем в мир. И вы, уставшие от борьбы непосильной и напряжения тяжкого, знайте, что Мне помогаете по мере своих сил, и даже сверхсильно. И помните это, когда особенно трудно. Итак, утверждая равновесие в себе, творите дело не личное, но общепланетное и общечеловеческое – в этом значение качеств. Как бы лучше Объяснить, что все, что творится человеком и что происходит в нем, имеет большое пространственное значение. Батарея человеческая взаимодействует с пространственным огнем. Нельзя отрицать наличие пространственной жизни. Отрицание завело людей в тупик, из которого нет выхода. Невесело в мире. За улыбки немногих благополучных страдают множества. Этому время пришло конец положить. Идет последний призыв под знамена счастья, под знамена будущего, под Знамя Майтрейи. Мои и те, кто суждены Мне, по призыву Моему объединятся в яром утверждении Нового Мира согласованности на Земле.

      «Уже знаете, как медленно нарастает сознание, настолько же небыстро преображается и дом сознания – сердце. Потому нужно принять, что не мысливший о сердце не преуспеет и в сознании. Правда, сердце в сущности своей не оторвано от Высших Сфер, но нужно претворить этот потенциал. Сколько преломлений происходит в сердце, не очищенном мышлением высшим! Множество ценных посылок примет уродливое очертание только потому, что сердце пребывало в небрежении. Такое множество лучших, тончайших определений и чувствований не вмещается в сердце заброшенном! Злоба разве не совьет гнезда в сердце загрязненном? И не примем эти слова как отвлеченное поучение: нужно воспитывать сердце. Нельзя образовать мозг без утончения сердца. Старая метафизика или современная психология пытается дойти до сердца, но как же дойти до сердца предмету, в котором само слово СЕРДЦЕ не упоминается!» Учение Живой Этики: Сердце, 358.

                Невыразимое  словами  –
                живёт Начало в нас Начал,
                и Огнь сердца связи держит,
                и Мир Надземный сердцу дан.

                Любовь взжигает Огнь сердца –
                где помыслы в высокий строй,
                и преданность живёт к Владыке,
                и  к  Беспредельности  настрой.

                С Огнями сердца – в Восхожденье,
                в нём встреча  –  всех дана Миров,
                и  злая  воля  в  тьму  уходит  –
                где  возгорается  Любовь.
                Владислав Стадольник 17.11.2001

      Деятельностью мозга не ограничивается сознание человека и мысль. Поверх его идет в человеке иная жизнь, отрывки которой иногда улавливаются мозгом. Мозг мешает восприятию тонких энергий и затемняет знания духа. Чувствознание просыпается в человеке, несмотря на деятельность рассудка и его аппарата – мозга. При восприятии мыслей лучше не думать, чтобы мозг не мешал. Его активность очень мешает осознанию пространственных мыслей. Мозг – это инструмент человека шестидесяти – семидесятилетней продолжительности в среднем, иногда длиннее. В Тонком Мире и выше человек живет без мозга, хотя и видит, и слышит, и чувствует, и мыслит. При выходе при жизни в тонком теле мозг спит, и однако яркость и полнота получаемых тонких впечатлений от этого нисколько не нарушается. Потому функции мозга надо понять, а также и то, что внемозговые сферы деятельности духа много обширнее мозговых, выше и глубже. О событиях на расстоянии или событиях будущего человек знает не мозгом, но сердцем. Поверх мозга течет огненная мысль. Лишь приведя к молчанию деятельность мозга, можно получать высшее восприятие, причем мозгу отводятся лишь функции речи. Треть жизни своей проводит человек во сне, когда деятельность мозга затухает. Малую сферу его возможностей следует осознать, и тогда можно двинуться дальше.

      «Таким образом, изменится вся психология существования. Вы уже можете понять отсутствие скуки, хотя бы пришлось оказаться в неприступных пещерах. Вы уже знаете отсутствие страха, даже находясь в первых рядах Армагеддона. Вы уже знаете терпение, даже среди мировой бури. Так уже многие качества входят в вашу жизнь и несут с собою ряд накоплений неразрушимых. Это и есть начало истинного богатства!» Учение Живой Этики: Сердце, 434

