Печное отопление, хохочущие львы и Самсон в кумаче

Нина Агошкова
  Записки путешественницы.      

        Когда-то очень давно, в моём далёком детстве, Мария Пахоменко пела:
Там где бьёт волна в гранитный камень,
Хохотали странные, гривастые львы…
        Эти строчки поражали моё воображение, я не могла понять: как могут хохотать львы?
        Пролетели годы, много-много лет, но желание увидеть этих хохочущих, «странных, гривастых львов» жило во мне и никуда не исчезало.
        И вот… Поезд отправляется, и я в нём,  а впереди неделя безделья: можно отбросить надоевший быт, наслаждаться дорогой и жить в предвкушении  встречи с прекрасным городом на Неве.
        Рейс нашего поезда был последним, который обслуживал студенческий стройотряд из Челябинска. Нам досталась в проводницы чудесная девушка Ира, приобретающая в своём городе специальность ветеринара, а в далеких поездках стремящаяся сделать дорогу для пассажиров удобной и  комфортной.

        Пока за окнами было плюс 35, она исправно включала кондиционер. А вот после двух ночей, когда мы уже ехали по Новгородской области,  похолодало, и Ира решила протопить печку. Не знаю, то ли она не открыла заслонку, то ли дымоход засорился за лето, но весь дым тут же устремился в вагон. Перепуганная проводница решила тогда скоренько затушить печурку и выплеснула в неё ведро воды. В результате в вагон хлынула очередная порция дыма и сработала противопожарная сигнализация. Но на помощь примчались ребята из соседних вагонов, такие же студенты, и спасли положение: очаг возгорания был ликвидирован, правда, теплее от этого в вагоне не стало…  Однако на предложение Ирины перейти в другой вагон все пассажиры дружно отказались, а один отец семейства сказал так:
        - Вы когда-нибудь путешествовали с тремя детьми? Нет? Вот то-то и оно. Лучше уж мы тут побудем, да и выветрилось уже всё.
Но это были такие пустяки по сравнению с тем, что мы проезжали Елец с симпатичной часовенкой прямо на перроне; Бологое, которое «где-то между Ленинградом и Москвой», Малую Вишеру.

        И вот Московский вокзал. Шум, суета, столпотворение. Кое-как разобравшись в направлениях улиц и сверившись с картой, я отправилась на забронированную заранее квартиру. Идти было недалеко, каких-то двадцать минут. Устроившись, тут же устремилась на Невский проспект.
        Что сказать? Меня, живущую в сельской местности, этот шум мчащихся автомобилей буквально оглушил. Нескончаемый поток людей, движущихся по своим делам с двух сторон проспекта по широким тротуарам, поражал смешением стилей одежды, разноязычием и просветлённостью лиц. Видимо, не одну меня притягивал, как магнитом, этот город, раз люди стремятся в него попасть изо всех частей света.
        Ещё готовясь к поездке, я проштудировала Путеводитель по Санкт-Петербургу, наметила, куда и когда я схожу, записала адреса, время работы и стоимость входных билетов. Знаю, молодёжь сейчас усмехнётся: мол, всё можно найти в интернете с помощью телефона. Ну, не все же продвинутые… Короче, одного я не учла: что помимо времени для осмотра достопримечательностей, до них ещё нужно добраться, а это, несмотря на обилие транспорта – метро, трамваи, троллейбусы, автобусы и маршрутки – длительный процесс. Как говорят в Питере, «Час на дорогу - в порядке вещей!»

        Итак, пока что просто иду по Невскому проспекту, фотографирую всё подряд – дома разберусь, что же это я наснимала. Иногда угадываются знакомые по Путеводителю здания: вот здесь «Литературное кафе», а возле него стоит негр в ярко-оранжевой жилетке и предлагает всем прогулку по Неве на катере. Это – дом Зингера, в котором сейчас расположен «Дом книги»,  а вон виднеется купол Казанского собора и тянется вдоль проспекта здание Гостиного Двора.
Так я добралась до Дворцовой Площади. Вот где размах! Люди, гуляющие по ней так же, как и я, кажутся букашками по сравнению с величественной Александровской колонной с фигурой ангела наверху. Тут со всех сторон – история: вот Зимний Дворец, вот ворота, из которых на штурм его бежали матросы…  Прошло время, изменился общественный строй, много бед и лишений претерпел город, но всё так же над зданиями и брусчаткой площади сияет голубизной питерское небо. В этом отношении мне повезло – дождь был всего один раз, в день отъезда. Наверно, город плакал от того, что расстаётся со мной. Это было лирическое отступление…
        Двигаюсь дальше: памятник Николаю первому, памятник Петру, Исаакиевский собор. Марсово поле, Летний сад – всё это для меня теперь не просто названия, а картины, сцены, панорамы,  которые надолго запечатлелись в мозгу и на фотоаппарате, и возникают, стоит мне только этого захотеть. 

