Рецензия на «Какое чудо Ваш экспромт, Санто!» (Сан-Торас)
http://stihi.ru/2022/01/10/1671
____Санто, скорее всего для Вас моя просьба покажется глупой, но тем не менее, если Вам не трудно, расскажите более подробно о репунсиве(репунсии) - так как Вы рассказывали о японской поэзии( по-моему о хокку). Заранее спасибо.
Аркадий Нордон 17 21:17.08.2016
.
_______Приветствую, Аркадий!
Ваша просьба, мне не только не кажется глупой, а напротив - кажется разумной,
глупо - проходить мимо непонятных вещей, даже не пытаясь
уяснить их смысл!
Тем более, что понятие репунсив - в инете не прогулить,
я сам формулирую то, что означает этот термин и этот жанр.
В этимологическом смысле репунсив – repugnance – брезгливость,
repunching – перепробивание устойчивых понятий – перфокарт мозгов.
Т.е. система образов, стилистика, синтаксис, и семантика смещены.
Эта «сломаность» очевидна для читателя и привлекательна,
как психоэффект в законах жанра.
По сути, этот прием работает, как усиление воздействия на читателя.
А использование анаколуфов, оксюморонов и эративов, превосходно
разработано в классической литературе, весьма, репунсивно.
___Анаколуф, в прямом смысле, означает непоследовательность.
— это риторическая фигура в неправильном грамматическом согласовании слов.
А именно - пропуск слов, для сокращения или оживления речи:
"Душу растопчу, чтоб большая"_____ Маяковский.
Или Крылов, к примеру, санаколуфил:
«Стой, братцы, стой! Ведь вы не так сидите! »______ "стой не так сидишь! __абсурдистика.
Чехов:
«подъезжая к станции. у меня слетела шляпа.» _______ "шляпа слетела подъезжая" – несуразица.
Анаколуфы бывают случайны только у дилетантов, но у мастеров словесности они и есть мастерство - игра художественного образа.
Ибо на самом деле этот прием требуют знания, языка, чувства речи, мобильности
и изобретательности.
Что означает термин - Эрратив - это текст, построенный на преднамеренном нарушении орфографических правил:
Даю фрагмент из предсмертного письма Маяковского:
Инцидент исперчен – любовная лодка разбилась об быт
И не к чему перечень взаимных болей, бед и обид______ (Всё привожу по памяти –
могу где-нить и промахнуться)
Инцидент исПЕрчен – вместо исЧЕРпан – художественный эрратив.
И наконец - мой любимый Оксюморон – это обворажительное сочетание несочетаемых слов и понятий.
Вдумайтесь в каждую строчку моего экспромта и найдете множество оксюморонов:
___ОКСЮМОРОНОВОЕ___
Достану спрятанный сундук,
Как добрый бес и лютый друг,
Тебе - окром меня ничей,
Открою тайный смысл вещей! -
Чистейшей правды вкус похож
На горькую с перчиной ложь,
Как дождь - на засуху, как зной
Похож на холод ледяной.
Как безграничное добро -
На равнодушное зеро,
Голубизна озёрных глаз -
На черный, угольный алмаз.
Как всепрощающий терпёшь -
На безразличие похож!
Как яд - на благостный бальзам,
Простолюдинка - на мадам!
Небесный гром - на тишину,
Младенца прядь - на седину!
На утешителя - палач,
На смех - рыдания и плач!
Как жизнь - на смерть! Мир - на войну!
Ярчайший свет - на темноту! -
И вор на ангела похож,
Как на любовь - летящий нож.
Классические осксюмороны для примера:
Это: "Вечно молодые старики"
или название романа Толстого
«Живой труп»
Кинофильм - "Плохой хороший человек"
Выражал эти мысли по-разному и в прозе, и в стихах:
И пока язык мой путем эмпирическим не свяжет стопарик вискария -
Наслаждайтесь оргазменно-эстетически риторикой моего глоссария!
Моим репунсивом анаколуфным, олбанью - до звезд и транса! -
Не прячьте головы в страхомуфты от когнитив-диссонанса!
Кому непонятно - не буду заботиться! Пусть о себе позаботится каждый!
Пусть мозгом своим сам изворотится, осмыслить продукт бумажный!