      Расцвечу серебром путь усилий твоих и стремления добиться контакта. Ведь каждое не без последствий, даже малейшее. Они укрепляют серебряную нить сердца. В эти минуты отбрасывается паяц и замолкают три низших. Заставить замолкнуть три низших – значит войти в тишину молчания и услышать Безмолвия Голос. Для этого нужно только отвергнуть себя и от себя оторваться. Но это немногое трудно, ибо привык человек свое малое «я» ставить превыше всего. И малые мысли, и малые чувства становятся Свету преградой. Как же Мое воспринять и Свет Мой идущий, если свое наполняет сознание тьмою. Свой свет восприятию не мешает, ибо усиливает его. В свете своем узрим Свет Мой. Вот почему нужно очищение, то есть осветление сердца. Мысль заряжается чувством от сердца. Мысли такие сильнее обычных. Профилактика мысли идет через сердце, ибо сердце сильнее рассудка. И к действию призывается сердце, и сердце творит. И мысль переносится в сердце и передается для исполнения в сердце (и действует сердце). Действуйте сердцем – Завет – его напрягая сознательным усилием и давши свободу ему. «Великим узником» Называем Мы сердце, ибо в оковах оно у людей, в темнице, без света. Сердцу нужно только сказать: «Действуй», – предоставив свободу. Ведь оно действует даже тогда, когда мозг и обычное сознание спят, и действует тогда свободно, не связанное ими. «Положить с вечера мысль на сердце» – значит дать сердцу свободу для действия избранной мыслью. Даже и в бодрствующем состоянии, передав мысль на сердце, надо ему не мешать и не задерживать мысль в мозгу. Мысль мозговая слабее сердечной и короток радиус ее действий. Но сердце пространственно космично, ибо бьется всегда и не ограничено сферою плотной. Потому и Говорю: «Действуйте сердцем».

      «Урусвати может утверждать наивысшее значение сердца. После действий всех центров проявляется значение сердца. Даже кундалини окажется земным по сравнению с сердцем. Не понято значение сердца. Его считают средоточием жизни, но такое определение недостаточно. Сердце есть мост Миров. Там, где особенно явлено соприкасание трех Миров, там глубоко ощутится значение сердца.

      В Нашей Обители существует уважение к сердцу. У Нас встречаются Лица, разделенные многими веками. Казалось бы, Их психология должна быть очень различна, ведь на расстоянии трех поколений методы мышления совершенно меняются, но в Нашем сотрудничестве это не наблюдается. Одной из главных причин будет расширенное сознание, но и этого одного еще мало, требуется содействие срединного центра. Только сердце может соединять сознания, разделенные многими веками. Основа сердца потребуется для всех тончайших действий.

      Когда передача мысли на расстояние будет принята людьми, то нужно будет уяснить условие, руководящее таким тонким действием. Скажут – нужна гармония, но это не определяет, который центр будет участвовать. Сердце и при передаче мысли на расстояние будет главным двигателем.

      Посылающие мысли, настройте свои сердца, но помните, что напряжение сердца грозит огненным воспламенением. Только кто испытал такой пожар, невыразимый словами, может знать опасность несказуемую. Это страдание есть наивысшая священная боль. Происходит она от неуравновешенности миров. Оттого же происходят разные сердечные болезни. Человек не хочет заботиться о своем средоточии, которое сохраняет во всех мирах свое огненное зерно.

      Вы слышали, что можно насильственно вызвать внутренний огонь наружу. Такая операция вполне возможна, но очень опасна, ибо такой огонь может соприкоснуться с огнем пространственным и создать губительное следствие.

      Значение сердца тем величественнее, что в будущем оно исключит многие аппараты. Действительно в Новой Эре будут люди, которые заменят собою самые сложные аппараты. Сейчас еще изобретают роботов, но после механической горячки опять обратят внимание на силы человека.

      У Нас в Обители исследования направлены к раскрепощению человека от машин. В этом процессе нужно воспитывать сердце. Нужно уметь прислушиваться к его голосу. Те, кто обвиняет Нас в эгоизме, пусть вспомнят о безымянных трудах» Учение Живой Этики: Надземное, 022

      «Урусвати знает о многих качествах психической энергии. Сущность ее остается неизменной, но вокруг этого зерна могут быть свойства весьма различные. Назовем воздействие состава крови. Теперь уделяют много внимания расовым отличиям. Можно эти отличия заметить не только на составе крови, но и на особенности психической энергии.

      Люди могут ощущать воздействие мысли некоторых народов сильнее или же оставаться холодными в других случаях. Кроме атавизма или кармических причин можно искать основание и в составе крови, который воздействует на психическую энергию. Невозможно перечислить, сколько связей существует между людьми. Стыдно должно быть роду человеческому, когда он не изучает свои связи и свойства. Психология должна заниматься всеми научными областями, которые могут осветить будущее жизни земной.
      Мысль не имеет пристанища среди признанных наук, и психология может быть единственным оплотом изучения мысли, иначе говоря, психической энергии. Сейчас особенно необходимо поставить эти вопросы на научную почву. Но для этого требуется сотрудничество целого ряда ученых, располагающих различными лабораториями.

