Радиоэкспедиция в День туризма

Иван Друг
– А ты идешь с нами в Тогуленок на День туризма?

Вопрос застал меня врасплох. Да, конечно, иду. И даже доставлю нашим туристам сюрприз – удостоверения вновь испеченным инструкторам клуба. Постепенно обрисовывались контуры праздника. Пойдем на берег озера. Будут туристские конкурсы, песни, шашлык и... Вот это самое «и» радости никакой не вызвало, в особенности, его количество, превышающие все разумные пределы. Как же быть?

Выручил старый друг радист-радиолюбитель Миша:

– Что ты делаешь в эти выходные? У тебя машина на ходу? Не хочешь ли составить мне компанию на кубке Сибири?

О! Это шанс достойно выйти из двусмысленной ситуации с открытым забралом и гордо поднятой головой. И мы кинулись изучать варианты. Выбор был ограничен тем обстоятельством, что сюрприз должен быть доставлен по назначению. Его можно, например, передать группе в электричке на станции Алтайская. Но тогда это несколько сужает круг выбора местности, да и ладно, и мы наметили себе горки на границе Солонешного района. В ясную теплую погоду с этих горок летают парапланеристы, но вряд ли они будут в это время – дожди, да и холодно. А есть ли где-нибудь подходящее место без дождей? Есть, в Чанах, например – но туда ехать через Алтайскую не вариант. Ладно, была не была.

В субботу первого октября приученный организм сам проснулся за десять минут до побудки. В назначенные без четверти пять (это 4:45, не мучайся, читатель) уже был у Миши, погрузили радиоскарб и просто очень нужные в походе вещи, привязали кучу дюралюминиевых труб разного диаметра – антенны! – на багажник, и в путь! Практически по графику, без опоздания.

Едем, не спеша беседуем. Дорога пустая, времени вагон. Надо же, вот все-таки научились стартовать вовремя. Из раздумий меня вывел встревоженный вопль радиста:

– Ой! Кажется, я забыл коаксиальные кабели...

Это такая штука, по которым радиосигнал пробирается от антенны в трансивер (рацию). Стало быть, без них в радиоэкспедиции нечего делать. Можно, конечно, выехать, поставить антенны и поорать в микрофон позывные, а потом написать друзьям – мол, прохождения не было, но это ведь не спортивно. А мы уже доехали почти до Искитима. Что делать, разворачиваемся.

Попытка номер два. Времени теперь в обрез, еду на предельной скорости. К счастью, холодно, накрапывает дождик, дорога свободная: туристический сезон закончился, но не для нас! Прибываем на станцию Алтайская даже раньше положенных 10:13 и успеваем затариться продуктами. Миша бросает в корзинку весомый кулек дорогих конфет – праздник, все-таки.

Подходит электричка, волнуюсь, как какой-нибудь резидент при передаче зашифрованных сведений. Но все проходит гладко – в тамбуре улыбающаяся Света принимает пакетик, перевязанный ленточкой с надписью «1 млн руб» – ну а чего мелочиться, шутить так шутить! – и мы довольные расходимся в разные стороны, Света идет к группе, а мы с радистом садимся в машину. А электричка все стоит и стоит, как бы укоряя: «Ну что же вы? А поговорить?» – но электричка из старого времени и не понимает, что существует интернет и мы там давно уже все обсудили.

По прекрасной асфальтовой дороге едем в сторону Белокурихи, и не доезжая километров семь, поворачиваем направо, в сторону Солонешного: на пути дороги поднялся горный хребет и дорога ищет место пониже – перевал. Поднимаемся на него – вот высшая точка, здесь стоит стела в честь начала района. Все хорошо, горизонт видно, вот только вставать прямо рядом с дорогой не хочется, и мы пробираемся по грунтовке на близлежащие горки. Отмечаем факт прибытия палкой колбасы, которую съедаем прямо в машине.

На самой горке ветер такой, что радист опасается за антенну и мы все же прячемся немного за бугорок. Но и здесь ненамного легче, и радист укорачивает антенну на одно колено – а это значит заведомый проигрыш в дальности и качестве связи.

