Как работают историки. Часть 8. Духовенство

Валерий Петров 5
Как работают историки. Ч. 8. Духовенство.
Пока есть верующие, должны быть и люди, которые удовлетворяют их потребности. Это сословие называется духовенством. Его задача: осуществлять богослужение, крестить, венчать, отпевать, освящать дома, а теперь и автомобили. Кроме того, священники обязаны заботиться о нравственности прихожан и давать детям первоначальное образование в церковно-приходских школах.
Уничтожая церкви, атеисты ликвидировали очаги культуры. Церковь для села выполняла роль провинциального театра и художественной галереи. Кроме того, для посещения церкви люди старались одеться во всё самое красивое, чтобы и себя показать и на других посмотреть. В церкви узнавали последние новости, ведь газет было мало, да и неграмотных – много.
Церковный колокол сообщал о пожарах и нашествиях.
Согрешив перед богом, прихожане старались купить прощение, делая огромные вклады в церкви и монастыри. Иногда строили храмы за свой счёт и получали право захоронения внутри церковной ограды.
Служители православных церквей делились на белое духовенство, которое служило в церквях (в это сословие входили и члены семьи) и чёрное духовенство, к которому относилось монашество. Первыми священниками были греки, приехавшие в Киев и Новгород из Константинополя. До 1448 г. церковь подчинялась константинопольскому патриарху. Первым русским митрополитом стал Иона.
Священниками назначались люди кроткие, состоящие в церковном браке. Индивидуальное обучение длилось всего 6 недель. Не могли стать священниками холопы, разбойники, лица, задолжавшие деньги и двоеженцы. Духовенство освобождалось от госслужбы и налогов в пользу государства.
Необходимой частью любого праздника было употребление вина, так как оно «веселит богов и человеков». Полное воздержание от вина считалось чем-то необычным. Пьянство, в отличие от умеренного употребления вина, было тяжёлым грехом.
Доходы от торговли и ростовщической деятельности считались несовместимыми с церковной службой. К середине 19 в. в основном завершилось формирование системы учебных заведений для духовенства.
К 1850 г. в России было 4 духовных академии (383 чел.), 47 семинарий (16,7 тыс. чел.). С 1843 г. для дочерей священников открылись епархиальные училища.
«Православное духовенство было, кажется единственной социальной группой в России, систематически вводившей в употребление искусственные фамилии. Эта практика началась в самом конце 17 в. и продолжалась свыше двух веков. Фамилии, как правило, давались в качестве награды или наказания. Так, в Тамбоской семинарии фамилия ученика Ландышева была изменена на Крапивин, так как он плохо отвечал в классе. Случалось, что у шести родных братьев фамилии были разные, а именно: Петропавловский, Преображенский, Смирнов, Миловидов, Скородумов и Седунов.»
(Б. Унбегаун. Русские фамилии. Изд. 2-е. М. 1995, с. 169)
После 1917 года началась массовая замена религиозных фамилий. Например:
Монахов – Майский
Христолюбов – Хрусталёв
Богоявленский - Ленский
 В 1935 году в России было 25 000 церквей, к 1937 году осталось 1277. Только в 1937 году расстреляно 85 300 священников.
Главным справочником по духовенству можно считать «Православную энциклопедию». С 2000 года вышло 42 тома, но издание ещё не закончено.
С сер. 19 в. в 63-х губерниях издаются журналы «Епархиальные ведомости»,
например, «Пензенские епархиальные ведомости». Здесь много места уделяется деятельности местных священников (назначение, награды, переход в другой приход).
Издавались (1765-1917) ежегодные «Адрес-календари» («Памятные книги»). Они были или общероссийские или губернские. Там можно узнать – в какой церкви служил интересующий вас священник.
Любопытно прочитать книгу Ник. Помяловского (1835-1863) «Очерки бурсы». Бурсой называлось общежитие при семинарии.
Список литературы по духовенству можно найти в книге А.И. Раздорского «Справочные издания епархий Русской православной церкви (1861-1915). 2-е издание. СПб. 2011.
Вот ещё несколько книг на эту тему:
Христианство. Энциклопедический словарь. В 3-х т. М. 1993-1995.
За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую православную церковь. 1917-1956. Биографический справочник. М. 1997-2005.
Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. М.1996.
Монастыри русской православной церкви. Справочник-путеводитель. М. 2001.
Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских. М. 1991.
Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. В 4-х т. М.1994-1996.
Православная Москва. Справочник монастырей и храмов. М. 2001.
Список студентов Московской духовной академии. М.1879.
Дубинский А.Ю. Вифанская духовная семинария. Алфавитный список выпускников 1881-1900 годов. (Краткий генеалогический справочник). М. 2002.
То же. 1901-1917 годов. М. 1999.
Дубинский А.Ю. Московская духовная семинария. Алфавитный список выпускников 1881-1900 годов. М. 2008.
То же. 1901-1917 годов. М. 1998.
Матисон А.В. Духовенство Тверской епархии 18 – нач. 20 в.: родословные росписи. В 4-х вып. СПб. 2002-2005. (2093 чел. 22-х родов).

Круг моих научных интересов указан на этом же сайте в статье "Записки библиографа". Там же указан мой электронный адрес. Пишите, отвечу.