      Не стыдно ли, что до сих пор науки разделялись на отдельные лагеря, не имея связи между собою? Получается, что одни науки признаются достоверными, но другие находятся под сомнением. Конечно, такое сомнение основано на невежестве и предрассудке.
      Нельзя себе представить, насколько сильны предрассудки. Нужно повторять это от дворцов и до хижин, и, может быть, самые сильные предрассудки живут во дворцах. Так нужно повторять о назначении науки.
      Мыслитель поучал: «Умейте открыть дверь науке. Стыдно, если она остается в рубище на холоде. Слышите, как стучится знание?!» Учение Живой Этики: Надземное, 511


      (Матерь Агни Йоги). Смысл самодеятельности ученика заключается также и в том, что в ней выявляется свободная воля без принуждения со стороны Руководителя. Очень ценим уявления такой самодеятельности. Это не только научает ученика крепко стоять на собственных ногах, но и неудержимо привлекает к нему Помощь Учителя. Именно к проявленным самостоятельно усилиям ученика прикладывается свободно энергия Иерарха. Люди привыкли беспрекословно подчиняться всевозможным предрассудкам, правилам, традициям, требованиям моды, этикета, светского поведения и так далее, и рабская психология въелась в их плоть и кровь. Одни ищут подчинения, другие подчиняют себе, словом, яро процветают все виды рабства и подавления воли. Курение, пьянство, обжорство – все это тоже разновидности того же рабства. Поэтому Учение Живой Этики следует считать Учением свободы. Цель его – освободить человечество от всякого рабства, чем бы и кем бы оно ни прикрывалось.
   Грани Агни Йоги, 1969 г. 453. Новосибирск, «Алгим», 1996 г.


                ПСИХОЛОГИЯ СЕРДЕЧНАЯ (2) *
                (Из Посланий Высокого Источника)

      «Эволюция самостоятельна и добровольна – это основной закон. Не только основа Кармы, но Мир Огненный составляет явление сознательной эволюции. Невозможно заставить людей духовно эволюционировать. Нельзя принудить к благу спящее сердце. Можно указать, можно ставить вехи, но сломать сознание – значит убить корень будущего древа. Кажутся долгими миллионы лет, ибо ни года, ни века не существуют. Люди разбили бытие на секунды и потонули в нулях. Потому так важна психология Тонкого Мира, где часы не нужны и значительны лишь следствия. Люди часто негодуют на Заветы Учения – почему книга не дает окончательных формул? Но такое требование доказывает незнание Основ. Завет дает точное направление и зажигает Огни по всему пути труда. Можно двигаться по этим Огням. Можно находить уже космически назревшие решения, можно слушать точные намеки, но собрать эту мозаику должен дух добровольно. Утверждение пути есть Завет Великого Зодчего. Мы должны, как в сказаниях, приложить ухо к земле, чтобы не упустить ни единого шага и шёпота. Но мы много можем читать, но мало прикладывать, между тем так близки сроки!» Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. 1, 399.

      Друг Мой, малое сознание стремится невольно к возложению или к тому, чтобы опираться слишком. Но многоопытный путник знает, что идти должен сам. Через одиночество и кажущуюся оставленность надо пройти и главным образом для того, чтобы выработать самостоятельность, твердость и веру в себя и свои силы. Ходить надо научиться на собственных ногах и плавать в своем челноке. Большинство предпочитают чужие. Но избранные Мои предпочитают свои. Это необходимо для того, чтобы охранить сферу одной высшей индивидуальности от смешения со сферой индивидуальности другого человека. «Звезда от звезды разнствует бо во Славе». Индивидуализация форм проявленного мира – основа эволюций. Это не эгоизм, не себялюбие, не самость, но утверждение эволюции духо-монады. Каждая из Великих Индивидуальностей имеет свой Луч. Под этим Лучом когда-то зажглось сознание тех, для кого Пославший свой Луч является их Космическим Отцом. Так нужно понять и усвоить новую пару противоположностей: утверждение индивидуальности при осознании братства и братского единения сознаний и значение коллектива в процессе эволюции человеческого общества. Ложный индивидуализм так же вреден и несостоятелен, как и обезличивание индивидуальности. Надо найти линию гармонического сочетания между этими двумя понятиями: братства и индивидуализации сознания. Можно представить себе, что было бы с человеком, если бы все стали говорить одно и то же и думать одни и те же мысли, и все были бы на одно лицо. Это было бы убийством духа. Так индивидуальность и братство могут жить вместе. Цветы на лугу разные, но красота луга от этого лишь возрастает.

