Глава 23 Возвращение в Америку

А.Назаренко
(черновик)
Сообщения о глубоком религиозном пробуждении в Великобритании опередили Мистера Муди , возвращавшегося в Америку,  поэтому здесь он стал известен не менее, чем в Англии. Когда он покидал страну, более двух лет назад, то круг  его известности был сравнительно не большим, ограничиваясь сотрудниками по Воскресным школам и друзьями из Христианской Ассоциации для молодёжи. В Чикаго его имя было известно более, чем где-нибудь, но основная часть общества мало знала о его работе. Поэтому можно было сказать так, что Мистер Муди был представлен Америке Великобританией, как и в свою очередь, он представил некоторых Англичан их же стране.
Сразу после своего возвращения, он получил несколько приглашений в ведущие города Америки. Некоторые были высланы ещё до того, как он покинул Лондон. В некоторых местах общины запланировали целую серию собраний,  и приглашали его возглавить их проведение. Это должно было приняться с великой благодарностью и пониманием всей ответственности за столь яркое и скорое приветствие, поэтому он, повинуясь своей природной скромности и опыту, отклонил все эти  приглашения, ожидая в себе особого Божиего водительства на будущее.
По приезду в Нью-Йорк, Мистер Муди с семьёй  сразу отправился в Нордфилд, чтобы провести несколько недель в обществе своей мамы, которая была уже в преклонных годах. Здесь много времени оп употребил на тщательную подготовку работ в предстоящую зиму.
Утренние часы он отдавал чтению Библии и подготовке к проповедям, т. к. за границей у него не часто выпадала возможность собрать и подготовить нужный материал.
В это же время он купил маленькую ферму, которая позже, стала его домом.
Участок в 12 акров, который не был плодородным, как раз прилегал ко двору матери. Он продавался за небольшую цену. Его то и купил Мистер Муди, для того, чтобы семья имела возможность проводить летние каникулы возле бабушки. Несколько раз, летние месяцы он проводил в этом деревенском доме, где мог спокойно заниматься, готовясь к нелёгкой работе зимой. Со временем, дом в Нордфилде стал привлекать его больше и больше, и теперь, вместо того, чтобы быть центром успокоения, он стал главной ареной его величайшей работы, которая не стёрлась годами.
Убедительные приглашения провести собрания в различных городах Америки догнали его и в Нордфилде. Между ними, было одно из Вашингтона, которое привёз Почтенный Доктор Джон П.Ньюмэн, командированный пасторами, с целью, получить положительный ответ на вопрос:
«Возглавите ли Вы компанию в Вашингтоне этой осенью?»
Доктор Ньюмэн застал Мистера Муди за его текучей, фермерской работой. Он со вниманием выслушал высокого пастора, который впоследствии стал пресвитером Методистской Епископальной Церкви, но он не готов был дать определённый ответ сразу.
« Я ещё не знаю, где проведу первое собрание. Я жду, куда буду поведен» - Это было всё, что он мог сказать.
Доктор Кайлер из Бруклина так же посетил Нордфилд, чтобы услышать прямо из уст Мистера Муди о захватывающей истории, которую Бог совершил в Великобритании. Два друга откровенно говорили о собраниях за границей и о тех, которые должны были скоро пройти и здесь, в Америке.
« За деревенским  столом его уважаемой матери», - писал Доктор Кайлер – «он подбил некоторые итоги своей практики».
Когда я спросил его,  кто помог ему больше всех, он ответил: «Доктор Эндрю А. Бонэр и Лорд Кэирнс. Первый помог мне намёками из Библейской истины для моих выступлений; второй, тем, что часто приходил послушать меня, потому что люди говорили. Если Лорд Канслер пришел на собрание, то нам лучше прийти тоже. Он бы мог добавить, если бы подавил свою скромность, что этот Кэирнс говорил, что он (Муди) дал ему новую  концепцию проповеди»
« На другое утро Муди сказал мне, что так как он не имел в своей юности достаточного образования, то хотел бы организовать в Нордфилде школу с христианским уклоном для местных мальчиков и девочек . И смотрите! Каким хорошим деревом разрослись это твёрдые к прорастанию  семена,  и как Бог питал их влагой!  Много других воспоминаний толпится вокруг меня, но я придерживаю своё перо, потому что, если все друзья начнут писать, что они понят и знают, то издание получится таким, что образуется целая библиотека.
