Самоцвет без оправы Юлианы Лишмановой

Вячеслав Харитонов 2
   Что может сравниться с очарованьем первой книжки?!. В нём и предвкушение, и искушение поскорее окунуться в неповторимый мир её автора. С подобным ощущением, как мне кажется, весьма удачно перекликаются строки, написанные мной незадолго до того, как я открыл рукопись первой книжки Юлианы Лишмановой "Я - частичка бытия". Вот они:
 
   Очарованье первой книжки.
   Без трескотни пустых реклам
   Она, загадочная слишком,
   Свой запах источает нам

   Сквозь вековую тайну шрифта,
   Канву рифмующихся фраз.
   Ведь это именно от них-то
   Мурашки по спине у нас.

   А невольно вспомнились эти стихи, наверное, потому, что я не обманулся в своих ожиданиях, хотя и мог уже в какой-то степени судить о творчестве Юлианы по разбору её стихов на литобъединении, а также по её публикациям в местной печати и публичным выступлениям перед читателями. Но рукопись... Это своего рода все зёрна в одной горсти. Все взлёты и падения, сомнения и переживания, мучительные поиски и несомненные находки. Ведь не зря же кто-то из мудрых изрёк, что первая книжка пишется всю жизнь, а последующие - в отпущенные на это судьбой годы. Поэтому по ней уже можно почти на все сто процентов судить о том, состоялся ли автор, или, образно говоря, пока ещё "топчется на ступеньке предбанника". Начнём с того, что уже в самом названии книги заложена глубинная суть как мироощущения самого автора, так и его идей, воплощённых в поэтических образах, словах и рифмах, ясно ощущается поэтическое восприятие мира, пропущенное через лирическое "я". Что же касается поэтического кредо, то поэтесса ёмко и чётко выражает его в таких на первый взгляд непритязательных строках диалога матери с сыном, как:

   - Что такое - человечность? -
   Сын у матери спросил.
   - Это, сын, дорога в Вечность.
   И, насколько хватит сил,

   Всем по ней идти бы надо,
   Понимать и сострадать.
   Добрым словом, тёплым взглядом
   Всем несчастным помогать

   И ни славы, ни награды
   За дела свои не ждать.

   А шла она к такому пониманию смысла жизни через мучительные поиски в любви, мировоззрении, творчестве и гармонии с "этим временным миром страстей". Взять хотя бы любовь:

   Казалось, всю жизнь будет литься
   Берёзовым соком любовь...

   Но:

   Чар колдовских прошла пора,
   Любовь заблудшая прозрела.
   А рядом с ней - а где ж душа? -
   Одно бесчувственное тело.

   А вот её рассуждения относительно мировоззрения:

   Вспоминаем о Боге
   Лишь когда тяжело...
   Если смерть на пороге,
   Если горе пришло.

   Но: ...забудем тревоги,
   Станем в радости жить...
   Только как бы о Боге
   В эти дни не забыть.

   Пытливая мысль автора этих строк касается и её понимания своего места в жизни и творчестве:

   Нет приюта, достатка, успеха
   В этом временном мире страстей.
   Но с небес разливается эхом
   Песнь души бесконечной моей.
 
   Или:

   Бывает, что я, неразумная, слабая,
   Чужую одежду примерить хочу.
   Надевши её, спотыкаюсь и падаю.
   Выходит, размер должен быть по плечу.

   Но в своих постоянных поисках истины и решения тех или иных проблем, которые ставит перед ней судьба, поэтесса (вот что важно!) печётся не столько "о себе любимой", сколько о судьбе всего мира:

   Как узнать своё предназначенье,
   Чтоб не зря топтать земную твердь?
   В чём найти такое вдохновенье,
   Чтоб душою мир весь обогреть?!.

   Надо воздать должное Юлиане Лишмановой и как человеку исключительно честному, глубоко ранимому, но при всём этом не лишённому оптимизма, светлого юмора и самоиронии, о чём красноречиво свидетельствует стихотворение "Смак":

   Хоть порой тебе и плохо,
   Всё со временем пройдёт.
   Только вот не стоит охать,
   Надо верить - повезёт...

   Просто надо научиться
   Радость находить во всём.
   Сладок мёд, но без горчицы
   Мы и дня не проживём!

   Подкупает эта способность на, казалось бы, банальном бытовом примере доказать и показать жизнеутверждающую суть своего мироощущения и понимания. Если же говорить о поэтических образах, взятых ею на вооружение, то они, как правило, естественные, как дыхание, ровное, а не прерывистое, и в то же время не затасканные толпами модных поэтов. Близка, на мой взгляд, любому читателю и тематика стихов Юлианы. Это вечные темы любви, природы, человеческих взаимоотношений и нравственности, решаемые ею без набивших оскомину сентенций и нравоучительности, присущих многим начинающим поэтам. Впрочем, если:

   Ей не хватало раньше смелости,
   Мешали бедность, неуют,-
 
   То теперь - я это уверенно могу сказать - состоялся:
 
   Дебют, по сути равный зрелости,
   Подзатянувшийся дебют.

   В одном из своих стихотворений Юлиана заявляет о том, что "Бриллиант нуждается в оправе", не без присущей ей самоиронии имея ввиду себя. Что ж, пусть достойной оправой её несомненному таланту и будет эта первая книжка "Я - частица бытия". А тебе, любезный и внимательный читатель, остаётся пожелать, читая её, сделать свои собственные выводы и открытия, если я что-то в этом анализе и упустил. Счастливого прочтения!