      Друзья! Не ждать милостей с неба, но брать – это путь победителя. Почему ожидания, почему просьбы, почему психология бедных родственников!!! По праву сыновства берутся пространства дары. Вдохновенья не ждут, подъема тоже, но, созвучие утвердив с Высочайшим, черпать можно сокровища мысли из сокровищницы ее. Мысль высшая несется над миром. Приемник сознания у каждого [есть], надо лишь настроить его в созвучии с мыслями Света. Зов и отклик звучат в унисон с устремленьем. Больше уверенности, больше смелости, больше понимания того, что открыты врата в царство Света. И что может помешать восприятиям, когда сокровища пространственной мысли уготованы человеку от начала времен. Чем устремленнее, тем созвучнее, чем огненнее, тем острее, чем увереннее, тем легче. И не ждать и просить, но устремляться и брать. Не пасынки, но сонаследники, не рабы, но сыны Света. Понимание своего назначения право дает на вход в мир высшей мысли. Откуда же тогда столько непонимания, омрачения и скудомыслия? Не потому ли, что сознание устремлено не к Свету, но к тьме. А тьма мыслит по-ночному, и тяготеет к земле, и кверху не смотрит. Устремление ввысь никогда не останется без ответа. Потому Говорю, только устремитесь, только сознание свое ко Мне обратите – и Света потоки зальют вас, и тени ночные исчезнут, что шепчут во тьме, – прельщения тени. Вот он, устремленьем зажженный, хочет подняться и к Свету идти. Но ... обвешан он грузом тяжелым мыслей земных и желаний. Как саваном черным окутан он ими, и глух он, и слеп. Много мужества надо, чтобы отбросить тягость земную решительно, твердой рукой. Рабов Мне не надо. Свободных и смелых Зову за Собою, кто без жалости может расстаться с ненужной поклажей. Много поклажи несут даже те, кто решился со Мною идти. Друзья! Согбенный под тяжестью ноши земной за Мной не успеет. Ныне время такое, когда сознание может стремительно двигаться в эволюцию. Не успеть, не успеть, если не сбросить поклажи. Зову за Собой скороходов, от ноши ненужной свободных. Мне с ними идти, но не с влачащими цепи.

      Трудно принять утверждение, что при обращении к Свету отказа никогда не бывает, если обращение носит сверхличный характер. Это вполне объяснимо, ибо само пространство безлично и островки или точки личных сознаний реагируют только тогда, когда зов или мысль им звучит в унисон, то есть когда оно тоже ограничено частоколом личности и настроено в том же ключе. Но беспредельны сверхличные сферы пространства и не засорены миражами личных мирков. И сознание, поднявшееся над слоями личных вожделений, мыслей и устремлений, касается области мировой правды или действительности. Не для себя, но для мира хочу собирать сокровища пространственной мысли. Это тоже уже подвиг, ибо земные условия обычно не согласуются с надземными и требуют преодоления. Без труда и напряжения ничего не дается. Ошибочно думать, что кажущаяся легкость достижения не стоила и ныне не требует огненного напряжения воли. Если бы это напряжение нагрузить на обычный, неподготовленный организм, не выдержало бы ни сердце, ни нервы. Вот почему потребовалась такая упорная и длительная подготовка и записи начались с коротких фраз и даже отдельных слов. Говорю, будет достигнуто такое состояние сознания и организма, когда вести запись совместно со Мною, то есть под Моими Лучами, можно будет в любое время дня и ночи и по желанию или по приказу воли.

      Приказ отдается не Мне, но себе – привести приемник сознания в состояние созвучной настроенности. В сущности говоря, эта созвучность с вибрациями Света должна быть всегда. Но не достичь ее в одночасье. Отсюда долгие годы подготовки и утончения всех оболочек и разрежение плотного тела. «Как медленен путь», – восклицает неопытный путник. Но судить дайте Нам, ибо, кто знает, быть может, путь быстр и скорость продвижения ограничена лишь только возможностями самого организма. Пережечь провода очень легко. Наполните сознание Светом поверх его вместимости, и получится разрушение. Когда одаренное сознание тянется к вину или другим видам забвения, значит, оно перегружено. Много талантливых людей погибает, не будучи в силах выдержать напряжения шершавых условий земных. Вот почему называем подвигом явление несения Света во тьме.

      Хорошо быть со Мною в общении тесном, хорошо утонченность и чуткость являть, столь необходимую для восприятия посланных мыслей. Но можно спросить тех, хотящих Общенья, представляют ли они себе, что стоит открытому сердцу общение уже не со Мной, но с обычною средою, которая окружает человека в миру. Сохранить Общение и в то же время находить силы преодолевать сопротивление окружающей среды – трудно необычайно, и требует это бесповоротного решения идти до конца, не останавливаясь ни перед какими препятствиями. Говорю к тому, чтобы незнающие знали, сколь труден путь, и не думали, что Общение дается и удерживается легко. Добиться общения легче, чем удержать, ибо утонченность обостряется, а тьма усиливается и изощряется в новых и новых попытках свет потушить носителя Света. Но идущим со Мною Скажу: к победе идем и победы достигнем. Ручаюсь.

      «Ни в одной врачебной школе не преподается психология. Такой предмет вообще не существует. Слово «психология» связывается с педагогикой, но не с познанием качеств психической энергии. Невозможно допустить, чтобы врачебное образование могло обойти такой основной предмет. Познавание психической энергии позволяет явить внимание к лекарствам. Насколько меньше потребуется лекарств, когда врачи смогут применить психическое лечение. Условия помощи психической энергией обновят все явления жизни. Не будем отделять высшее понятие бытия от врачебной помощи. Сколько древних источников указывают, что священнослужители были и врачами. Так подчеркивалось, что врач должен иметь авторитет, иначе он будет ходить в хвосте болезней, не имея возможности предотвратить их.