        День второй: поездка в Петергоф. Утром я ещё раз прошла по Невскому проспекту до Большой Морской улицы, наведалась в Галерею Кукол, которую открыла в подвальчике старинного дома замечательный мастер Варвара Скрипкина. Впечатление от посещения: надо же! Как умеют люди! Просто уникальная коллекция. Настолько все куклы отличаются при непосредственном восприятии от того, что я видела в интернете! Аура их очень радостная, чистая, открытая. И столько отзывов в Книге посещений. Как сказал распорядитель, это уже шестая по счёту тетрадь, вся Россия побывала здесь. Хорошо чувствовать себя частицей России, хотя бы в малом, потому я тоже оставила восторженный отзыв.
Ближе к обеду встретилась с друзьями, и на метро доехали до станции «Автово». Оттуда часто идут маршрутки прямо до входа в Верхний парк.

        Насколько город ошеломил своим величием, настолько Петергоф сразил наповал красотой аллей, фонтанов, арок, скульптур и водоёмов. Незаметно дошли до берега Финского залива. Стального цвета вода с шорохом набегает на валуны, вокруг нетронутая природа. Но стоит обернуться назад – и опять аллеи, фонтаны, статуи.
        Продолжаю фотографировать всё, что вижу, всё, что «цепляет» взгляд. Красные ягоды на дереве – поспела рябина; вот липки выстроились в ряд, а справа от них какой-то кустарник, тянущийся ровной стеной. Статуя Нептуна неизвестного скульптора, 1716 год. Сама статуя потемнела от времени, лишь колени и ступни сияют желтым цветом – их натёрли, видимо, загадывая желания, неугомонные туристы. Кронштадт вдалеке, за Финским заливом. А правее, очень далеко за морской гладью,  сияют купола Исаакиевского собора и Адмиралтейский шпиль.
        И море людское вокруг: японцы, немцы, индусы, американцы. То же, что и на Невском, смешение наречий, стилей одежды и лиц. Яркое солнце просвечивает сквозь листву высоченных деревьев, оставляя на ухоженных дорожках резные узоры. Стоит отойти в сторону от проторённых путей, как появляется ощущение изолированности, словно растворяешься в этой зелени. Если не шуметь, можно увидеть поползня, бегающего вверх-вниз по стволу, синица садится на руку, выпрашивая угощение. А тут белочка устроила целое представление, зарабатывая себе еду у туристов: и по траве-то она пробежалась, и по стволу вверх, и по дорожке. Совершенно не боится людей. Как назло, в фотоаппарате сели батарейки. Пришлось чуть ли не силком тащить друзей туда, где стоят ларьки. Обошли несколько, и лишь в одном, по драконовским ценам – 300 рублей за 4 батарейки – удалось купить. Так что нужно было запастись заранее, или же купить аккумуляторы, а я и не подумала об этом.

        Можно гулять в парке и день, и два, и всё равно останутся неизведанные дорожки… Вот группа смеющихся людей с раскрытыми зонтами – это так называемая Шутиха: стоит пройти или присесть на скамейку, как тебя тут же обольёт фонтан, неожиданно вырвавшийся из-за её спинки. Есть в одной из центральных аллей даже дорога такая, которая в определённое время превращается в водяную галерею. Нам повезло – прошли по мокрой дорожке, не испытав на себе её коварства. И, конечно же,  всевозможные фонтаны вокруг: большие и малые, каскады и фигурные, спрятанные в укромных местах и открытые всем взорам…
Вот и подходит к концу путешествие по Петергофу. Единственное, что омрачило день – в парке шла подготовка к Празднику закрытия фонтанов, и самый главный был заставлен кумачового цвета помостами, экранами и микрофонами, так что Самсона, разрывающего пасть льву, невозможно было разглядеть. Лишь его двадцатиметровый фонтан гордо возвышался над парком, символизируя победу над шведами в Полтавской битве в День Святого Самсона…