В одном я уверен, что если другая книга о Деяниях,  исполненных веры апостолов,  будет написана, то большей её частью, о  трудах христиан девятнадцатого века, будут описания  работы по спасению душ, которую провели Чарльз Х. Сперджен и Дуайт Л. Муди».
Другой посетитель, кто дал и получил великое благословение, был Мэйер Виттли, его бывший компаньон и сотрудник в продолжение всей жизни. Несколько лет  назад, по дороге домой, после собрания в его Скинии,  в Чикаго, остановившись возле фонаря, где их дороги разделялись, мистер Муди открыл свою Библию на 2-ом послании к Тимофею, 4 главу.  И,  в ответ на вопрос, который задал его друг -  «Что надо сделать, чтобы поднять людей?»,  прочёл слова: «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием»,  добавив: «Это наше поручение, Виттли»
После этого ничего не было сказано, но это стало для друга убеждением, которое с тех пор никогда его не покидало, что Бог призывает его к проповеди в какой-либо форме.
«Когда я смотрю в прошлое», пишет Мэйер Виттли – «Это было ярким проявлением присутствия Святого Духа от Господа и я благословляю Его за Его милость в том, что Он послал этот призыв мне через Мистера Муди.»
Следующая выдержка из дневника Мэйера Виттли, за сентябрь 1875 года, описывает жизнь в Нордфилде,  день за днём, во время подготовки к первой сессии по Благовестию в Америке:
«Блисс и я получили письмо от дорогого Муди, чтобы мы срочно приехали в Нордфилд штата Массачуссетс, для решения вопросов по работе в предстоящую зиму. Мы выехали из Чикаго вместе, в понедельник вечером, 6-го сентября. Приехали в Южный Вернон, в Вермонте в среду, днём. Дорогой Муди Был на станции с дилижансом и встретил нас с большой радостью. Мы расстались с ним в Чикаго два года назад. С тех пор, он был употреблён, чтобы возвысить христианский мир, приведя тысячи душ ко Христу. И, чтобы повысить уровень, как он сделал с Блиссом и со мной, нужно было встать и идти в виноградник.
«Я люблю его и уважаю, как никого другого на земле. Для меня он был,  на протяжении многих лет,  человеком, исполненным Духа Святого. Сейчас я видел его возросшим в сознании и силе, и в способности говорить  более веско,  глубже и убеждённее. Он полностью и насквозь  был уверен, что всё это от Бога. Молясь вместе с ним, я видел его смиренным пред Богом, как ребёнка. Работая с ним, я увидел, что пред людьми он смел, как лев. Ни сомнения, ни унижения, ни стеснения;  в разговорах со знатными он выступал, как посол всемогущего Бога»
«Две недели мы провели в этом прекрасном доме на горе, у своего друга. Мы встретили его вдовствующую мать, троих из его братьев, его жену и детей. Мы стали частью его семьи  и посетили некоторые места его детства. Были на горных лугах, где он пас коров и собирал ягоды и орехи, и где провёл последнее воскресение,  наедине с Богом, перед тем, как отплыть в Англию, для своего памятного визита.
« Вместе с ним мы побывали на обеде у его дяди  Кируса, за речкой Коннектикут. И когда мы пересекали поток и наблюдали как бы качающиеся берега и голубые подножия гор, Блисс и Сэнки запели вдвоём -  «Только ждём лодочника» и «Есть страна, чистая и прекрасная». Муди помогал паромщику, но  всем казалось, что идём очень медленно. После  третьей или четвёртой песни Сэнки,  мы оглянулись и заметили, что Муди тянет канат назад, а паромщик – вперёд. Он хотел, чтобы эти прекрасные песни слышал подольше не только он, но и паромщик. Так и получилось. Этот работник оказался другом детства и с удовольствием имел с ним разговор. Муди восхищался стойкостью Сэнки и позже, от сердца смеялся над нами.  В песне «Греби к гавани» мы соединились все  и, строго следя за Муди,  достигли берега, с последним куплетом.
«В один прекрасный день, мы взяли продукты в корзинки и поднялись на самый высокую гору, в расстоянии четырёх – пяти миль, и имели там чудесный пикник. Приятно было смотреть на долину Коннектикут, на многие мили вдаль. Селение Нордфилд лежало у наших ног,  Браттлборо – как раз на север,  а вокруг нас были старые гранитные горы.