      Но нужно найти смелое слово, чтобы утвердить высшую связь Миров как залог здоровья народа. Не будет здоровья, пока люди не будут знать, зачем они несут земную тягость. Невозможно удовлетворить сознание в сфере одной маленькой планеты. Ужас будет скрести сердце, которое отделится от прекрасной идеи единства Миров.
      Пусть именно врач, как жрец науки, вносит в дома знание Мира Света» Учение Живой Этики: АУМ, 226

      (Гуру – Н.К.Рерих). Правильно полагать, что Близость к Нам определяется мыслями и чувствами текущего дня, хотя и утверждается ими она на далекое будущее. Если в будущем думаете быть с Нами, сейчас утверждайте эти думы о Нас. Для мыслей и сердечного устремления нет непроницаемых преград. Мысль или сердечное чувство Нас достигают, если посылаются сознательно. Доходят и бессознательные искренние попытки, но волевая сознательность дает лучу мысли точное и определенное направление. Будьте сознательны в действиях ваших, укрепляющих невидимые нити Связей Надземных. Мы с вами, пока сердцем и мыслью вы с Нами. Но если забыть, то замолкает и провод, протянутый от сердца к сердцу.

      Наша Близость – поверх уявлений обычного мира. И нельзя, пребывая в обычности и в ней утопая, необычности Нашей касаться. Почему Говорим о любви? Любовь заключает в себе и устремление к объекту любви и притяжение к нему по линиям магнитной связи, которые протягиваются ею в пространстве. Любите, если хотите быть близки к тем, кого любите. Любовь на словах не действенна. Имею в виду сильное сердечное чувство. Недаром в древних Заветах так много говорится о необходимости любви к Высшему. Любовь астральная ненадежна, ибо движение в этой оболочке в силу ее природы постоянно меняется, замещаясь своей противоположностью. Заранее можно сказать, что, как бы ни было сильно астральное чувство любви, оно заменится чувством, ему диаметрально противоположным. С одной стороны, «осанна», на одном полюсе проявления; с другой – «распни Его», на полюсе другом. Это пример очень резкого, но и очень характерного и примечательного уявления движений в астральной оболочке. Не может в ней быть постоянства, так как непостоянство – природа ее. Можно быть уверенным в своем чувстве, когда оно переносится в сердце, очищенное от воздействий астрала. Постоянное и упорное свойство астрала – это его непостоянство. Недостатки и пороки его постоянны, но формы выражения их и объекта все время меняются. Распущенность астрала требует удовлетворения безразлично – в вине, никотине, наркотиках или других попустительствах. Ему безразлично, из-за чего переживать, беспокоиться и суетиться, лишь бы переживать – причину и повод он найдет всегда. А если их нет, то выдумает или вообразит. Много переживаний о воображаемых и несуществующих вещах. Нет ничего, но астрал яро вибрирует на созданные воображением фантомы. Он подчиняет себе и тело и мозг. И горе человеку, попавшему в рабство к астралу.

      «Психология есть наука о мысли. Изучение мысли не может ограничиваться одним народом и одним слоем народа. Сравнение сознания различных племен даст неожиданные выводы. Можно заметить насколько потенциал мысли не зависит от внешней цивилизации. Также можно убедиться, что богатство не будет спутником мысли. Самые, казалось бы, тяжкие условия способствуют углублению мысли. Ущерб средств благоприятствует утончению сознания.

      История показывает, как слагались гнезда истинных мыслей. Потому наука о мысли есть наука о Бытии. Нельзя усложнять изучение мысли никакими ограничениями. Кроме того, эта наука должна быть вечно живой, ибо мысль постоянно вибрирует и живет в пространстве. Так устремление к изучению мысли приведет к пониманию так называемых феноменов, которые есть ни что иное, как неосознанная психическая энергия в различных ее проявлениях» Учение Живой Этики: АУМ, 287.

      Каин сказал: «Разве я сторож моему брату?» Но это психология Каина. Каждый человек не только сторож, или охранитель других людей, но и несущий ответственность за всех, за все человечество, независимо от того, знает он это или нет, хочет он этого или не хочет. Каждое горе или страдание, причиненные людям, отзвучат на причинившем его. Придется заплатить за каждое действие подобного рода. Эманации страданий не исчезают, но остаются в пространстве, отравляя сознания множеств. Улыбки или гримасы боли изменяют лица людей под воздействием незримых пространственных энергий. И часто тот, кто приобрел в жизни желаемое, все же глубоко несчастен, ибо горе и радость – достояние общечеловеческое, и пространственно разделяет их человек независимо от своего желания. Откуда же необъяснимая и беспричинная тоска и тяжесть на сердце, когда, казалось бы, личных причин нет никаких. Лучшие платят тоже, ибо свет, который в них, светит другим, отягощая дающее сердце. И сколько их, много страдавших, было среди лучших людей?

