Беседа Даниэля и Антонио. Жизнь и смерть

Ани Давтян 7
-Помнится мне, ты как-то спрашивал, Даниэль, почему я питаю такую возвышенную любовь к скульптурам? Ты ведь помнишь, как тебе хотелось узнать, где таится священный источник этой невероятной магической любви, благодаря которому, я утоляю свою духовную жажду? Тебе все ещё интересно, Даниэль?
-Подумать только, Антонио! - Ты наконец об этом заговорил! Неужели ты всерьёз думаешь, что я мог утратить своё любопытство? Находясь в каком плену, я бы мог заглушить отголоски своих мыслей? И, наконец, будь я в блаженнейшем саду роз, прелесть и манящий аромат которых пленяют каждого, кто окажется там, где ароматные виноградные лозы повсюду свисают с цветущих деревьев, превознося молитвы чистым божественным созданиям, Аполлону и Артемиде, смог бы ли я почувствовать превосходное отторжение от всех заветных дум, что безысходно ранят моё сердце?...
-Что на тебя, вдруг, нашло, Даниэль? - Откуда взялись эти дивные соображения? Даниель, слегла порозовев от изумления, сделал шаг назад и, наклонился в сторону душистого боярышника, росшем в саду у Антонио; Антонио, чуть затаив дыхание, задумчиво обратился к Даниэлю, стоявшему у боярышника:
-Что есть бессмертие, немного робея, с тихим спокойным голосом проговорил он? В чем заключается его подлинная сила и власть? Тебе, наверняка, любопытно, Даниэль, почему я заговорил об этом в тот момент, когда ты настроился слушать совсем о другом? Подумать только, проговорил Антонио вслух, как могут быть связаны скульптуры с бессмертием?! Даниэль внимательно посмотрел на лицо своего приятеля, освещённое лучами блестящего солнца и мгновенно кивнул.
-Бессмертие.. Одно только слово, а сколько мыслей вызывает оно; странные ли эти мысли или, быть может, они наделены особенным, непостижимым для сердца и разума, тайным смыслом? Ты только вообрази, друг мой: разве скульптуры ни есть то, самое прекрасное произведение искусства, наделённое настоящим бессмертием? Разве скульптуры ни носят в себе бессмертие первоначально, до появления космических дыр и магнитных бурь? На бледном лице Антонио появился румянец, ланиты запылали алым блеском, а изумрудные глаза засверкали, словно огоньки пылающих звёзд;
-Если поддаться рассуждениям, то можно выделить следующие суждения здравого смысла: скульптура, изготовленная из прочного камня или белоснежного мрамора, может быть, долговечна или, скажем, нетленна. Она, по своей тонкой сути, наделена и увековечена бессмертием! Сказанная мысль, показалась Антонио, гениальной, и он стиснув зубы, впал в некоторую задумчивость.
-Прекрасная мысль, - восторженно проговорил Антонио, расплываясь в радостной улыбке. Ты как-будто воспроизвёл тайные думы моей души!
-Откуда же мне знать твои думы, друг мой? Разве можно отгадать глубину человеческих мыслей?
-Как бы то ни было, ты воспроизвёл на свет одну из моих таинственных сердечных дум; подумать только: скульптура точь-в-точь создана по человеческому образу, она невероятно прекрасна, свежа и бессмертна, а мы тленны и бесконечно порочны! -Ах, если бы все могло быть наоборот, заметил Антонио. Эдакий парадокс дивного бытия! - Затем произнес он.
    Знаешь ли ты, Даниэль, с каким необычайным трепетом, я вспоминаю своё путешествие в Париж! Ах, этот Париж - город любви и заветных грез! Рассказывал ли я тебе о своём визите в музей Родин? Даниэль взглянул на него и кивнул.
Это не просто красивейший музей в сердце легендарной столицы, Даниэль, - это такой музей, в котором каждая картина беседует с тобой, искренне и воодушевлённо, глядя прямо тебе в глаза; там каждая скульптура торжественно приветствует тебя, даря такое чувство, совсем необычное и поразительное, как-будто весь мир застыл в чудном ожидании того единственного взгляда, ради которого стоит жить... Понимаешь?! Там каждый уголок улыбается тебе, и вместе с тем, несколько сотен картин в ансамбле кланяться тебе в след! Там каждое произведение искусства живо,- продолжал разгорячено Антонио свою речь. Разве такое где-то ещё увидишь?
-Какое произведение искусства, тебя, дружок, покорило больше всего? Я, словно там побывал и ощущаю порывы вдохновения!
-Ты угадал. Я покорён! Я восхищён! И, кажется, бесконечно влюблён! Наслаждаясь неописуемой красотой музея, картин и много другого, меня, совсем неожиданно привело к подножию той самой скульптуры! Это скульптура Франсуа Огюста Рене Родена, «Поцелуй»! Ты бы только видел, насколько прекрасны эти возлюбленные! У меня было такое ощущение, будто-бы Роден оживил возлюбленных одним дыханием. Если ты окажешься избранным или просто счастливчиком, то ты, непременно, сможешь почувствовать, какая невероятная любовь пылает между ними! Я как-будто почувствовал это странное на диво влечение в своём сердце, где-то глубоко внутри, там в таинственных просторах моей души.. Ты понимаешь меня, Даниэль, - с горячим восторгом продолжал он?! Они молоды и прекрасны, Даниель, их чувства так необъятны, так сильны! Ах, если бы и мы могли быть такими же влюблёнными и молодыми вечно!
-Хочешь сказать, что нашему счастью не было бы конца? Будь и мы прекрасны, и бессмертны, разве мы бы научились ценить счастливый миг? Разве мы бы знали цену каждого дня? Разве мы бы тосковали в отчаянии от разлуки с любимой?
-Придёт наш час, и мы умрем, Даниель.. Мы умрем! Ты можешь это понять?! Или, быть может, ты совсем не боишься смертельной муки?!..
-По твоему, мне следует бояться смертельной муки? А, зачем, Антонио? Жить и каждый раз думать о том, что я умру?! Ты думаешь, это успокоит мою душу или прибавит мне смелости? Перед смертью не надышишься, друг мой, за то, я имею необыкновенное счастье дышать в этот миг! Здесь, в этом розовом саду, с тобой! Разве это ни прекрасно, Антонио? Почему же нам не задуматься о том счастье, которое нам дано сейчас?! Кто знает, быть может, на рассвете или через неделю, меня поглотит холодная земля, и тело моё станет навсегда бездыханным.. Зачем мне думать об этом?!.. Я лучше подумаю о том, Антонио, что сейчас я нахожусь в саду, где ароматы цветов наполняют меня необычайным благоговением, сакральным светом побуждения, где я могу насладиться их утонченным ароматом? Разве эти думы ни веселее? Разве от этой мысли, ты не ощущаешь себя счастливейшим на свете человеком?
   Я пью ежевичный чай с мятой и наполняю твою чашу.. Поверь мне на слово, Антонио, - это уже превеликое счастье! А я просто обожаю ежевичный чай!

27.08.2016