        День третий – Эрмитаж. Всем, кто ещё в нём не был, мой совет: не экономьте на экскурсоводе, запишитесь в группу! Я вот, проплутав четыре часа, в конце концов, была готова завопить: - Спасите! Выпустите меня отсюда! Покажите, где выход! Конечно, это шутка, но если серьёзно – разобраться в хитросплетении переходов и всевозможных галерей с первого раза проблематично. И как в них ориентировались цари и их приближённые? Изучила залы с итальянской и голландской живописью, очень понравилась копия Рафаэлевских Лоджий – там можно весь день провести, разглядывая расписанные узорами снизу доверху стены. Конечно, Большой Тронный, Гербовый и другие залы тоже можно изучать часами. Ещё понравились мозаичные столики и картины на мебели, набранные по типу мозаики из малюсеньких кусочков древесины. И, конечно же, древние статуи, особенно Юпитера - Древний Рим, 1й век. Стоя возле неё, поневоле сознаешь свою незначительность перед лицом истории…
        Знаменитая «Мадонна Литта» Леонардо Да Винчи терялась за спинами толпящихся и щелкающих камерами иностранцев…

        День четвёртый. У меня была запланирована встреча с племянником, который поступил учиться в Петербургский Университет. Мы сходили в Океанариум, понаблюдали за обитателями подводного мира. Самое впечатляющее зрелище: четыре громадных электрических ската, которые вольно плавали в бассейне и шаловливо обрызгивали посетителей, хлопая крыльями по воде возле самого бортика... Ну и, пожалуй, рыба под названием «Обыкновенный рогатый кузовок»… да, ещё прозрачные сомики… короче, если меня не остановить – я могу про всех рыб из Океанариума рассказывать долго и увлечённо – так они мне нравятся.
        Пожелав племяннику хорошей учёбы, я пошла в Русский музей, по дороге рассмотрев все сувениры, которые продают на набережной Канала Грибоедова. Не смогла устоять и купила две репродукции акварелей Владимира Румянцева с изображением симпатичных котов.
        Русский музей мне почему-то понравился больше Эрмитажа – сугубо личное мнение.  Возможно, потому, что там было меньше народу и можно было свободно рассматривать те картины, что приглянулись. Впечатлил «Переход Суворова через Альпы» Сурикова - монументальное полотно пятиметровой высоты просто поглощает весь зал своей величиной и мощью. Из особо запомнившихся картин – «Ледяной дом» Валерия Якоби, «Битва лапифов с кентаврами» художника Луко Джордано и «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Впечатления от посещения музея – самые хорошие.

        Вернулась домой, а мои хозяйки говорят: на нашей улице снимают кино. Нужно сказать, что жила я в старинном доме с высокими потолками, в доме напротив – музей-квартира Аллилуевой на шестом этаже. В общем, снимают кино. Мне сначала не хотелось спускаться вниз с пятого этажа, потом всё-таки сошла. Увы, вагончики стоят, но следов активности не наблюдается. Пришлось возвращаться, не солоно хлебавши. А ночью… проснулась  от женского крика: «Помогите! Спасите!»… Бррр… аж дрожь пробивает, как вспомню. Затем послышался хлопок закрываемой дверцы автомобиля и всё стихло. Я притаилась и думаю: «Надо же! Прямо бандитский Петербург получается! Хорошо, что я по ночам не хожу…» И тут слышу: - Стоп! Снято! Выругавшись про себя, поворачиваюсь на другой бок и, пытаясь унять расходившееся сердце, постепенно засыпаю…

        День пятый: опять посетила набережную канала Грибоедова и вошла в Храм Спас на Крови. До этого я только фотографировала его снаружи, а внутри… Это нужно увидеть самому: от пола до потолка мозаичные панно, у каждого своя история, семь тысяч квадратных метров мозаик! Экскурсовод (кстати, экскурсия входит в стоимость билета) очень увлекательно и интересно рассказывала историю строительства Храма, описывала способ изготовления таких больших мозаик, показала пустующие ниши, в которых вскоре будут находиться отреставрированные иконы. Храм действующий и очень красивый!
        Под впечатлением от увиденного доехала на троллейбусе до Васильевского острова, прошлась вдоль набережной, побеседовала с молчаливыми сфинксами, сфотографировала панорамы противоположного берега, полюбовалась Ростральными колоннами… Возле одной из них шло весёлое представление: ведущая, а с ней несколько зрителей, очень зажигательно танцевали сальсу и бачату…
        А тут и вечер настал, пора двигаться в сторону вокзала. Да-да, всё хорошее когда-то заканчивается. Подошло к концу и моё путешествие. Не хотелось расставаться с этим удивительным городом, его величественными храмами, домами, мостами и Невой.  Да, а что там со Львами? - спросите вы. Могу сказать по секрету: они не хохотали, а улыбались мне на набережной Невы и кивали головами, словно говоря:
        - Молодец, что приехала! Ждём в гости снова!

фото автора