за наше счастливое детство

Людмила Марковна Петрова
          - " Спасибо Великому Сталину
                за наше счастливое детство! "-

           Один из лозунгов сталинской эпохи.

Непонятно- наступило утро или продолжается ночь: Густая вязкая темень,от морозного воздуха слипаются ноздри,трудно дышать. Воет метель,ветер сдувает с обледеневшей осенней грязи снег-чернота внизу, темень вверху. Мы идём в школу. Нас человек шесть,мы теснимся друг к дружке-так кажется теплее.Молчим- замёрзшими ртами говорить трудно. Путь пересекает широкая дорога в наледи с полосками снега в колеях. Мы замедляем шаги и останавливаемся- справа по дороге надвигается плотная чёрная колонна,это ведут на стройку заключённых. Конвоиры,увидев нас, командуют колонне "стоять",мы переходим дорогу. Уже близко и мы торопимся поскорее дойти-школа новая с паровым отоплением, с новенькими партами,пахнущими свежей краской. Школу нам построили заключённые. Здесь всё строится ими: заводские посёлки с деревянными бараками,одноэтажными,низкими с общими длинными ,грязными коридорами, будущий нефтеперерабатывающий комбинат,городок нефтяников,больничный городок... В газете "Сталинец" пишут- комсомольская стройка. Но мы всё знаем,мы к вранью привыкли и молчим. Молчим потому что ещё не умеем понять правду,тем более сказать. Мы, промёрзшие в бараках, в кое- каких продуваемых насквозь пальтишках и обувках, очень любим школу- там тепло, светло, красиво и есть буфет где можно купить пирожки с повидлом.
В школе наша мама, она преподаёт математику,она уходит в школу раньше нас,чтобы подготовиться к уроку, мы с братом идём позже  со всеми ребятами.
Мы приехали в этот город с Крайнего Севера. Этот город...Мама радостно сказала нам, когда кончилась война- "Скоро поедем на юг!" И мы поехали. "Югом" оказалась мамина родина, г. Омск. И вот теперь мы на этом "юге" с печалью вспоминали Север, тёплые,добротные дома из круглых,пахнущих смолой брёвен,ягушки и малицы из оленьего меха,кисы*... А здесь "на юге"-промёрзшие бараки, обледенелые дороги, скудная еда и холод, холод...и эти длинные чёрные колонны людей в одинаковых робах с номерами...-"ЗК".  К весне мы переехали из барака в новый  деревянный двухэтажный домик на восемь квартир , недалеко от школы, но чтобы дойти до неё приходилось обходить огороженные заборами с колючей проволокой и сторожевыми вышками, зоны, где заключённые продолжали возводить будущий Городок Нефтяников с многоквартирными домами, школами, библиотеками, с Дворцом Культуры...
- "Комсомольская стройка". Теперь мы шли в школу вдоль заборов из колючей проволоки и старались не встречаться взглядом с глазами заключённых-было очень стыдно- год уже был 54-й, я уже прочитала самиздатский "Один день Ивана Денисовича",уже не верила газете "Сталинец",автоматом(без всякой идейности) носила комсомольский значок и читала,читала...просто заглатывала всё что читать было нельзя. "Нельзя" и "Не верить"- было в уме, в сердце и даже,казалось, в крови-пережитое и увиденное в детстве навсегда остаётся в памяти и не прощается,это я знаю точно. Я не простила, не забыла и мечтала- " Уехать,уехать!"
из этого города, от этой действительности, от лжи и лицемерия, от постоянного унижения этой ложью,притворством и лицемерием. Тогда мне ещё казалось, что где-то всё-таки есть место где нет всего ЭТОГО. Блажен кто верует.
Я всё-таки дождалась,меня спас выпускник Высшего Общевойскового Командного Училища,который думал как я, видел моими глазами,читал те же книги. У него диплом был с Отличием и его после Училища отправили служить в Группу Советских Войск В Германии. Вот там, с ним я отогрелась душой,поняла что есть- "МОЖНО", "НУЖНО" и -"ВЕРИТЬ". Я  больше не смогла вернуться в места, где мне когда-то было стыдно смотреть в глаза людям с номерами на робах.


** Одежда народов севера из оленьего меха.