      Сеятели зла и страданий думают от платы уйти, но неужели полагают они, что можно обмануть Космический Закон, когда каждым злым действием закладывают они зерна зла в своей собственной сущности, делая собственную ауру носительницей отрицательных энергий и магнитом притяжения тьмы? Не делай ближнему зла – завет мудрости. Мудрость знает и видит, что творимое зло в конечном итоге непреложно поражает самого злоделателя, а от самого себя не уйти никуда. Иуда-предатель повесился, ибо невыносима была тяжесть совершенного зла. Но, уничтожив тело, разве мог уничтожить он душу свою, обреченную на то, чтобы видеть и снова и снова переживать ужас содеянного. От себя никуда не уйти. Пусть хотя бы чувство самосохранения подскажет молчащему сердцу не причинять страдания людям, ибо придется тяжко платить.

      «При изучении эманаций розы вы заметили, что даже прохождение мимо цветка уже оказывает влияние на его эманации. Из одного такого наблюдения можно видеть, как чутки растения и как мощны воздействия человека. И другой опыт имеет большое значение. Если человек своей энергией может воздействовать на следующий этаж через балки и ковры, то какие выводы можно сделать для людских общежитий!

      Можно понять, что человеческое общение возможно при условии полного доброжелательства. Опять нравственное понятие становится реальным двигателем. Так психология делается самой действенной наукой. Очень показательно для эпохи, что даже так называемые отвлеченные понятия становятся двигателями жизни.

      Могут спросить, начинается ли новая эпоха? Истинно, началась, ибо входит в жизнь осознание великих энергий – наука восходит на новые высоты» Учение Живой Этики: АУМ, 397.

      Сын Мой, если уж Матерь Агни Йоги нуждалась в утверждении близко стоящих, в их любви и сердечных огнях, то что же говорить о других, тоже к Свету идущих. Взаимоутверждение и поддержка очень нужны, ибо тьма велика и много сердец, мечущих стрелы злобы, ненависти и недоброжелательства. В этих условиях поддержка друга особенно ценна. Взаимоукрепление на Пути сильно его облегчает. Путь долог, и идти не одному много легче. Путники все, потому Говорю, помогайте везде, ибо люди яро нуждаются в тепле и свете сердечных огней: не оттого ли жизнь стала столь трудной, что слишком много сердец замолкших, потушивших сердца огни. Холодно стало людям жить на планете. Пусть это научит больше ценить тех, в ком огни не погасли. Сумейте усматривать под внешними наслоениями рассудка те же огни, что ценятся Нами. Язык духа одинаков у всех, во всех веках и у всех народов, но его усмотреть и понять нелегко и непросто, и требует это развитого чувствознания и большого опыта. Если воинов Света считать только по своим отличиям, то очень уж мало их наберется. Но радость в том, что хотя Знамена Света всех веков и народов разнообразны, но их сущность едина и Фокус Один. Пусть внешние различия не смущают идущих ко Мне. Язык духа всех времен одинаков.

      «Знание приводит к простоте. Люди, хорошо друг друга знающие, не нуждаются в длинных и сложных рассуждениях. Они предпочитают обмениваться сущностью вещей. Прекрасно знание, ведущее к смыслу, лишь мнимая наука будет захлебываться в нагромождениях и тем затемнять свое назначение. Поучительно наблюдать большинство комментариев, которые усложнили самые простые места основ. Целое исследование можно составить, наблюдая за сложными путями комментариев. Психология комментаторов, усвоившая местные наслоения, часто совершенно утрачивала основную задачу. Такую же судьбу имеют все человеческие отношения, когда в суете люди утрачивают представление о своем назначении.

      Тщетно стучится психическая энергия, но ледяная рука наркоза умеряет движение жизнедательницы. Явление простоты пусть поможет освободиться от шелухи» Учение Живой Этики: АУМ, 508

      Поговорим о доверии. Доверие по отношению к Учителю достигает такой степени сердечности, что никакие сомнения, никакие доводы рассудка, никакая логика очевидности и кажущиеся убедительными факты уже не могут его поколебать. Факты очевидности не могут служить доказательством, ибо тогда не было бы судебных ошибок. Только непоколебимая уверенность сердца, прямое его чувствознание могут служить основою такого доверия. Сужденный ученик доходит до такой степени уверенности в Учителе, что на его доверие к Учителю уже не могут влиять никакие процессы или движения, происходящие в его собственных мыслях, столь же временных и преходящих, как и все его оболочки. Учитель над ними, и связь духа с Учителем Света устанавливается и идет поверх оболочек, которые сменяются в каждом воплощении, в то время как связь его с Учителем остается неизменной и непрерываемой. Эта связь продолжается на протяжении целых тысячелетий, несмотря на рождение и смерть плотного тела и всех оболочек.

      Престол Учителя – сердце, а оно не умирает, живет вечно и бьется всегда. Тот, кто сужден Нам, твердой рукой отбрасывает все, что может нарушить целостность и непоколебимость доверия к Учителю. «Какой бы убедительной ни казалась мне Майя, верю Владыке», – так говорит себе ученик и наполняется Светом. Нужно иметь очень большой опыт, чтобы успешно бороться с логикой очевидности. Но успешной борьба может быть только лишь в том случае, когда преданный ученик просто отбрасывает все мысли могущие отделить или отдалить его от Учителя, – все сомнения, все колебания и все нашептывания тьмы. Испытания на непоколебимость доверия очень трудны тем, что явные и убедительные факты очевидности заслоняют действительность и мешают распознаванию. И тогда только, отбросив весь этот клубок видимости и кажущихся неотрицаемыми явлений, можно победить Майю, которая хочет встать между Учителем и учеником.

