Иосиф

Юрий Лифшиц
Восклицали: «Ай да Иосиф».
Рассуждали: «Ну, и Мария!»
А Иосифу не до расспросов,
что б там люди ни говорили.

Поболтают люди и бросят.
Без того есть заботы у старца.
Молит Бога старец Иосиф,
чтоб с Марией не проболтаться.

Это ж надо такому случиться
(до чего же он, право, доверчив):
он берет себе в жены девицу,
а девица имеет во чреве.

Представал ему ангел Господень
или нет — все одно сновиденье.
Мог ее отпустить он свободно,
ведь не знали про обрученье.

Отпустил бы ее он, конечно,
что она б ему ни говорила,
но ведь ангела вещие речи
подтвердили слова Гавриила.

Ей бы круглые сутки молиться,
услыхавши пророчества эти, —
нет, она поспешила к сестрице,
беспорочной Елисавете.

Ведь под сердцем Ребеночка носит,
ведь вредны ей поездки такие,
ведь смеются: «Ай да Иосиф!»,
ведь судачат: «Ну, и Мария!»

Что такое — благословенна
между женами — что это значит?
Неужели все дело в Младенце,
в том, что Он по-особому зачат?

А когда разрешилась Мария,
тут волхвы набежали некстати,
о какой-то звезде говорили
и топтались возле Дитяти.

Но вели себя тихо и смирно,
не могли на Него наглядеться,
дали золото, ладан и смирну
и шептали: «Царь Иудейский».

Что за Царь? Или Ирод Антипа
нынче разве не царь иудеям?
Вот и вышло бежать им в Египет,
хоть уже прижились в Вифлееме.

А когда они уходили,
как архангел велел, на рассвете,
то услышали вопли Рахили
по своим избиваемым детям.

И, спасаясь от царской ловитвы,
позабыв про ночлеги и брашна,
совершал Иосиф молитвы,
ведь в дороге особенно страшно.

И опять непонятные речи:
смутный слух о возлюбленном Сыне
и молва о каком-то Предтече
и слова «Отпущаеши ныне».

Что Иосиф-то знал? Очень мало.
И какой бы поведал пергамент,
что жена Богородицей стала,
что Сыночек Спасителем станет?

Что и сам он — Иосиф-обручник,
а не просто — плотник Иосиф?
Может, для человека и лучше:
не выдумывать лишних вопросов,

жить несуетно и без фальши,
ни о чем потом не жалея,
и не ведать, что будет дальше
ни в Египте, ни в Иудее?

А сейчас уходить торопливо
и не думать про райские кущи,
не мечтать о жизни счастливой,
разве только о хлебе насущном,

принимать все как есть, без изъятья,
исполнять свое назначенье
и не знать о грядущем Распятье,
Воскресении и Успенье...

16 февраля 2015 — 10 сентября 2016; 31 марта 2017