– Есть у тебя молоток забить колышки для оттяжек? – вдруг спрашивает Миша. Колышки – это внушительные куски из уголка, которые лучше всего забивать кувалдой. Да, это прокол... нет у меня молотка и заменить его особо нечем. Далеко внизу под горкой небольшая кучка деревьев – туда и иду выломать дубинку, используя которую любой русский богатырь забьет в землю все что надо и не надо.

Выломать дубину, используя только перочинный ножик не просто, но я справился. Тащу дрын, почти бревно, в гору. Мешает огромная мокрая трава и сильный ветер норовит выхватить его из рук, но я упорный, вот и лагерь.

– Ну ты где? Уж я тебе и махал, и кричал, и звонил...

Оказывается, на наше счастье здесь очень мягкая земля, и Миша легко вбил все эти уголки, используя один из них. А последний тоже чем-то втолкал в землю. Жаль, подвиг пошел прахом. Помогаю в сборке антенны.

Идет мелкий дождик, установка антенны занимает обычно часов пять, мы справились часов за шесть. Готовлю ужин – гороховый суп из пакета, в который добавляю несколько картошин, лук, морковь и сардельку. Получается сносно.

Ужинаем. Радист уходит участвовать в кубке Сибири, а я еще пару часов лежу, слушаю завывания ветра и барабанную дробь дождя. На улицу выбираться нет никакого желания, ветер такой, что выносит мозг. А когда порывом ветра из под головы вдруг пытается вырваться палатка, то кажется, что началось землетрясение. Но усталость берет свое, и засыпаю, чтобы изумляясь увидеть странные картины из мутных глубин сознания.

* * *

Впервые на Алтае просыпаюсь не с рассветом, а часов в десять утра. Погода нисколько не улучшилась, все то же самое: холод, ветер, дождь. Не то, чтобы сильный мороз, но сырость делает свое дело, и одежда, в которой я себя прекрасно чувствовал на Байкале при минус сорока, не очень помогает.

Вместо завтрака отношу радисту в палатку чай, сахар, конфеты, сыр. Смурное лицо радиста ненадолго оживляется. Он устал, не выспался, прохождения нет, а значит не будет и результата – можно сказать, зря сюда ехали и мерзли. Но отрицательный результат – тоже результат, будем знать.

На обед сегодня настоящая картошка с тушенкой – редкое блюдо в походе. Ну кто же понесет с собой картошку в таких количествах, еще и тушенку, турист нынче в походы норовит взять все сушеное. А у нас – объедение, ах, пальчики оближешь!

Все, час дня – соревнования закончены, что есть – то есть. Собираемся, демонтируем антенну. Как вдруг повалил мокрый снег... это плохо, мы можем тут застрять, на этих горках. И мы собираемся быстро-быстро, забрасываем вещи вперемешку и абы как, без разбора, прямо в багажник. К сожалению, с антеннами так поступить нельзя, и мы их развинчиваем и тщательно привязываем сверху машины, теряя драгоценное время.

А погода не шутит – снег уже лежит ровным слоем, создавая между колесами и дорогой смазочный слой. Прорвемся? Господи, помоги!

Едем, опасно, конечно, но машина едет, и вроде все хорошо. Но вот и небольшая горка, так себе горка. Но жирная земля пропиталась и превратилась в смазку типа солидола и старенькие, почти лысые, шины не справляются. Заехать невозможно, да и объехать тоже никак, разве что по целине. Но по целине машина тоже никак ехать не хочет, буксует.

Уж мы и толкали-толкали, точнее, толкал Миша, а я просто испытывал муки совести. Пробовали и так, и сяк. И когда уже вконец измучились и отчаялись, машинка над нами сжалилась и вдруг выскочила на этот бугорок. Ура, спасены от позорного похода в деревню за трактором.

Дальше – асфальт. Переодеваемся, причем Миша вдруг вылил по полстакана воды из каждого сапога, проверяем, хорошо ли привязаны антенны – домой! До новых встреч в эфире!