      «При неисчерпаемости богатства природы трудно выделить одну часть вне связи с целым. Поистине, все настолько напитано всеобъемлющим началом, что даже с грубо-материальной стороны не может быть отделено одно от другого. Возьмите самое малое насекомое. Можно ли изучать его без окружающего, без всех причин воздействий и следствий? Тем труднее изучать человека отдельно от природы. Все отрасли познания человека лишь свидетельствуют об искусственном их подразделении. Биология, физиология, психология, парапсихология и множество подобных отделов лишь заставляют спросить, где же человек. Невозможно изучать великий микрокосм без опознания всеначальной энергии. Лишь такое объединяющее понятие может продвинуть наблюдения в размеры величия природы человека. При этом будут вспоминаться и великие понятия, возвышающие дух. Среди первых будет Братство» Учение Живой Этики: Братство, 592

      Опытное знание является самым убедительным. Оно непоколебимо, если обосновано на собственном опыте. Вера, основанная на опыте, будет уже знанием. Конечно, даже пахарь должен верить, что посев семян даст всходы. Поэтому чувствознание скорее всего ведет к приобретению желаемого знания. Чувствознание есть знание сердцем. Сердце часто знает скорее рассудка. Значение ума и рассудка не будем умалять. Они имеют огромное влияние на психику человека и получение опытного знания. Но отрицать роль сердца будет знаком невежества. Прежде чем полететь, человек должен был верить в возможность полетов. Вера двигала конструкторами первых летательных аппаратов. Вера в могущество духа и в безграничные возможности человеческого аппарата двигает в будущее тех, кто имеет ее.

      Если хотите что-то познать, полюбите любовью, порождающей устремление. Но любит сердце. Можно ли приказать сердцу? Приказать нельзя, но уговорить можно, ибо в глубинах своих сердце несет в себе любовь к прекрасному. И воздействие всего прекрасного и красоты на сознание возвышает человека. Полюбите красоту мыслей и мысли о прекрасном. Мысль о прекрасном всегда будет творческой, ибо красотою можно творить. Маленькие, серые, будничные мысли о таких же малых вещах не возвысят сознание. Ясносияющее мышление насыщено красотою. Если ее не видно вокруг, ее можно творить мыслью. Даже украшению обихода должна предшествовать мысль. Борьба между добром и злом заключается в борьбе между Красотою и безобразием. Мысли о прекрасном могут создать и Красоту в окружающем. Учитесь сознательно творить мыслью.

                Любви – могучая к нам сила,
                и ею – восходить в Миры,
                и садом – сделать нашу Землю,
                и в сердце – вознести Огни.

                Огни сожгут – что безобразно,
                тропою Красоты ведут,
                к Добру от зла уходим в завтра,
                и Света Фокус – не минуть.

                Нам не минуть – Звезды Далёкой,
                что светит ярче с каждым днём,
                и мы несёмся на планете,
                в Галактике – взгорев в подъём…
                Владислав Стадольник 7.2.2003

      (Матерь Агни Йоги). Вопреки очевидности плотной и ей наперекор создается мышление Тонкого и Огненного миров. Чувства земные не допускают его. Но сердце чувствознает, и это чувствознание, или предвосхищение явления Высших Миров, утверждается через сердце. Оно часто ведет человека поверх плотных ощущений. Голос сердца и голос интеллекта борются часто друг с другом. И часто голос фальшивого рассудка заглушает голос сердца. Путь Агни Йоги есть путь сердца. Сердце, очищенное от сора, позволяет вступить на путь Огненной Йоги и двигаться по нему. Огненный путь устлан сердцем.