«Когнитивный диссонанс» – это дискомфорт, противоречие, которое
испытывает человек между своими представлением о добре и справедливости
и устоявшимся порядком, существующей реальности в мире.
.
А судьба в отрепанных одеждах,
Сделав ретроградный реверанс:
– I am sorry, распахните вежды! -
Разбивает Счастье об Надежды
Вечный когнитивный диссонанс!
.
Что же касается олбани – отдельная, очень увлекательная тема – но всего не отхватить в одной рецензии, хотя всё настолько взаимосвязано, что без одного
немыслимо другое:
Без анаколуфа, оскюморона, эрратива не понять репунсива:)))
А репунсив – от слова репа – башка - это душа психоделики,
душа всей психоделической поэзии:
"как больно, милая, как странно раздваиваться под пилой"
Е.Е.
Настоящая психоделика включает два основных компонента:
экспрессию и трансфиксию.
Этому также подчинена религиозная литература.
Она высасывает мозг, несмотря на логическую несуразность!
«Ходит по воде, кормит толпу одной рыбой».
С точки зрения поэтики, психоделика – это метод создания произведений, ориентированных на более высокую степень взаимодействия с читателем.
Неудивительно, что большинство не понимает, что такое репунсив,
психоделика, пси-энергия, ибо мыслят ортодоксально.
И ладно - им это не важно!
Но для людей творческих, полагаю – не-об-хо-ди-мо!
Поверьте мне - ИСКУССТВУ НЕ НУЖНЫ:
ПРИМИТИВЫ, ОРТОДОКСЫ, РЕТРОГРАДЫ и КОНСЕРВАТОРЫ!
И как бы окололитературные деятели не пытались просочиться
в элитарные сферы духа, со своими инертными, скучными и неинтересными банальностями - им там нет места!
Кроме того - эти ревнители нашего языка в том объёме в каком они знают,
тупо тормозят его развитие!!!
Ещё сравнительно недавно русский и английский языки имели, примерно,
одинаковый словарный запас, а сейчас в последнем издании русского
орфографического словаря напечатано около 150 тысяч слов, а английский
язык, в наше время, насчитывает уже более миллиона слов!
- Что же нужно делать, чтобы русский язык не стал изгоем среди других
языков?!
- Да просто не бояться изобретать новые слова и термины!
И если одни на это не способны, то нечего мешать другим,
но разве корректоры, редакторы, и прочие языковеды позволят экспериментировать
они спустят всех возможных и невозможных собак, на любую идею!
и тупо будут держатся за то, что им знакомо, отметая все новое, непривычное... Как это скучно!
В свое время и Маяковского, и Хлебникова не принимали, будучи
не в силах преодолеть собственную, рутину и штампы мышления.
Поэтому экспериментальную лингвистику, к которой относится репунсив и психоделика, обыватели воспринимают как нарушение филологических инструкций.
Это, довольно нелепо, особенно в области поэзии.
Ибо новизна и самобытность, являются главными элементами, определяющими
ценность творчества, вознесенного в степень ИСКУССТВА.
Разумеется не всем дано в нетрадиционной лингвистической ориентации
прорабатывать вопросы эволюции языковых форм и экспериментировать в филологии,
выходя за границы устоявшихся речевых норм.
Но ведь репунсив, как и сама психоделическая литература, гораздо старше того, что я теоретизировал.
Репунсив - это и великолепный Маркес – особенно его «Сто лет одиночества» и
«Осень Патриарха».
Это и гениальный Платонов – «Чевенгур», «Котлован», и мистический
Андреев «Роза Ветров» и одухотворённый Ричард Бах - «Чайка по имени Джонатан Линвенгстон», и «Лезвия бритвы» Ефремова, и «Барьер» – Павла Веженова,
и обожаемый мной «Межзвёздный скиталец» Джека Лондона,
и, конечно, «Черный Монах» классического Чехова, и мн. др.
Множество сакральных, психоделических строк у Пастернака:
.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
.
У Мандельштама:
.
«Художник нам изобразил глубокий обморок сирени».
ИЛИ:
.
Но чем внимательней твердыня Нотр-Дам,
Я изучал твои чудовищные ребра -
Тем чаще думал я, из тяжести недоброй
И я, когда-нибудь, ПРЕКРАСНОЕ СОЗДАМ!
.
У Блока:
.
« И перья страуса склоненные в моем качаются мозгу»
.
