Что может сравниться с очарованьем первой книжки?!. В нём и предвкушение, и искушение поскорее окунуться в неповторимый мир её автора. С подобным ощущением, как мне кажется, весьма удачно перекликаются строки, написанные мной незадолго до того, как я открыл рукопись первой книжки Юлианы Лишмановой "Я - частичка бытия". Вот они:
Очарованье первой книжки.
Без трескотни пустых реклам
Она, загадочная слишком,
Свой запах источает нам
Сквозь вековую тайну шрифта,
Канву рифмующихся фраз.
Ведь это именно от них-то
Мурашки по спине у нас.
А невольно вспомнились эти стихи, наверное, потому, что я не обманулся в своих ожиданиях, хотя и мог уже в какой-то степени судить о творчестве Юлианы по разбору её стихов на литобъединении, а также по её публикациям в местной печати и публичным выступлениям перед читателями. Но рукопись... Это своего рода все зёрна в одной горсти. Все взлёты и падения, сомнения и переживания, мучительные поиски и несомненные находки. Ведь не зря же кто-то из мудрых изрёк, что первая книжка пишется всю жизнь, а последующие - в отпущенные на это судьбой годы. Поэтому по ней уже можно почти на все сто процентов судить о том, состоялся ли автор, или, образно говоря, пока ещё "топчется на ступеньке предбанника". Начнём с того, что уже в самом названии книги заложена глубинная суть как мироощущения самого автора, так и его идей, воплощённых в поэтических образах, словах и рифмах, ясно ощущается поэтическое восприятие мира, пропущенное через лирическое "я". Что же касается поэтического кредо, то поэтесса ёмко и чётко выражает его в таких на первый взгляд непритязательных строках диалога матери с сыном, как:
- Что такое - человечность? -
Сын у матери спросил.
- Это, сын, дорога в Вечность.
И, насколько хватит сил,
Всем по ней идти бы надо,
Понимать и сострадать.
Добрым словом, тёплым взглядом
Всем несчастным помогать
И ни славы, ни награды
За дела свои не ждать.
А шла она к такому пониманию смысла жизни через мучительные поиски в любви, мировоззрении, творчестве и гармонии с "этим временным миром страстей". Взять хотя бы любовь:
Казалось, всю жизнь будет литься
Берёзовым соком любовь...
Но:
Чар колдовских прошла пора,
Любовь заблудшая прозрела.
А рядом с ней - а где ж душа? -
Одно бесчувственное тело.
А вот её рассуждения относительно мировоззрения:
Вспоминаем о Боге
Лишь когда тяжело...
Если смерть на пороге,
Если горе пришло.
Но: ...забудем тревоги,
Станем в радости жить...
Только как бы о Боге
В эти дни не забыть.
Пытливая мысль автора этих строк касается и её понимания своего места в жизни и творчестве:
Нет приюта, достатка, успеха
В этом временном мире страстей.
Но с небес разливается эхом
Песнь души бесконечной моей.
Или:
Бывает, что я, неразумная, слабая,
Чужую одежду примерить хочу.
Надевши её, спотыкаюсь и падаю.
Выходит, размер должен быть по плечу.
Но в своих постоянных поисках истины и решения тех или иных проблем, которые ставит перед ней судьба, поэтесса (вот что важно!) печётся не столько "о себе любимой", сколько о судьбе всего мира:
Как узнать своё предназначенье,
Чтоб не зря топтать земную твердь?
В чём найти такое вдохновенье,
Чтоб душою мир весь обогреть?!.
Надо воздать должное Юлиане Лишмановой и как человеку исключительно честному, глубоко ранимому, но при всём этом не лишённому оптимизма, светлого юмора и самоиронии, о чём красноречиво свидетельствует стихотворение "Смак":
Хоть порой тебе и плохо,
Всё со временем пройдёт.
Только вот не стоит охать,
Надо верить - повезёт...
Просто надо научиться
Радость находить во всём.
Сладок мёд, но без горчицы
Мы и дня не проживём!
Подкупает эта способность на, казалось бы, банальном бытовом примере доказать и показать жизнеутверждающую суть своего мироощущения и понимания. Если же говорить о поэтических образах, взятых ею на вооружение, то они, как правило, естественные, как дыхание, ровное, а не прерывистое, и в то же время не затасканные толпами модных поэтов. Близка, на мой взгляд, любому читателю и тематика стихов Юлианы. Это вечные темы любви, природы, человеческих взаимоотношений и нравственности, решаемые ею без набивших оскомину сентенций и нравоучительности, присущих многим начинающим поэтам. Впрочем, если:
Ей не хватало раньше смелости,
Мешали бедность, неуют,-
То теперь - я это уверенно могу сказать - состоялся:
Дебют, по сути равный зрелости,
Подзатянувшийся дебют.
В одном из своих стихотворений Юлиана заявляет о том, что "Бриллиант нуждается в оправе", не без присущей ей самоиронии имея ввиду себя. Что ж, пусть достойной оправой её несомненному таланту и будет эта первая книжка "Я - частица бытия". А тебе, любезный и внимательный читатель, остаётся пожелать, читая её, сделать свои собственные выводы и открытия, если я что-то в этом анализе и упустил. Счастливого прочтения!