Самая крупная здесь гора, Монаднок, была  справа, если смотреть на долину. На этой горе Муди спросил нас, какая из библейских гор нам дороже всего. Для него – самой дорогой была гора в Галилее,  где Христос  встретился с учениками после Своего Воскресения. (Матфея 28,16 – «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,) Блисс и Сэнки, оба, назвали гору Преображения, Самуил Муди – гору, где Христос произнёс Свою проповедь о блаженстве,  Джордж Дэвис – Голгофу,  я назвал – Елеонскую. Мы имели прекрасное время для молитвы на этой горе, прося силы на предлежащую работу и славя Господа  за дарованную возможность  иметь встречу  с Тем, Кто некогда встретил учеников на дороге в Галилее
«Остаток дня я провёл с Муди, проезжая по долине до Варвика . Это была  самая прекрасная поездка .  Потом – вернулись в Нордфилд. Муди много рассказывал мне о своём опыте в Великобритании. Я спросил его, не был ли он когда-либо побеждён нервозностью или стеснением , занимая такую позицию. Он сказал: «Нет»,  потому что Бог нёс его в продолжении всего пути, в то время, как работа росла. Он не сомневался, что если бы ему пришлось заранее знать, что происходило здесь до него, то страх бы объял его. Зато теперь, когда он озирается назад, он понимает, что ему пришлось повторить опыт Иеремии, когда Бог дал ему медный лоб, чтобы выступать перед народом. Он настолько явно ощущал присутствие Бога, во время собраний в Лондоне, что все люди – лорды, епископы, пастора и все другие, кто бы там ни был, были, как саранча.
« До прибытия в Лондон он волновался, что весь запас его проповедей и Библейских примеров может иссякнуть, потому что всё было записано и вышло в печать. Повторять свои послания и проповеди было не удобно, но ничем нельзя было помочь. Поэтому, я закрывал глаза и выходил вперёд,  доверяя всё Богу. Он говорил, что сравнительно не большую долю времени, посвящал тайной молитве. Но ему не приходилось испытать облегчения своего бремени перед Богом. Он и не стремился к этому. Его работа держала его в духе молитвы и в полной зависимости от Бога.  И он полностью отдался этой работе. Целый год и даже более, перед тем, как покинуть Чикаго, он постоянно горел и взывал к Богу о ниспослании ему силы.  Кроме того, он всегда имел несколько человек, собравшихся для молитвы на пол дня. Они молились, взывали и плакали перед Богом о крещении Духом Святым. Сейчас он,  как похоже, не был в этом состоянии.
«Пока я был с ним, мне хотелось решить  некоторые и свои вопросы, но он был  в состоянии человека, который  только что прошел трудный путь и сейчас полностью отдался в руки Господа. Получив крещение Духом Святым, он пребывающим под Его руководством полностью. Его молитвы были сейчас по-детски простые, полные веры, смирения и ожидания, что Бог не смутит его. Это смотрелось, как взаимопонимание, установившееся между слугой и господином, где нужда в длинных объяснениях или повторениях, отпадала.
Во время нашего пребывания у Муди, в Конгрегационной церкви,  служения проходили каждый вечер. Результаты были благословенны. Все жители приходили на собрания. Кроме них, сюда собирались люди из окрестных городов. Дорогая мама Муди и двое его братьев, сосотящие в Унитарианской церкви, так же были много благословенны. Я всегда останусь благодарным Богу за этот опыт, который имел в течение двух недель. Много братьев из различных частей страны  посетили нас за это время. Между ними был Стюарт из Филадельфии; Ровланд,  Додж и МакБурни из Нью-Йорка; Ремингтон , из Фалл Ривера;  Муре из Бостона;  Фаербранкс из Вермонта и другие.
« Пока мы были вместе, то подбирали и комплектовали книгу гимнов для общего использования. Так же, мы согласились, что надо распределить силы на различные части страны, а не работать где-то локально. Мистер Муди очень хотел уже отдохнуть  в деревне от пресса своей работы .  Хотя значительную часть времени он провёл, работая в больших городах, его тянуло к природе, к той атмосфере,  где он вырос. Это придавало ему сил. Покрытые зеленью и цветами холмы вливали в него здоровье. После этого он готов был опять работать, исполненный жизни и энергии