       «Во тьме внешней – плач и скрежет зубовный». И подвиги великие совершаются в ней. И здесь же идет расплата по кармической задолженности плотной. Потому Говорю – «плотной», что есть еще и надземная карма, определяющая путь человека в том мире. Высокие Духи обычно больше Страдают, находясь в мире земном, чем обычные люди. Аппарат духа их утончен, и обострены восприятия, и Чашу яда земного Выпивают они до дна. Если проследить жизнь выдающихся людей, уже не говоря о великих, можно отметить, насколько сильно отягощалась их жизнь обстоятельствами. Люди совершают большую ошибку, полагая, что страдания других их не касаются. Но ведь дышат они одним воздухом, и атмосфера Земли, вернее, ее аура, насыщена эманациями людскими, их мыслями, их излучениями, и каждый землянин, хочет он того или нет, не может отделиться от той среды, в которой живет. Ни богатство, ни положение, ни слепота, ни невежество – ничто не может оградить человека от зависимости от мира, частью которого он является. Вот кто-то, отгородившись крепкими стенами от людей, думает, что неуязвим и не доступен горю людскому. Но что-то давит его, что-то лишает радости, что-то гнетет и что-то поражает порою тяжелой, неизлечимой болезнью. От пространственных воздействий человеческого океана не защититься ничем. Мысли найдут вход в самом неожиданном месте. А мысли бывают разные, и многие поражают смертельно. Можно было бы защититься чистым и возвышенным мышлением, но такие люди не отделяют себя от других и всегда готовы оказать помощь, не щадя себя. Отдаляются эгоисты и злые, злобой своею привлекая к себе соответствующие условия и восприятия. Каин ошибочно считал, что он не сторож своему брату. Каинова психология несостоятельна хотя бы только потому, что человек – часть мира, и неотделим от него, и несет на себе ответственность за то, что в нем происходит, несет в размере своего сознания. Великие Духи Берут на себя эту ответственность добровольно.

      «Вслушайся чутко в голоса всего сущего. Через это ты постигнешь отдельные его свойства. Поняв – полюби широкой любовью все сущее. Приобрети больше глубоких знаний. Воспитай в себе до предельных размеров понимание гармонии и красоты. С любовью, знанием и красотой иди к людям. Объединяй их. Строй с ними жизнь, светлую, бодрую, полную неустанного труда и радости. В этом великом творчестве ты овладеешь неиссякаемыми новыми источниками сил и знаний. А стремясь познать сокровенные тайны природы во имя общего блага, ты будешь тем самым выплачивать свой долг.
      Идя этими путями, ты овладеешь тремя великими ключами КРАСОТЫ, ЛЮБВИ и ЗНАНИЯ. Ими ты откроешь двери входа, ведущего к светозарным источникам божественной истины.
      Сумей овладеть этими ключами.
         Три Ключа. Е.И.Рерих. Полностью размещено в Стихи.ру 24 марта 2012 г. http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3

                Коротки  чувства  земные
                на года лишь, на жизнь одну, –
                и – истаяли с телом, уплыли,
                и с огнём их – не сыщешь во дню.

                С фонарём среди дня – искал мудрый: –
                где огонь, что во сердце горел? –
                Было пламя, и клятвы, объятья…
                Тот  огонь  –  отошёл,  отлетел…

                Возлюбивший Огнём – что от духа –
                в Беспредельность его понесёт, –
                ибо тонкое сердце – бессмертно,
                и чело – через Вечность – с Огнём.
                Владислав Стадольник

      «Урусвати знает, что психология должна быть преобразована в реальнейшую науку. Она должна быть реальнее, нежели физиология, но нужно, чтобы она начиналась в низшей школе и соответственно продолжалась во всех высших образовательных учреждениях.

      Все отрасли образования должны быть сопровождены основами психологии. Можно бы назвать такую науку несколько иначе, но пусть останется название уже принятое. Мы избегаем все переломы, когда можно достичь полезную цель в привычных выражениях.
      Психология должна изучать сокровенные силы человека. Она не только будет прислушиваться к древним философиям, но пойдет свободным научным путем. Но даже сравнительное изучение религий будет отделом психологии, ибо все верования имеют в основании познание Надземного Мира.
      Не будем проходить в гордости мимо древних достижений, ибо под различными наименованиями скрываются те же опытные умозаключения. Нужно применить именно свободные научные методы, ибо жизнь во всех проявлениях дает пути к познанию Незримого Мира. Многие энергии сливаются или вытекают из единой всеначальной энергии. Поучительны наблюдения над разветвлениями силы, которые индивидуальны в каждом живом существе. Нужно оценить такую щедрую индивидуальность, именно она поможет ученым сблизить кажущиеся разногласия.

      Мыслитель говорил: «Можно построить звучный хор из самых разнообразных голосов. У людей имеется воля, но немногие умеют разумно применять ее»» Учение Живой Этики: Надземное, 728.

      «Урусвати знает, что психология, как наука, должна быть реальна, как и биология, и являть сведения о Надземном Мире. Большая ошибка, что психология была представлена, как нечто отвлеченное; она есть продолжение физиологии; так нужно познавать все стадии Природы.

     Но почему ученые предлагали психологию, как нечто отвлеченное? Причина проста, они не знали Надземного Мира. Для них Мир Надземный был сказкою невежественных поселян. Между тем, большой вопрос – кто в этом случае оказывается невеждою?
     Можно ли рассуждать о психологии, если мы не знаем о свойствах психической энергии? Также нужно усвоить полную реальность Надземного Мира. Нужно уметь терпеливо собирать разрозненные показания и отнестись к ним непредубежденно. Мы советуем не загромождать науку терминами, но продолжать ее эволюцию. Явление усложнения ведет к ненужным разделениям. Мы всегда советуем стремиться к синтезу.
      Мыслитель указывал на древних, которые в некоторых наблюдениях опередили последующие века» Учение Живой Этики: Надземное, 745.