У Марины:
.
Господи – душа сбылась – умысел твой самый тайный!
.
Не так просто уловить, на чем строится зависимость от пси-ходелического текста.
Я назвал эту связь:
«ОБРАТНАЯ ДОРОГА».
Что собой представляет этот эффект?
– Текст после ознакомления, постепенно притягивает так же,
как обратная дорога – потому что назад легче ехать, чем двигаться вперед.
Обратно всегда быстрее добираешься!
Почему?
– Дорога знакома!
Мы выбираем знакомые пути, и в духовном, и в физическом смысле.
После чтения психоделические тексты становятся обратной дорогой.
Или знакомой.
Они воздействуют как феромоны!
Не каждый может проанализировать, что происходит, но притяжение чувствует каждый.
_- Что такое пси-хика, психоделика? - Это энергия ПСИ.
Т.е. жизненная энергия, запас жизненной силы.
Иначе ее называют прана.
Она имеет различные свойства и качества.
У одних слабая энергетика, у других сильная.
В чем это выражено?
ЭНЕРГИЯ ПСИ РАБОТАЕТ КАК БАТАРЕЙКА.
Но, обладающая высокими вибрациями Энергия Пси, как правило, характерна для духовно развитых людей.
Люди, настроенные к миру агрессивно, враждебно, имеют низкую вибрационную структуру.
Человек рождается с определенным запасом пси энергии.
Её силу можно рассчитать с помощью нумерологической матрицы.
Чем "занимается" Энергия пси? –
Она запечатлевает образы на уровне космической субстанции.
Это и есть информационное энергетическое поле.
Энергия пси – это синтез всех нервных излучений.
Как она рождается? - Как взаимодействует?
Представьте, что каждая клетка – это батарейка.
Если взять обычную батарейку, то в ней найдешь элементы:
кислоту, щелочь, металл и углерод (это графит).
Центр батарейки – графитовый стержень.
Корпус – металлический.
Внутри находятся кислота и щелочь.
При взаимодействии кислоты, щелочи и металла образуется соль и освобождается энергия.
Эта энергия, фокусируясь на полюсах стержня, дает плюс и минус заряды (положительные и отрицательные) ТАКИМ ОБРАЗОМ ЭНЕРГИЯ ЗАРЯЖАЕТ!
Но это касается батарейки.
А в биопроцессах, т.е. в биологическом представлении, как образуется
ЭНЕРГИЯ ЧЕЛОВЕКА?
Энергию продуцируют клетки! И каждая клетка работает как эквивалент батарейки.
- ПОЧЕМУ?
Потому что именно клетка имеет все аналогичные элементы.
Но графит в клетке представлен в виде оболочки, а не стержня,
т.к. оболочка тоже углеродная.
Внутри клетки есть кислота, щелочь и железо в виде эритроцитов.
А железо меняет валентность:
с двухвалентного, на трехвалентное, в результате чего освобождаются электроны.
Так же происходят изменения в клетке, связанные с эритроцитами, когда они соединяются либо с кислородом, либо с углекислым газом.
Взаимодействие кислот и щелочей в этой реакции, так же как в батарейке, сопровождается накоплением солей!!!
(которые откладываются в суставах, там где сухожильные рефлексы это
включает нервные окончания;
Все знают эту докторскую фишку: молоточек по коленке- бах - ножка взлетела. :)
Слияние энергий клеток дает энергию органам.
А слияние энергий органов дает энергию организма.
Эту энергию можно накапливать увеличивать, а также растрачивать.
Так работает энергетическая структура.
Я просто показал, откуда берется, как развивается, из чего складывается
понятие пси-энергия.
Как по мне - писиходелику, репунсию и прочее – надо усваивать постепенно - вникать в суть вещей, расти духовно и обогащаться не поверхностными пластами субкультур, а глубинными, внутренними течениями всей культуры изящной словесности.
И я не в коем случае, не настаиваю что это нужно всем – но те, кому это интересно – близки мне, как люди Родственного Духа)
Очень быстро ответил - некогда перечесть - где промахнулся мимо букаф,
так уж и будет:)))
С добром, Санто.
Сан-Торас 17.08.2016 22:31
______Спасибо за быстро, пока поперевариваю )))
Аркадий Нордон 18.08.2016 07:15