Сталхейм. Ч. 3. Лорелея

Борис Готман
   Из предыдущих частей этого репортажа читатель уже знает, что благодаря своему расположению гостиница "Сталхейм" почти с самого своего основания приобрела имперский, так сказать, ранг.
   
   Сказалось, конечно, на вхождение в этот статус и то, что один из любимейших норвежских литераторов Пер Сивл (Per Sivle, 1857 - 1904),  выросший на ферме, расположенной  всего в нескольких минутах ходьбы от отеля,  сделал Сталхейм очень узнаваемым и популярным.
   
   Полюбилось это место и королям Оскару I и Оскару II, а германский император Вильгельм II в течение 25 лет проводил здесь каждое лето,  отлучаясь из Сталхейма только для путешествий по фьордам на своей яхте  "Гогенцоллерн"  ("The Hoenzollern").
    
   К слову,  Вильгельм II стал последним императором из династии  Гогенцоллернов.
    
   Понятно, что за своим императором в Сталхейм потянулся и его двор – место стало очень престижным.
      
   Во время работ по строительству нового корпуса гостиницы в 1890 году были обнаружены  несколько погребальных курганов викингов, что тоже поспособствовало росту известности Сталхейма.
   
   В честь полюбивших эти места королей и императора были установлены памятные камни.
   
   С высотки, на  которую в 1895 году подняли камень в честь германского императора, открывается великолепный вид на долину Naeroy и её, высотку,  естественно, назвали Wilhelmshоi.
    
   После захвата Норвегии нацистами Сталхейм не мог не привлечь к себе внимание гитлеровских бонз.
      
   Очень быстро в него началось паломничество высших германских чинов.
      
   В горе под террасой гостиницы были тайно построены несколько железобетонных бункеров, из амбразур которых, как рассказали в музее, бесноватый фюрер во время посещения Сталхейма любил рассматривать долину.
      
   Один из этих бункеров, носящий имя "Лорелея", открыт для посещения, и читатели могут видеть снимки, которые я сделал там.
      
   На верхнем снимке видна укреплённая траншея, скрытно ведущая к входу в бункер.
      
   Над входом видна выбитая в камне надпись  "Лорелея" – снимок в центре на фоне тёмных бетонных стен бункера.
      
   На нижнем правом снимке - амбразура, скорее всего расширенная для удобства туристов, и бетонный стол под  крупнокалиберный пулемёт.
      
   На левом снимке - вид на долину через амбразуру.
      
   Мне кажется, если фюрер и бывал здесь, то не в этом, а в другом бункере. Но имя бункеру дали, скорее всего, по его желанию.
      
   Надо отметить, что   "Лорелея" - это название высокой скалы на Рейне, данное ей в честь сказочной золотоволосой русалки с замашками гомеровской сирены.
      
  "Лорелея" является героиней многих германских легенд и литературных произведений.
      
   Одним из самых популярных произведений на эту тему является и сейчас песня "Лорелея" на стихи Генриха Гейне.
    
   После прихода к власти нацистов Гейне из-за его еврейского происхождения был в Третьем Рейхе запрещён, памятники ему разрушены, книги запрещены и сожжены …   за исключением песни «Лорелея», которую продолжали печатать, правда, как народную.
    
   А костры, на которых сжигали книги, подтвердили цитату из трагедии Гейне «Альмансор»:
   
  "Это была лишь прелюдия.  Там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей". ("Das war ein Vorspiel nur, dort, wo man Bоcher Verbrennt, verbrennt man auch am Ende Menschen").
    
   Хорошо бы, чтобы эту фразу люди помнили подольше!
      
   В следующей части читатели узнают, кто такие "дети войны" в Норвегии.
    
   Продолжение следует…